Приглашаем посетить сайт

ЛУКИАН (ок.120-180)

ЛУКИАН (ок.120-180)

В творчестве Лукиана нашли отражение все симптомы идеологического распада верхушки античного общества (измельчание философской мысли, рост суеверий, бессодержательность литературы) и подверглись беспощадной критике.

Сириец, уроженец Самосаты на Евфрате, сын бедного ремесленника, он в своих “Сновидениях” описал свое детство. Учился у дяди-скульптора, разбил мраморную плиту, был побит дядей и бежал. Обучался риторике, плохо знал греческий язык, учился, был в Риме, в Галлии, стал известным адвокатом, “Прометеем красноречия” и вернулся на родину.

В 60-х годах П века Лукиан переезжает в Афины, увлекается философией, причем критически. Здесь он подражает своему знаменитому земляку, сирийскому кинику Мениппу, которого иногда выводил в своих произведениях в качестве действующего лица. Он то спускался в преисподнюю (“Путешествие в подземное царство”), то взлетал на небо (“Икароменипп”). Известны антирелигиозные сатиры Лукиана, антифилософские: к концу жизни он стал ближе к эпикурейству и нападал на киников (“Продажа жизней”, “Рыбак”, “Пир”, “О состоящих на жаловании”).

Сатира Лукиана при этом не очень глубока, она изящна, остроумна, разнообразна. Ни философы, ни олимпийские боги не принадлежали уже к сильным мира сего. Последние годы Лукиан провел на императорской службе, на видном посту в канцелярии наместника Египта.

Лукианом. Его “Правдивая история” служила прообразом для Рабле и Свифта. Сервантес считал его своим учителем.