Приглашаем посетить сайт

Мифология и фольклор

Мифология и фольклор

Античное художественное творчество было связано с двумя источниками – мифологией и фольклором. Огромную роль в развитии античной литературы сыграла мифология. Предметом мифа являются происхождение мира, небесных светил (названных римскими эквивалентами имен богов) и явлений природы – космогония, и богов – теогония.

Из огромного количества греческих богов наиболее почитаемыми считались 12 “олимпийцев” (обитавших на горе Олимп). Первые шесть богов – братья и сестры Зевса – составляют “олимпийской пантеон”:

Зевс-громовержец (римск. Юпитер) – царь богов,

Гера (римск. Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница сил природы, брака и супружеской любви.

Гестия (римск. Веста) –сестра Зевса, богиня домашнего очага.

Деметра (римск. Церера) – сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия

Посейдон (римск. Нептун) – брат Зевса,бог морей

Аид или Гадес (римск. Плутон) – брат Зевса, бог подземного царства.

Следующие шесть богов – молодые боги:

Арес (римск. Марс) – сын Зевса и Геры, бог войны. Имел от Афродиты сына Эрота (римск.Амур)

Гефест (римск. Вулкан) – сын Зевса и Геры. Бог-кузнец, покровитель ремесел.

Гермес (римск. Меркурий) – сын Зевса и Майи, бог-вестник, покровитель дорог, торговли, магии.

Афина (римск. Минерва) – дочь Зевса и Метиды, родилась из головы Зевса. Богиня мудрости, покровительница и патроним Афин. Эпитеты: Варвакион (воительница), Паллада (покровительница городов) и Парфенос (девственница)..

Аполлон (римск. Аполлон и Феб) – сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Покровитель искусств, его обычно сопровождают девять Муз: Терпсихора (муза танца), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Евтерпа (лирич.поэзии), Эрато (эротич. поэзии), Каллиопа (эпическ. поэзии), Полигимния ( пантомимы), Клио (истории), Урания (астрономии).

Артемида (римск. Диана) – дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Покровительница девственниц.

(сыне морской богини Фетиды и царя Пелея). Герои были наделены почти божественным могуществом, однако, в отличие от бессметных богов – были смертны. Исключение составляет сын Зевса и смертной женшины Семелы, “вторично” рожденный из бедра Зевса и, поэтому, признанный богом Дионис (римск. Вакх или Бахус) – бог плодородия, виноградарства и виноделия.

Вторым, помимо мифологии, источником античной литературы является фольклор, т.е. устное народное творчество, представленное песнями – календарными, трудовыми, обрядовыми (напр. гименей или эпиталамий, плач), культовыми (гимн, молитва) и эпическими сказаниями, передаваемыми устно из поколения в поколение, и записанными около VI века до н.э., с появлением письменности. Хранителями этих эпических преданий являлись аэды, т.е. сочинители, о который не сохранилось никаких сведений, и рапсодами, т.е. ”сшивателями”, которые соединяли существующие сказания в поэмы, придавая им литературную поэтическую форму. Первобытная поэзия имеет две особенности: 1. выражение коллективных чувств и представлений и 2. синкретизм (термин акад. Веселовского).

Поэмы исполнянись под аккомпанемент арфы или лиры, на пирах или народных собраниях. Ударение в древнегреческом языке были не силовым, а мелодическим (голос повышался на ударном слоге), поэтому принято говорить о “пении” поэм сказителями. Поэмы об’единялись в киклы (циклы) вокруг какого-либо исторического события (кикл об аргонавтах, троянский кикл), событий в одном городе (Фиванский кикл), личности главного героя (кикл о Геракле, о Персее).

Наиболее известным и разработанным в дальнейшей литературе является кикл о троянской войне.