Приглашаем посетить сайт

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ПРОЗА. РОМАН

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ПРОЗА. РОМАН

Эллинистическая эпоха дала новые повествовательные жанры (в классическую эпоху была только историография), а в римскую эпоху проза почти вытеснила поэзию.

Возникает роман, жанр о приключениях одного или двух главных действующих лиц. Полнее всех сохранился греческий любовный роман. Целиком дошли “Хэрей и Каллирея” Харитона (I-П вв.), “Дафнис и Хлоя” Лонга (П-Ш вв), “Эфиопская повесть” Гелиодора (Ш в.), “Левкиппа и Клитофонт” Ахилла Татия (Ш в.).

По сюжету они однотипны: юноша и девушка влюбляются, женятся или тайно обручаются, иногда бегут, если родители против. Такова завязка. Далее – они разлучаются, один из них попадает во власть разбойников, другой ищет, находят друг друга, потом снова разлучаются. Приключения стандартизированы: буря, кораблекрушения, плен, рабство. Иногда встречается мотив мнимой смерти. Все несчастья – капризы судьбы. Обычная концовка романа – счастливая развязка.

“Дафнис и Хлоя” Лонга – наиболее законченное произведение. Действие происходит в буколической атмосфере, где пастушеские божества в трудный момент приходят на помощь героям.

плен, кораблекрушение. Заканчивается роман благополучно, родители “узнают” своих детей и женят их.

Роман вызвал в средние века массу подражаний в жанре пасторального романа, прообразом которого он явился.

При решительном преобладании прозы поэзия оставалась, хоть и на П плане, непременным атрибутом празднеств. Забыты были эпическая поэзия, басня, эпиграмма. Сохраняется анакреонтическая лирика, хотя уступает христианским гимнам.

Единственное нововведение – рифма, последнее завещание греческой ритмики мировой поэзии.