Приглашаем посетить сайт

Происхождение драмы

Происхождение драмы

Центральное место в литературе V века занимает драма, изображение конфликта, действия. Происхождение драмы связано с культом бога Диониса (Вакха), бога творческих сил природы. Его воплощения – растения (виноградная лоза) и животные (бык, конь или козел). Культ Диониса совершался вакханками и вакхантами. В VI веке тиран Писистрат учредил в Афинах праздники “Великие Дионисии”. Культ Диониса заключал в себе смесь возвышенного и низменного, серьезного и шуточного, страстей и карнавальности, таким образом, из одного источника возникла и трагедия, и комедия. Слово “трагедия” означает “козлиная песнь”. Аристотель говорит о происхождении трагедии от “зазывал дифирамба”, т.е. поочередного пения запевал и хора., впоследствии запевала стал актером, а хор остался основой трагедии. По свидетельству Аристотеля, драма зародилась на Пелопоннесе, но только в передовой Аттике трагедии арсвились на Великих Дионисиях.

Структура трагедии: Первая часть исполнялась актером и называлась прологом. Первый выход хора – парод, т.е. выступление, проход. После парода в трагедии чередовались эписодии – новые выступления актеров и стасимы – статичные песни хора.Заканчивалась трагедия заключительной песнью и выходом хора – эксодом. Антрактов не было, хор не покидал места действия.

В трагедии на певый план выдвигался не гомеровский подвиг, доблесть, а страдания, страсти, которые никогда не происходили на глазах у зрителей, о них сообщал актер, а хор реагировал пляской или песней. Ранняя трагедия, включая Эсхила, не отличалась большой требовательностью в отношении единства времени и места, но впоследствии эти единства стали обязательными, и имели огромное значение для французского класиицизма XVII века.

место для хора и актеров, с жертвенником Дионису посередине, скена – палатка позади орхестры для переодевания актеров, позже была перенесена на орхестру, к ней пристроили высокую каменную эстраду – проскении, с двумя выступами по бокам – параскении. Амфитеатр, т.е. места для зрителей, представлял собой ряды сначала деревянных, а с V века – уже каменных скамей. Амфитеатр охватывал орхестру и делился на 13 клиньев. Театры отличались прекрасной акустикой.

Хор состоял сначала из 12, позже из 15 человек во главе с корифеем. Актеры (вначале – один, потом два и, окончательно, три) одевались в красочные костюмы, обувь на котурнах, надевали высокие головные уборы, и маски, меняя которые, актер мог исполнять несколько ролей. Маски делали ненужной мимику, зато развита была жестикуляция. Женские роли исполнялись мужчинами.

В древнегреческом театре уже использовалась под’емная машина для появления богов – эккиклема. Прием появления бога во время действия был заимствован римлянами, которые называли его deus ex machina. Все жители полиса, включая рабов, освобождаемых на время празднеств, получали специальные зрелищные деньги, уже существовали металлические номерки с указанием места. Представления начинались днем и длились до вечера, поэтому зрители приходили с едой.

Великие Дионисии длились шесть дней. В I день чествовали статую Диониса, во II – “день кружек” было винопитие, в Ш – выступали лирические хоры с исполнением дифирамбов, a IV, V и VI дни были посвящены представлению трагедий. В каждый из дней ставились трагедии одного автора. Каждый из них заранее представлял архонту (царю) свою тетралогию (три трагедии и одна драма сатиров). Архонт поручал богатому гражданину – хорегу – набрать хор, оплатить их труд и костюмы, устроить пир в конце. В конце VI дня жюри, состоящее из 10 человек ( по одному из каждой филы – района Афин) присуждало I, II и Ш призы. Ш приз был равносилен провалу. Победители – автор, протагонист (I актер, хотя были и девтерагонист и тритагонист) и хорег – награждались венком из плюща, а их имена записывались в отдельные акты и хранились в архивах.