Приглашаем посетить сайт

Римская комедия

Римская комедия

Основой создания римской комедии была “ателлана”, народная комедия масок. Основных масок было 4: Макк – веселый проныра, Буккон – обжора и дурак, Доссен – псевдоученый шарлатан, горбун, и Папп – влюбленный юноша.

Театр быстро прививался в Риме. На праздниках - “Римских играх”, “плебейских играх”, “Аполлоновых играх” исполнялись комедии.

В комедиях сохранялся греческий сюжет и греческие персонажи. Ранняя римская комедия была “паллиатой” (palliata – греч.плащ). Уже значительно позже появилась комедия с римскими персонажами комедия “тогата” (тога – римский плащ).

Плавт (? – 184 г. до н.э.)

Тит Макк, по прозвищу Плавт (“плосконогий”), мог быть актером “ателланы”, исполнителем роли Макка. По утверждению римского ученого Варрона, Плавту приписывалось авторство 21 комедии. Плавт работал в области “паллиаты”, переделывая для римской сцены греческие произведения “новоаттической” комедии Менандра, Филемона, Дифила. Он ослабляет при этом “серьезную” сторону комедии, добавляя буффонаду и фарс, приспосабливая к неприхотливому вкусу римского плебса. Особенно это проявляется в балаганных “прологах”.

1. “Псевдол” (191 г до н.э.) – комедия интриги. Главный герой – раб-обманщик. Образ хитрого и ловкого раба является центральной фигурой комедий не только Плавта, но и многих авторов последующих эпох.

3. “Хвастливый воин” (ок. 204) Главный герой Пиргополиник, карикатурный персонаж. С удовольствием слушает небылицы о своих подвигах, которые сочиняет парасит Артотрог (Хлебогрыз). Во власть Пиргополиника попадает возлюбленная афинянина Плевсикла Филокомасия. Раб Плевсикла Палестрион, пробив стену дома Пиргополиника с его же помощью, помогает влюбленным встретиться. В комедии много переодеваний, драк, веселых интриг.

4. “Клад”. Лар открывает старику Эвклиону скрытый клад, но найдя его он его перепрятывает. Его сосед Мегадор хочет жениться на дочери Эвклиона Федре, которая ждет ребенка от его племянника Ликонида. Раб Ликонида крадет клад и отдает хозяину. Следует мастерский эпизод беседы Ликонида и Эвклиона, когда один говорит о кубышке с золотом, другой – о девушке. Этот прием называется qui pro quo.

Образы комедий Плавта использовались в дальнейшей литературе: Пиргополиник – в образе Фальсатафа у Шекспира, Эвклион – в “Скупом” Мольера, сюжет “Близнецов” – в “Комедии ошибок” Шекспира.