Приглашаем посетить сайт

Трагедия Софокла ( ок. 496 - 406)

Трагедия Софокла ( ок. 496 - 406)

Родился в Колоне, предместье Афин. Отец его был владельцем оружейной мастерской, он дал сыну гимнастичекое и музыкальное образование. Он сам писал музыку для своих трагедий, причем одерживал победы и в музыкальных и трагических состязаний. Софокл дружил с Периклом, его друзьями были Геродот, философ Архелай, Фидий. Творчество его приходится на “век Перикла”, эпоху расцвета афинской демократии. Старость Софокла совпала с Пелопонееской войной, периода кризиса афинской демократии. Он верил в сновидения, оракулы, чудесные исцеления. Первая победа Софокла на трагических состязаниях относится к 468 году, последняя – “Эдип в Колоне” поставлена посмертно, в 401 году. Посл;е смерти Софокл был причислен к лику героев и на его могиле ежегодно приносились жертвы.

За 60 лет творчествс Софокл написал 123 трагедии, из которых сохранилось 7, одерживал победы 24 раза и ни разу не получал Ш приз. Он умер во время репетиции.

Три из трагедий Софокла – “Антигона”, “Царь Эдип” и “Эдип в Колоне” относятся к фиванскому эпическому циклу, состоящему из 3 поэм: Эдиподия, Фиваида и Эпигоны.

В Эдиподии рассказывалось о царе Фив Лае, который ослушался Аполлона, запретившего ему иметь детей во имя спасения родины.Сын Лая, Эдип, не зная своего происхождения, убивает отца, затем, освободив Фивы от чудовища Сфинкса, получает в жены царицу Иокасту, не зная, что она – его мать. В Фиваиде рассказывается о “походе семерый против Фив”. Между сыновьями Эдипа возникает вражда из-за власти. Изгнанный Этеоклом Полиник собирает рать семи греческих вождей и ведет на родной город. Все 7 вождей, а также Этеокл, героически защищавший город, и Полиник погибают.

Эпигоны – это сыновья погибших вождей, которые снарядили новый поход против Фив и разрушили город, мстя за отцов.

Антигона (442) – трагедия о дочери Эдипа, которая, похоронив отца, возвращается в Фивы, где узнает от сестры Исмены о гибели обоих братьев и о том, что ставший царем брат Иокасты, Креонт, приказал похоронить с почестями Этеокла, а тело Полиника, предателя родины, выбросить за крепостные стены и не хоронить под страхом смерти. Антигона сообщает сестре о своем решении похоронить брата. Софокл показывает конфликт между божественными законами (которыми руководствуется Антигона) и человеческими, т.е. установленными Креонтом. Зная, что она будет наказана, Антигона выполняет свой родственный долг. Несмотря от мольбы робкой Исмены, Антигона ночью находит тело брата и покрывает его тонким слоем земли, чтобы успокоить его душу. При ее вторичном появлении у трупа, ее ловят и приводят к Креонту. Антигона уверенно защищает свою правоту и даже Исмена проявляет пассивный героизм: она признает себя соучастницей. Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, сообщает отцу, что фиванский народ сочувствует Антигоне, но Креонт приказывает заточить ее в каменный склеп. Ее уводят. Прорицатель Тиресий сообщает Креонту, что боги разгневаны и грозит бедствиями. Тогда Креонт приказывает похоронить Полиника и освободить Антигону, но оказывается, что Антигона повесилась в склепе. Гемон на глазах итца пронзает себя мечом у тела невесты, а жена Креонта Эвридика проклинает его как детоубийцу и тоже кончает с собой. Креонт сходит с ума. Хор поет о том, что боги не оставят преступление безнаказанным. Справедливость торжествует, но, как всегда у Эсхила – без участия божественных сил. Люди сами являются движущими силами трагедии. Язык трагедии – живой, а стихомифия (быстрый обмен репликами) отражает душевное состояние героев. Образ Антигоны уже много веков заставляет задумываться над проблемой взаимоотношений личности и общества.

Царь Эдип. Трагедия, возможно написана после великой чумы в Афинах в 429-425 гг. до н.э. Основой трагедии служит фиванский цикл. По мифу, царь Лай, напуганный предсказанием о том, что умрет от руки своего сына, приказывает рабу проколоть новорожденному сыну ноги и бросить его на горе Киферон. Раб передает младенца рабу из города Коринфа, тот отдает его своему бездетному царю Полибу, который называет его Эдипом, что означает “опухшие ноги”, и растит как собственного сына. Однажды пьяный коринфянин называет Эдипа подкидышем. За раз’яснениями Эдип отправляется к дельфийскому оракулу. Оракул сообщает, что ему суждено убить отца и жениться на свой матери. Эдип решает не возвращаться в Коринф. По пути ему встречается неизвестный старик, которого Эдип случайно убивает. Подходя к Фивам, он узнает, что у ворот города свирепствует Сфинкс. Эдип разгадывает загадку Сфинкса и тот уходит. Счастливые фиванцы предлагают Эдипу стать их царем, т.к. их царь недавно был убит, и жениться на царице. Так Эдип женился на своей матери, имел от нее детей и несколько лет правил Фивами, пользуясь любовью народа.

Трагедия Софокла начинается с торжественной процессии фиванцев, которые просят Эдипа снова спасти Фивы, на этот раз от страшной моровой язвы. Брат Иокасты Креонт отправляется к оракулу и узнает, что причиной гнева богов является присутствие в городе убийцы Лая. Но его никто не видел, кроме одного случайно уцелевшего раба из свиты. Эдип ищет убийцу, торжественно проклинает его и обещает изгнать из города. Тиресий говорит ему, что убийца Лая – он. Иокаста, желая подорвать веру Эдипа в предсказания, рассказывает о предсказании Лаю, о рождении их сына, проколотые ноги и т.д.

Является вестник из Коринфа, сообщает, что Полиб умер и они просят Эдипа стать их царем. Он же утешает Эдипа, искренне оплакивающего Полиба, говоря, что он не был его сыном, а найденный с проколотыми ногами ребенок, которого он сам принес царю.Иокаста понимает, что была женой собственного сына, с криком покидает сцену. Вестник сообщает, что она покончила с собой, а Эдип ослепил себя пряжкой с ее пояса. Слепой Эдип еще раз появляется перед зрителями, проклинает свою злосчастную жизнь, требует для себя изгнания и прощается с дочерьми. Он покидает город под плач народа, из его четверых детей только Антигона следует за ним.

Неогуманизм XVIII-XIX веков видел в “Царе Эдипе” образцовую античную трагедию и противопоставлял ее как “трагедию рока” шекспировской “трагедии характеров”. Создалось мнение, что античная трагедия вообще является “трагедией рока”, но это преувеличение, даже в “Царе Эдипе” проблема рока не выдвинута на первый план. Софокл показывает Эдипа мудрым и справедливым, и если он оказывается виновным в убийстве и кровосмешении, то это происхоит помимо его воли. Ему свойственны человеческое величие и человеческая слабость. Он легко поддается гневу на Тиресия, когда тот не решается назвать имя убийцы, и обвиняет самого Тиресия. Невоздержанность его характера была причиной и его ссоры с Лаем, который толкнул его и за это Эдип его ударил. Но его страшные страдания искупают его недостатки. Это уже не гордый спасистель Фив, а несчастный человек. Софокл показал не только бессилие человека перед роком, но и его свободное стремлление бороться с судьбой, так что это не совсем “трагедия рока”, но признание и свободы человека, свободы его действий.

Эдип в Колоне. Осудивший себя на скитания слепой Эдип, имя которого приводит каждого встречного в содрогание, по воле богов станет благодетелем для того города, где ему суждено умереть. Таким городом становится по воле Софокла его родина – Колон, предместье Афин, где появляется Эдип в сопровождении Антигоны. О воле богов узнают сыновья Эдипа и Креонт, которые хотят вернуть отца, чтобы облагодетельствовать Фивы. Но Эдип отказывается, он принимает приглашение афинского царя Тезея. Основная цель произведения – прославление родины (Колона) и искупление греха страданием. Большую роль играет хор, прославляющий город и афинский правопорядок, даже природу. Есть и рассуждения о старости, т.к. Софоклу было во время создания трагедии около 90 лет.

Электра. Здесь разрабатывается тема “Хоэфор” Эсхила. Правота Ореста не вызывает сомнений у Софокла. Как и у Эсхила, он выполняет волю Аполлона. Орест не испытывает угрызений совести, его не преследуют Эриннии. Но, в отличие от трагедии Эсхила, главной героиней у Софокла становится Электра, которая своим величием напоминает Антигону. Она сознательно выбирает своим уделом страдание. В течение ряда лет она остается единственной носительницей протеста против власти Клитемнестры и Эгисфа, подвергаясь всческим унижениям. Непримиримость Электры оттеняется полной покорностью ее сестры Хрисофемиды. Электра у Софокла менее схематична, чем у Эсхила. Это страстная натура, чывства которой проявляются бурно – и в горе (узнав о мнимой смерти брата), и в негодовании на мать, и в радости (от встречи с живым Орестом). Орест же, наоборот, более человечен у Эсхила. Перед убийством матери он растерянно спрашивает у друга: “Пилад, что делать?” У Софокла он беспощаден: он выполняет волю Аполлона. Образ Клитемнестры лишен тово трагического величия, которым наделил ее Эсхил.

Филоктет (409). Трагедии о Филоктете до Софокла писали Эсхил и Эврипид, но их трагедии не сохранились. Здесь обсуждается конфликт интересов личности и государства. Филоктет накануне Троянской войны был укушен змеем и из-за словонной раны был высажен на пустынный остров Лемнос. Там он провел 10 лет. Но, по воле богов, победа греков невозможна без находящихся у Филоктета лука и стрел Геракла. Одиссей предлагает хитростью выманить их у Филоктета, но Неоптолем, сын Ахилла открывает ему истину. Филоктет, обиженный на Атридов и Одиссея, которые бросили его спящим на острове, сначала отказывается, но ему является тень Геракла, которая побуждает его отправиться под Трою, обещая победу и исцеление. В образе Филоктета впервые появляются признаки душевной борьбы, характеры изображены в развитии, герои изменяют свои решения. Основная мысль трагедии в том, что человек находит свое счастье не не в удовлетворении личных интересов, а в служении родине.

напитком хитон Геракла.на самом деле это были яд и гной. Впоследствии, желая вернуть любовь мыжа, Деянира посылает Гераклу этот хитон и Геракл умирает в страшных мучениях. Деянира кончает с собой из-за чувства вины за преступление, совершенное по неведению (как Эдип).

Аякс – одна из ранних трагедий Софокла. Этот прямой и суровый воин, узнав, что греки присудили доспехи Ахилла не ему, а Одиссею, возмутился и решил отомстить. Вооружившись мечом, он припадке безумия, посланном богами, убивает не Атридов и Одиссея, а стадо быков и овец. Придя в себя, боясь насмешек, он “ложится на меч”. В заключении идет спор о том, достоин ли Аякс погребения. Одиссей побеждает Агаамемнона, убедив, что смерть ставит конец вражде, а оскорбление трупа есть нарушение “божеских законов”.

Характерные черты творчества Софокла значительно отличаются от Эсхиловских. Так:
ЭсхилСофокл
1. Не всегда согласен с благостью божественного правопорядка
2. Трагедия является скорее лирической кантатой Большее значение имеют актеры, образы людей, их характеры и решения, хотя хор также играет значительную роль
3. человек часто лишь арена столкновения божественных силгерои Софокла самостоятельнее, человечнее, сами определяют свои поступки
проблемы связаны с судьбой индивида, а не рода
5. Трилогия сюжетно связана каждая трагедия - самостоятельное произведение
6. Участие двух актеров, позже – трех
7.Контрастное противопоставление образов
8.
9.Язык более возвышенный
10.Более четкая драматургическая композиция