Приглашаем посетить сайт

ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ

ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ

Город Троя (или Илион) действительно существовал. Он находился на малоазиатском побережье к югу от Дарданелл. Троя существовала в конце III тысячелетия до н.э. и действительно погибла от пожара, что подтверждено раскопками археолога Генри Шлимана.

роянская война относится историками к 1180 г. до н.э. Вероятно, греки вернулись ни с чем, но, как часто происходит в эпических поэмах и рапсоды “исправили” историческую правду, приписав победу своим соотечественникам. Троянский (или послегомеровский) кикл состоит из восьми поэм, 2 из которых приписываются Гомеру.

1. Киприи – описываются начало и ход Троянской войны. На свадебном пиру фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды богиня раздора Эрида бросила яблоко с надписью “прекраснейшей”. Претендовавших не него Геру, Афину и Афродиту Зевс отправил к пастуху Парису, который присудил его Афродите за обещание женить его на самой красивой женщине. Она открывает ему, что он сын троянского царя Приама, возвращает его в Трою, помогает ему в путешествии в Спарту, к царю Менелаю, и в похищении его жены Елены Прекрасной. Оскорбленный Менелай обратился к своему брату Агамемнону, верховному вождю греков. (Греки назывались также данайцами, ахейцами, эллинами). Собрались все греческие цари – Одисеей, царь Итаки, два Аякса – царь Саламина и Аякс из Локриды, Ахилл, сын Фетиды и Пелея, царь Аргоса Диомед, царь Эвбеи Паламед, царь Крита Идоменей и многие другие. Все цари и их войска (100 тыс. Воинов) собрались в гавани Авлиде, но боги не посылали попутного ветра. Пришлось принести им в жертву старшую дочь Агамемнона – Ифигению. Греки добрались до Трои и осадили ее. Осада длилась 10 лет.

2. Илиада – приписывается Гомеру. Описываются события девятого года Троянской войны ( 9 дней из двух месяцев).

3. Эфиопида – рассказывается о победах Ахилла над союзниками троянцев – амазонками во главе с царицей Пентесилеей и эфиопским царем Мемноном. В этой же поэме описывается смерть Ахилла от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Золотые доспехи Ахилла оспаривали Одиссей и Аякс. Агамемнон и Менелай подменили жребий Аякса и отдали доспехи Одиссею. Оскорбленный Аякс задумал погубить греков, но ночью, когда он вооружился мечом и направился к палаткам Агамемнона и Менелая, боди наслали на него безумие и он стал крушить стада коров и овец. Утром, придя в себя, он решил смертью искупить свой позор и бросился на свой меч.

4.Разрушение Илиона, или Малая Илиада. – расскаывается о взятии Трои. Хитроумный Одиссей предложил построить огромного деревянного коня. В него спрятались лучшие греческие вооруженные воины. Греки сожгли свой лагерь, погрузились на корабли и отплыли, оставив на берегу коня. Пленный грек Синон, по наущению Одиссея, сказал троянцам, что конь сделает Трою неприступной и они решили ввезти его в город. Жрец Аполлона Лаокоон отговаривал их, говоря ставшую крылатой фразу: “бойтесь данайцев, даже дары приносящих”. Он даже метнул копье в брюхо коня, чтобы троянцы услышали бряцание оружия греков, но Афина послала двух змей, которые задушили Лаокоона и его двух сыновей. Троянская царевна Кассандра также предрекала гибель Трои из-за коня, но и ей троянцы не поверили. Для того, чтобы ввезти коня в город, троянцы разрушили крепостную стену у ворот. Когда счастливые троянцы заснули, греки вылезли из коня, подожгли его и напали на троянцев. Увидев зарево, греки выплыли из-за острова, где прятались, и напали на Трою, ворвавшись через пролом в стене. Три дня греки грабили город и, наконец, погрузив на корабли сокровища и пленных троянок, направились к родным берегам. Из всех троянцев спасся только сын Афродиты Эней, который вынес на руках своего отца Анхиса и сына Аскания.

наказанный Посейдоном за свою надменность. Трудно добирался и Агамемнон, но прибыв домой, был убит своей женой Клитемнестрой.

6. Одиссея. – Эта поэма также приписывается Гомеру, она составляет часть «Возвращений», посвящена 10-летним странствиям Одиссея до прибытия на родную Итаку.

его, зато дарует бессмертие Телегону и Пенелопе.

8. Батрахомиомахия (Война мышей и лягушек). – Прямая пародия на героический эпос (VI-Vвв. до н.э.). Пародируются героика эпоса, олимпийские боги, традиционные приемы эпического стиля (начиная с обязательного обращения к Музе во вступлении), возвышенная патетика и сюжет. Лягушиный царь Вздуломорда, перевозя через ручей мышонка Крохобора, испугался водяной змеи, нырнул и утопил мышонка, который оказался из царского рода. Начинается великая война. Параллельно на Олимпе идет совет богов. Афина отказывается помогать обеи, сторонам. Мыши побеждают, но Зевс посылает им в помощь раков. Мыши бегут. Так заканчивается «великая однодневная война».