Приглашаем посетить сайт

Творчесво Эврипида (480-406)

Творчесво Эврипида (480-406)

Величайший из греческих драматургов родился на острове Саламине, мать его, по мнению Аристофана (“Женщины на празднике фемосфорий”), была торговкой зеленью. Известно, однако, что он получил хорошее образование, причем учился у философа Анаксагора и софиста Протагора. По свидетельству современников, у Эврипида был такой же характер, как у Анаксагора, которого никто не видел улыбающимся. В 408 году, по приглашению царя Архелая, Эврипид переехал в Македонию, где и умер за несколько месяцев до Софокла. Древние жизнеописания злословили о личности Эврипида, кроме низменного происхождения его наделяли физическими недостатками, несчастьями в семейной жизни. Существует две версии о смерти Эврипида: его растерзали или собаки, или раз’яренные женщины. Однако скорее всего он был уединенным книголюбом, имевшим по тем временам довольно большое количество книг. На острове Саламине показывают пещеру, куда уединялся Эврипид чтобы творить.

Творил Эврипид одновременно с Софоклом, но в совершенно ином направлении. Успеха у современников он не имел. Свыше 20 раз он выступал в трагических состязаниях, но только 5 раз получал первый приз, последний раз - посмертно. Зато впоследствии, в эпоху эллинизма, он становится любимым поэтом греков. Из 92 драм Эврипида сохранилось 18 трагедий (из который одна – “Ресс” – сомнительного авторства), и 1 драма сатиров. Он не занимался политикой, предпочитая литературу и философию. Античная критика называла его “философом на сцене”. В некотором смысле он был последователем софистов. Софистика, в отличие от традиционной полисной этики, подчинявшей поведение личности интересам государства, провозглашала отдельного человека творцом нравстенных норм. Как говорил Протагор – “Человек – мера всех вещей”. В политических вопросах у него также не было определенной позиции. С одной стороны он поддерживал афинскую демократию как строй свободы и равенства, с другой стороны, его пугала паразитическая масса неимущих граждан, требующая для себя участия в общинных доходах, а порой и мечтавших о переделе имущества состоятельных слоев.

Характерно его отнощение к рабам, которым он не отказывает в благородстве. Сложно его отношение к семье, браку, положению женщины, чувства которой никогда не принимались во внимание. Часто критикуя женские характеры и наделяя своих героинь пагубными страстями, он показывал и прекрасных самоотверженных девушек, верных жен. Эврипид первым показал женский образ во всей его психологической сложности. В отличие от Эсхила и Софокла с их монументальными образами, Эврипид интересуется отдельной личностью, Вера в силу человека у него непоколебима, жизнь же – игра случая, перед которым возможно смирение, но не борьба. В этом он более пессимистичен, чем его предшественники. Разницу между ними отметил еще Аристотель, говоря, что Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, а Эврипид – такими, какие они есть.

Основой трагедий Эврипида всегда были мифологические сказания, при этом традиционные боги у него всегда изображаются капризными, страстными, жестокими к людям. Он не верит в оракулы и в гадания. Трагедии Эврипида можно усковно разделить на психологические (“Медея”, “Ипполит”, “Ифигения в Авлиде”), социально-бытовые и патриотические.

Медея (431). Сюжет трагедии является продолжением мифа о походе аргонавтов. Волщебница Медея – дочь колхидского царя Ээта, внучка бога Гелиоса, полюбила Ясона, убила родного брата, дядю Ясона, царя Пелия, ради того, чтобы помочь Ясону добыть золотое руно.

Трагедия относится к тому периоду, когда Медея с Ясоном и двумя их детьми живут изгнанниками в Коринфе, где Медея вдруг узнает, что Ясон решил бросить ее и жениться на дочери царя Креонта – Креусе, чтобы, по его словам, обеспечить благополучие детей.

Пролог знакомит зрителя с душевным состоянием Медеи. Из-за сцены доносятся стоны, проклятия, угрозы: “Умрите, проклятые дети злосчастной матери, вместе с вашим отцом и да погибнет весь дом наш!” Эврипид решительно отказывается от идеи борьбы Медеи с соперницей, чтобы вернуть мужа. Это гордая женшина, которая не может простить Ясона, ради которого она бросила дом, изменила родине. Она ненавидит его, произносит монолог о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали, требующей верности от жены, но не от мужа. План мщения Медеи определяется не сразу, но испуганный Креонт приказывает “варварке” и ее детям покинуть Коринф. Медея умоляет об отсрочке на один день. От денег Ясона она с презрением отказывается. Бездетный афинский царь Эгей предлагает ех убежище в Афинах, но она решает уничтожить дом Ясона, причем будущий – тоже. Она посылает детей к Креусе с подарком – роскошным нарядом, пропитанным ядом. В это время у самой Медеи происходит страшная внутренняя борьба между материнскими чувствами и жаждой мести, показанная Эврипидом с огромным мастерством. И когда материнские чувства одерживают верх, молодая жена Ясона и ее отец умирают от яда. Медее не остается ничего, как только убить детей, чтобы не предать их в руки раз’яренной толпе. Уже с криком “Беги, беги, Медея!” вбегает вестник и Медея приводит в исполнение свое решение.

Заключительный сценический эффект: Гелиос посылает за внучкой колесницу, запряженную драконами, на которой Медея уносится вместе с трупами детей, оставляя подавлнного Ясона, который умоляет позволить прикоснуться к детям. Интересно, что Эврипид, как обычно, изменяет миф. По мифу Медея не убивает своих детей. В трагедии “Медея” Эврипид впервые в античной трагедии показал борьбу чувств и внутренний разлад. Этот шедевр Эврипида получил в 431 году Ш приз. Ипполит (428). Миф об Ипполите – греческий вариант распространенного сюжета о коварной мачехе, которая клевещет мужу на целомудренного юношу, не пожелавшего расделить ее любовь (например, библейский сюжет о Иосифе).

Федра, жена афинского царя Тезея, влюблена в своего пасынка, страстного охотника и избегающего любви и женщин, т.к. почитает богиню девственницу Артемиду. Завидуя Артемиде, Афродита внушает Федре любовь к Ипполиту. Ипполит, которому Федра открывает свои чувства, приходит в ужас и проклинает ее и всех женщин – причину зла и разврата. Отвергнутая Ипполитом Федра оставляет письмо мужу, в котором обвиняет Ипполита в том, что он ее обесчестил и кончает жизнь самоубийством. Разгневанный и оскорбленный Тезей обращается к своему покровителю и деду Посейдону, который посылает быка-чудовище, пугающего коней Ипполита и он гибнет, разбившись о скалы. В финале появляется Артемида и рассказывает правду Тезею, который оплакивает умирающего у него на руках сына.

Трагедия имела две редакции: в первом варианте Федра сама об’яснялась в любви Ипполиту, во П – это делала ее кормилица. Первый вариант показался публике безнравствееным и Эврипиду пришлось смягчить образ Федры. П редакция дошла до нас целиком. Сенека в своей “Федре” опирался на I вариант, Расин – на обе.

Между трагедиями “Медея” и “Ипполит” много общего. Это:

1. образы героинь совершающих преступления, причем – сознательно, а главное – автор сочувствует им. Это и создало ему славу “женоненавистника”. Особенно старались его враги (например, Аристофан)

2. показывается внутренняя трагическая борьба и психология истерзанной души героини

3. показывается конфлкт между долгом и страстью, причем с победой страсти, за что героиня должна погибнуть (в “Медее” – отход от правил)

4. применяется прием deus ex machina, т.е. вмешательство богов.

Ифигения в Авлиде (406). В отличие от Медеи и Федры, главная героиня здесь самоотверженная девушка, отдающая жизнь ради спасения родины и близких. Поэтому Эврипид был награжден I призом, хотя и посмертно. Как всегда, он перенес суровое предание в сферу мелких страстей и ничтожных людей. Однако его трактовка главного образа превращает варварское заклание в героический подвиг.

Греческие войска перед Троянским походом задержаны в Авлиде, т.к. боги требуют принесения в жертву дочери Агамемнона. Отец вызывает Ифигению в Авлиду под предлогом ее брака с Ахиллом. Т

рагедия начинается с раскаяния Агамемнона, который посылает второго гонца с отменой вызова, но его перехватывает ослепленный жаждой мести муж Елены – Менелай. Между братьями происходит ссора. Наконец, Менелай готов уступить, но Ифигения с матерью Клитемнестрой и малолетним Орестом уже прибывает в Авлиду.

Эврипид мастерски изображает трогательную жажду жизни у юной Ифигении, материнские чувства Клитемнестры, которая и так ненавидела мужа, но ее сдерживал супружеский долг, теперь же она прямо ему угрожает убийством.

Ахилл, возмущенный тем, что его имя послужило приманкой, встает на защиту Ифигении. Несмотря на ропот своей дружины, он готов с оружием в руках защищать ее от толпы греков, возбуждаемой Одиссеем. Конфликт разрешает сама Ифигения: она добровольно идет на заклание ради Эллады. В сердце Ахилла пробуждается любовь, но он уже решила свою судьбу и отказывается бежать с Ахиллом. Из наивной испуганной девочки она превращается в самоотверженную петриотически настроенную героиню. Эта трагедия послужила основой для одноименной трагедии Расина (1674)

Ифигения в Тавриде (413). Действие трагедии происходит в стране тавров, куда Артемида переносит Ифигению, принесенную ей в жертву и в последнюю минуту замененную ланью. Ифигения становится жрицей Артемиды, и обязана приносить в жертву богине всех прибывающих в Тавриду чужеземцев. Сюда прибывает Орест с другом Пиладом, чтобы похитить кумир Артемиды и привезти его в Афины. Только так Орест окончательно освободится от преследующих его Эринний. Брат и сестра узнают друг друга, обманывают царя Феанта и бегут, a Афина, в земле которой теперь будет находиться кумир Артемиды, запрещает Феанту преследовать их.

Этот сюжет использовал Гете.

Электра (413). Эврипид вновь переосмысляет, осовременивает и очеловечивает миф. У него Электра и Орест – не носители воли богов, выполняющие их волю (Эсхил), и не поборники справедливого возмездия (Софокл) – это просто несчастные дети, забытые матерью ради любовника. Желая упрочить свое положения и положения Эгисфа, Клитемнестра выдает Электру замуж за автурга (земледельца), чтобы не иметь от дочери претендентов на престол. Орест со злорадством убивает Эгисфа – виновника всех бед, но перед убийством матери страшно мучается. У Эсхила он только колеблется. Когда Электра укоряет его в малодушии, он закрывает лицо плащом, чтобы не видеть матери, и поражает ее мечом.

дети утешаются появлением в конце трагедии божественных Диоскуров, братьев Клитемнестры, которые сулят Электре удачное замужество, а Оресту – счастливые дни.

требует смерти Ореста. И Менелай, которому Орест напоминает о причинах Троянской войны, отказывается ему помогать.

Геракл (423-421) Показывается удел человека, зависящего от беспорядочно действующих божественных сил и случая, т.е.пассивное страдание. Так, даже герой Геракл становится пассивным героем. После XII подвига – нисхождения в подземное царство за псом Кербером, тиран Лик задумал умертвить его семью. В I части беспомощная Деянира и малолетние дети готовятся достойно встретить смерть. Но в последний момент, когда детей уже обряжают в поебальные одежды, возвращается Геракл и убивает Лика. Во П части хор поет радостную песню, но является Гера насылает на него безумие и он убивает своих детей. Придя в себя, он хочет покончить с собой, но афинский царь Тезей заставляет его отказаться от этого намерения. Геракл приходит к выводу, что долг человека – научиться переносить удары судьбы.

Просительницы (416). После войны между Полиником и Этеоклом, фиванцы запретили родственникам убитых забрать трупы для погребения. Тогда родственники обращаются за помощью к Афинам, к идеальному царю Тезею. Целью Эврипида было прославление афинской демократии, защищающей слабых и угнетенных. При этом в уста Тезея вложено следующее рассуждение: “Есть 3 класса граждан: одни – богачи, от них нет пользы, они вечно стремятся к увелиению своего богатства. Другие – неимущие и лишенные средств к существованию, они опасны своей завистливостью и направляют злое жало против имущих, поддаваясь обманным речам дурных вожаков. Из трех классов спасение государства только в среднем классе, который охраняет установленный государственный порядок. Это автурги, сельские хозяева-одиночки, разоряемые войной и конкуренцией рабского труда”. Взгляды Эврипида на 3 класса разделял Аристотель (“Политика”) . Андромаха (423-421). Изображаются жестокие Менелай, Елена и их дочь Гермиона. Вероломно нарушивших слово и не останавливающиеся перед убийством сына Андромахи и Неоптолема, наложницей которого она стала после падения Трои. Андромаха и отец Ахилла Пелей посылают проклятия спартанцам, что вызвало одобрение афинской публики.

Гекуба ( 423). Греки увозят в Грецию пленных членов троянской царской семьи. Поликсену готовятся принести в жертву убитому Ахиллу.Гекуба униженно умоляет Одиссея спасти ее дочь, но он неумолим. Поликсена не унижаясь перед греками, гордо идет на смерть, радуясь, что избавляется от предстоящего рабства. Прощаясь, она обнимает мать, посылает привет Кассандре, наложнице Агамемнона, и младшему брату Полидору, убитому фракийским царем Полиместором, к которому ребенка отослали, чтобы уберечь от ужасов войны.

Агамемнона, Поликсену принесут в жертву на могиле Ахилла, тень которого требовала человеческого жертвоприношения, Андромаху отдадут вналожницы Неоптолему. Сына Гектора и Андромахи сбрасывают со стены и труп приносят обезумевшей от горя Гекубе. Между тем, виновница всех бедствий Трои – Елена – несмотря на страстную обвинительную речь Гекубы, избегает казни. Наконец стены Трои рушатся, и пленных троянок увозят на греческих кораблях. Кассандтра пророчствует о том, что станет свидетельницей убийства Агамемнона и, по ее словам, судьба греческой рати страшнее судьбы троянцев, которые погибли за свою родину.

Гераклиды (ок. 427). Детям Геракла, которых изгнал из родного города микенский царь Еврисфей. Ни один из полисов, боясь Микен, не дает им приюта. Только Афины в лице правителя Демофонта, защищают обиженных. Афины одерживают победу над войсками Еврисфея и возвращают Гераклидов в их родной город. В конце трагедии хор поет славу Афинам. Корифей хора говорит: “Не в первый раз стоять земле афинской за правду и несчастных”. Интересен образ дочери Геракла, юной Макарии, которая жертвует собой, спасая родной город и своих братьев и сестер.

Финикиянки (410-408). Сын Креонта Менекей жертвует своей жизнью ради победы родины над врагами. Отец уговаривает его уехать куда-нибудь. Менекей притворяется, что согласен с волей отца, но в душе он решился пожертвовать собой.

Алкеста (438). Фессалийскому царю Адмету боги обещали продлить жизнь, если кто-нибудь согласится умереть за него. Когда Адмет заболел и ему грозила смерть, даже престарелые родители не пожелали отдать за него свою жизнь.Только его юная жена Алкеста согласилась пожертвовать собой. Трогательно ее прощание с жизнью, мужем, детьми. Адмет – обыкновенный человек, он любит жену и детей, друзей, он гостеприимный хозяин, но он такой же эгоист, как и его отец. Горька и иронична перебранка двух эгоистов – отца и сына. В это время по дороге во Фракию к Адменту приходит Геракл, которого Адмет угощает . Узнав, что царица умерла, Геракл отправляется в подземное царство и отбивает Алкесту у демона смерти и возвращает ее Адмету. Геракл здесь – не герой в ореоле подвигов, а веселый кутила и хороший друг.

Елена (412). Основа трагедии – малоизвестный миф о том, что Парис увез в Трою не настоящую Елену, а ее призрак, а Елена находилась в Египте у царя Протея, куда ее перенесла Гера. Сын Протея Феоклимен хотел жениться на Елене, но она хотела сохранить верность мужу. После падения Трои Менелай, возвращаясь домой, терпит кораблекрушение, попадает на берег Египта, встречает Елену, они обманывают Феоклимена и бегут. Это бытовая драма с элементами приключенческого характера и прославлением супружеской любви. Эти не самовлюбленная красавица, бросившаяся в об’ятия Париса и не гомеровская прекрасная Еленам насильно увезенная Парисом, и томящаяся вдали от родины, но и не ничего не предпринимающая, чтобы вернуться.

детей, а оракул обманул Кеуфа, что молодой послушник храма – его сын. Креуса по сохранившимся пеленкам узнет, что это ее сын, но не открывает тайну Кеуфу. Сюжет о подкинутом и найденном ребенке будет очень популярен в эллинистический период, у комедиографов, которые считали, что они вышли из драм Эврипида. Интересно, что Эврипид критикует миф: Аполлон предстает насильником и обманщиком, оракул лжет и т.д.

Вакханки (406). Вместе с “Ифигенией в Авлиде” была поставлена посмертно. Ставилась в Армении. Молодой Дионис установил свои таинства в Азии и прибывает в Элладу с хором лидийских вакханок. Родина его матери Семелы – Фивы, отказывается его признать. Сестры Семелы распускают слух, что ее брак с Зевсом – вымысел. За это Дионис насылает на фиванцев безумие, они в вакхическом исступлении бродят по горе Киферон. Сын одной из сестер Семелы – Агавы, царь Пенфей, пытался прекратить эту на его взгляд “разнузданность”. Старцы пытаются его образумить: Пенфей пытался заковать в оковы Диониса. Дионис помрачает разум Пенфея и Пенфей сам в одежде вакханки отправляется на Киферон. Исступленные вакханки во главе с Агавой разрывают Пенфея на части, приняв его за льва и Агава, ликуя, возвращается с головой сына в руках. Лишь затем наступает отрезвление. Затем следует плач Агавы и речь Диониса, который является в своем божественном обличии и возвещает, что происшедшее было карой за непризнание его богом.

Киклоп – единственная дошедшая до нас “драма сатиров”. Сюжет этих драм был мифологическим, хор состоял из сатиров во главе со старым Силеном. Характер “драм сатиров” определялся участием похотливых, пьяных, трусливых сатиров, сказочных чудовищ в похищениях, плутовских и любовных проделок. Великий Эврипид, “трагичнейший поэт” (по выражению Аристотеля), знаменует своим творчеством конец классической героической трагедии. Он наметил 2 направления, по которым развивалась в дальнейшем греческая драма: патетическая драма с сильными, иногда патологическими страстями, и бытовая драма с персонажами обыденного уровня, которая во многом определила развитие комедии.

Характерные черты творчества Эврипида значительно отличаются от эсхиловских и софокловских. Так:
Эсхил и Софокл
1. принятие мифа критика мифа
2. четкая драматургическая композицияИногда распадение на ряд эпизодов, каждый из которых – маленькая трагедия со своей завязкой и развязкой
развитие монолога, отражающего внутреннюю борьбу в душе одного героя
4. язык проще, ближе к бытовому уровню
5. хор участвует в действии, в развязкеХор скорее является орнаментом
образы драматичные, психологически сложные
страсть сильнее долга
8. музыкальный элемент – дополнение хоровой партии, актеры только декламируют