Английское Просвещение
«Болтун» и «Зритель»
Тот, кто внимательно прочитал поэму Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», помнит список литературных предпочтений семейства Лариных. В нем присутствовала ссылка на роман эпохи Просвещения: «Она любила Ричардсона».
Первой благодаря двум буржуазным революциям оказалась у истоков европейского Просвещения Англия. И ее литература началась... с журналистики.
родными. Согласно природному дару и склонностям одни писатели выступили с резкой критикой общества — таковы были Свифт, Филдинг, Смоллетт, драматург Шеридан. Другие авторы придерживались более умеренной позиции: Аддисон, Стил, Дефо, Ричардсон.
Джозеф Аддисон (1672-1719) и Ричард Стил (1672-1729) в своем творчестве воплощали просветительские тенденции. Таковы поэмы Аддисона и нравоучительные комедии Стила. Но главное, Аддисон и Стил стояли у истоков западноевропейской журналистики. Издаваемые ими журналы были сатирически-нравоучительными. Названия их говорят сами за себя: «Болтун», «Зритель», «Опекун», «Англичанин». Ироническое начало, мистификация, розыгрыш были присущи английской журналистике изначально. «Болтун» выходил три раза в неделю от имени астролога Исаака Бикерстафа. Этот несуществующий на самом деле астролог был известен читателям по памфлету Свифта. Его деятельным соавтором-болтуном была сестра - Дженни Дистаф. Присутствие в журнале автора-женщины позволило Аддисону и Стилу высказываться по семейно-этическим проблемам. Они даже разрешили себе под маской дамы потолковать о модах. Среди выдуманных авторов «Зрителя» фигурировали богатый купец, отставной капитан, повеса. Из рассказов помещика — наивного и добродушного сэра Роджера де Коверли, мирового судьи, - читатели узнавали об устройстве его имения, о судебной системе Англии, а иногда вместе с ним добродушно подшучивали над людскими слабостями.
«Зрителе» и «Опекуне» помещал самый известный английский поэт того времени Александр Поуп. Он был широко известен как автор героико-иронических поэм, где комический эффект создавало сочетание возвышенного стиля с нелепостью ситуаций и конфликтов.
Журналисты в своих изданиях много писали на тему злободневной политики, старались примирить противостоящих аристократов и буржуа. Мастера острого пера хотели сгладить своими шутками радикальные меры наиболее суровых сторонников оздоровления общественных нравов.
Их политические, философские литературно-эстетические эссе способствовали утверждению добродушной сатиры. Возможно, именно в те времена закладывалась основа знаменитого английского ютора.
Трагедия драмы
Английский театр стоял у истоков всей европейской мещанской (бытовой, семейной) драмы. Назидательные или слезливые - в духе того времени — пьесы пользовались умеренным успехом.
«Опера нищих» Д. Гея (1728). Это была сатирико-политическая комедия. В ней поэтика уличных баллад умело использовалась для злой критики буржуазных порядков. События драмы происходят в мире преступников, воров, нищих. Однако зритель легко угадывает в отношениях бандитов продажный механизм государственный аппарата.
«Оперы нищих» воплотил Бертольд Брехт в «Трехгрошовой опере».
Сатирическое обличение правящего режима в фарсах Филдинга и анонимная пьеса «Золотое охвостье» послужили непосредственным поводом для принятия в 1737 г. «Акта о цензуре». Согласно этому «Акту» театры могли существовать лишь получив королевскую лицензию. Пьесы должны были подвергаться предварительному просмотру лорда-камергера. Ни в коем случае на сцене нельзя было обсуждать политические проблемы — пусть и в намеках! - и делать действующими лицами государственных деятелей. В Лондоне были закрыты все театры, кроме Друри-Лейн и Ковент- Гардена. За двумя государственными театрами легче было уследить, чем за десятком
По настоянию сиятельного лорда Уолпола, узнавшего себя в образе одного из отрицательных героев,король Георг II запретил постановку продолжения "Оперы нищих" - "Полли" (1729).
Развитие английской драматургии из-за драконовских мер цензуры было надолго приостановлено. Однако поступательное движение литературы остановить было нельзя: на первое место в английской литературе вышел роман.
Многообразие английского романа
Зрелый реализм особенно характерно представлен эпистолярными (в письмах) романами Ричардсона, который положили начало жанру семейно-бытового психологического романа.
«Комические эпопеи» Филдинга и социально-бытовые романы Смоллетта тоже базировались на принципах реализма.
Взвешенная умеренность романов Ричардсона, добродушный жизнерадостный юмор Филдинга, мрачная сатира Смоллетта - все это в целом и составляло картину английской литературы того времени.
В русле Просвещения развиваются и традиции сентиментализма.
«сентиментальный» применительно к литературе появился еще в 1749 г., однако повсеместное распространение получил после выхода в свет «Сентиментального путешествия» Стерна.
Сентименталисты опирались на этические установки, предлагающие поставить во главу угла не разум, а чувствительность. Поздние сентименталисты сознательно стремились показать сложность «человеческой природы» героя романа, многогранность его душевных переживаний, истоки его чудачеств и странностей.
хальная жизнь на лоне природы. Приветствовалась простота нравов, искренность и натуральность чувств.
Литературный розыгрыш по-английски
В1765 г. появилась известная литературная мистификация шотландского писателя Дж. Макферсона — сочиненные им самим «». Макферсон воспользовался ирландскими сказаниями, перенес их действие в Шотландию, дал героям древние кельтские имена.
Сюжет прост. Переживший всех своих соплеменников старый бард Оссиан бродит среди развалин замка Сельма (в королевстве Морвэн), среди могил, играет на арфе, и в его воображении проносятся былые дни, когда на пирах он славил своего отца, воина Фингала, храбро сражавшегося со скандинавскими викингами.
«Песни Оссиана» поражали воображение читателей своим меланхолическим настроем и несколько «взвинченной» чувствительностью.
Литературной мистификацией явились и стилизованные под старинные баллады XV в. стихи Томаса Чаттертона, которые он приписал вымышленному поэту Томасу Роули.
«Поэмы Роули» были опубликованы спустя семь лет после самоубийства юного поэта, который не выдержал нищенского существования.
Готический роман — роман ужасов
Во второй половине XVIII в. начинают зарождаться романтические тенденции. Они нашли воплощение в готическом романе, известном также как «черный роман» или роман ужасов. Его основоположником был Гораций Уолпол, в 1764 г. анонимно опубликовавший произведение «о». Действие в нем происходит в средневековой Италии и разворачивается в двух временных пластах. История о том, как предки Манфреда убили законного владельца замка Отранто Альфонсо Доброго, соединяет все остальные сюжетные нити романа.
Роковые ошибки, кровавые убийства, тайны и загадки, ожидание чего-то ужасного — все это получило развитие и в современном кинематографе.
Писательница Анна Радклиф «Удольфские тайны» и «Итальянец», соединяет «ужасы» с традицией сентиментального романа.
ления объясняются у нее естественными причинами.
Термин «готический» соотносился с названием германского племени готов, разрушивших Рим.
Сверхъестественные силы выполняют в таких романах роль Божественного возмездия.
Ричардсон —
учебник умудренности и целомудрия
чеством Сэмюела Ричардсона (1689-1761). Жизнь Ричард сона была небогата событиями: сын столяра из Дербишира, он по окончании школы приехал в Лондон и нанялся на работу в одну из типографий. Там он и трудился до конца своих дней, сумев пройти долгий и нелегкий путь от подмастерья до владельца предприятия и даже главы издательской гильдии.
Свой первый роман — «Памела, или Вознагражденная добродетель» — Ричардсон начал писать, когда ему было уже пятьдесят лет. Первые два тома книги увидели свет в 1740 г. Два тома второй части появились год спустя. Сюжет романа — назидательное изложение истории юной добродетельной девицы Памелы Эндрюс. На ее целомудрие покушается бесчестный сын ее покойной госпожи и покровительницы — некий мистер В. Ради. Ради достижения своей гнусной цели он пускает в ход ложь, клевету, угрозы и подкуп... И все-таки нравственная чистота Памелы, ее ум и кротость пленяют сквайра настолько, что, решившись презреть сословные преграды, он предлагает своей служанке стать его законной женой.
Все произведение - пример раннего эпистолярного романа.
«Вознагражденная добродетель» состоит из писем Памелы к ее родителям. Такая форма позволяет автору с глубокой психологической достоверностью раскрыть душевный мир героини, запутанные перипетии взаимоотношений скромной девушки со знатным молодым человеком.
Устами своей героини Памелы писатель проповедует христианское смирение, покорность судьбе и верность принципам добродетели. Иногда это звучит довольно фальшиво — особенно во второй части романа, где наивная и бескорыстная прежде героиня предстает рачительной и благочестивой хозяйкой поместья.
Лицемерие и ненатуральность в письмах «несравненной Памелы» послужили пищей для пародий. Так, читающую публику немало повеселила анонимная «Апология жизни мисс Шамелы Эндрюс». Повесть приписывают Филдингу. Так это или нет — пожалуй, уже не узнать. В пародии героиня Ричардсона выведена под именем Шамелы (Притворщицы, Шельмы). В «Апологии» эта смиренница — на самом деле ловкая пройдоха, изначально задумавшая женить на себе недалекого богача-аристократа. Это произведение положило начало длительной литературной полемике двух известных писателей. Филдинг критиковал буржуазно-пуританские морализаторские тенденции Ричардсона, однако отдавал должное его дару проникать в тайники человеческого сердца и своеобразной «поэтике повседневности».
Успех Ричардсона был огромен. «Памела» завоевала сердца читателей — а особенно читательниц! — всей Европы.
Еще больший успех сопутствовал второму роману Ричардсона - его знаменитой «».
Ричардсон усложнил структуру эпистолярного романа: история героини раскрывается не только в ее собственных письмах, но и в письмах родных, друзей и знакомых, каждый из которых обладает своей точкой зрения на происходящие события и глубоко индивидуальной манерой письма.
«Клариссе» предпослан заимствованный у Ювенала эпиграф, имевший для писателя программное значение: «Если ты хочешь познать нравы человеческого рода, тебе довольно и одного дома». Дочь богатых родителей, Кларисса вопреки воле отца наотрез отказывается выйти замуж за ненавистного ей человека, скрягу Сомса. «Любовь к деньгам - корень всякого зла», - пишет получившая богатое наследство Кларисса своей подруге. Родственники завидуют ей, тиранят. Доведенная до отчаяния Кларисса решается вверить свою судьбу молодому подающему надежды дворянину Роберту Ловласу. Он жестоко злоупотребляет доверием бежавшей с ним девушки: опоив ее снотворным зельем, совершает насилие. Мещанская мораль предписывает ей отныне один путь — законный брак. К этому браку склоняют ее все родственники и сам Ловлас. И все-таки Кларисса отвергает всякий компромисс с грехом. Она отказывается выйти замуж за предателя и умирает, торжествуя нравственную победу. Ловлас начинает терзаться угрызениями совести, покидает Англию и вскоре погибает на дуэли от руки двоюродного брата Клариссы.
Конфликт благородной Клариссы и демонического Ловласа - это столкновение личности, отстаивающей свое достоинство, со всем жестоким и лицемерным миром. Кларисса борется за право «быть хозяйкой собственных поступков», но в этой борьбе остается совершенно одинокой.
Парадокс: Ловлас (его имя стало нарицательным для характеристики обаятельного, но подлого повесы - ловелас), блестящий и порочный, покорил сердца читателей, тогда как Кларисса, олицетворение добродетели, показалась многим чопорной, скучной и высокомерной.
«славные романы» Ричардсона в «Евгении Онегине».
Образ пушкинской Татьяны, для которой создатель «Клариссы» был одним из «возлюбленных творцов», служит доказательством того огромного влиняния творчества Ричардсона на культурную жизнь общества.
Семитомная «История сэра Чарльза Грандисона» в художественном отношении автору удалась менее, чем предыдущие романы. Уж слишком безупречен ее герой, которому неведомы противоречия и душевные терзания.
воучительными и скучными.
«Мудрое и проницательное остроумие»
Генри Филдинг (1707-1754)
Филдинг принадлежал к старинному аристократическому роду, но с отроческих лет познал тяготы семейных неурядиц и бедности. Закончив школу для детей знати, он из-за бедности смог лишь два года проучиться в университете, а затем в настойчивых поисках заработков обратился к драматургии.
Молодой автор создал около 25 комедий, и большая часть их имела шумный успех.
дожник Хогарт, «дает потомкам более ясное представление о нравах своего века, чем все историки, вместе взятые».
В пьесах Филдинга изобличается наглый произвол правящих лиц, взяточничество политиков, бездушие и глупость «власть имущих». Нужно отметить, что ясно видящий окружающее зло критик все-таки не исповедует мизантропии и пессимизма.
«Человеческая природа, - утверждал Филдинг, - далека от того, чтобы быть дурной по своему существу... Скверное воспитание, скверные привычки и нравы развращают ее и толкают без оглядки к пороку. Правители мира сего и, боюсь, священники, ответственны за это зло».
Писательский талант, по мнению Филдинга, - способность открывать истинную сущность предметов, глубокое проникновение в возможности человеческой природы, в ее «тайные пружины, изгибы и лабиринты».
Автор настойчиво утверждает права и достоинства личности, преисполняясь горечью при виде ее унижения. Филдинг своими глазами видел многое, недоступное чванливой знати: он некоторое время работал мировым судьей в беднейших районах Лондона и хорошо узнал изнанку жизни.
Общепризнанной вершиной творчества Филдинга стала «История Тома Джонса, найденыша», — объемное произведение, увидевшее свет в 1749 г. Роман составляют восемнадцать книг, каждая из которых открывается вводной теоретической главой, обращенной непосредственно к читателю. Филдинг настойчиво проявляет свою индивидуальность, сознательно разрушает иллюзию реальности происходящего.
Повествователь часто от первого лица комментирует свой рассказ. Это подчеркивает вымышленность всей истории и зависимость происходящего от авторской воли. Вступая с читателем в своеобразную игру, повествователь предлагает разные варианты развития одной и той же ситуации. Наполовину в шутку, наполовину всерьез он обсуждает ремесло романиста, размышляет о стоящих перед ним нравственных и художественных задачах.
денного мальчика Тома Джонса, воспитанника богатого прекраснодушного помещика. Долгие скитания героя становятся поводом для изображения английской действительности во всей ее жестокости. Преодолев все преграды, Том в конце концов вступает в счастливый брак. И так добры были молодые люди ко всем окрестным жителям, особенно беднякам, «что не было человека, который не благословлял бы тот день, когда Том Джонс женился на своей Софии».
При явной симпатии автора к герою повествователь почти не идеализирует своего Тома. По молодости и пылкости нрава Том не раз оступается на своем пути - в частности, увлекается красотками легкого поведения.
Несмотря на ряд неприглядных похождений Джонса, история его не становится традиционной историей плута. Филдинг придает Тому черты благородства, близкие Дон Кихоту. Сервантес для Филдинга - вечный и притягательный образец. Есть у героя и спутник, подобный простодушием и одновременно смекалкой Санчо Пансе. Это брадобрей Партридж.
Заблуждаясь и сожалея о своих заблуждениях, Том всякий раз вновь пускается в путь, протягивая руку помощи всем слабым и беззащитным.
С другой стороны, и Тома, и его невесту Софию часто выручают простые люди: солдаты, почтальоны, служанки, обездоленные вдовы. Именно моральная устойчивость людей из народа противостоит чванливой, коварной и корыстолюбивой знати.
тавлено семейство Блайфил. Это злобный и лицемерный молодой человек и его мать — святоша и ханжа. Противопоставление внешней добродетели и внутренней испорченности составляет, по Филдингу, источник комического в жизни и в искусстве. Филдинг разоблачает систему фальшивых моральных претензий, посредством которых знать и богачи пытаются утвердить и оправдать свое материальное и социальное превосходство.
Увлекательный сюжет, пестрая череда юмористических и сатирических персонажей, искрящееся остроумие-все это приобщает «Тома Джонса» к высшим достижениям просветительского реализма.
Филдинг создал несколько других романов, но в сокровищницу мировой литературы вошла именно «История Тома Джонса, найденыша», в котором воплотилось все авторское «мудрое и проницательное остроумие» (Теккерей).
Изобретательность
вымысла и реализм сатиры.
Писатель принадлежал к бедной, но родовитой шотландской семье. Получив образование, он стал врачом, но рано отказался от занятий медициной ради литературной деятельности.
Не имея ни опыта, ни знатных покровителей, Смоллетт делал отчаянные усилия, чтобы выбиться из безвестности. Своим поприщем (полем деятельности) он избрал литературу. Начинающий автор пробовал себя во всех возможных жанрах, писал пьесы, стихи, ученые сочинения (в том числе «Историю Англии»), Настойчиво утверждался как издатель. Редактировал газеты и журналы, описывал свои путешествия по Франции и Италии.
Смоллетт очень скептически оценивал политический строй Англии своих дней.
В отличие от Филдинга Смоллетт был склонен объяснять общественное зло не социальными условиями, а врожденным несовершенством человеческой природы.
лей приключений. Они неразборчивы в средствах в своем стремлении к богатству, успеху и высокому положению.
Первым в ряду знаменитых произведений Смоллетта оказался роман «Приключения Родерика Рэндома» (1748). Герой романа, человек одаренный, энергичный, с рождения был обречен на борьбу за существование. В стремлении достичь успеха, богатства, независимости, признания он не гнушается ни обманом, ни злыми выходками, ни поисками богатой невесты. Он ветречает на своем пути множество бед и несчастий, становится жертвой бесчестности и жестокости, не раз попадает в тюрьму. Выручает его счастливый случай. Встречи с добрым другом Стрэпом, с любящим дядюшкой Баулингом, с неожиданно разбогатевшим отцом спасают героя-плута от неминуемой гибели и приносят ему долгожданное счастье.
Роман рисует общество, глубоко развращенное. Среди женщин — даже знатных! — огромное количество торгующих собой. Среди мужчин преобладают воры, грабители, льстецы, сводники.
ментирует свой рассказ. Он избегает прямого нравоучения и предоставляет героям самим говорить за себя.
Филдинг и Смоллетт - два разных взгляда на человеческую натуру. Если путь Тома Джонса - это путь воспитания души, развитие заложенных в ней благородных наклонностей, то путь Рэндома — это путь человека, на которого среда оказывает растлевающее воздействие. Родерик совершает дурные поступки, проявляет неблагодарность, жестокость, корыстолюбие и при этом вовсе не склонен к покаянию.
В книгах Смоллетта - в противовес развращенному обществу и плутоватому герою - действует множество смешных и добрых чудаков: Стрэп, Баулинг, доктор Морган. Носители подлинных чувств и альтруизма, они противопоставляются блестящим леди и джентльменам из высшего света.
Аналогичные герои появляются и в романе «Приключения Перигрина Пикля», увидевшего свет в 1751 г. Таковы доблестные моряки Тренион, Хатчуэй, Пайпс, великодушные, трогательные, хотя и недалекие, во многом ограниченные. Их комические, гротескно преувеличенные черты нашли продолжение и развитие в образах «маленьких людей» Диккенса.
История Перигрина Пикля близка истории Родерика Рэндома.
После унизительного крушения своих политических надежд Пикль, обманутый своими высокими покровителями и разоренный взятками, оказался в долговой тюрьме. Однако верность добрых друзей и невесты помогла его духовному возрождению. Это благополучно привело к традиционному счастливому концу.
Пессимизм автора растет на протяжении жизни, о чем свиде тельствует роман «Приключения графа Фердинанда Фатома», изданный в 1753 г. Его главным действующим лицом является негодяй и преступник, который раскаивается и исправляется лишь в конце произведения. Роман близок к готическому — настолько выпукло он воссоздает зловещие стороны жизни.
Идейно-художественным итогом творчества Смоллетта стал эпистолярный роман «Путешествие Хамфри Клинкера» (1771). Многоголосие писем путешественников изображает мир Северной Англии и Шотландии. Но куда важнее проникновение во внутренний мир авторов этих зарисовок.
Проповедь активного добра и сострадания, •противопоставление их господствующим жестокости и произволу придает «Путешествию Хамфри Клинкера» особую остроту и интерес.
цательных персонажей Смоллетт широко пользуется гротеском - урод ливым преувеличением нескольких характерных деталей, создающих карикатурные характеры и ситуации. В сатирических и юмористических сценах писатель щедро использует контраст.
"Особенно увлекает читателей и совершенствует нравы такая сатира, которая преподносится
в интересном рассказе...
Изобретательность вымысла и воспроизведение жизненных перипетий во всей их
неповторимости открывают простор уму и остроумию."
«Будем тверды до конца.,,»
Оливер Голдсмит (1730-1774)
Голдсмит родился 10 ноября 1730 г. в Палласе (Ирландия). Оливер был одним из семерых детей священника англиканской церкви. Получил начальное образование в нескольких ирландских школах. В 1745 г. поступил в дублинский Тринити-колледж, где 27 февраля 1750 г. получил степень бакалавра искусств.
Желая повидать мир, в 1754 г. молодой человек отправился в Лейден, якобы для обучения у великого анатома Альбинуса.
Пробыв в Лондоне около года, путешествовал по Европе. Можно сказать, скитался или бродяжничал, потому что любопытство было велико, а кошелек пуст. Угроза войны и полное безденежье вернули Голдсмита в родные края: в начале февраля 1756 г. он опять появился в Лондоне.
Некоторое время Голдсмит зарабатывал на жизнь преподавательской деятельностью и врачебной практикой. Его литературная судьба началась, когда он стал рецензировать книги для Гриффитса в «Ежемесячном обозрении», а затем для Смоллетта в «Критическом обозрении».
Первая книга Голдсмита была литературоведческой — «дование о современном состоянии словесности в Европе».
Она вышла в апреле 1759 г. и получила благожелательные отзывы собратьев-литературоведов. Благодаря успеху этого издания Голдсмита пригласили в журнал «Пчела», который, увы, прекратил свое существование после выхода восьми номеров.
12 января 1760 г. писатель начал публиковать в периодике свои «Китайские письма», вдохновленные «Персидскими письмами» Монтескье.
Путешественник-китаец рассказывает о современной действительности, что и порождает комический эффект. Полностью книга была опубликована в 1762 г. под названием «Гражданин мира».
Вот тогда-то Голдсмит и оказался в ряду самых заметных журнальных авторов XVIII в. В начале 1764 г. он стал действительным, т. е. официально «представляющим литературу» членом знаменитого Клуба. В конце того же года вышел «Путешественник». В этой философской поэме автор впервые предстал как талантливый стихотворец, размышляющий о национальных различиях и общей основе человеческой натуры.
«Эссе», а в марте 1766 г. появляется его единственный роман «Векфильдский священник».
В процессе создания романа «Векфильдский священник» писатель влез в долги и оказался на грани крайней нищеты. Добросердечный издатель купил роман, не дождавшись его за вершения, чем избавил Голдсмита от долговой тюрьмы.
Роману предпослан латинский эпиграф, означающий в переводе:
«Надейтесь, страждущие,
Трепещите, счастливцы!»
Написанный от лица сельского священника доктора Примроза роман повествует о невероятных несчастиях, которые свалились на простодушных и доверчивых членов его семьи. По закону счастливого конца все перипетии завершаются неправдоподобным образом. Каждой главе романа «Векфильдский священник» предшествует своеобразная моральная установка ~ афористичный вывод, который должен сделать читатель:
• Даже при самом скромном достатке возможно счастье, ибо оно заложено в нас самих и не зависит от внешних обстоятельств.
• То, на что мы более всего уповаем, обычно и губит нас.
• Самый последний тупица может показаться занимательным в течение одного-двух вечеров.
• Любовь, которая поначалу сулит мало хорошего, в конце концов может оказаться источником большого счастья.
• В этой жизни счастье зависит не столько от добродетели, сколько от умения жить, земные блага и земные горести слишком ничтожны в глазах Провидения, и оно не считает нужным заботиться о справедливом распределении их среди смертных.
• Провидение равно справедливо к счастливым и к несчастным. Из самой природы человеческих страданий и радостей следует, что страждущие в земной юдоли будут вознаграждены в меру страданий своих на небесах.
• Будем тверды до конца, и тогда счастье улыбнется нам непременно.
• Былые благодеяния вознаграждаются с лихвой. Книга и по сей день остается популярной у читателей благодаря мягкому юмору, легкости изложения, множеству волнующих, трогательных и смешных эпизодов.
Разносторонняя одаренность Голдсмита выразилась не только в стихах и прозе, не только в эссе, но и в драматических произведениях.
29 января 1768 г. его пьесу «Добрячок», не слишком веря в ее успех, поставили в театре «Ковент-Гарден». После премьеры в пьесу пришлось внести изменения, поскольку «благородная» публика освистала «низкую» сцену с судебными приставами. Ничуть не обескураженный неудачей, Голдсмит продолжил принципиальное наступление на преобладавшую в театре сентиментальную комедию.
«Ночь ошибок, или Уничижение паче гордости». Действие пьесы построено на том, что помещичий дом приняли за гостиницу, а семью хозяев — за слуг. Это изначально неправдоподобно, однако события развиваются настолько забавно, что зрителю некогда и незачем задумываться о правдоподобии. Ситуации, диалоги и поведение персонажей вызывают искренний хохот.
Неутомимый труженик, следуя велению сердца, в промежутке между этими пьесами Голдсмит опубликовал в 1770 г. свою вторую большую поэму - «Покинутая деревня». В этом трогательном произведении оплакивается конец «милого Оберна» - обезлюдевшей деревушки, чьи обитатели были согнаны с родного места по произволу беспринципных богатеев. В поэму вплетены ностальгические воспоминания об ирландском местечке, где писатель провел детство.
Голдсмит никак не мог избавиться от долгов. Ему постоянно приходилось брать дополнительную работу. Так, по заказу - он написал исторические труды об Англии, Греции и Риме, жизнеописания лорда Боллингброка, поэта Томаса Парнелла, законодателя мод по прозвищу Красавчик Наш и, наконец, создал монумен тальный труд «История земли и одушевленной природы», который был опубликован посмертно в 1774 г.
Переживания, изматывающая и напряженная работа подорвали здоровье писателя.
Он умер в марте 1774 г., работая над поэмой «Возмездие».
Певец английских чудаков
Будущий писатель родился 24 ноября 1713 г. в Клонмеле (Ирландия). В его детские годы семья переезжала с места на место в Англии и Ирландии, следуя за главой семейства, который был армейским прапорщиком. Когда мальчик подрос, его определили в школу поблизости от Галифакса. В 1733 г. при содействии двоюродного брата он был зачислен стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета. Получил степени бакалавра и магистра искусств. Был рукоположен в диаконы, а позднее — и в священники. Стерн стал викарием в Саттоне, а затем благодаря протекции своего дяди, влиятельного в Йорке священнослужителя, получил должность в Йоркском кафедральном соборе.
Стерн без особого рвения служил в приходе. Зато недолго, но весьма деятельно участвовал в политической жизни Йорка на стороне вигов. Некоторое время он безуспешно пробовал себя в фермерстве, но гораздо с большим усердием предавался любимым занятиям: рисованию, музыке, чтению. Даже в его проповедях, созданных в эти годы и впоследствии опубликованных, уже заметно прославившее его своеобразие стиля.
К этому времени писатель уже попробовал себя в сатирическом жанре, написав небольшой памфлет «Политический роман», поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка. Памфлет наделал шуму и его вскоре изъяли из продажи. Как ни странно, это вдохновило Стерна: на его писания реагируют - и притом весьма бурно! Он уверился в своем литературном даре и принялся создавать роман о Тристраме Шенди.
Впрочем, автор даже и не знал поначалу, что сочиняет роман. Произведение задумывалось как сатирическая «смесь» - для газеты или журнала.
Вышедшие в начале 1760 г. первые два тома буквально покорили читающий Лондон. Приехавший в столицу автор стал литературной знаменитостью сезона. Триумфы повторялись и в последующие, довольно частые приезды Стерна в город. Очередные двухтомные выпуски романа появились в январе и декабре 1761 г., в 1765 г. и последний 9-й том - в 1767 г. Успех ждал Стерна и в светском обществе континентальной Европы, куда он выезжал на лечение в 1762~1764 и 1765—1766 гг. Его чествовали в Париже, затем писатель долго жил на юге Франции, посещал Италию. Материалы этих путешествий вошли в седьмой том «Тристрама Шенди» и легли в основу последней книги Стерна «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии».
Стерн рано женился, однако семейная жизнь его складывалась неблагополучно.
мочкой, что, естественно, порождало недовольство жены, вплоть до бурных скандалов.
К тому же вдовствующая мать и незамужняя сестра предъявляли неумеренные, по его скромным доходам, денежные требования.
Между тем здоровье Стерна было подорвано туберкулезом,участились горловые кро вотечения, начавшиеся еще в Кембридже.
Умер Стерн в Лондоне 18 марта 1768 г.
Причуды времени
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». На первый взгляд роман представляется хаотическим смешением занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров, разнообразных сатирических выпадов и ярких, остроумных высказываний. Оригинальным «фокусом» выглядят продуманные автором многочисленные типографские трюки: указующие пальцы на полях, зачерненная («траурная») страница, обилие многозначительных — и при том совершенно абсурдных! - курсивов.
«Писание книг, когда оно делается умело, - говорил Стерн, - равносильно беседе». А в беседе мы часто отвлекаемся - и зачастую эти «виражи» куда содержательнее основного повествования. Вот и Стерн, рассказывая «историю», следовал логике живого, содержательного «разговора» с читателем.
Подходящее психологическое обоснование он нашел в учении философа Локка об «ассоциации идей». Ведь, кроме логических, существуют также иррациональные связи. Компонуя свой роман, Стерн разбивал крупные временные отрезки на фрагменты, которые затем переставлял, сообразуясь с умонастроением своих персонажей. Он сам характеризовал свое произведение как «отступательное, но и посту-пательное в одно и то же время».
Рассказ сумбурен, перебивается забавными и порою не слишком приличными историями и деталями. Многочисленные параллели демонстрируют широкую начитанность автора. Бесконечные отступления составляют ярчайшую примету «шендианского» стиля. Это намеренная декларация свободы от традиций и какого бы то ни было порядка.
Критики резко осудили писательский произвол Стерна, хотя на самом деле план произведения был продуман и составлен куда более тщательно, чем казалось современникам и позднейшим суровым викторианским критикам.
Изображая английский провинциальный быт XVIII в., Стерн создает своеобразную этику и эстетику, в основе которых лежат причуды, капризы, странности.
Эксцентричность оказывается единственной основой человеческой индивидуальности. Каждый персонаж романа одержим своей навязчивой идеей или странностью.
Вальтер Шенди упивается собственными силлогизмами (ложными умозаключениями). Его брат Тоби мнит себя великим стратегом и мирно проигрывает на маленькой зеленой лужайке все баталии герцога Мальборо. Его денщик — бравый служака капрал Трим — присяжный кухонный вития, мастер поговорить, особенно об ужасах испанской инквизиции.
Миссис Водмен, тяготящаяся своим вдовством, всецело поглощена поиском нового мужа.
ного словца или розыгрыша поставить на карту даже свою церковную карьеру.
Простоватая миссис Шенди, хозяйка Шенди-холла, только тем и примечательна, что все решительно делает невпопад и ни о чем не может составить собственного мнения.
Все эти добрые люди хлопочут каждый о своем, суетятся, мешая друг другу, и зачастую, думая, что говорят об одном и том же, попадают в неловкое положение. Действительность они воспринимают так же фантастически, как и Дон Кихот Ламанчский, создатель которого, Сервантес, был образцом для Стерна.
Комические недоразумения происходят оттого, что собеседники, пользуясь одними и теми же словами, думают и говорят о совершенно разных вещах.
И все-таки автор не чужд духу сентиментализма. Да, в романе высмеивается далекая от жизни непомерная страсть к рассуждениям, гротескно воплощенная в образе Вальтера Шенди. Но в то же время читателю дают понять, насколько человечнее и милее его младший брат Тоби Шенди. Пусть он не слишком умен, порой не может связать двух слов, но зато поистине мухи не обидит. Неподдельная доброта этого чудака — единственное, о чем насмешливый и скептический Стерн говорит с теплотой.
ется он во множестве фактов, пояснений, отступлений.
Повествователь и читатель мечутся между несколькими временными пластами - и в результате безнадежно запутываются.
Предвестник «потока сознания»
Стерн — один из самых парадоксальных писателей в мировой литературе. Парадокс заключается в самом названии романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди...» — если соотнести его с реальным содержанием романа.
Тристрам — вовсе не центральный персонаж, поскольку вплоть до третьего тома он пребываете состоянии эмбриона. То есть только собирается родиться. Повествование заканчивается в девятом томе, когда герою исполняется пять лет. Естественно, ни о каких «мнениях» пятилетнего ребенка в романе речь не идет. Этот стилистический ход позволил автору с огромным мастерством показать большое число экстравагантных персонажей, группирующихся вокруг ребенка и строящих планы по его воспитанию.
Стерна высоко ценили Вольтер, Дидро, Лессинг, Гёте и многие романтики.
История мировой литературы признает, что Стерн был предвестником таких писателей-новаторов, как Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф и Уильям Фолкнер, с их методом «потока сознания».
У критиков возник даже термин «шендизм», подразумевающий отсылку не к номинальному герою романа Стерна, а к целому пласту английской литературы, изображающей чудаков.
Изложение истории обитателей Шенди-холла — вовсе не основное в романе. Одна из главных его тем — психология художественного творчества. Автора занимает вопрос, как вместить в рамки связного литературного изложения стремительный поток сознания. Как вложить все богатство ассоциаций в «единое слово»? Как поспеть за бегом времени?
Даниэль Дефо (1660-1731)
Даниэль Дефо — писатель-романист, ставший популярным прежде всего у юного читателя. Мировую славу ему принес роман «Приключения Робин зона Крузо». Даже на могильной плите он обозначен как «автор «Робинзона Крузо».
Творчество Дефо в целом включает злободневную для того времени публицистику, острые памфлеты в стихах и прозе. Его перу принадлежат исторические романы, книги о путешествиях, семь романов.
Будущий писатель родился в Лондоне в семье торговца и фабриканта. Его отец владел в Лондоне свечной фабрикой, звали его Джеймс Фо. Дефо в зрелом возрасте прибавил к фамилии аристократическую приставку «де».
дан на обучение в пуританскую духовную академию. Но Дефо не стал проповедником, его неудержимо влекла коммерция и политика. Увы, деловые предприятия Дефо редко увенчивались успехом: так, например, 1692 г. война с Францией стала для Дефо причиной финансовых потерь - корабли, что везли для него товар, были захвачены противником... И Дефо разорился.
Политическая активность приводила к арестам и тюремному заключению. На долю Дефо выпала даже гражданская казнь у позорного столба. Трижды он подвергался такому поношению, но в ответ написал и сумел издать листок с «Гимном позорному столбу», который распевали на улицах.
Роберт Харли, спикер палаты общин, премьер-министр, покровительствовал этому литературно одаренному авантюристу, используя Дефо как шпиона (тайного агента) для сбора различных сведений на территории Англии и Шотландии.
Дефо редактировал и писал статьи для знаменитого периодического издания «Ревью». Своей славой писателя Дефо обязан прежде всего «Робинзону Крузо» и плутовскому роману «Молль Флендерс».
Заслуга писателя не только в умении интересно писать о самых простых событиях, не только в развитии психологизма, а и в том, что Дефо сознательно приближал язык книги к живому разговорному языку своего времени.
емый остров и проводит там двадцать восемь лет. Дефо преподносит эту историю читателю как подлинный дневник обычного, хотя и довольно образо ванного человека того времени.
— упорный созидательный труд, борьба человека за выживание, ведь человек эпохи Просвещения не только приручает дикую природу, но и учится у нее. Не зря французский писатель и философ Жан-Жак Руссо подкреплял образом Робинзона свою концепцию «естественного человека». Каждое прозаическое действие (изготовление предметов быта, охота, земледелие, строительство) описано в романе как настоящее увлекательное приключение.
Но герой не одичал, подобно многим реальным людям, попадавшим в такую ситуацию. Он как бы в ускоренном темпе прошел всю историю человеческой цивилизации в целом.
Из всех сложных ситуаций Робинзон находит достойный выход. Он не просто выживает, но и достига ет своеобразного процветания. В конце романа он приобщает к цивилизации «дитя природы» - дикаря Пятницу.
ческий просветительский взгляд на прогресс человеческого об щества и возможности человека.
Даниэль Дефо вдохновил множество писателей на создание «робинзонад» (например, «Таинственный остров» Жюля Верна).