Время сновидений.
Австралийская мифология
Миф-путеводитель
Мифология аборигенов Австралии сохранила до наших времен весьма архаическую (первобытную) культуру. Мифы тесно переплетены с ритуалами австралийских племен и отражают культы тотемов (животных-покровителей). Они включаются в магические обряды, способствующие размножению животных своего тотема. На севере страны распространен календарный культ Великой Матери.
ции, во время которых перед юношами, проходящими посвящение в категорию взрослых полноправных членов племени, инсценировались мифы для передачи вступающим в жизнь основ традиционной племенной мудрости.
Некоторые мифы строго соотносятся с ритуалами, являясь их составной частью. Другие включают засекреченную информацию. И остаются недоступными для непосвященных.
Мифы являются темой церимониальных танцев (корробори) на праздниках. Разрозненные ритуалы объединяет единая символическая система.
Мифы, посвященные странствиям тотемных предков, сосредоточены на описании мест, которые они посетили, и следов, которые там оставили: холмов, озёр, больших деревьев. Все эти географические объекты оказываются «памятником» деятельности мифического героя, следами его стойбища, местом его волшебного преображения. Мифы, если привести современную па раллель, являются своего рода «путеводителями» по пустыне.
Вот, например, красная гора Улуру посреди пустыни. Это и заповедник мифов, и культурный памятник. Неаборигены называют ее Айерс-Рок. Согласно легендам, Улуру - это ориентир на одной из «троп сновидений». Такие тропы проложены предками аборигенов. Это было еще во времена, когда формировался мир. Тогда местность вокруг скалы населяли племена людей — заячьих кенгуру и людей-питонов. Ядовитые змеи, племя завоевателей с юга, напали на обитателей. Питонов и кенгуру спасло лишь вмешательство Булари, божественной матери-земли. Она победила завоевателей, окутав их ядовитым облаком смерти и болезней.
тельство этих событий. Тела народа племени ядовитых змей замурованы внутри Улуру, а влажное пятно на одной стороне скалы — место, где текла их кровь. Углубления в скале, идущие по периметру ее основания, считаются следами ног спасающихся бегством заячьих кенгуру. Соглашаясь с присутствием туристов, охотно посещающих эту местность, аборигены все же считают себя хранителями священного ландшафта, завещанного им предками. А Улуру — центр этого ландшафта.
Существуют в австралийской традиции и повествования, лишенные сакрального (относящегося к религиозному культу, ритуалу, часто скрытого от посвященных) значения. Такие истории ближе к сказке, нежели к мифу.
Джугура — время сновидений
Действие в австралийских мифах отнесено к особой стародавней мифологической эпохе, которая противостоит настоящему времени. Название мифической эпохи варьируется у различных племенных групп. Чаще всего оно называется «джугура» -время сновидений. Во времена «сновидений» мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности, установили обычаи.
У центральноавстралийских племен мифические герои представляют собой тотемных предков. Это существа двойной - антропоморфной (человеческой) и зооморфной (животной) — природы.
вития превращаются в людей. В Австралии же зачастую люди становятся животными, преображаясь в тотемы племени. Причем превращение человека в животное не является понижением статуса или наказани ем. Это почетно и необходимо для общего круговорота жизни.
Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам.
Небесные явления не играют у аборигенов Австралии столь большой роли места, как в развитых мифологиях других народов. Немногочисленные сказания о небесных светилах включаются в круг тотемических мифов. Месяц представляется мужчиной, первоначально принадлежавшим к тотему опоссума. С каменным ножом он поднимается на небо, бредет на запад, затем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах — так объясняется полнолуние. Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо.
Культурные герои в мифологии аборигенов довольно редки, поскольку их культура до нынешнего времени остается довольно примитивной. Однако они все-таки присутствуют: два человека-сокола, пришедшие с севера, учат других людей пользоваться каменным топором.
Люди-личинки и сестры-демиурги
«склеенные люди». Это были скопления беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами. Уши их прилипли к черепу в свернутом состоянии, глаза не открывались. Такие человеческие «личинки» жили в воде, они были похожи на сырое мясо.
Вода покрывала всю землю. Потом образовалась суша. После высыхания земли мифический герой (тотемный предок «ящериц») пришел с севера и отделил человеческие личинки друг от друга. Он прорезал им глаза, уши и рот. Потом научил «новорожденных» добывать огонь трением, готовить пищу, дал им копье, копьеметалку и бумеранг. Он также велел соблюдать брачные обряды. Все это позволяет рассматривать этот персонаж как культурного героя-демиурга.
Такую мифологическую концепцию происхождения людей из несовершенных существ можно назвать эволюционной. Но существуют и теории акта творения земли, неба и живых существ демиургами. У разных племен — разные мифы.
Так у юленгоров мифическими предками и создателями всего живого
дями впадине на вершине Улуру живет огромный змей Уанам-би. У него развевающаяся грива, длинная борода и острые зубы. Когда змей злится, он взмывает в небо и превращается в радугу.
В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются различные представления. Это и дух воды, и некое представление о драконе - змее-чудовище. Отождествляется этот змей и с магическом кристаллом, используемом колдунами, — и в кристалле, и в чешуе змея отражается радужный спектр. Змей проглатывает людей и выплевывает обратно, что связано с обрядом инициации: временная смерть приводит к последующему обновлению.
В некоторых мифах змей-радуга сопровождает Великую Мать в ее странствиях. У других племен радужный змей сам творит всех людей и продолжает следить за ними.