Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Время сновидений. Австралийская мифология

Время сновидений.
Австралийская мифология

Миф-путеводитель

Мифология аборигенов Австралии сохранила до наших вре­мен весьма архаическую (первобытную) культуру. Мифы тесно переплетены с ритуалами австралийских пле­мен и отражают культы тотемов (животных-покровителей). Они включаются в магические обряды, способствующие размноже­нию животных своего тотема. На севере страны распространен календарный культ Великой Матери.

­ции, во время которых перед юношами, проходящими посвя­щение в категорию взрослых полноправных членов племени, инсценировались мифы для передачи вступающим в жизнь ос­нов традиционной племенной мудрости.

Некоторые мифы стро­го соотносятся с ритуалами, являясь их составной частью. Дру­гие включают засекреченную информацию. И остаются недоступными для непосвященных.

Мифы являются темой церимониальных танцев (корробори) на праздниках. Разрозненные ритуалы объединяет единая сим­волическая система.

Мифы, посвященные стран­ствиям тотемных предков, сос­редоточены на описании мест, которые они посетили, и сле­дов, которые там оставили: холмов, озёр, больших де­ревьев. Все эти географические объекты оказываются «памят­ником» деятельности мифи­ческого героя, следами его стойбища, местом его волшеб­ного преображения. Мифы, ес­ли привести современную па­ раллель, являются своего рода «путеводителями» по пустыне.

Вот, например, красная гора Улуру посреди пустыни. Это и заповедник мифов, и культурный памятник. Неаборигены на­зывают ее Айерс-Рок. Согласно легендам, Улуру - это ориентир на одной из «троп сновидений». Такие тропы проложены пред­ками аборигенов. Это было еще во времена, когда формировал­ся мир. Тогда местность вокруг скалы населяли племена лю­дей — заячьих кенгуру и людей-питонов. Ядовитые змеи, племя завоевателей с юга, напали на обитателей. Питонов и кенгуру спасло лишь вмешательство Булари, божественной матери-зем­ли. Она победила завоевателей, окутав их ядовитым облаком смерти и болезней.

­тельство этих событий. Тела народа племени ядовитых змей за­мурованы внутри Улуру, а влажное пятно на одной стороне ска­лы — место, где текла их кровь. Углубления в скале, идущие по периметру ее основания, считаются следами ног спасающихся бегством заячьих кенгуру. Соглашаясь с присутствием туристов, охотно посещающих эту местность, аборигены все же считают себя хранителями священного ландшафта, завещанного им предками. А Улуру — центр этого ландшафта.

Существуют в австра­лийской традиции и по­вествования, лишенные сакрального (относя­щегося к религиозному культу, ритуалу, часто скрытого от посвящен­ных) значения. Такие истории ближе к сказ­ке, нежели к мифу.

Джугура — время сновидений

Действие в австралийских мифах отнесено к особой старо­давней мифологической эпохе, которая противостоит настояще­му времени. Название мифической эпохи варьируется у различ­ных племенных групп. Чаще всего оно называется «джугура» -время сновидений. Во времена «сновидений» мифические ге­рои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности, установи­ли обычаи.

У центральноавстралийских племен мифические герои представляют собой тотемных предков. Это существа двойной - антропоморфной (человеческой) и зо­оморфной (животной) — природы.

­вития превращаются в людей. В Австралии же зачастую люди становятся животными, преображаясь в тотемы племени. Причем превращение человека в животное не яв­ляется понижением статуса или наказани­ ем. Это почетно и необходимо для общего круговорота жизни.

Введение обрядов инициации, игра­ющих важную роль в жизни австралийс­ких племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным пред­кам — диким котам и ящерицам-мухоловкам.

Небесные явления не играют у аборигенов Австра­лии столь большой роли места, как в развитых мифоло­гиях других народов. Немногочисленные сказания о не­бесных светилах включаются в круг тотемических мифов. Месяц представляется мужчиной, первоначаль­но принадлежавшим к тотему опоссума. С каменным ножом он поднимается на небо, бредет на запад, затем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах — так объясняется пол­нолуние. Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо.

Культурные герои в мифологии аборигенов доволь­но редки, поскольку их культура до нынешнего времени остается довольно примитивной. Однако они все-таки присутствуют: два человека-сокола, пришедшие с севе­ра, учат других людей пользоваться каменным топором.

Люди-личинки и сестры-демиурги

«склеенные люди». Это были скопления беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами. Уши их прилипли к черепу в свернутом состоянии, глаза не открывались. Такие человечес­кие «личинки» жили в воде, они были похожи на сырое мясо.

Вода покрывала всю землю. Потом образовалась суша. После высыхания земли мифический герой (тотемный пре­док «ящериц») пришел с севера и отделил человеческие личин­ки друг от друга. Он прорезал им глаза, уши и рот. Потом научил «новорожденных» добывать огонь трением, готовить пищу, дал им копье, копьеметалку и бумеранг. Он также велел соблюдать брачные обря­ды. Все это позволяет рассматривать этот персонаж как культурного героя-демиурга.

Такую мифологическую концепцию происхождения людей из несовершен­ных существ можно назвать эволюци­онной. Но существуют и теории акта творения земли, неба и живых существ демиурга­ми. У разных племен — разные мифы.

Так у юленгоров мифическими предками и создателями всего живого

­дями впадине на вершине Улуру живет огромный змей Уанам-би. У него развевающаяся грива, длинная борода и острые зубы. Когда змей злится, он взмывает в небо и превращается в радугу.

В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются различные представле­ния. Это и дух воды, и некое представление о драконе - змее-чудовище. Отождествляется этот змей и с магическом кристал­лом, используемом колдунами, — и в кристалле, и в чешуе змея отражается радужный спектр. Змей проглатывает людей и вы­плевывает обратно, что связано с обрядом инициации: времен­ная смерть приводит к последующему обновлению.

В некоторых мифах змей-радуга сопровождает Великую Мать в ее странствиях. У других племен радужный змей сам тво­рит всех людей и продолжает следить за ними.