Четыре Веды... и еще одна
Веды
Веды — священные книги брахманов. Они относятся к индо-арийской религиозной литературе. Этим книгам приписывается сверхъестественное происхождение. Многие индусы верят, что Веды существовали с начала творения. Собственно слово «веды» означает «мудрость, знание».
К священному знанию по индийской традиции могут быть допущены не все. И хотя среди авторов некоторых вед в прежние века встречались и женщины, в более позднее время доступ к тайном мудрости был ограничен: женщинам и шудрам (низшей касте) изучать эти книги и не надо, и запрещено, - так считают высшие касты (брахманы, кшатрии и вайшьи).
Веды состоят из четырех сборников (санхит):
Создавались эти книги на протяжении нескольких веков (XV-V вв. до н. э). Около XIII в. до н. э. в список священных книг вошли «Упанишады» (философское тайное учение). Полностью систематизированы Веды были к V в. до н. э.
щихся к древним временам.
Основное в Ведах — священные мантры. Мантры весьма разнообразны по жанру: это и гимны, и молитвы, и заклинания, и заговоры. Гимны и молитвы обращены к пантеону индийских богов и богинь, среди которых - Индра, Рудра, Варуна, Агни и многие другие.
Мантры, используемые в священных ритуалах, дополнены философскими текстами, притчами, поучениями и другими более поздними включениями.
Многие индуисты верят, что не обязательно до тонкостей разбираться в сложных хитросплетениях смысла Вед: даже сам звук ведических мантр очищает природу и разум.
Поэзия Вед изобилует гиперболами, возвышенными сравнениями, лексика их торжественна и исполнена восторга и благодарности богам.
«Ригведа» — молитвенный гимн братьям Ашвинам
— Вы, братья Ашвины, первыми намечаете десять сторон света, которые расходятся из единого центра все далее и далее, по этим проложенным вами тропам следуют мудрецы, боги и люди, обитатели этой земли.
- Затем вы преображаете все цвета вселенной, и они, в свой черед, раскрашивают все, что мы видим. Даже космические огни расцвечиваются вами по свое-му желанию. Боги, как и все люди, обитатели земли, почитают ваши деяния.
— О Насатьи, Ашвины, увитые гирляндами голубых лотосов, вам воссылаю я свои хваления. О Насатьи, бессмертные ревнители правды, вашими стараниями даже без помощи богов правда пролагает себе путь.
Махабхарата — книга тысячелетий
«Махабхарата» - знаменитый эпос Древней Индии. Название в переводе означает «Великое повествование о битве потомков Бхараты» или «Сказание о великой битве потомков Бхараты». Это произведение составлялось и оформлялось около тысячи лет — в промежутке примерно между IV в. до н. э. и IV в. н. э.
«Махабхарата» представляет собой огромный комплекс разножанровых эпических форм. Индийские специа листы по «Махабхарате» утверждают, что в ней ровно 100 ООО двустиший. Это превышает по объему «Одиссею» и «Илиаду» вместе взятые. Произведение собрано из новелл, басен, притч, легенд, лирических и дидактических диалогов.
Присутствуют в книге и рассуждения богословского, политического, правового характера. Космогонические мифы рассказывают о сотворении Вселенной, земли и воды, как, например, известный миф о пахтании Океана. Можно отыскать в тексте генеалогии древних родов, найти поэтические примеры гимнов и плачей.
Однако в индийской традиции принято считать, что «Махабхарата» — единое произведение. И автор у нее — один. Утверждают, что создателем огромного эпоса был мудрец Вьяса, почитавшийся и как составитель божественных Вед и Пуран.
Сложность композиции
рамления: в одно большое, основное, повествование включаются более мелкие. Так от большого ствола идут крупные мощные ветви, на которых, в свою очередь, растут маленькие веточки. И все вместе — это одно большое дерево.
Основой сюжета является повествование о борьбе двух династий из царского рода Бхарата — потомков Куру и сыновей Панду. Восемнадцать дней бились они, и потомки Куру погибли. Сообщается также об отказе сыновей Панду от власти и о путешествии их в рай и ад.
Повествование это начинается с генеалогии рода Бхарата. Подробно изображено чудесное происхождение сыновей Панду, а также их воспитание и жизнь при дворе слепого дяди — царя Дхритараштра. В результате многочисленных козней врагов они бежали в дикий лес, где их ожидало множество приключений.
Пять братьев Пандавов женятся на прекрасной Драупади. Старший из братьев Юдхиштхира проиграл царство в кости, и Пандавы вновь изгнаны. Это повествование изображено как рассказ «благочестивого Вайшямпайяна» на торжественном жертвоприношении при дворе потомка Пандавов — царя Джанамеджайя.
Конец «Махабхараты» - вполне самостоятельная песнь о Вишну-Кришне (так называемая пурана Хариванша).
«Махабхараты» излагается преимущественно в речах действующих лиц. В качестве параллелей к событиям эпоса приводятся многочисленные вставки-повести.
Так, в утешение проигравшемуся Юдхиштхире, который утратил из-за своей азартности не только царство, но и жену, отшельник Бхридашьва рассказывает повесть о злополучном царе Нишадхи Нале. Аскет Маркандейя, в свою очередь, в утешение рассказывает повесть о самоотверженной Савитри.
Приготовившемуся вступить в бой Арджуне Кришна открывает учение о спасении через любовь к божеству. Это поучение - знаменитая «Бхагавадгита».
Изречения, басни, притчи приводятся в качестве комментариев к основному повествованию, что напоминает дружескую беседу: один рассказывает, другой хочет дополнить.
Древнейшую часть «Махабхараты» образует военно-аристократический эпос: генеалогии знаменитых княжеских родов и предания об их боевых подвигах в борьбе за власть. Сюда относится и главное сказание о великом бое сыновей Панду и потомков Куру.
риода вносят религиозные мотивы, превратившие эпос в одну из наиболее почитаемых книг индуизма.
Третий слой представляют собой многочисленные малые литературные формы. Здесть рассказ совмещен с моралью, поучением, наставлением.
При всем многообразии элементов великое во всех смыслах произведение образует единое целое.
«Махабхарата» оказала огромное влияние на всю позднейшую литературу: индийскую, арабскую, еврейскую.
В начале XIX в. начинается освоение «Махабхараты» европейскими литературами. Появляются переводы Банга, Рюккерта, Жуковского, Губернатиса и др. Но в целом огромный литературный массив остался недостаточно освоенным переводчиками. Однако отдельные фрагменты («Наль и Дамаянти», «Савитри») вошли в сокровищницу мировой литературы.
«Махабхараты»
Непричинение зла насилием — это важнейшее, что приводит к счастью.
лающему достичь благополучия. Они суть: сонливость, вялость, страх, гнев, леность и откладывание дел на потом.
Тот человек, который никогда не принимает надменного вида, который даже в пылу своей удали не говорите пренебрежением о других, который, даже забывшись, не говорит грубых слов, — такой человек бывает всеми любим.
Рамаяна
— II в. н. э. В отличие от усложненной и разветвленной «Махабхараты», «Рамаяна» представляет собой единое целое и по композиции, и по развертыванию сюжета.
Действие «Рамаяны» происходит в эпоху Трета-Юга, что интерпретируется как III тыс. до н. э.
Авторство «Рамаяны» приписывается мифическому поэту Вальмики. В поэме четко выступают черты творческого метода позднейшего художественного стиля (кавья), который характеризуется лиризмом, тщательным изображением картин природы, которые часто приобретают символический характер. В «Рамаяне» присутствует обилие стилистических украшений: сравнений, многозначных выражений, осуществляющих принцип «двойного смысла».
Эпическая поэма состоит из двадцати тысяч стихов, объединенных в семь книг:
щает царь злых духов (ракшасов) Равана. Рама отправляется на поиски любимой. Он заключает союз с обезьяньим царем Хануманом. Следует осада острова Ланка — царства Равана.
Хануман — один из самых любимых героев индийского фольклора. Когда жена Рамы Сита была похищена демоном Раваной, Рама обратился за помощью именно к витязю-обезьяне. И Хануман повел свое войско на бой с врагом, чтобы помочь Раме.
Достигнув берега моря, отделяющего Индию от Шри-Ланки, обезьяны пришли в ужас, потому что они не умели плавать. Но один из старых воинов напомнил Хануману о его силе. Хануман умел так далеко прыгать, что это можно было сравнить с полетом и мог бы легко перепрыгнуть на Ланку, если бы вспомнил о своих способностях.
Хануман взобрался на гору и начал расти, становясь все больше и сильнее. Когда же он почувствовал, что готов, с ревом сорвался с места и взмыл в небо.
ки. Изучив укрепления Раваны, он пробрался во дворец, в котором в заточении жила Сита, и сказал ей, что Рама готовится к сражению, чтобы спасти ее. Но Хануман был схвачен и доставлен к Раване. Равана приказал поджечь ему хвост. Тогда Хануман вырос и начал прыгать по столице Раваны, поджигая все вокруг, после чего улетел к Раме.
Хануман — воплощение силы, храбрости, изобретательности и преданности. В одной из легенд повествуется о том, что в сердце Ханумана было два образа — Рамы и Ситы.
В ярких красках повествование изображает бой обезьян с ракшасами и единоборство Рамы с десятиголовым Раваной.
дозрения, ведь Сита была в плену у демона. Сохранила ли она верность мужу?
ей чистоты восходит на костер, «но в пламени огня она вновь появляется на руках бога Агни: пламя не коснулось Ситы, она невинна!»
«Рамаяны» в Индии огромна. Об этом, в частности, свидетельствует обилие ее версий, важнейшие из которых — так называемые бомбейская, западная и бенгальская.
На протяжении веков художественная структура «Рамаяны» претерпевала изменения. Безусловно, на изначальную фабулу нало-жились позднейшие наслоения. Скорее всего, первая и седьмая книги, положившие начало культу Рамы как воплощения Вишну, являются более поздними. Они объединяют насыщенный приключениями сюжет с религиозным культом.
Велико влияние эпоса на позднейшие литературы Индии. В стихах и в прозе, на санскрите и на новоиндийских языках бесконечно разрабатывались эпизоды «Рамаяны». В этих версиях развертывались отдельные образы: самого Рамы, его преданного брата Лакшманы, отважного и ловкого обезьяньего витязя Ханумана. Прекрасная и кроткая Сита стала символом супружеской верности и чистой женственности.