Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Четыре Веды... и еще одна

Четыре Веды... и еще одна

Веды

Веды — священные книги брахманов. Они относятся к индо-арийской религиозной литературе. Этим книгам приписывается сверхъестественное происхождение. Многие индусы верят, что Веды существовали с начала творения. Собственно слово «ве­ды» означает «мудрость, знание».

К священному знанию по индийской традиции могут быть допущены не все. И хотя среди авторов некоторых вед в преж­ние века встречались и женщины, в более позднее время доступ к тайном мудрости был ограничен: женщинам и шудрам (низ­шей касте) изучать эти книги и не надо, и запрещено, - так счи­тают высшие касты (брахманы, кшатрии и вайшьи).

Веды состоят из четырех сборников (санхит):

Создавались эти книги на протяжении нескольких веков (XV-V вв. до н. э). Около XIII в. до н. э. в список священных книг вошли «Упанишады» (философское тайное учение). Полностью систематизированы Веды были к V в. до н. э.

­щихся к древним временам.

Основное в Ведах — священные мантры. Мантры весьма разнообразны по жанру: это и гимны, и молит­вы, и заклинания, и заговоры. Гимны и молитвы обра­щены к пантеону индийских богов и богинь, среди ко­торых - Индра, Рудра, Варуна, Агни и многие другие.

Мантры, используемые в священных ритуалах, допол­нены философскими текстами, притчами, поучениями и другими более поздними включениями.

Многие индуисты ве­рят, что не обязательно до тонкостей разби­раться в сложных хит­росплетениях смысла Вед: даже сам звук ве­дических мантр очища­ет природу и разум.

Поэзия Вед изобилует гиперболами, возвышенны­ми сравнениями, лексика их торжественна и исполне­на восторга и благодарности богам.

«Ригведа» — молитвенный гимн братьям Ашвинам

— Вы, братья Ашвины, первыми намечаете десять сторон света, которые расходятся из единого центра все далее и далее, по этим проложенным вами тропам сле­дуют мудрецы, боги и люди, обитатели этой земли.

- Затем вы преображаете все цвета вселенной, и они, в свой черед, раскрашивают все, что мы видим. Даже космические огни расцвечиваются вами по свое-му желанию. Боги, как и все люди, обитатели земли, почитают ваши деяния.

— О Насатьи, Ашвины, увитые гирляндами голубых лотосов, вам воссылаю я свои хваления. О Насатьи, бессмертные ревни­тели правды, вашими стараниями даже без помощи богов прав­да пролагает себе путь.

Махабхарата — книга тысячелетий

«Махабхарата» - знаменитый эпос Древней Индии. Название в переводе означает «Великое повествование о битве потомков Бхараты» или «Сказание о великой битве потомков Бхараты». Это произведение составлялось и оформлялось около тысячи лет — в промежутке примерно между IV в. до н. э. и IV в. н. э.

«Махабхарата» представляет собой огромный комп­лекс разножанровых эпических форм. Индийские специа­ листы по «Махабхарате» утверждают, что в ней ровно 100 ООО двустиший. Это превышает по объему «Одиссею» и «Илиаду» вместе взятые. Произведение собрано из но­велл, басен, притч, легенд, лирических и дидактических диалогов.

Присутствуют в книге и рассуждения богословского, политического, правового характера. Космогонические мифы рассказывают о сотворении Вселенной, земли и воды, как, на­пример, известный миф о пахтании Океана. Можно отыскать в тексте генеалогии древних родов, найти поэтические примеры гимнов и плачей.

Однако в индийской традиции принято считать, что «Махаб­харата» — единое произведение. И автор у нее — один. Ут­верждают, что создателем огромного эпоса был мудрец Вьяса, почитавшийся и как составитель божественных Вед и Пуран.

Сложность композиции

­рамления: в одно большое, основное, повествование включаются более мелкие. Так от большого ствола идут крупные мощные ветви, на которых, в свою очередь, рас­тут маленькие веточки. И все вместе — это одно большое дерево.

Основой сюжета является повествование о борьбе двух династий из царского рода Бхарата — потомков Куру и сы­новей Панду. Восемнадцать дней бились они, и потомки Куру погибли. Сообщается также об отказе сыновей Панду от власти и о путешествии их в рай и ад.

Повествование это начинается с генеалогии рода Бхарата. Подробно изображено чудесное происхождение сыновей Панду, а также их воспитание и жизнь при дворе слепого дяди — царя Дхритараштра. В ре­зультате многочисленных козней врагов они бежали в дикий лес, где их ожидало множество приключений.

Пять братьев Пандавов женятся на прекрасной Драупади. Старший из братьев Юдхиштхира проиграл царство в кости, и Пандавы вновь изгнаны. Это повествование изображено как рассказ «благочестивого Вайшямпайяна» на торжественном жертвоприношении при дворе потомка Пандавов — царя Джанамеджайя.

Конец «Махабхараты» - вполне самостоятельная песнь о Вишну-Кришне (так называемая пурана Хариванша).

«Махабхараты» излагается преимуществен­но в речах действующих лиц. В качестве параллелей к событиям эпоса приводятся многочисленные вставки-повести.

Так, в утешение проигравшемуся Юдхиштхире, который ут­ратил из-за своей азартности не только царство, но и жену, от­шельник Бхридашьва рассказывает повесть о злополучном царе Нишадхи Нале. Аскет Маркандейя, в свою очередь, в утешение рассказывает повесть о самоотверженной Савитри.

Приготовившемуся вступить в бой Арджуне Кришна открывает учение о спасении через любовь к божеству. Это поучение - знамени­тая «Бхагавадгита».

Изречения, басни, притчи приводятся в ка­честве комментариев к основному повество­ванию, что напоминает дружескую беседу: один рассказывает, другой хочет дополнить.

Древнейшую часть «Махабхараты» обра­зует военно-аристократический эпос: генеа­логии знаменитых княжеских родов и преда­ния об их боевых подвигах в борьбе за власть. Сюда относится и главное сказание о великом бое сыновей Панду и потомков Куру.

­риода вносят религиозные мотивы, превра­тившие эпос в одну из наиболее почитаемых книг индуизма.

Третий слой представляют собой многочис­ленные малые литературные формы. Здесть рассказ совмещен с моралью, поучением, нас­тавлением.

При всем многообразии элементов вели­кое во всех смыслах произведение образует единое целое.

«Махабхарата» оказала ог­ромное влияние на всю поздней­шую литературу: индийскую, арабскую, еврейскую.

В начале XIX в. начинается ос­воение «Махабхараты» европей­скими литературами. Появляют­ся переводы Банга, Рюккерта, Жуковского, Губернатиса и др. Но в целом огромный литератур­ный массив остался недостаточ­но освоенным переводчиками. Однако отдельные фрагменты («Наль и Дамаянти», «Савитри») вошли в сокровищницу мировой литературы.

«Махабхараты»

Непричинение зла на­силием — это важней­шее, что приводит к счастью.

­лающему достичь бла­гополучия. Они суть: сонливость, вялость, страх, гнев, леность и откладывание дел на потом.

Тот человек, который никогда не принимает надменного вида, кото­рый даже в пылу своей удали не говорите пре­небрежением о других, который, даже забыв­шись, не говорит гру­бых слов, — такой че­ловек бывает всеми любим.

Рамаяна

— II в. н. э. В отличие от усложненной и разветвленной «Махабхараты», «Рамаяна» представляет собой единое целое и по композиции, и по развертыванию сюжета.

Действие «Рамаяны» происходит в эпоху Трета-Юга, что ин­терпретируется как III тыс. до н. э.

Авторство «Рамаяны» приписывается мифическому поэту Вальмики. В поэме четко выступают черты творческого метода позднейшего художественного стиля (кавья), который характе­ризуется лиризмом, тщательным изображением картин приро­ды, которые часто приобретают символический характер. В «Ра­маяне» присутствует обилие стилистических украшений: сравнений, многозначных выражений, осуществляющих прин­цип «двойного смысла».

Эпическая поэма состоит из двадцати тысяч стихов, объеди­ненных в семь книг:

­щает царь злых духов (ракшасов) Равана. Рама отправляется на поиски любимой. Он заключает союз с обезьяньим царем Хану­маном. Следует осада острова Ланка — царства Равана.

Хануман — один из самых любимых героев индийского фольк­лора. Когда жена Рамы Сита была похищена демоном Раваной, Рама обратился за помощью именно к витязю-обезьяне. И Хану­ман повел свое войско на бой с врагом, чтобы помочь Раме.

Достигнув берега моря, отделяющего Индию от Шри-Ланки, обезьяны пришли в ужас, потому что они не умели плавать. Но один из старых воинов напомнил Хануману о его силе. Хануман умел так далеко прыгать, что это можно было сравнить с поле­том и мог бы легко перепрыгнуть на Ланку, если бы вспомнил о своих способностях.

Хануман взобрался на гору и начал расти, становясь все больше и сильнее. Когда же он почувствовал, что готов, с ревом сорвался с места и взмыл в небо.

­ки. Изучив укрепления Раваны, он пробрался во дворец, в кото­ром в заточении жила Сита, и сказал ей, что Рама готовится к сражению, чтобы спасти ее. Но Хануман был схвачен и достав­лен к Раване. Равана приказал поджечь ему хвост. Тогда Хану­ман вырос и начал прыгать по столице Раваны, поджигая все вокруг, после чего улетел к Раме.

Хануман — воплощение силы, храбрости, изобретательности и преданности. В одной из легенд повествуется о том, что в серд­це Ханумана было два образа — Рамы и Ситы.

В ярких красках повествование изображает бой обезьян с ракшасами и единоборство Рамы с десятиголовым Раваной.

­дозрения, ведь Сита была в плену у демона. Сохранила ли она верность мужу?

­ей чистоты восходит на кос­тер, «но в пламени огня она вновь появляется на руках бо­га Агни: пламя не коснулось Ситы, она невинна!»

«Рамаяны» в Индии огромна. Об этом, в частности, свидетельствует обилие ее версий, важней­шие из которых — так называ­емые бомбейская, западная и бенгальская.

На протяжении веков художественная струк­тура «Рамаяны» пре­терпевала изменения. Безусловно, на изна­чальную фабулу нало-жились позднейшие наслоения. Скорее все­го, первая и седьмая книги, положившие на­чало культу Рамы как воплощения Вишну, являются более позд­ними. Они объединяют насыщенный приклю­чениями сюжет с рели­гиозным культом.

Велико влияние эпоса на позднейшие литературы Индии. В стихах и в прозе, на санскрите и на новоиндийских языках бесконечно разрабаты­вались эпизоды «Рамаяны». В этих версиях развертывались от­дельные образы: самого Рамы, его преданного брата Лакшманы, отважного и ловкого обезьяньего витязя Ханумана. Прекрасная и кроткая Сита стала символом супружеской верности и чистой женственности.