Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Певец Лауры в лавровом венце Франческо Петрарка

Певец Лауры в лавровом венце
Франческо Петрарка (1304-1374)

Франческо Петрарка родился в семье, где все мужчины из поко­ления в поколения занимались юридической практикой. Отец Пет­рарки был изгнан из Флоренции, подобно Данте, за политическую деятельность и принадлежность к партии белых гвельфов.

Начальное образование Франческо получил в доме на­божного и начитанного деда. Школу Петрарка окончил в Авиньоне, затем поступил в Болонский университет. Семья видела в нем будущего юриста. Но юноша не закончил курса. Он оставил универ­ситет, вернулся в Авиньон и полностью сосредоточился на занятиях поэзией. Авиньон в те времена был резиденцией папы.

Петрарка был погружен в светскую жизнь: праздне­ства, увеселения, визиты многочисленным знакомым. Прекрасные дамы вдохновляли его на канцоны, мадри­галы, сонеты. К нему приходит слава лучшего поэта не только Авиньона, но и всей Италии, а также Франции.

Позднее поэт принял священнический сан, однако главной сферой его деятельности было творчество. Петрарка был автором научных и религиозно-богос­ловские трактатов «Буколическая песнь», «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге», «О достопамятных вещах и событиях». Создал он и знаменитую исповедь, которую назвал «Secretum», что в переводе означает «Моя тайна». Неаполитанский король Роберто одарил поэта в знак признания его заслуг пурпурной мантией, подбитой гор­ностаем. Такая мантия возлагалась только на плечи монархов.

Поэт довольно часто меняет место жительства: из Авиньона переезжает в Милан, из Милана — в Венецию.

Папская курия сочла возможным короно­вать Петрарку лавро­вым венком. Это собы­тие стало апофеозом всей жизни Петрарки. Процедура состоялась 8 апреля 1341 г. Это был первый день Пас­хи. Петрарка видел особый смысл в том, чтобы его всемирное признание состоялось именно в день Воскре­сения Христа.

Последние годы жизни Петрарки прошли в Падуе и в Аркве, ма­леньком селении на холмах, расположенном среди оливковых рощ, кипарисов и виноградников. Он продолжал писать до послед­них минут жизни и завершил свой жизненный путь 19 июля 1374 г., работая над очередной рукописью — жизнеописанием Цезаря.

«Книга песен», которая включает в себя сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, баллады, созданные им в честь его возлюбленной Лауры.

О ней известно только то, что впервые автор увидел ее в цер­кви Санта-Кьяра б апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась. Еще десять лет Петрарка воспевал ее, посвящая со­неты и канцоны: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Кра­сота возлюбленной возвышает любящего, но при всей возвы­шенности она остается реальной прекрасной женщиной, своеобразной и неповторимой.

В своих теоретических работах Петрарка обосновал отличие культуры Средних веков от культуры Возрождения. Именно от Петрарки идет традиция рассматривать культуру Средневековья как теоцентричную (центр - Бог, религия, аскетизм, самоограни­чение), а Ренессанса — как антропоцентричную (центр — человек, разум, любовь, радость, свобода).

Петрарка с юных лет высоко ценил античную культуру и пер­вый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона,Вергилия, Эпикура и Тацита.

Петрарка считал главным показателем культуры, основным в формировании и развитии человека его речь. Он первый сфор­мулировал тезис о том, что наличие единого языка есть непремен­ное условие существования государственности.

­монии с природой было для него идеалом. Недаром он предпо­читал жить в небольшом селении Воклюзе недалеко от Авиньо­на. Для великого поэта человек природы — «естественный человек» - был детищем свободы. Петрарка называл себя «гражданином рощ». Он писал: «Города - враги моим мыслям, леса — друзья... В городе я другой человек, чем в деревне. Тут я повинуюсь природе, там — примеру».

Исследователи справедливо отмечают: «Петрарка действи­тельно отец гуманизма. По его сочинениям учились целые поко­ления ученых».

Из «Книги песен»

Предательскою страстью истомленный,
Я вновь спешу туда — в который раз! —

За столько лет впервые благосклонный.

И, в сладостные думы погруженный
О нем, который в думах не погас,
Я от всего иного тот же час

Поутру, в полночь, вечером и днем
Я внемлю нежный голос в тишине,
Которого никто другой не внемлет,



И сердце радость тихая объемлет.

По словам исследова­теля Р. И. Хлодовско-го, «Петрарка отнял Слово у Бога и воз­вратил его человеку».