Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
«Я всеми признан, изгнан отовсюду...» Франсуа Вийон

«Я всеми признан,
изгнан отовсюду...»
Франсуа Вийон (1431-1463)

О жизни Франсуа Вийона известно очень немногое. Его отец умер, когда он был ребенком, и мальчика усыновил родственник Гийом де Вийон, капеллан церкви Святого Бенедикта. Он дал Фран­суа свою фамилию. В 1452 г. Франсуа получил в парижском Универ­ситете степень магистра свободных искусств. Уже во времена уче­ния слава о его прегрешениях и тяге к дурным компаниям преследовала его. Первое столкновение с законом произошло в 1455 г. Разгульный и вспыльчивый поэт в драке, возникшей из-за женщины, ранил ножом клирика Филиппа Сермуаза. Есть свиде­тельства о его соучастии в ограблении казны теологического фа­культета, хранившейся в Наваррском коллеже. Опасаясь расследо­вания дела, поэт-разбойник исчез из Парижа и пропадал до 1461 г.

В последующие пять лет «избранным обществом» Вийона были преступники, о чем свидетельствуют семь баллад, напи­санных им на воровском жаргоне. В 1460 г. Вийона приговорили в Орлеане к смерти. Поэта спасла только амнистия, объявленная в честь приезда в город Марии - трехлетней дочери герцога Карла Орлеанского. Это событие благодарный лирик отметил «Посланием к Марии Орлеанской».

Однако «на путь истинный» поэт так и не стал. Он опять был заключен в тюрьму. Избег­нуть наказания ему помогла амнистия, объяв­ленная новым королем Людовиком XI. Вийон был освобожден из тюрьмы в Мэн-сюр-Луар. Он пытается смирить свой нрав, служить зна­менитым принцам-поэтам Карлу Орлеанско­му и Рене Анжуйскому, но не уживается при дворе ни одного из них. В отчаянии он обра­щается с поэтической просьбой о денежном вспомоществовании к герцогу Жану Бурбону.

Вся жизнь Вийона проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подозрительных личностей. Не раз поэт был изгнан из Парижа, последний раз в 1463 г., далее его следы теряются.

Я - Франсуа, чему не рад,
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.

В 1461 г., приговоренный к смертной казни, от которой его спасла лишь амнистия, Вийон создает свои лучшие произведения: «Эпитафию» и «Testament» (впоследствии названное «Большим завещанием»).

Вийону принадлежит ряд баллад. Он выработал собственную манеру письма, индивидуальные поэтичес­кие приемы. Ироническая игра со всем общепринятым до сих пор не теряет актуальности. Поэзия Вийона субъектив­на, личностна. Он декларирует тяготение к чувственной стороне жизни — и подробно, в деталях, описывает самые неприглядные стороны своего бродячего быта. В его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом.

Нередко Вийон оказывался в ситуации ожидания неми­нуемой казни. Оценивая прожитое и нажитое, он написал два завещания: малое и большое.

В «Малом завещании» традиционная форма поэтического завещания дается в комическом преломлении: предметом заве­щания являются вроде совсем пустые вещицы, но ценные для памяти. Вывеска кабака, кружка пива, пустой кошелек...

расшатывает привычные устои, расширяя рамки обыденного сознания.

В «Большом завещании» потомкам оставляется самое доро­гое и заветное — баллады, вставленные в текст.


Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне — страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.

Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

­ский язык многими поэтами, но наиболее удачные переводы при­надлежат И. Г. Эрен-бургу.

Традиционная, характерная для аллегорической поэзии XIV~XV вв. баллада у Вийона также часто носит пародийный характер. Словно издеваясь над предполагаемым благовоспитан­ным читателем, он рисует натуралистические картинки попоек, притонов Парижа. Лирическими героями баллад являются отнюдь не герои: поэт говорит от лица кутилы или кабацкого вышибалы.

В «Прекрасной оружейнице» поэт детально описывает «увядшие прелести» разгульной красотки и сравнивает их с былыми. Однако такое содержание не исключает изысканной поэти­ ческой формы. Наоборот, этот контраст подчеркивает пара­ доксальность всего творчества Вийона. Он виртуозно владеет жанрами лэ и рондо, предполагающими наличие рефрена в каждой строфе. Для Вийона это не только дань форме — с каждой строфой повторяющаяся строка обретает все более глубокое содержание.

«Баллада о дамах былых времен» с рефре­ном, напоминающим о бренности красоты и всего сущего:

Принц, все проходит мимо в быстрой смене,
Но пусть припев сей прозвучит навек

Но где же он, где прошлогодний снег?
Перевод И. Эренбурга

­ет помещенная в «Большом завещании» молитва в форме бал­лады, которая написана от имени матери Вийона, простой на­божной женщины. Она создает один из сильнейших контрастов низкого и высокого в «Завещании».

В «Эпитафии» реаль­ность переходит в ужас­ный гротеск: повешен­ные говорят, тела их гниют, глаза же выкле-вают птицы. Внезапно стихотворение приоб­ретает надрывную инто­нацию, звучит обраще­ние к «людям-братьям», с просьбой молиться за их души.

­ях этого поэта стирают­ся границы гротеска, пародии и философ­ского размышления.

Творчество Вийона оказало огромное влияние на поэтов кон­ца Средневековья и начала Возрождения (Грэнгуара, Пьера, Клемана Маро, даже Рабле). Вдохновляло его творчество также сатириков и реалистов XVII в. (Матюрена Ренье, Лафонтена, от­части Мольера).

Высоко отзывались о Вийоне Буало и Вольтер. Романтики XIX в. поклонялись ему (в частности, Теофиль Готье), находя в его творчестве много общего с новой романтической тенденцией. Песенность, народность, задор Вийона вдохновляли своим настроением Беранже.