«Я всеми признан,
изгнан отовсюду...»
Франсуа Вийон (1431-1463)
О жизни Франсуа Вийона известно очень немногое. Его отец умер, когда он был ребенком, и мальчика усыновил родственник Гийом де Вийон, капеллан церкви Святого Бенедикта. Он дал Франсуа свою фамилию. В 1452 г. Франсуа получил в парижском Университете степень магистра свободных искусств. Уже во времена учения слава о его прегрешениях и тяге к дурным компаниям преследовала его. Первое столкновение с законом произошло в 1455 г. Разгульный и вспыльчивый поэт в драке, возникшей из-за женщины, ранил ножом клирика Филиппа Сермуаза. Есть свидетельства о его соучастии в ограблении казны теологического факультета, хранившейся в Наваррском коллеже. Опасаясь расследования дела, поэт-разбойник исчез из Парижа и пропадал до 1461 г.
В последующие пять лет «избранным обществом» Вийона были преступники, о чем свидетельствуют семь баллад, написанных им на воровском жаргоне. В 1460 г. Вийона приговорили в Орлеане к смерти. Поэта спасла только амнистия, объявленная в честь приезда в город Марии - трехлетней дочери герцога Карла Орлеанского. Это событие благодарный лирик отметил «Посланием к Марии Орлеанской».
Однако «на путь истинный» поэт так и не стал. Он опять был заключен в тюрьму. Избегнуть наказания ему помогла амнистия, объявленная новым королем Людовиком XI. Вийон был освобожден из тюрьмы в Мэн-сюр-Луар. Он пытается смирить свой нрав, служить знаменитым принцам-поэтам Карлу Орлеанскому и Рене Анжуйскому, но не уживается при дворе ни одного из них. В отчаянии он обращается с поэтической просьбой о денежном вспомоществовании к герцогу Жану Бурбону.
Вся жизнь Вийона проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подозрительных личностей. Не раз поэт был изгнан из Парижа, последний раз в 1463 г., далее его следы теряются.
Я - Франсуа, чему не рад,
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.
В 1461 г., приговоренный к смертной казни, от которой его спасла лишь амнистия, Вийон создает свои лучшие произведения: «Эпитафию» и «Testament» (впоследствии названное «Большим завещанием»).
Вийону принадлежит ряд баллад. Он выработал собственную манеру письма, индивидуальные поэтические приемы. Ироническая игра со всем общепринятым до сих пор не теряет актуальности. Поэзия Вийона субъективна, личностна. Он декларирует тяготение к чувственной стороне жизни — и подробно, в деталях, описывает самые неприглядные стороны своего бродячего быта. В его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом.
Нередко Вийон оказывался в ситуации ожидания неминуемой казни. Оценивая прожитое и нажитое, он написал два завещания: малое и большое.
В «Малом завещании» традиционная форма поэтического завещания дается в комическом преломлении: предметом завещания являются вроде совсем пустые вещицы, но ценные для памяти. Вывеска кабака, кружка пива, пустой кошелек...
расшатывает привычные устои, расширяя рамки обыденного сознания.
В «Большом завещании» потомкам оставляется самое дорогое и заветное — баллады, вставленные в текст.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне — страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
ский язык многими поэтами, но наиболее удачные переводы принадлежат И. Г. Эрен-бургу.
Традиционная, характерная для аллегорической поэзии XIV~XV вв. баллада у Вийона также часто носит пародийный характер. Словно издеваясь над предполагаемым благовоспитанным читателем, он рисует натуралистические картинки попоек, притонов Парижа. Лирическими героями баллад являются отнюдь не герои: поэт говорит от лица кутилы или кабацкого вышибалы.
В «Прекрасной оружейнице» поэт детально описывает «увядшие прелести» разгульной красотки и сравнивает их с былыми. Однако такое содержание не исключает изысканной поэти ческой формы. Наоборот, этот контраст подчеркивает пара доксальность всего творчества Вийона. Он виртуозно владеет жанрами лэ и рондо, предполагающими наличие рефрена в каждой строфе. Для Вийона это не только дань форме — с каждой строфой повторяющаяся строка обретает все более глубокое содержание.
«Баллада о дамах былых времен» с рефреном, напоминающим о бренности красоты и всего сущего:
Принц, все проходит мимо в быстрой смене,
Но пусть припев сей прозвучит навек
Но где же он, где прошлогодний снег?
Перевод И. Эренбурга
ет помещенная в «Большом завещании» молитва в форме баллады, которая написана от имени матери Вийона, простой набожной женщины. Она создает один из сильнейших контрастов низкого и высокого в «Завещании».
В «Эпитафии» реальность переходит в ужасный гротеск: повешенные говорят, тела их гниют, глаза же выкле-вают птицы. Внезапно стихотворение приобретает надрывную интонацию, звучит обращение к «людям-братьям», с просьбой молиться за их души.
ях этого поэта стираются границы гротеска, пародии и философского размышления.
Творчество Вийона оказало огромное влияние на поэтов конца Средневековья и начала Возрождения (Грэнгуара, Пьера, Клемана Маро, даже Рабле). Вдохновляло его творчество также сатириков и реалистов XVII в. (Матюрена Ренье, Лафонтена, отчасти Мольера).
Высоко отзывались о Вийоне Буало и Вольтер. Романтики XIX в. поклонялись ему (в частности, Теофиль Готье), находя в его творчестве много общего с новой романтической тенденцией. Песенность, народность, задор Вийона вдохновляли своим настроением Беранже.