Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Литература Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Римская история делится на три основных периода — царский (середина VIII в. до н. э. - 510 г. до н. э.), республиканский (510~30 гг. до н. э.) и императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.). И во все эти периоды Рим утверждал себя как непобедимое госу­дарство, лучшее из всех возможных в прошлом и будущем. Сле­довательно, все легенды, вся мифология должны были подкреп­лять примерами прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.

Согласно легенде родоночальником государства был Эней - выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и бо­гини Венеры. Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественно­го происхождения самого Римского государства.

От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, родились братья Ромул и Рем. Таким образом получается, что у колыбе­ли Римского государства был бог войны. Коварный и злобный Амулий, убивший сво­его брата, отца Сильвии, завладел престолом. Узнав о рождении близнецов, которые могут уг­рожать его власти в будущем, он приказал выб­росить их в Тибр. Но река благосклонна к мла­денцам: ее волны нежно подхватили детей и вынесли на берег, где их нашла и воспитала волчица. Молоком волчицы вскормлены осно­ватели Рима.

Символом Рима стало изображение волчицы с двумя младенцами. Древнее изваяние можно и сейчас увидеть на площади Вечного города.

Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 г. до н. э., и до 509 г. он управлялся царями.

Однажды в ссоре из-за главенства Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (города-государства). В честь не­го и был назван город (по латыни Roma).

Греки и римляне

Римляне восторгались Древней Грецией и при всей своей надменности нисколько не стыдились признаваться в своей за­висимости от ее культуры. Даже богов римляне позаимствовали из греческого пантеона.

Двенадцать богов Олимпа перекочевали в римский пантеон и заняли в нем места, но уже под другими именами. Только Аполлон сохранил свое греческое имя.

Римский пантеон: Венера (Афродита), Веста (Гестия), Вулкан (Гефест), Диана (Артемида), Марс (Арес), Меркурий (Гермес), Минерва (Афина), Нептун (Посейдон), Сатурн (Крон), Церера (Деметра), Юнона (Гера), Юпитер (Зевс). Важную роль играли также Квирин — первоначально бог войны, впоследствии отож­дествленный с Ромулом, и двуликий Янус - бог входа и выхода, дверей и всех начал.

Существовала «Латинская Одиссея», представлявшая собой вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником.

В 55 г. до н. э. Помпей построил первый ка­менный театр на 40 тыс. мест. У римлян впервые появился за­навес, сцена стала глубже, а орхестра на­чала служить парте­ром для самых имени­тых гостей. Профессия актера у римлян, в от­личие от греков, счита­лась позорной, поэто­му их набирали из рабов и вольноотпу­щенников.

В римском театре играли как муж­чины, так и женщины.

На манер греков римляне устраивали и театральные пред­ставления, естественно, привнеся в них определенные изме­нения. Некоторые традиции был заимствованы у этрусков.

Театр быстро приобрел популярность в Риме. Кроме ста­рых «римских игр» около 220 г. до н. э. были учреждены «плебейские игры». Демонстрация состязаний колесниц, гладиаторские бои (в том числе и с дикими зверями) были дополнены театральными представлениями. Римская толпа требовала «Хлеба и зрелищ!». К «плебейским играм» присо­единились с 212 г. до н. э. Аполлоновы игры, а с 194 г. до н. э.— игры в честь Великой матери богов. Увеличившийся спрос на зрелища привлекал в Рим драматические и актерские талан­ты, появилась специализация в отдельных видах драмы.

В основном сохранились лишь небольшие отрывки пьес древ­них римских театральных авторов. Целиком до нас дошли лишь произведения самых известных драматургов - Плавта (254-184 гг. до н. э.) и Теренция (195~159 гг. до н. э.).

Тит Макций Плавт (ок 254-184 гг. до н. э.)

О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немного. Он родился в городе Сарсине, в Умбрии. Умер в Риме. По преданию на жизнь зарабатывал торговлей, затем трудился на мельнице и наконец посвятил себя театральной дея­тельности.

Скудные биографические сведения уравновешиваются тем, что из двадцати одной комедии Плавта сохранилось двадцать полностью и одна в отрывках. Лучше других известны «Хвастли­вый воин», «Менехмы», «Горшечная комедия», «Псевдол», «При­видение», «Вакхиды», «Пленники», «Амфитрион».

«Привидение» хитрый раб Транион пытается вы­городить перед отцом сына, промотавшего изрядные деньги: сын, мол, выехал из дома, испугавшись привидения.

Хитрый раб — основное действующее лицо и в комедии «Псевдол», в начале которой Плавт поместил краткое поэтичес­кое изложение содержания:

Пятнадцать мин взял сводник за Феникию,
И с тем чтоб отдать ее посланцу воина:
Еще пять мин с письмом тот должен был принесть.
Вояку встретив, завладел письмом Псевдол.
Для юноши добыть сумел он девушку
Обманом, подослав за нею Симию.
Любовникам - удача, старику - беда.

Сохранившиеся комедии Плавта - «паллиаты», т. е. комедии на греческий сюжет. Он переделывал для римской сцены греческие пьесы, главным образом произведения мастеров «но­вой» комедии (Менандра, Филемона и Дифила).

Воспроизводя обычные сюжеты «новой» комедии, ис­пользуя ее маски, пьесы Плавта все же носят печать авторской индивидуальности. Они разнообразны по построению и тону. Это зависит как от различий в греческих оригиналах, так и от характе­ра изменений, вносившихся римским поэтом. Плавт видел главную задачу в адаптации греческих мотивов к миро­воззрению, культурному и эстетическому уровню посети­телей публичных игр Рима.

Римский городской плебс был неприхотлив в своих вкусах и развлечениях. Зачастую толпа предпочитала ку­лачный бой игре актеров. Это и была основная масса зри­телей Плавта, поэтому римский драматург в угоду публике вводит элементы буффонады и фарса.

Буффонада — это ху­дожественный прием, основанный на резком преувеличении комиче­ского, на окарикатуривании персонажей, их действий и характерных особенностей. Плавт со­знательно приближает свои пьесы к более примитивным «низо­вым» формам комичес­кой игры.

Плавт знал свою публику и хорошо изучил специфику сцены. Его пьесы представляли отличный материал для актеров и долго пользовались успехом.

Вторую сценическую жизнь его комедии обрели в XV в. — в «ученой» и придворной комедии итальянских гуманистов. Пьесы Плавта стали основой для разнообразных переработок и подражаний.

Публий Теренций Афр
(ок. 195-159 гг. до н. э.)

­рый за заслуги отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт-вольноотпущенник написал шесть комедий, и все они сохранились до нашего времени.

Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, им присуще гу­манистическое звучание.

У Теренция нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады. Именно Теренцию принадлежит крылатое изречение: «Я че­ловек, и ничто человеческое мне не чуждо»:

Я — человек!
Не чуждо человеческое мне ничто.
Дозволь вопрос, дозволь и увещание.
Коли ты прав, так буду поступать и я,
Не прав — я отклонить тебя попробую.
Из комедии «Самоистязатель»

Лукреций (99-55 гг. до н. э.)

Сведения о биографии этого замечательного поэта весьма скудны. Тит Лукреций Кар прожил недолго. Умер он, вероят­но, в возрасте 44 лет.

Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежав­ший современнику автора. В 53 г. до н. э. Цицерон в письме к брату писал: «... в ней много проблесков природного дарова­ния, а также искусства».

С первых же страниц его поэмы «О природе вещей» мы ви­дим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного ате­иста. Он разъясняет читателю, что жизнь людей «долго безоб­разно влачилась под религией тягостным гнетом». Вера в богов, по мнению автора, приносила людям величайший вред, так как вселяла в них страх перед неким существом, что с неба взирало на них «ликом ужасным». Жалкие смертные опускают глаза, робея и трепеща. Эллин Эпикур осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугали верховными суще­ствами, он отважно обратился к природе, отыскивая разъяс­нения загадкам мира.

Лукреций одним из первых изложил в своей поэме филосо­фию материализма — ту высшую его ступень, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что Вселенная бесконечна: «Дна никако­го нету Вселенной нигде», «Нет ни конца ни предела пространству».

Размышляя как художник, Лукреций сделал и научный вывод: сос­тояние материи — вечное движение. «Мир обновляется вечно». Двигатель человеческой жизни - материальные потребности человека. Однако он не отрицал и необходимости культуры, ис­кусства, литературы:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,
Платье, оружье, права, а также и все остальные
Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:
Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй —
Все это людям нужда указала, и разум пытливый
Этому их научил в движенье вперед постепенном.

«золотого века»
Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.)

Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на юге Италии в семье вольноотпущенника. Отец, осознавая ценность образования, отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сы­новьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжает свое образование. Гораций попал в среду республикански настроенной арис­тократической молодежи. Будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филиппах (в Македонии).

После поражения республиканцев Гораций вернулся в Ита­лию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Он должен был стать писцом, но решил заняться на литературной деятельностью. Сам Вергилий вводит Горация в литературный кружок известного друга Августа - Мецената. Ценитель искус­ств становится другом и покровителем поэта, представляет его Октавиану и дарит новое поместье (близ теперешнего Тиволи).

Так республиканец Гораций превращается в приверженца ново­го режима монархии, певца Августа. В нем многие гуманисты того времени видели «восстановителя республики». Октавиан старался приблизить Горация к себе.

Произведения Горация, судя по всему, дошли до нас пол­ностью. Первые стихи, относящиеся к 30-м гг. до н. э., были соб­раны в две книги «Сатир». Сам поэт назвал их «Беседами». «Бесе­ды» посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического ха­рактера.

Центральное место в творчестве Горация зани­мают четыре книги с одинаковым названием «Оды» («Песни»). Основная направленность поэзии Горация — гражданская. В «Одах» зву­чит утверждение политических и религиозно- этических идей принципата, прославление Ав­густа, раскрываются морально-философские воззрения поэта. Не менее богато и разнооб­разно представлена в них и любовная лирика.

Поэту присущи яркая образность и свежесть языка, филиг­ранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуоз­ная композиция стиха.

Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!
Есть такие, кому высшее счастие —
Пыль арены взметать в беге увертливом
Раскаленных колес: пальма победная
Их возносит к богам, мира властителям.
Есть другие, кому любо избранником
Быть квиритов толпы, пылкой и ветреной.

Форма произведений Горация - диатриба, диалог с вообра­жаемым собеседником, возражения которого автором опровер­гаются. Эти беседы написаны гекзаметром. Одни из них представляют собой сатиру, другие — рассуждения о преимуществах деревенской жизни или являются просто описаниями.

Писал поэт и эподы - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но отличные мет­рически (не гекзаметр, а ямбическое двусти­шие). Эподы содержат много политических нападок, но в некоторых из них воспевается бегство от современности, за океан, «в стра­ну блаженных». Устав от политики, поэт пре­возносит прелести деревни.

В знаменитой тридцатой оде третьей книги Гораций сулит себе бессмертие как поэту. Эта тема с эпиграфом из Горация раз­вита в стихотворениях «Памятник» Г. Р. Дер­жавина и А. С. Пушкина.

­ций написал по его заказу «Песнь столетия» для всенародного празднества, справляв­шегося каждые 110 лет. Это прославление Аполлона и Дианы, а также молитва о мо­гуществе Рима. «Августов певец» (по выражению Пуш­кина), поэт «ненавидел невежественную чернь».

В Риме Горация читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его пере­водили в Средние века. Настоящий культ Горация начался с XVII в. Много заимствует из его «Ars poetica» для своей «Поэти­ ки» классицист Буало, ему подражает великий Гёте, им востор­гается в «Чайльд-Гарольде» Байрон.

В России подражали Горацию Кантемир, Дельвиг, Майков и многие другие.

Многие изречения Го­рация стали крылаты­ми фразами. «Наслаж­дайся днем» — от полного: «Пользуй­ся/наслаждайся (каж­дым) днем, как можно менее полагаясь на следующий». «Прият­но и правильно уме­реть за отечество». А выражение «Решись быть мудрым» сделал своим девизом знаме­нитый философ Им­мануил Кант.

Сатирическое зеркало Древнего Рима
Ювенал (ок. 55 — ок. 127 г.)

Децим Юний Ювенал родился в городе Аквине (в юго-вос­точной части Лация) в первые годы правления Нерона (около 55-56 гг.).

­ласно которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника.

Увлекшись риторикой, он долго («до середины жизни» по его собственному выражению) упражнялся в ораторском искус­стве. Поэт делал это для собственного удовольствия и самосовершенствования, а не для заработка. Некоторое время Ювенал был военным трибуном, даже был посвящен в сан главного жре­ца обожествленного императора Веспасиана.

Активный общест­венный деятель, он занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем по неизвестной историкам причине он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пре­делы Италии. По другой версии Ювенала наказали за осмеяние актера Париса Домициана.

Свои сатиры Ювенал начал писать и публиковать только при императоре Траяне, после 100 г. до н. э. Шестнадцать сатир поэ­та разделяются на 5 книг, хронология выхода в свет которых ус­тановлена весьма приблизительно.

По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы. По мнению знатоков, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры) гораздо слабее.

«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточенных и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину бли­жайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает все больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость дает место ворчли­вому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступа­ет перед общими местами; все более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализи­рованию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и более спокойную реку».

Уже в первой сатире Ювенал обосновывает свое выступле­ние в качестве обличителя пороков сов­ ременного ему общества. Это произве­дение является как бы программой для всех других.

Что же вызывает недовольство поэта? В литературе это господство всем надоев­ших, скучных и холодных мифологичес­ких сюжетов. А ведь какой богатый мате­риал для наблюдений предоставляет действительность! Ювенал критически оценивает римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различ­ ные пороки: грабитель-наместник, муж — сводник собственной жены....

В следующей сатире Ювенал приступа­ет к анализу и обличению одного конкрет­ного порока - лицемерия развратников.

Третья сатира с сочувствием описы­вает существование в столице бедного и честного человека, который чувствует себя чужим в городе, где все предаются самым низменным порокам, не давая себе труда даже подумать о морали и совести.

­сенной рыбаком в дар императору.

В пятой сатире Ювенал, не жалея ярких красок, изображает унижения, которым подвергается бедняк-клиент, выпрашиваю­щий подачки на пиру у богача-патрона. Ювенал хочет пробудить в этом человеке чувство стыда, заставить его вспомнить о чело­веческом достоинстве и гордости. Для достижения эффекта поэт в резких контрастах противопоставляет то, что имеет за столом сам богач и что он велит подавать своему прихлебателю.

Шестая сатира бичует недостатки женского пола. Из хлестких безжалостных строк можно сделать вывод, что Ювенал был страстным женоненавистником и врагом института брака. Он ос­новательно изучил слабости и пороки своих современниц. Оче­видно, римские дамы изрядно насолили поэту: шестая сатира -самая большая по объему и самая издевательская по тону и по натуральности описания.

Седьмая сатира посвящена бедственному положению лиц, живущих умственным трудом: писателей, адвокатов, учителей.

Восьмая, нравоучительная, сатира посвящена теме истинного благородства. Поэт доказывает, что одно только знатное проис­хождение вовсе не делает человека благородным. Уж лучше иметь отцом Ферсита и походить на Ахилла, чем быть сыном Ахилла и походить на Ферсита.

— критика всех человеческих жела­ний. Для счастья людям, собственно, нужно одно, чтобы был здравый ум в здравом теле. Этого вполне достаточно!

В одиннадцатой сатире Ювенал приглашает в праздник Мегалезий на обед своего друга Понтика и говорит по этому поводу о простоте старинных нравов и о современной расто­чительности.

В двенадцатой сатире, самой слабой по мнению критиков, Ювенал преследует весьма распространенный в Риме того времени тип искателей наследства.

Ювенал рассуждает о воспитании детей, о мнимом пре­восходстве военного сословия над другими, о вреде стяжа­тельства и алчности... Поэт неоднократно заявляет, что, наб­людая развращенность своего времени, он не может не писать сатиры. Возможно, природа отказала ему в поэтичес­ком гении, но пусть тогда стихи ему будет диктовать негодо­вание. Однако осторожный писатель опасается критиковать ныне живущих влиятельных лиц. Он вполне логично старает­ся обезопасить себя от жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей.

Что же, нельзя требо­вать от поэта, чтобы он обязательно отличался геройством. В ос­новном сатиры Ювенала касаются только прошлого.

­полнен гражданских чувств. Сатиры его весьма патриотичны. По­эт был и в самом деле высоконравственным человеком, облада­ющим возвышенно-идеализированным взглядом на жизнь. Он искренне стремился исправить своих сограждан, и если иногда преувеличивал их пороки, то только заботясь об их пользе.

Особенности обильно приукрашенной речи порой делают стиль Ювенала запутанным. Возможно, это обус­ловлено намеками, ко­торые были понятны только современни­кам. Поэтика Ювенала изобилует множеством неприглядных «гряз­ных» деталей, что объ­ясняется его пессимис­тическим настроем.

О поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «В са­тирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотогра­фической камере, отпечатлелась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мель­чайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схвачен­ных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанаре, от пыш­ной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка- грамматика; Ювенал собрал все это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту».

Золотые слова Юве­нала:

Взрослые всегда долж­ны помнить о том, что­бы не показать детям дурного примера.

­чего, что заслуживало бы доверия.

Запах прибыли прия­тен, от чего бы он ни исходил.

Быстро осыпается не­долговечный цветок жизни.

Детству следует ока­зывать величайшее уважение.

Месть есть наслажде­ние души мелкой и низкой.

Ни одна добродетель не искупает пороков.

«Наука страсти нежной...»
Римские и греческие поэты, писавшие о любви

«В кубке хмель и хмель в речах...»
Анакреонт (570-487 гг. до н. э.)

Анакреонт жил на острове Самос и в некоторых других городах Греции. По преданию, он был учителем тирана Полик­рата. После гибели Поликрата переселился в Афины. Сохранились лишь отдельные фрагменты лирических произ­ведений Анакреонта. Ее основные мотивы - вино, дружеское общение, чувственная любовь.

Ни славы, ни геройства не нуж­но! Лучше всего - беззаботная жизнь на природе в обществе милой подружки с кувшином хорошего вина.

­пейской литературах Возрождения и Просвещения. Стихи тако­го рода относят к анакреонтике (анакреонтической поэзии).

Пусть гордится старый дед
Внуков резвою семьею,
Витязь - пленников толпою
И трофеями побед;

Паруса судов летучих;
Честь народов - мудрый круг
Патриархов в блеске власти;
Для меня ж милей, мой друг,

В теплой хижине очаг,

Да в руках тяжелый кубок,
В кубке хмель и хмель в речах,

«Соединение учености и страсти»
Гай Валерий Катулл (87 — ок. 54 г. до н. э.)

Родился в Вероне в 87 г. до н. э. В Риме возглавил объединение молодых поэтов. Все призна­вали его первенство в ямбах, едкой эпиграмме и вольных сти­хотворениях любовного характера. Вольнолюбивый поэт пылал ненавистью к Юлию Цезарю и часто посвящал ему язвительные эпиграммы, к которым правитель не оставался равнодушным. Умер Катулл очень рано, в возрасте около тридцати лет. Год смерти его в точности неизвестен.

До наших современников дошел лишь сборник в из 116 сти­хотворений. Главное в его творчестве — это любовные стихотво­рения, воспевающие женщину по имени Лесбия. Настоящее имя ее было Клодия, она была женой консула.

­ражения. Восхищение, любование в этих строках сменяются го­рем и даже омерзением, которое внушила ему любимая женщи­на своей изменой.

Своим друзьям-поэ­там Катулл посвятил немало стихотворе­ний о возвышенном чувстве товарищест­ва. Особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв.

Из стихот­ ворений Катулла вид­но, что он был знаком и с ведущими прозаи­ками того времени, например с Цицеро­ном и Корнелием Не­потом.

Современники отмечали в творчестве Катулла «соединение учености и страсти». В книге Катулла с любовными стихами, ко­торые и принесли ему славу, присутствуют краткие дружеские послания и эпиграммы про­тив врагов.

На смерть воробья


Плачьте все, кто имеет в сердце нежность!
Бедный птенчик погиб моей подружки,
Бедный птенчик, любовь моей подружки.
Милых глаз ее был он ей дороже.

Как родимую мать дочурка знает.
Он с колен не слетал хозяйки милой,

То сюда, то туда порхал, играя.

В край ужасный, откуда нет возврата...

Лекарство от любви
Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17 или 18 г. н. э.)

Этот римский поэт оказал сильнейшее воздействие на евро­пейскую литературу не только Средневековья, но и наших дней. Родился в г. Сульмон в Апеннинах в богатой провинциаль­ной семье. Учился вместе с братом в Риме. Смерть брата потряс­ла двадцатилетнего поэта.

Юноша завершил свое образование в Афинах, совершил пу­тешествие по восточному Средиземноморью, провел несколько месяцев на Сицилии и вернулся в Рим. Император Август отпра­вил поэта в ссылку в Томы (современная Констанца). Для изгна­ния было две причины — «оскорбление и ошибка». Оскорблени­ем явилась поэма Овидия «Искусство любви» («Ars amatoria»).

В ней был усмотрен намек на супружескую неверность дочери императора Юлии и - более того - его внучки Юлии Младшей. Август пытался вести борьбу с распущенностью нравов и весь гнев его обрушился на поэта.

Супруга Овидия осталась в Риме, чтобы иметь возможность просить о помиловании. Однако властители забыли сосланного поэта. Под конец жизни Овидий смирился с судьбой, заключив­шей его в тихой захолустной крепости. Овидий даже написал стихотворный учебник косметики, очевидно пародийный.

«Метаморфозы» ­дия - переложение гек­заметром греческих ми­фов о превращениях людей в иные существа (Ио, Дафна).

В цикле «Героини» мы находим жалобы женских персо­нажей мифов на поки­нувших их или изменив­ших им возлюбленных.

Поэма «Искусство любви» в трех песнях представляет собой руководство по соблазнению. Впрочем, не только для юношей — даются аналогичные советы девушкам. «Искусство любви» с дополняющим его «Лекарством от любви» («Remedia amor- is») своего рода рекомендациями по излечению от несчастной страсти - самые известные произведения Овидия.



Многого я захотел!.. О, лишь бы любить дозволяла!..
Стань же теперь для меня счастливою темою песен, -
Знай, что темы своей будут достойны они.
Славу стихи принесли рогов испугавшейся Ио;

Также и той, что, на мнимом быке плывя через море,
В страхе за выгнутый рог юной держалась рукой.
Так же прославят и нас мои песни по целому миру,
Соединятся навек имя твое и мое.


Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.)

Поэта чаще всего на­зывают просто Верги­лием. Имя Публий вполне обычно для римлянина, другие два, по-видимому, этрусс­кого происхождения.

Достоверных сведений о жизни римского поэта Вергилия немного. Его друзья кое-что рассказывали о нем в беседах и письмах. Кое-что дошло до нас в виде разрозненных цитат, ко­торые можно найти у позднейших римских авторов, а также в ви­де семи коротких «Жизнеописаний». Самая полная биография (или, скорее, набросок биографии) принадлежит Светонию.

Отец поэта был горшечником или посыльным у горшечника, женился на дочери своего хозяина, а затем занимался разведением пчел и продажей леса. Судя по всему, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что указывает на ее этрусское происхождение.

­него возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). В возрасте девятнадцати или двадцати лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике. В те времена наука красноречия была составной частью высшего образова­ния. Вергилий, очевидно, помышлял о политической карьере, где очень ценилось ораторское мастерство.

Пробыв в Риме около года, поэт обосновался в Неапо­ле, присоединившись к кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь из­редка наведывался в Рим, бывал на Сицилии и в Таренте. Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметром, — «Буколики» (они же «Эклоги», 42~37 гг. до н. э).; «Георгики» «Энеиду» (29~19 гг. до н. э).

В конце жизни Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, он встретился здесь с Октавианом Ав­густом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле состояние поэта еще более ухудшилась. Вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 г. до н. э.

«Миниатюры»

­больших поэм и стихотворений. Авторство их окончательно не установлено. Из этих небольших произведений, собранных под названием «Миниатюры» (а также «Приложение к Вергилию»), можно с достаточной вероятностью считать написанной им па­родию на Катулла. Также принадлежащим Вергилию можно считать стихотворение, которое передает чувства поэта, отрека­ющегося от ненавистной ему риторики. Автор уведомляет о сво­ем решении переехать в Неаполь для изучения эпикурейской философии. Дискуссия по поводу аутентичности (подлинности) остальных стихотоворний, несомненно, еще не завершена.

«Буколики»

«Буколики» (в переводе с греческого — пасторальная или пас­тушеская поэзия), называемые также «Эклоги» (с греческого -избранное), представляют собой десять коротких пасторалей.

В них содержатся главным образом диалоги между воображае­мыми деревенскими жителями. Вергилия вдохновили «Идил­лии» Феокрита. Зрелый мастер вполне овладел методом широ­кого использования литературных источников. Он смело извлекал слова, фразы и даже созвучия, создавая из них, а также из возникающих на их основе аллюзий (ассоциаций) новые соче­тания. И получалось совершенно иное произведение, которое никак нельзя назвать плагиатом. Этот метод был распространен в Риме, где активно переводили и адаптировали тексты гречес­ких авторов. Однако Вергилий, в чем и заключается его величай­шее своеобразие, развил этот метод до такой степени, что он превратился в настоящее техническое новшество.

«Эклогах» автор создает неповторимую музыку созвучий, которая также является одной из важнейших особенностей его творчества. Поэт не только воспевает счастливую жизнь на лоне природы, но и обсуждает важнейшие проблемы мировоззре­ния. Некоторые эклоги содержат факты из личной жизни поэта: намеки на конфискацию отцовской усадьбы, а затем на возвра­щение ее Октавианом Августом - в знак уважения к поэтичес­ким заслугам и благодаря заступничеству влиятельного друга.

Довольно много видных государственных деятелей и писателей прямо названы в «Эклогах» по имени. Однако в большинстве случаев Вергилий предпочитает скрывать подлинные лица за со­бирательными персонажами. Пейзаж в «Буколиках» также со­бирательный: то Неаполь, то Сицилия, то Северная Италия. Иг­рает автор и со своей собственной биографией: он сам, молодой свободный человек, предстает в буколиках только что получившим свободу пожилым рабом.

В самой первой эклоге Вергилий превозносит благодетеля (императора Октавиана), именуя его живым богом. Поэт с само­го начала верил в Октавиана, в его призвание даровать Риму мир и процветание. Вскоре он стал близким другом императора, щедроты которого со временем сделали Вергилия состоятель­ным человеком, но поэт, однако, сумел сохранить личную неза­висимость и творческую свободу.

Четвертая эклога — соединение свадебно­го гимна и оды в честь рождения ребенка.

Этот младенец должен вновь принести с со­бой на землю Золотой век. Относительно то­го, кто этот ребенок, среди ученых и религи­озных деятелей идут нескончаемые споры.

­рение было исполь­зовано императором Константином, кото­рый загадочную эклогу предъявлял в качестве доказательства того, что даже римлянин-язычник предсказывал рождение Христа.

Бла­годаря ей Вергилий прославился в Средние века в качестве «Про­рока язычников».

«Энеида»

Первоначально Верги­лий замышлял истори­ческую поэму о древ­них царях Лация. Позднее он предпочел мифологический эпос, избрав распространен­ную легенду об Энее, который спасся после взятия Трои и отпра­вился на запад.

Эпическое повествование в двенадцати песнях описывает взятие Трои греками, путешествие троянского царевича Энея в Италию, его дипломатические и военные действия. В результа­те Эней сплачивает троянцев и латинов в единый народ, кото­рый и породит гордых римлян.

­фагене. Там Эней и царица Дидона влюбляются друг в друга. Од­нако судьба вынуждает героя продолжить свой путь, а Дидона в отчаянии сама обрывает нить своей жизни. Прибыв в Ита­лию, Эней посещает кумскую Сивиллу и получает разреше­ние спуститься под землю, в мир теней. Здесь ему открыва­ются тайны суда на мертвыми. В частности, Эней видит многих римлян, которым еще только предстоит сыграть важ­ную роль в истории города, когда придет их черед явиться на свет. Этот эпизод побудил Данте выбрать в свои проводники по аду именно Вергилия.

­мирие нарушено по воле богов. Разгорается война, которая завершается лишь после того, как Эней убивает Турна, от­важного предводителя вражеских сил.

На всем протяжении поэмы Эней получает указания от бо­гов, высказанные иногда в столь сложной форме, что их труд­но понять. Когда же герою удается их истолковать, он неиз­менно повинуется им. Именно поэтому Энею всегда удается достичь успеха, и на всем протяжении поэмы ему сопутствует эпитет «благочестивый». Энею покровительствует мать - бо­гиня любви Венера; он пользуется благосклонностью верховного божества Юпитера, воля которого определяет судьбу каждого. Од­нако Юнона, могущественная супруга Юпитера, выступает против­ницей Энея, помогая его врагу Турну.

В конце поэмы Юпитер и Юнона заключают компромисс: троянцы и латины должны объе­диниться, позднее им будет вручена власть над Италией и всем миром. Подобный финал характерен для Вергилия. В самом деле, принцип примирения через компромисс является не только его мировоззрением, но и одной из тем поэзии. Гуманизм Вергилия всеохватен: он жаждет объединения и примирения народов, улуч­шения нравов. Но, кроме того, гуманизм автора проявляется в том сочувствии, с каким он относится к своим героям: несчастной лю­бящей Дидоне, отважному Турну и, конечно, Энею.

Некоторые исследова­тели полагают, что пос­тоянный эпитет героя «Энеиды» переводится не как «благочестивый», а как «верный». Эней верен своим друзьям, своей идее объединения, а глав­ное— своему долгу.

­гендарное прошлое, в поэме должно присутствовать также исто­рическое прошлое и настоящее, воплощенное с психологичес­кой достоверностью.