Литература Древнего Рима
Римская история делится на три основных периода — царский (середина VIII в. до н. э. - 510 г. до н. э.), республиканский (510~30 гг. до н. э.) и императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.). И во все эти периоды Рим утверждал себя как непобедимое государство, лучшее из всех возможных в прошлом и будущем. Следовательно, все легенды, вся мифология должны были подкреплять примерами прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.
Согласно легенде родоночальником государства был Эней - выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры. Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного происхождения самого Римского государства.
От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, родились братья Ромул и Рем. Таким образом получается, что у колыбели Римского государства был бог войны. Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сильвии, завладел престолом. Узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать его власти в будущем, он приказал выбросить их в Тибр. Но река благосклонна к младенцам: ее волны нежно подхватили детей и вынесли на берег, где их нашла и воспитала волчица. Молоком волчицы вскормлены основатели Рима.
Символом Рима стало изображение волчицы с двумя младенцами. Древнее изваяние можно и сейчас увидеть на площади Вечного города.
Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 г. до н. э., и до 509 г. он управлялся царями.
Однажды в ссоре из-за главенства Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (города-государства). В честь него и был назван город (по латыни Roma).
Греки и римляне
Римляне восторгались Древней Грецией и при всей своей надменности нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от ее культуры. Даже богов римляне позаимствовали из греческого пантеона.
Двенадцать богов Олимпа перекочевали в римский пантеон и заняли в нем места, но уже под другими именами. Только Аполлон сохранил свое греческое имя.
Римский пантеон: Венера (Афродита), Веста (Гестия), Вулкан (Гефест), Диана (Артемида), Марс (Арес), Меркурий (Гермес), Минерва (Афина), Нептун (Посейдон), Сатурн (Крон), Церера (Деметра), Юнона (Гера), Юпитер (Зевс). Важную роль играли также Квирин — первоначально бог войны, впоследствии отождествленный с Ромулом, и двуликий Янус - бог входа и выхода, дверей и всех начал.
Существовала «Латинская Одиссея», представлявшая собой вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником.
В 55 г. до н. э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тыс. мест. У римлян впервые появился занавес, сцена стала глубже, а орхестра начала служить партером для самых именитых гостей. Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной, поэтому их набирали из рабов и вольноотпущенников.
В римском театре играли как мужчины, так и женщины.
На манер греков римляне устраивали и театральные представления, естественно, привнеся в них определенные изменения. Некоторые традиции был заимствованы у этрусков.
Театр быстро приобрел популярность в Риме. Кроме старых «римских игр» около 220 г. до н. э. были учреждены «плебейские игры». Демонстрация состязаний колесниц, гладиаторские бои (в том числе и с дикими зверями) были дополнены театральными представлениями. Римская толпа требовала «Хлеба и зрелищ!». К «плебейским играм» присоединились с 212 г. до н. э. Аполлоновы игры, а с 194 г. до н. э.— игры в честь Великой матери богов. Увеличившийся спрос на зрелища привлекал в Рим драматические и актерские таланты, появилась специализация в отдельных видах драмы.
В основном сохранились лишь небольшие отрывки пьес древних римских театральных авторов. Целиком до нас дошли лишь произведения самых известных драматургов - Плавта (254-184 гг. до н. э.) и Теренция (195~159 гг. до н. э.).
Тит Макций Плавт (ок 254-184 гг. до н. э.)
О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немного. Он родился в городе Сарсине, в Умбрии. Умер в Риме. По преданию на жизнь зарабатывал торговлей, затем трудился на мельнице и наконец посвятил себя театральной деятельности.
Скудные биографические сведения уравновешиваются тем, что из двадцати одной комедии Плавта сохранилось двадцать полностью и одна в отрывках. Лучше других известны «Хвастливый воин», «Менехмы», «Горшечная комедия», «Псевдол», «Привидение», «Вакхиды», «Пленники», «Амфитрион».
«Привидение» хитрый раб Транион пытается выгородить перед отцом сына, промотавшего изрядные деньги: сын, мол, выехал из дома, испугавшись привидения.
Хитрый раб — основное действующее лицо и в комедии «Псевдол», в начале которой Плавт поместил краткое поэтическое изложение содержания:
Пятнадцать мин взял сводник за Феникию,
И с тем чтоб отдать ее посланцу воина:
Еще пять мин с письмом тот должен был принесть.
Вояку встретив, завладел письмом Псевдол.
Для юноши добыть сумел он девушку
Обманом, подослав за нею Симию.
Любовникам - удача, старику - беда.
Сохранившиеся комедии Плавта - «паллиаты», т. е. комедии на греческий сюжет. Он переделывал для римской сцены греческие пьесы, главным образом произведения мастеров «новой» комедии (Менандра, Филемона и Дифила).
Воспроизводя обычные сюжеты «новой» комедии, используя ее маски, пьесы Плавта все же носят печать авторской индивидуальности. Они разнообразны по построению и тону. Это зависит как от различий в греческих оригиналах, так и от характера изменений, вносившихся римским поэтом. Плавт видел главную задачу в адаптации греческих мотивов к мировоззрению, культурному и эстетическому уровню посетителей публичных игр Рима.
Римский городской плебс был неприхотлив в своих вкусах и развлечениях. Зачастую толпа предпочитала кулачный бой игре актеров. Это и была основная масса зрителей Плавта, поэтому римский драматург в угоду публике вводит элементы буффонады и фарса.
Буффонада — это художественный прием, основанный на резком преувеличении комического, на окарикатуривании персонажей, их действий и характерных особенностей. Плавт сознательно приближает свои пьесы к более примитивным «низовым» формам комической игры.
Плавт знал свою публику и хорошо изучил специфику сцены. Его пьесы представляли отличный материал для актеров и долго пользовались успехом.
Вторую сценическую жизнь его комедии обрели в XV в. — в «ученой» и придворной комедии итальянских гуманистов. Пьесы Плавта стали основой для разнообразных переработок и подражаний.
Публий Теренций Афр
(ок. 195-159 гг. до н. э.)
рый за заслуги отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт-вольноотпущенник написал шесть комедий, и все они сохранились до нашего времени.
Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, им присуще гуманистическое звучание.
У Теренция нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады. Именно Теренцию принадлежит крылатое изречение: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»:
Я — человек!
Не чуждо человеческое мне ничто.
Дозволь вопрос, дозволь и увещание.
Коли ты прав, так буду поступать и я,
Не прав — я отклонить тебя попробую.
Из комедии «Самоистязатель»
Лукреций (99-55 гг. до н. э.)
Сведения о биографии этого замечательного поэта весьма скудны. Тит Лукреций Кар прожил недолго. Умер он, вероятно, в возрасте 44 лет.
Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 г. до н. э. Цицерон в письме к брату писал: «... в ней много проблесков природного дарования, а также искусства».
С первых же страниц его поэмы «О природе вещей» мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Он разъясняет читателю, что жизнь людей «долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом». Вера в богов, по мнению автора, приносила людям величайший вред, так как вселяла в них страх перед неким существом, что с неба взирало на них «ликом ужасным». Жалкие смертные опускают глаза, робея и трепеща. Эллин Эпикур осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугали верховными существами, он отважно обратился к природе, отыскивая разъяснения загадкам мира.
Лукреций одним из первых изложил в своей поэме философию материализма — ту высшую его ступень, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что Вселенная бесконечна: «Дна никакого нету Вселенной нигде», «Нет ни конца ни предела пространству».
Размышляя как художник, Лукреций сделал и научный вывод: состояние материи — вечное движение. «Мир обновляется вечно». Двигатель человеческой жизни - материальные потребности человека. Однако он не отрицал и необходимости культуры, искусства, литературы:
Судостроение, полей обработка, дороги и стены,
Платье, оружье, права, а также и все остальные
Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:
Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй —
Все это людям нужда указала, и разум пытливый
Этому их научил в движенье вперед постепенном.
«золотого века»
Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.)
Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на юге Италии в семье вольноотпущенника. Отец, осознавая ценность образования, отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжает свое образование. Гораций попал в среду республикански настроенной аристократической молодежи. Будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филиппах (в Македонии).
После поражения республиканцев Гораций вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Он должен был стать писцом, но решил заняться на литературной деятельностью. Сам Вергилий вводит Горация в литературный кружок известного друга Августа - Мецената. Ценитель искусств становится другом и покровителем поэта, представляет его Октавиану и дарит новое поместье (близ теперешнего Тиволи).
Так республиканец Гораций превращается в приверженца нового режима монархии, певца Августа. В нем многие гуманисты того времени видели «восстановителя республики». Октавиан старался приблизить Горация к себе.
Произведения Горация, судя по всему, дошли до нас полностью. Первые стихи, относящиеся к 30-м гг. до н. э., были собраны в две книги «Сатир». Сам поэт назвал их «Беседами». «Беседы» посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.
Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги с одинаковым названием «Оды» («Песни»). Основная направленность поэзии Горация — гражданская. В «Одах» звучит утверждение политических и религиозно- этических идей принципата, прославление Августа, раскрываются морально-философские воззрения поэта. Не менее богато и разнообразно представлена в них и любовная лирика.
Поэту присущи яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.
Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!
Есть такие, кому высшее счастие —
Пыль арены взметать в беге увертливом
Раскаленных колес: пальма победная
Их возносит к богам, мира властителям.
Есть другие, кому любо избранником
Быть квиритов толпы, пылкой и ветреной.
Форма произведений Горация - диатриба, диалог с воображаемым собеседником, возражения которого автором опровергаются. Эти беседы написаны гекзаметром. Одни из них представляют собой сатиру, другие — рассуждения о преимуществах деревенской жизни или являются просто описаниями.
Писал поэт и эподы - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но отличные метрически (не гекзаметр, а ямбическое двустишие). Эподы содержат много политических нападок, но в некоторых из них воспевается бегство от современности, за океан, «в страну блаженных». Устав от политики, поэт превозносит прелести деревни.
В знаменитой тридцатой оде третьей книги Гораций сулит себе бессмертие как поэту. Эта тема с эпиграфом из Горация развита в стихотворениях «Памятник» Г. Р. Державина и А. С. Пушкина.
ций написал по его заказу «Песнь столетия» для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет. Это прославление Аполлона и Дианы, а также молитва о могуществе Рима. «Августов певец» (по выражению Пушкина), поэт «ненавидел невежественную чернь».
В Риме Горация читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в Средние века. Настоящий культ Горация начался с XVII в. Много заимствует из его «Ars poetica» для своей «Поэти ки» классицист Буало, ему подражает великий Гёте, им восторгается в «Чайльд-Гарольде» Байрон.
В России подражали Горацию Кантемир, Дельвиг, Майков и многие другие.
Многие изречения Горация стали крылатыми фразами. «Наслаждайся днем» — от полного: «Пользуйся/наслаждайся (каждым) днем, как можно менее полагаясь на следующий». «Приятно и правильно умереть за отечество». А выражение «Решись быть мудрым» сделал своим девизом знаменитый философ Иммануил Кант.
Сатирическое зеркало Древнего Рима
Ювенал (ок. 55 — ок. 127 г.)
Децим Юний Ювенал родился в городе Аквине (в юго-восточной части Лация) в первые годы правления Нерона (около 55-56 гг.).
ласно которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника.
Увлекшись риторикой, он долго («до середины жизни» по его собственному выражению) упражнялся в ораторском искусстве. Поэт делал это для собственного удовольствия и самосовершенствования, а не для заработка. Некоторое время Ювенал был военным трибуном, даже был посвящен в сан главного жреца обожествленного императора Веспасиана.
Активный общественный деятель, он занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем по неизвестной историкам причине он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии. По другой версии Ювенала наказали за осмеяние актера Париса Домициана.
Свои сатиры Ювенал начал писать и публиковать только при императоре Траяне, после 100 г. до н. э. Шестнадцать сатир поэта разделяются на 5 книг, хронология выхода в свет которых установлена весьма приблизительно.
По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы. По мнению знатоков, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры) гораздо слабее.
«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточенных и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает все больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость дает место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; все более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и более спокойную реку».
Уже в первой сатире Ювенал обосновывает свое выступление в качестве обличителя пороков сов ременного ему общества. Это произведение является как бы программой для всех других.
Что же вызывает недовольство поэта? В литературе это господство всем надоевших, скучных и холодных мифологических сюжетов. А ведь какой богатый материал для наблюдений предоставляет действительность! Ювенал критически оценивает римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различ ные пороки: грабитель-наместник, муж — сводник собственной жены....
В следующей сатире Ювенал приступает к анализу и обличению одного конкретного порока - лицемерия развратников.
Третья сатира с сочувствием описывает существование в столице бедного и честного человека, который чувствует себя чужим в городе, где все предаются самым низменным порокам, не давая себе труда даже подумать о морали и совести.
сенной рыбаком в дар императору.
В пятой сатире Ювенал, не жалея ярких красок, изображает унижения, которым подвергается бедняк-клиент, выпрашивающий подачки на пиру у богача-патрона. Ювенал хочет пробудить в этом человеке чувство стыда, заставить его вспомнить о человеческом достоинстве и гордости. Для достижения эффекта поэт в резких контрастах противопоставляет то, что имеет за столом сам богач и что он велит подавать своему прихлебателю.
Шестая сатира бичует недостатки женского пола. Из хлестких безжалостных строк можно сделать вывод, что Ювенал был страстным женоненавистником и врагом института брака. Он основательно изучил слабости и пороки своих современниц. Очевидно, римские дамы изрядно насолили поэту: шестая сатира -самая большая по объему и самая издевательская по тону и по натуральности описания.
Седьмая сатира посвящена бедственному положению лиц, живущих умственным трудом: писателей, адвокатов, учителей.
Восьмая, нравоучительная, сатира посвящена теме истинного благородства. Поэт доказывает, что одно только знатное происхождение вовсе не делает человека благородным. Уж лучше иметь отцом Ферсита и походить на Ахилла, чем быть сыном Ахилла и походить на Ферсита.
— критика всех человеческих желаний. Для счастья людям, собственно, нужно одно, чтобы был здравый ум в здравом теле. Этого вполне достаточно!
В одиннадцатой сатире Ювенал приглашает в праздник Мегалезий на обед своего друга Понтика и говорит по этому поводу о простоте старинных нравов и о современной расточительности.
В двенадцатой сатире, самой слабой по мнению критиков, Ювенал преследует весьма распространенный в Риме того времени тип искателей наследства.
Ювенал рассуждает о воспитании детей, о мнимом превосходстве военного сословия над другими, о вреде стяжательства и алчности... Поэт неоднократно заявляет, что, наблюдая развращенность своего времени, он не может не писать сатиры. Возможно, природа отказала ему в поэтическом гении, но пусть тогда стихи ему будет диктовать негодование. Однако осторожный писатель опасается критиковать ныне живущих влиятельных лиц. Он вполне логично старается обезопасить себя от жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей.
Что же, нельзя требовать от поэта, чтобы он обязательно отличался геройством. В основном сатиры Ювенала касаются только прошлого.
полнен гражданских чувств. Сатиры его весьма патриотичны. Поэт был и в самом деле высоконравственным человеком, обладающим возвышенно-идеализированным взглядом на жизнь. Он искренне стремился исправить своих сограждан, и если иногда преувеличивал их пороки, то только заботясь об их пользе.
Особенности обильно приукрашенной речи порой делают стиль Ювенала запутанным. Возможно, это обусловлено намеками, которые были понятны только современникам. Поэтика Ювенала изобилует множеством неприглядных «грязных» деталей, что объясняется его пессимистическим настроем.
О поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «В сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечатлелась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанаре, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка- грамматика; Ювенал собрал все это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту».
Золотые слова Ювенала:
Взрослые всегда должны помнить о том, чтобы не показать детям дурного примера.
чего, что заслуживало бы доверия.
Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил.
Быстро осыпается недолговечный цветок жизни.
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
Ни одна добродетель не искупает пороков.
«Наука страсти нежной...»
Римские и греческие поэты, писавшие о любви
«В кубке хмель и хмель в речах...»
Анакреонт (570-487 гг. до н. э.)
Анакреонт жил на острове Самос и в некоторых других городах Греции. По преданию, он был учителем тирана Поликрата. После гибели Поликрата переселился в Афины. Сохранились лишь отдельные фрагменты лирических произведений Анакреонта. Ее основные мотивы - вино, дружеское общение, чувственная любовь.
Ни славы, ни геройства не нужно! Лучше всего - беззаботная жизнь на природе в обществе милой подружки с кувшином хорошего вина.
пейской литературах Возрождения и Просвещения. Стихи такого рода относят к анакреонтике (анакреонтической поэзии).
Пусть гордится старый дед
Внуков резвою семьею,
Витязь - пленников толпою
И трофеями побед;
Паруса судов летучих;
Честь народов - мудрый круг
Патриархов в блеске власти;
Для меня ж милей, мой друг,
В теплой хижине очаг,
Да в руках тяжелый кубок,
В кубке хмель и хмель в речах,
«Соединение учености и страсти»
Гай Валерий Катулл (87 — ок. 54 г. до н. э.)
Родился в Вероне в 87 г. до н. э. В Риме возглавил объединение молодых поэтов. Все признавали его первенство в ямбах, едкой эпиграмме и вольных стихотворениях любовного характера. Вольнолюбивый поэт пылал ненавистью к Юлию Цезарю и часто посвящал ему язвительные эпиграммы, к которым правитель не оставался равнодушным. Умер Катулл очень рано, в возрасте около тридцати лет. Год смерти его в точности неизвестен.
До наших современников дошел лишь сборник в из 116 стихотворений. Главное в его творчестве — это любовные стихотворения, воспевающие женщину по имени Лесбия. Настоящее имя ее было Клодия, она была женой консула.
ражения. Восхищение, любование в этих строках сменяются горем и даже омерзением, которое внушила ему любимая женщина своей изменой.
Своим друзьям-поэтам Катулл посвятил немало стихотворений о возвышенном чувстве товарищества. Особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв.
Из стихот ворений Катулла видно, что он был знаком и с ведущими прозаиками того времени, например с Цицероном и Корнелием Непотом.
Современники отмечали в творчестве Катулла «соединение учености и страсти». В книге Катулла с любовными стихами, которые и принесли ему славу, присутствуют краткие дружеские послания и эпиграммы против врагов.
На смерть воробья
Плачьте все, кто имеет в сердце нежность!
Бедный птенчик погиб моей подружки,
Бедный птенчик, любовь моей подружки.
Милых глаз ее был он ей дороже.
Как родимую мать дочурка знает.
Он с колен не слетал хозяйки милой,
То сюда, то туда порхал, играя.
В край ужасный, откуда нет возврата...
Лекарство от любви
Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17 или 18 г. н. э.)
Этот римский поэт оказал сильнейшее воздействие на европейскую литературу не только Средневековья, но и наших дней. Родился в г. Сульмон в Апеннинах в богатой провинциальной семье. Учился вместе с братом в Риме. Смерть брата потрясла двадцатилетнего поэта.
Юноша завершил свое образование в Афинах, совершил путешествие по восточному Средиземноморью, провел несколько месяцев на Сицилии и вернулся в Рим. Император Август отправил поэта в ссылку в Томы (современная Констанца). Для изгнания было две причины — «оскорбление и ошибка». Оскорблением явилась поэма Овидия «Искусство любви» («Ars amatoria»).
В ней был усмотрен намек на супружескую неверность дочери императора Юлии и - более того - его внучки Юлии Младшей. Август пытался вести борьбу с распущенностью нравов и весь гнев его обрушился на поэта.
Супруга Овидия осталась в Риме, чтобы иметь возможность просить о помиловании. Однако властители забыли сосланного поэта. Под конец жизни Овидий смирился с судьбой, заключившей его в тихой захолустной крепости. Овидий даже написал стихотворный учебник косметики, очевидно пародийный.
«Метаморфозы» дия - переложение гекзаметром греческих мифов о превращениях людей в иные существа (Ио, Дафна).
В цикле «Героини» мы находим жалобы женских персонажей мифов на покинувших их или изменивших им возлюбленных.
Поэма «Искусство любви» в трех песнях представляет собой руководство по соблазнению. Впрочем, не только для юношей — даются аналогичные советы девушкам. «Искусство любви» с дополняющим его «Лекарством от любви» («Remedia amor- is») своего рода рекомендациями по излечению от несчастной страсти - самые известные произведения Овидия.
Многого я захотел!.. О, лишь бы любить дозволяла!..
Стань же теперь для меня счастливою темою песен, -
Знай, что темы своей будут достойны они.
Славу стихи принесли рогов испугавшейся Ио;
Также и той, что, на мнимом быке плывя через море,
В страхе за выгнутый рог юной держалась рукой.
Так же прославят и нас мои песни по целому миру,
Соединятся навек имя твое и мое.
Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.)
Поэта чаще всего называют просто Вергилием. Имя Публий вполне обычно для римлянина, другие два, по-видимому, этрусского происхождения.
Достоверных сведений о жизни римского поэта Вергилия немного. Его друзья кое-что рассказывали о нем в беседах и письмах. Кое-что дошло до нас в виде разрозненных цитат, которые можно найти у позднейших римских авторов, а также в виде семи коротких «Жизнеописаний». Самая полная биография (или, скорее, набросок биографии) принадлежит Светонию.
Отец поэта был горшечником или посыльным у горшечника, женился на дочери своего хозяина, а затем занимался разведением пчел и продажей леса. Судя по всему, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что указывает на ее этрусское происхождение.
него возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). В возрасте девятнадцати или двадцати лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике. В те времена наука красноречия была составной частью высшего образования. Вергилий, очевидно, помышлял о политической карьере, где очень ценилось ораторское мастерство.
Пробыв в Риме около года, поэт обосновался в Неаполе, присоединившись к кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка наведывался в Рим, бывал на Сицилии и в Таренте. Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметром, — «Буколики» (они же «Эклоги», 42~37 гг. до н. э).; «Георгики» «Энеиду» (29~19 гг. до н. э).
В конце жизни Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, он встретился здесь с Октавианом Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле состояние поэта еще более ухудшилась. Вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 г. до н. э.
«Миниатюры»
больших поэм и стихотворений. Авторство их окончательно не установлено. Из этих небольших произведений, собранных под названием «Миниатюры» (а также «Приложение к Вергилию»), можно с достаточной вероятностью считать написанной им пародию на Катулла. Также принадлежащим Вергилию можно считать стихотворение, которое передает чувства поэта, отрекающегося от ненавистной ему риторики. Автор уведомляет о своем решении переехать в Неаполь для изучения эпикурейской философии. Дискуссия по поводу аутентичности (подлинности) остальных стихотоворний, несомненно, еще не завершена.
«Буколики»
«Буколики» (в переводе с греческого — пасторальная или пастушеская поэзия), называемые также «Эклоги» (с греческого -избранное), представляют собой десять коротких пасторалей.
В них содержатся главным образом диалоги между воображаемыми деревенскими жителями. Вергилия вдохновили «Идиллии» Феокрита. Зрелый мастер вполне овладел методом широкого использования литературных источников. Он смело извлекал слова, фразы и даже созвучия, создавая из них, а также из возникающих на их основе аллюзий (ассоциаций) новые сочетания. И получалось совершенно иное произведение, которое никак нельзя назвать плагиатом. Этот метод был распространен в Риме, где активно переводили и адаптировали тексты греческих авторов. Однако Вергилий, в чем и заключается его величайшее своеобразие, развил этот метод до такой степени, что он превратился в настоящее техническое новшество.
«Эклогах» автор создает неповторимую музыку созвучий, которая также является одной из важнейших особенностей его творчества. Поэт не только воспевает счастливую жизнь на лоне природы, но и обсуждает важнейшие проблемы мировоззрения. Некоторые эклоги содержат факты из личной жизни поэта: намеки на конфискацию отцовской усадьбы, а затем на возвращение ее Октавианом Августом - в знак уважения к поэтическим заслугам и благодаря заступничеству влиятельного друга.
Довольно много видных государственных деятелей и писателей прямо названы в «Эклогах» по имени. Однако в большинстве случаев Вергилий предпочитает скрывать подлинные лица за собирательными персонажами. Пейзаж в «Буколиках» также собирательный: то Неаполь, то Сицилия, то Северная Италия. Играет автор и со своей собственной биографией: он сам, молодой свободный человек, предстает в буколиках только что получившим свободу пожилым рабом.
В самой первой эклоге Вергилий превозносит благодетеля (императора Октавиана), именуя его живым богом. Поэт с самого начала верил в Октавиана, в его призвание даровать Риму мир и процветание. Вскоре он стал близким другом императора, щедроты которого со временем сделали Вергилия состоятельным человеком, но поэт, однако, сумел сохранить личную независимость и творческую свободу.
Четвертая эклога — соединение свадебного гимна и оды в честь рождения ребенка.
Этот младенец должен вновь принести с собой на землю Золотой век. Относительно того, кто этот ребенок, среди ученых и религиозных деятелей идут нескончаемые споры.
рение было использовано императором Константином, который загадочную эклогу предъявлял в качестве доказательства того, что даже римлянин-язычник предсказывал рождение Христа.
Благодаря ей Вергилий прославился в Средние века в качестве «Пророка язычников».
«Энеида»
Первоначально Вергилий замышлял историческую поэму о древних царях Лация. Позднее он предпочел мифологический эпос, избрав распространенную легенду об Энее, который спасся после взятия Трои и отправился на запад.
Эпическое повествование в двенадцати песнях описывает взятие Трои греками, путешествие троянского царевича Энея в Италию, его дипломатические и военные действия. В результате Эней сплачивает троянцев и латинов в единый народ, который и породит гордых римлян.
фагене. Там Эней и царица Дидона влюбляются друг в друга. Однако судьба вынуждает героя продолжить свой путь, а Дидона в отчаянии сама обрывает нить своей жизни. Прибыв в Италию, Эней посещает кумскую Сивиллу и получает разрешение спуститься под землю, в мир теней. Здесь ему открываются тайны суда на мертвыми. В частности, Эней видит многих римлян, которым еще только предстоит сыграть важную роль в истории города, когда придет их черед явиться на свет. Этот эпизод побудил Данте выбрать в свои проводники по аду именно Вергилия.
мирие нарушено по воле богов. Разгорается война, которая завершается лишь после того, как Эней убивает Турна, отважного предводителя вражеских сил.
На всем протяжении поэмы Эней получает указания от богов, высказанные иногда в столь сложной форме, что их трудно понять. Когда же герою удается их истолковать, он неизменно повинуется им. Именно поэтому Энею всегда удается достичь успеха, и на всем протяжении поэмы ему сопутствует эпитет «благочестивый». Энею покровительствует мать - богиня любви Венера; он пользуется благосклонностью верховного божества Юпитера, воля которого определяет судьбу каждого. Однако Юнона, могущественная супруга Юпитера, выступает противницей Энея, помогая его врагу Турну.
В конце поэмы Юпитер и Юнона заключают компромисс: троянцы и латины должны объединиться, позднее им будет вручена власть над Италией и всем миром. Подобный финал характерен для Вергилия. В самом деле, принцип примирения через компромисс является не только его мировоззрением, но и одной из тем поэзии. Гуманизм Вергилия всеохватен: он жаждет объединения и примирения народов, улучшения нравов. Но, кроме того, гуманизм автора проявляется в том сочувствии, с каким он относится к своим героям: несчастной любящей Дидоне, отважному Турну и, конечно, Энею.
Некоторые исследователи полагают, что постоянный эпитет героя «Энеиды» переводится не как «благочестивый», а как «верный». Эней верен своим друзьям, своей идее объединения, а главное— своему долгу.
гендарное прошлое, в поэме должно присутствовать также историческое прошлое и настоящее, воплощенное с психологической достоверностью.