Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Глава 3. Литература эпохи Возрождения

Глава 3.

Литература эпохи
Возрождения

Возрождение, или Ренессанс, - великая эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средневе­ ковья, Примерные хронологические рамки эпохи - XIV—XVI вв.

­лись от средневековых. «Маятник культуры» качнулся в обрат­ную сторону: на смену религиозному аскетизму с его презрени­ем к плоти пришло восторженное любование радостями жизни.

Новое мировоззрение за духовной поддержкой обратилось к литературе и искусству античности, видя в ней пример гума­нистических отношений. Античная гармония была далека от по­давления естественных движений души и плоти. А раз возрож­далась античность, возрождался и интерес к человеку. Поэтому и возник такой термин «Возрождение» - он встречается уже у итальянских гуманистов, в частности у Джорджо Вазари. В сов­ременном значении термин был введен в обиход французским историком XIX в. Жюлем Мишле. Изменения в культуре были, как и во все времена, вызваны кардинальными изменениями общественных отношений в Европе.

Феодальные замки уже не управляли жизнью государств. Росли и развивались города-республики. Это привело к росту влияния городских сословий: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Эти люди были далеки от иерархической феодальной системы ценностей. Смиренный дух средневеко­вой, прежде всего церковной, культуры был им чужд. Благодаря этому возникает общественно-философское движение гуманиз­ма, которое как высшую ценность рассматривало человека, его свободу, созидательную активность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства. Деятельность их находилась вне контроля церкви.

В середине XV в. было изобретено книгопечата­ние. Книги можно было издавать гораздо быстрее, а не переписывать годами. Открытие Гуттенберга сыграло неоценимую роль в распространении ан­тичного наследия и новых взглядов по всей Европе.

В эпоху Возрождения крупные изменения происходят и в области философской и поли­тической мысли. В ра­ботах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и полити­ческие процессы впер­вые стали рассматри­ваться как результат взаимодействия раз­личных групп людей и их интересов. В это же время были предприня­ты попытки разработки «идеального» общест­венного устройства. Та­ковы были «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

­лось в Италии, где оно окончательно установи­лось в 20-х гг. XV в. Во Франции, Германии и дру­гих европейских странах это движение началось значительно позже. К концу XV в. Ренессанс дос­тигает своего наивысшего расцвета. В XVI в. наз-ревает кризис идей Возрождения. На смену ему приходит ба­рокко, которое характеризуется чрезмерной пышностью, избыточностью, украшательством. Этот термин прежде всего связывают с архитектурой и живописью, но барочные черты можно заметить и в литературе.

Период так называемого Раннего Возрождения охватывает в Италии время с 1420 по 1500 г. В течение этих восьмидесяти лет искусство еще не отказывается от традиций недавнего прошлого, однако уже возникают элементы, заимствованные из классической древности. Художники, писатели, философы еще стараются примирить античность и средневековье.

Постепенно под влиянием неудержимо изменяющихся ус­ловий жизни и культуры средневековые основы отходят на второй план. Творцы смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.

Искусство в Италии уже шло по пути подражания классической — и языческой! — древности, а вот к северу от Альп, а также в Испании Возрождение вступает в свои права только в конце XV столетия.

Второй период Возрождения - время самого пышного раз­вития его стиля — принято называть Высоким Возрождением. Оно продлилось в Италии приблизительно с 1500 по 1580 г. В это время центром итальянского искусства вместо Флоренции ста­новится Рим. При папе Юлии II, который был далек от ортодок­сии и неравнодушен к театру и художественному мастерству, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла. Наблюдается расцвет архитектуры, скульптуры и живописи, из­менения касаются и литературы. Античные традиции изучаются более основательно. Однако подражание древним не уничтожает в творцах их самостоя­ тельности.

­чается стремлением художников к предельной выразительнос­ти, к яркому отображению своей индивидуальности. Преувели­чиваются (утрируются) чувства, формы стремятся к вычурности.

Благодаря интересу к античности в эпоху Ренессанса были восстановлены многие античные тексты. Гуманисты-филологи увлеченно занимались изучением классической латыни и древ­негреческого языка.

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гума­нистические идеалы эпохи. Литература возвеличивала гармони­ческую, свободную, творческую, всесторонне развитую личность. Период XIV—XVI вв. можно назвать временем расцвета. В ис­тории литературы до сих пор не потеряли своего огромного значения новеллы Джованни Боккаччо, политичес­кие трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474~1533). Любов­ные сонеты Франческо Петрарки открыли глу­бину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Эти имена выдвинули итальянскую литературу Возрождения в число классических (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур.

­ворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами.

­дожественное наследие Торквато Тассо (1544- 1595). Его раннее произведение «Аминта» было создано в жанре драматической пасторали. Наи­большую славу получила его эпическая поэма «Освобожденный Иерусалим» (1580). Сюжет был взят из эпохи крестовых походов, но традиционное прославление героических подвигов органично сочетается с новыми тенденциями. В поэме соединились идеи Возрождения, веяния Позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов. Тассо словно рисует околдованный лес, волшебные сады и замки. Героическая поэма пронизана возвышенными религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка и звукописи.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народ­ную поэзию и «книжную» античную литературу. Это привело к тому, что рациональное начало сочеталось с поэтической фан­тазией и лирической выразительностью. Особенно были рас­пространены комические жанры, выражавшие народный опти­мизм и свободолюбие.

В противовес средневековому уничижению плоти, презрению к ней Возрождение утверждало радости тела, порой даже чрез­мерные. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Серван­теса и особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.