Глава 3.
Литература эпохи
Возрождения
Возрождение, или Ренессанс, - великая эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средневе ковья, Примерные хронологические рамки эпохи - XIV—XVI вв.
лись от средневековых. «Маятник культуры» качнулся в обратную сторону: на смену религиозному аскетизму с его презрением к плоти пришло восторженное любование радостями жизни.
Новое мировоззрение за духовной поддержкой обратилось к литературе и искусству античности, видя в ней пример гуманистических отношений. Античная гармония была далека от подавления естественных движений души и плоти. А раз возрождалась античность, возрождался и интерес к человеку. Поэтому и возник такой термин «Возрождение» - он встречается уже у итальянских гуманистов, в частности у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введен в обиход французским историком XIX в. Жюлем Мишле. Изменения в культуре были, как и во все времена, вызваны кардинальными изменениями общественных отношений в Европе.
Феодальные замки уже не управляли жизнью государств. Росли и развивались города-республики. Это привело к росту влияния городских сословий: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Эти люди были далеки от иерархической феодальной системы ценностей. Смиренный дух средневековой, прежде всего церковной, культуры был им чужд. Благодаря этому возникает общественно-философское движение гуманизма, которое как высшую ценность рассматривало человека, его свободу, созидательную активность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства. Деятельность их находилась вне контроля церкви.
В середине XV в. было изобретено книгопечатание. Книги можно было издавать гораздо быстрее, а не переписывать годами. Открытие Гуттенберга сыграло неоценимую роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
В эпоху Возрождения крупные изменения происходят и в области философской и политической мысли. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. В это же время были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства. Таковы были «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.
лось в Италии, где оно окончательно установилось в 20-х гг. XV в. Во Франции, Германии и других европейских странах это движение началось значительно позже. К концу XV в. Ренессанс достигает своего наивысшего расцвета. В XVI в. наз-ревает кризис идей Возрождения. На смену ему приходит барокко, которое характеризуется чрезмерной пышностью, избыточностью, украшательством. Этот термин прежде всего связывают с архитектурой и живописью, но барочные черты можно заметить и в литературе.
Период так называемого Раннего Возрождения охватывает в Италии время с 1420 по 1500 г. В течение этих восьмидесяти лет искусство еще не отказывается от традиций недавнего прошлого, однако уже возникают элементы, заимствованные из классической древности. Художники, писатели, философы еще стараются примирить античность и средневековье.
Постепенно под влиянием неудержимо изменяющихся условий жизни и культуры средневековые основы отходят на второй план. Творцы смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
Искусство в Италии уже шло по пути подражания классической — и языческой! — древности, а вот к северу от Альп, а также в Испании Возрождение вступает в свои права только в конце XV столетия.
Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля — принято называть Высоким Возрождением. Оно продлилось в Италии приблизительно с 1500 по 1580 г. В это время центром итальянского искусства вместо Флоренции становится Рим. При папе Юлии II, который был далек от ортодоксии и неравнодушен к театру и художественному мастерству, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла. Наблюдается расцвет архитектуры, скульптуры и живописи, изменения касаются и литературы. Античные традиции изучаются более основательно. Однако подражание древним не уничтожает в творцах их самостоя тельности.
чается стремлением художников к предельной выразительности, к яркому отображению своей индивидуальности. Преувеличиваются (утрируются) чувства, формы стремятся к вычурности.
Благодаря интересу к античности в эпоху Ренессанса были восстановлены многие античные тексты. Гуманисты-филологи увлеченно занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи. Литература возвеличивала гармоническую, свободную, творческую, всесторонне развитую личность. Период XIV—XVI вв. можно назвать временем расцвета. В истории литературы до сих пор не потеряли своего огромного значения новеллы Джованни Боккаччо, политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474~1533). Любовные сонеты Франческо Петрарки открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Эти имена выдвинули итальянскую литературу Возрождения в число классических (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур.
ворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами.
дожественное наследие Торквато Тассо (1544- 1595). Его раннее произведение «Аминта» было создано в жанре драматической пасторали. Наибольшую славу получила его эпическая поэма «Освобожденный Иерусалим» (1580). Сюжет был взят из эпохи крестовых походов, но традиционное прославление героических подвигов органично сочетается с новыми тенденциями. В поэме соединились идеи Возрождения, веяния Позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов. Тассо словно рисует околдованный лес, волшебные сады и замки. Героическая поэма пронизана возвышенными религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка и звукописи.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу. Это привело к тому, что рациональное начало сочеталось с поэтической фантазией и лирической выразительностью. Особенно были распространены комические жанры, выражавшие народный оптимизм и свободолюбие.
В противовес средневековому уничижению плоти, презрению к ней Возрождение утверждало радости тела, порой даже чрезмерные. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса и особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.