«Феникс сцены»
Лопе де Вега (1562-1635)
Лопе де Вега родился в Мадриде в небогатой дворянской семье. С ранних лет он обнаружил потрясающие творческие способности. С пяти лет мальчик читал по-испански и по-латыни. В шесть лет, еще не научившись писать, сочинял стихи. Рассказывают, что за их запись приходилось расплачиваться завтраком со старшими, грамотными, товарищами.
В совершенстве изучив латинский язык, в десятилетнем возрасте он сделал перевод в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана. В возрасте 11 лет был отдан в иезуитскую школу, где обучался риторике, латинскому и греческому языкам, а к тринадцати уже был автором первой комедии. И эту комедию с успехом поставили на сцене.
С 1576 по 1578 г. Лопе де Вега учился в университете Алкале, прослушал курс математики и астрономии в Королевской академии математических наук.
Ради заработка в юном возрасте служил секретарем у вельможи. В четырнадцать лет вместе с товарищами сбежал путешествовать, чтоб испытать жизнь, «полную подвигов и приключений». Беглеца разыскали и вернули домой. Упорный юноша ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова. В 1588 г. Лопе стал воином «Непобедимой армады». После разгрома армады занялся театральной деятельностью.
Юность Лопе была весьма бурной — под стать тому времени. Он пытался похитить знатную красивую девушку, из-за гнева ее отца вынужден был бежать и... все-таки похитил красавицу. Но другую... Счастливо женился на ней. Теперь ему пришлось работать гораздо больше, чтобы содержать семью.
Труд драматургов не обеспечивал в те времена ни почетного положения, ни материального благополучия. Вопиющая нищета талантливому драматургу не грозила, но не было и обеспеченности. Приходилось не раз писать по заказу трехактную комедию за один-два дня.
Популярнейший драматург страны, кумир публики, великий Лопе, чьи портреты висели в домах его многочисленных поклонников на почетном месте, служил в секретарях у знатных грандов: герцога Антонио Альба, маркиза Мальпика, маркиза Саррья, герцога Сесса. Почтенным иностранцам демонстрировали драматурга как величайшее достояние Мадрида, а сиятельное лицо могло при этом чванливо добавить: «Да-да... он служит у меня на побегушках...»
положение и вес в обществе. Кроме того, церковники стремились продемонстрировать свое влияние на первого драматурга страны, славу и гордость испанского театра.
Однако жизнерадостный и во многом крамольный дух его творчества не подчинился ни монархам, ни церковникам и остался самобытным до конца. После посвящения в духовный сан церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 г. наложила даже запрет на публикацию.
Жизненный путь Лопе де Вега был отягощен печальными событиями. Его любимая женщина ослепла, потеряла рассудок и умерла, единственный сын утонул на жемчужных промыслах. Младшая дочь в шестнадцать лет была соблазнена и похищена придворным юнцом - легкомысленная юность писателя словно отомстила зрелому человеку, отцу.
27 августа 1635 г. Лопе де Вега умер. Его смерть вызвала всенародный траур.
В последние дни августа 1635 г. улицы Мадрида заполнились толпами народа. Во всех приходах служили панихиды, поэты писали скорбные стихи, знаменитые проповедники выступали с надгробными речами, а к церкви Святого Себастьяна двигалась огромная похоронная процессия. Не только Мадрид - весь испанский народ хоронил своего любимца, «чудо природы», «феникса среди писателей», величайшего национального драматурга Лопе де Вега. В этой огромной манифестации любви и скорби не принимали участия лишь высшая знать и король.
Как уже говорилось, в противовес Средневековью гуманисты Возрождения отстаивали право человека на земные радости, счастье, любовь. Своеобразным было Возрождение в Испании: сильной и жестокой церкви, развратной и циничной аристократии противостоял здесь смелый и вольнолюбивый народ.
Во времена Реконкисты именно народные мас сы отвоевали у арабских захватчиков родную зем лю, что дало им силу и право упорно отстаивать свою свободу. Ведь в Испании крепостное право исчезло к началу XVI в. Здесь всегда существовали кортесы — собрания представителей сословий, ограничивавшие власть короля. Все попытки уничтожить эти свободы приводили к народным восстаниям. Вольнолюбивая испанская интеллигенция происходила из обедневших идальго, студентов и ученых, а также ремесленных кругов. Это и питало испанскую литературу Возрождения, укрепляя в ней народное, демократическое начало. Это же свободолюбие легло в основу творчества Лопе де Вега.
Именно поэтому все его пьесы, собранные в двадцать один том сочинений, отличаются жизнерадостностью, оптимизмом.
Драмы и комедии «плаща и шпаги»
личество пьес. Согласно духу эпохи дерзкий в жизни и творчестве автор замахнулся на традиции испанской драматургии. Он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее.
Драматург смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.
Перу Лопе де Вега принадлежат героические драмы («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).
В драмах Лопе де Вега велик исторический пласт.
Среди исторических пьес — «Последний готский король», «Граф Фернан Гонса-лес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра», в основе которых лежат народные романсы и «Песнь о моем Сиде».
не разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.
Примером народно-героической драмы Лопе де Вега можно назвать пьесу «Фуэнте Овехуна» (или «Овечий источник», как переводится название деревни, где происходят основные события).
Бесчинства правящего краем командора переполнили чашу терпения крестьян, когда он покушается на честь прекрасной девушки-крестьянки Лауренсии. Ее речь поднимает жителей Фуэнте Овехуны на восстание.
Жестокая расправа описывается в подробностях, и все собираются на площади, торжествуя победу, с головой командора на пике. В Фуэнте Овехуне герб ордена Калатравы меняют на королевский.
Любая пьеса Лопе де Вега построена таким образом, что случай вмешивается в привычный ход событий, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма. Однако все завершается счастливо. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень драматической фабулы, раскрывает все движущие силы человеческих страстей. Автор демонстрирует всю полноту и многообразие жизни, современные ему семейные нравы и общественные устои.
ный талант комического писателя. Его произведения и по сию пору не сходят со сцены, являясь материалом для блистательных экранизаций («Учитель танцев», «Собака на сене»). Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они — остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками — большей частью являются средоточием комической стихии произведения.
Фразы, ставшие крылатыми, из комедии «Собака на сене»
Чужой секрет мучительнее всех несчастий.
(Анарда, служанка Дианы)
Чувство - это хищный зверь, вцепившийся когтями в разум.
Чужим добром нетрудно соблазниться.
(Диана, графиня де Бель флор)
(Теодоро, секретарь Дианы)
льзя, кто б ни был тот, кто грезит счастьем; нас оскорбляют безучастьем.
(Диана, обращаясь к Теодоро)