Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
«Феникс сцены» Лопе де Вега

«Феникс сцены»
Лопе де Вега (1562-1635)

Лопе де Вега родился в Мадриде в небогатой дворянской семье. С ранних лет он обнаружил потрясающие творческие спо­собности. С пяти лет мальчик читал по-испански и по-латыни. В шесть лет, еще не научившись писать, сочинял сти­хи. Рассказывают, что за их запись приходилось расплачиваться завтраком со старшими, грамотны­ми, товарищами.

В совершенстве изучив латинский язык, в десяти­летнем возрасте он сделал перевод в стихах «Похи­щение Прозерпины» Клавдиана. В возрасте 11 лет был отдан в иезуитскую школу, где обучался ритори­ке, латинскому и греческому языкам, а к тринадцати уже был автором первой комедии. И эту комедию с успехом поставили на сцене.

С 1576 по 1578 г. Лопе де Вега учился в универси­тете Алкале, прослушал курс математики и астроно­мии в Королевской академии математических наук.

Ради заработка в юном возрасте служил секретарем у вельможи. В четырнадцать лет вместе с товарища­ми сбежал путешествовать, чтоб испытать жизнь, «полную подвигов и приключений». Беглеца разыс­кали и вернули домой. Упорный юноша ушел доб­ровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова. В 1588 г. Лопе стал воином «Не­победимой армады». После разгрома армады занялся театральной деятельностью.

Юность Лопе была весьма бурной — под стать то­му времени. Он пытался похитить знатную красивую девушку, из-за гнева ее отца вынужден был бежать и... все-таки похитил красавицу. Но другую... Счаст­ливо женился на ней. Теперь ему пришлось работать гораздо больше, чтобы содержать семью.

Труд драматургов не обеспечивал в те времена ни почетного положения, ни мате­риального благополучия. Вопиющая нище­та талантливому драматургу не грозила, но не было и обеспеченности. Приходилось не раз писать по заказу трехактную комедию за один-два дня.

Популярнейший драматург страны, ку­мир публики, великий Лопе, чьи портреты висели в домах его многочисленных пок­лонников на почетном месте, служил в сек­ретарях у знатных грандов: герцога Антонио Альба, маркиза Мальпика, маркиза Саррья, герцога Сесса. Почтенным ино­странцам демонстрировали драматурга как величайшее достоя­ние Мадрида, а сиятельное лицо могло при этом чванливо до­бавить: «Да-да... он служит у меня на побегушках...»

положение и вес в общест­ве. Кроме того, церковники стремились продемонстрировать свое влияние на первого драматурга страны, славу и гордость испанского театра.

Однако жизнерадостный и во многом крамольный дух его творчества не подчинился ни монархам, ни цер­ковникам и остался самобытным до конца. После посвящения в духовный сан церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 г. наложила даже запрет на публикацию.

Жизненный путь Лопе де Вега был отягощен пе­чальными событиями. Его любимая женщина ос­лепла, потеряла рассудок и умерла, единственный сын утонул на жемчужных промыслах. Младшая дочь в шестнадцать лет была соблазнена и похи­щена придворным юнцом - легкомысленная юность писателя словно отомстила зрелому чело­веку, отцу.

27 августа 1635 г. Лопе де Вега умер. Его смерть вызвала всенародный траур.

В последние дни августа 1635 г. улицы Мадрида заполнились толпами народа. Во всех приходах служили панихиды, поэты писали скорбные стихи, знаменитые проповедники выступали с надгроб­ными речами, а к церкви Святого Себастьяна дви­галась огромная похоронная процессия. Не только Мадрид - весь испанский народ хоронил своего любимца, «чудо природы», «феникса среди писа­телей», величайшего национального драматурга Лопе де Вега. В этой огромной манифестации люб­ви и скорби не принимали участия лишь высшая знать и король.

Как уже говорилось, в противовес Средневе­ковью гуманисты Возрождения отстаивали право человека на земные радости, счастье, любовь. Своеобразным было Возрождение в Испании: сильной и жестокой церкви, развратной и цинич­ной аристократии противостоял здесь смелый и вольнолюбивый народ.

Во времена Реконкисты именно народные мас­ сы отвоевали у арабских захватчиков родную зем­ лю, что дало им силу и право упорно отстаивать свою свободу. Ведь в Испании крепостное право исчезло к началу XVI в. Здесь всегда существовали кортесы — собрания представителей сос­ловий, ограничивавшие власть короля. Все попытки уничтожить эти свободы приводили к народным восстаниям. Вольнолюбивая испанская интеллигенция происхо­дила из обедневших идальго, студентов и ученых, а также ре­месленных кругов. Это и питало испанскую литературу Возрож­дения, укрепляя в ней народное, демократическое начало. Это же сво­бодолюбие легло в основу творчества Лопе де Вега.

Именно поэтому все его пьесы, со­бранные в двадцать один том сочине­ний, отличаются жизнерадостностью, оптимизмом.

Драмы и комедии «плаща и шпаги»

­личество пьес. Согласно духу эпохи дерзкий в жизни и творчестве автор за­махнулся на традиции испанской дра­матургии. Он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее.

Драматург смело объединял в своих пьесах элементы комического и тра­гического, создав классический тип испанской драмы.

Перу Лопе де Вега принадлежат героические драмы («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), лю­бовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе де Вега велик ис­торический пласт.

Среди историчес­ких пьес — «Последний готский король», «Граф Фернан Гонса-лес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра», в основе которых лежат народ­ные романсы и «Песнь о моем Сиде».

­не разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Примером народно-героической драмы Лопе де Вега можно назвать пьесу «Фуэнте Овехуна» (или «Овечий источник», как переводится название деревни, где происходят основные со­бытия).

Бесчинства правящего краем командора переполнили чашу терпения крестьян, когда он покушается на честь прекрасной де­вушки-крестьянки Лауренсии. Ее речь поднимает жителей Фу­энте Овехуны на восстание.

Жестокая расправа описывается в подробностях, и все соби­раются на площади, торжествуя победу, с головой командора на пике. В Фуэнте Овехуне герб ордена Калатравы меняют на коро­левский.

Любая пьеса Лопе де Вега построена таким образом, что случай вмешивается в привычный ход событий, доводя напря­жение драматических переживаний до степени трагизма. Од­нако все завершается счастливо. Любовная интрига, развитие и разрешение которой состав­ляет стержень драматической фабулы, раскрывает все движу­щие силы человеческих страстей. Автор демонстрирует всю полноту и многообразие жизни, современные ему семейные нравы и общественные устои.

­ный талант комического писателя. Его произведения и по сию по­ру не сходят со сцены, являясь материалом для блистательных экранизаций («Учитель танцев», «Собака на сене»). Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы парал­лельную интригу пьес. Именно они — остроумные, лукавые, сып­лющие меткими пословицами и поговорками — большей частью являются средоточием комической стихии произведения.

Фразы, ставшие крыла­тыми, из комедии «Со­бака на сене»

Чужой секрет мучи­тельнее всех несчастий.

(Анарда, служанка Дианы)

Чувство - это хищный зверь, вцепившийся ког­тями в разум.

Чужим добром нет­рудно соблазниться.

(Диана, графиня де Бель флор)

(Теодоро, секретарь Дианы)

­льзя, кто б ни был тот, кто грезит счастьем; нас ос­корбляют безучастьем.

(Диана, обращаясь к Теодоро)