Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Глава 1. Миф - основа культуры

Глава 1.

Миф — основа культуры

Современный читатель обычно воспринимает мифы, как сказ­ки. А вот для первобытного человека они были истиной.

У мифа нет автора — это воплощение коллективного сознания. Мифология - это первичные образы, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мифология бы­ла исходной формой человеческого мышления. Именно из нее, как бабочка из кокона, появились более развитые формы мышле­ния — религиозного, художественного, философского, научного. философ Г. В. Ф. Гегель называл мифы педагогикой челове­ческого рода. Мифология создавала образы-образцы, которым соответствовало поведение человека, все его сознание и жизнь. Миф помогал осознать смысл жизни и бытия племени и от­дельного человека, учил отличать добро от зла.

— так же, как и в психике ребенка, а исследовате­ли называют мифологическое сознание «детским сознанием».

Самый известный исследователь мифов ф. Шеллинг рассмат­ривал мифологию как объединение реально созерцаемых идей, послуживших первоматерией для искусства. Все формы искусства берут начало в мифологии: песня, балет, живопись, скульптура и, конечно, театр и художественная литература, особенно поэзия.

Многие исследователи считают, что и в наше время миф про­должает играть свою определяющую роль в качестве архетипа (первообраза). По концепции К. Юнга, архетипы организуют вос­приятия и представления людей о внешнем мире. То, что принято называть знаниями, в действительности может быть продиктовано воображением. Новое время творит новые мифы. Например, вместо домовых и леших в сознании человека утверждаются пол­тергейст и «маленькие зеленые человечки».

­цию мифов, возведение их на все более высокие ступени.