Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Мифология Древней Америки

Мифология Древней Америки
Самые первые мифы

До испанского завоевания (XVI в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп.

У индейцев Мезоамерики (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.), несмотря на различие языков и ис­торических судеб отдельных лингвистических групп, мифология была единой. Содержание мифов Древней Америки вос­становлено по изоб­ражениям, остаткам пиктографических таб­личек и устным преда­ниям.

пищи и влаги, о добрых духах растительности. Развивалась и космогония — сказания о сотворении и строении Вселенной. Ко времени рас­пространения маиса как культурного растения (5 тыс. лет до н. э.) относятся мифы о верховном многофункциональном бо­жестве, условно названном «богиня с косами». Некоторые ее изображения имеют по две головы, а из ее груди струится «не­бесное молоко» — дождь. От нее зависит процветание всего рас­тительного и животного мира.

В более поздних мифологических системах «божество с косами» распадается на несколько богинь, каждая из которых заботилась о своей области деятельности. У богинь было три воз­раста, три изображения: юная девушка, жен­щина и, наконец, старуха с отвисшей грудью.

Соответственно эти три возраста символизиро­вали цветение весны, плодоношение лета и осени и бесплодие зимы. Сохранилась стату­этка богини с триединым торсом.

Известны изображения этой богини в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и других животных. Ее ребенок — упитанный младенец без явных признаков пола, так называемый «толстый бог». Доброжелательный младенец выс­тупает посредником между матерью и людьми, чье благополу­чие он обеспечивает. Позднее в его функциях выступают три различных божества: кукурузы, солнца и весеннего цветения природы. Эти функции возложены будут позднее на ацтекского Шипе-Тотека.

К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины. Он, возможно, почитался как Старый бог - отец толстого бога.

Самый известный образ мифологии Мезоамерики — Кет­цалькоатль. Пернатый змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной муд­рости с красотой и светозарностью.

Он не был только богом ацтеков. Все индейские боги суще­ствовали в умах у народов древних цивилизаций мексиканской земли на протяжении почти трех тысячелетий. Только в послед­ние два столетия перед вторжением испанцев Пернатый змей был приписан ацтекам. Ольмеки, например, главным считали, очевидно, человека-ягуара — оборотня, воплощающего могуще-ство и безжалостность сил земли и ночи.

Возможно, мудрый и светлый Кетцалькоатль был создан как противопоставление человеку-ягуару.

Существуют сведения, что Кетцалькоатлю приносились человеческие жертвы. Однако позднейшие мифы, утверждая образ этого бога как создателя и покровителя человечества, пове­ствуют о том, что пернатый змей отказался от «нектара крови» и запретил другим богам требо­вать его у людей. Из-за этого произошла даже война между «Нашим принцем» (так именовали Кетцалькоатля тольтеки) и другими богами, ко­торые пытались обмануть и извести его. Однако пернатый змей не позволил себя унич­тожить. Со своими верными соратниками он уда­ лился в другую страну, где можно было научить людей и богов жить по более гуманным законам.

Поэзия считалась единственным достойным занятием ацтек­ского воина в мирное время. Несмотря на неспокойное время, некоторое число поэтических произведений, собранных в эпоху испанских завоеваний, дошли до наших дней. Известны даже имена авторов нескольких десятков поэтических текстов, напри­мер Нецауалькойотль, Куакуацин. Подлинны эти имена или нет, пожалуй, не имеет значения. Главное, что авторы уже хотели за­явить о своей индивидуальности и подписывали тексты.

Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с языка науатль, считает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мыслт ацтеков, независимо от "официального" мировоззрения. Эти стихи личностны и правдивы.

В Великом Храме (Templo Mayor) находился «Дом орлов», где в мирное время знатные ацтеки отдыхали от битв и соревно­вались в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одной из самых распространенных тем была «Жизнь — реальность или сон?».

У ацтеков существовал и свой вариант театра. Наиболее известный жанр - представления с музыкой и акробати­ческими выступления­ми, сопровождаемые сценками из жизни ми­фологических персо­нажей.

Айаутеотль - богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциировалась с тщеславием и знаменитостью.

- бог подземного мира. Акуэкукиотисиуати — богиня океа­на, проточной воды и рек. Атлакойя — богиня засухи. Атлатонин - одно из имен ацтекской богини-матери. - владыка вод. Ассоциирует­ся со стрелой (атлатль). Также являлся богом-покровителем рыбаков. Ацтлан — «страна цапель», которую ацтеки считали своей прародиной. Эта страна представлялась ацтекам островом посреди огромного озера. Первоначаль­но ацтеки считали своей прародиной Чикомосток (страну где-то на северо-запа­де от долины Мехико). Легенда об Ацтлане (Астлане) возникла после об­разования у ацтеков собственного госу­дарства. ВицлипуцлИламатекутли - старая владычица земель ацтеков. Эта богиня была связана с культом земли и маиса. Ицлаколиуке — бог обсидианового ножа. - «обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Изображалась в виде бабочки с крыльями, унизанными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах.

Иштлильтон — «черное личико», бог медицины, здоровья и исцеления, а так­же празднеств и игр. Ему приносили жертву, когда ребенок начинал говорить. Больных детей лечили водой, освящен­ной у статуи Иштлильтона. «золотые колоколь­чики», богиня земли и луны. Под ее властью находятся 400 божеств звезд Уицнауна. Койольшауки владеет маги­ческой силой, способной принести ко­лоссальные разрушения. Чиконауи - богиня домашнего очага, хранительница семейного счастья.

­ли несколько имен и ипостасей.