Мифология Древней Америки
Самые первые мифы
До испанского завоевания (XVI в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп.
У индейцев Мезоамерики (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.), несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных лингвистических групп, мифология была единой. Содержание мифов Древней Америки восстановлено по изображениям, остаткам пиктографических табличек и устным преданиям.
пищи и влаги, о добрых духах растительности. Развивалась и космогония — сказания о сотворении и строении Вселенной. Ко времени распространения маиса как культурного растения (5 тыс. лет до н. э.) относятся мифы о верховном многофункциональном божестве, условно названном «богиня с косами». Некоторые ее изображения имеют по две головы, а из ее груди струится «небесное молоко» — дождь. От нее зависит процветание всего растительного и животного мира.
В более поздних мифологических системах «божество с косами» распадается на несколько богинь, каждая из которых заботилась о своей области деятельности. У богинь было три возраста, три изображения: юная девушка, женщина и, наконец, старуха с отвисшей грудью.
Соответственно эти три возраста символизировали цветение весны, плодоношение лета и осени и бесплодие зимы. Сохранилась статуэтка богини с триединым торсом.
Известны изображения этой богини в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и других животных. Ее ребенок — упитанный младенец без явных признаков пола, так называемый «толстый бог». Доброжелательный младенец выступает посредником между матерью и людьми, чье благополучие он обеспечивает. Позднее в его функциях выступают три различных божества: кукурузы, солнца и весеннего цветения природы. Эти функции возложены будут позднее на ацтекского Шипе-Тотека.
К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины. Он, возможно, почитался как Старый бог - отец толстого бога.
Самый известный образ мифологии Мезоамерики — Кетцалькоатль. Пернатый змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.
Он не был только богом ацтеков. Все индейские боги существовали в умах у народов древних цивилизаций мексиканской земли на протяжении почти трех тысячелетий. Только в последние два столетия перед вторжением испанцев Пернатый змей был приписан ацтекам. Ольмеки, например, главным считали, очевидно, человека-ягуара — оборотня, воплощающего могуще-ство и безжалостность сил земли и ночи.
Возможно, мудрый и светлый Кетцалькоатль был создан как противопоставление человеку-ягуару.
Существуют сведения, что Кетцалькоатлю приносились человеческие жертвы. Однако позднейшие мифы, утверждая образ этого бога как создателя и покровителя человечества, повествуют о том, что пернатый змей отказался от «нектара крови» и запретил другим богам требовать его у людей. Из-за этого произошла даже война между «Нашим принцем» (так именовали Кетцалькоатля тольтеки) и другими богами, которые пытались обмануть и извести его. Однако пернатый змей не позволил себя уничтожить. Со своими верными соратниками он уда лился в другую страну, где можно было научить людей и богов жить по более гуманным законам.
Поэзия считалась единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на неспокойное время, некоторое число поэтических произведений, собранных в эпоху испанских завоеваний, дошли до наших дней. Известны даже имена авторов нескольких десятков поэтических текстов, например Нецауалькойотль, Куакуацин. Подлинны эти имена или нет, пожалуй, не имеет значения. Главное, что авторы уже хотели заявить о своей индивидуальности и подписывали тексты.
Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с языка науатль, считает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мыслт ацтеков, независимо от "официального" мировоззрения. Эти стихи личностны и правдивы.
В Великом Храме (Templo Mayor) находился «Дом орлов», где в мирное время знатные ацтеки отдыхали от битв и соревновались в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одной из самых распространенных тем была «Жизнь — реальность или сон?».
У ацтеков существовал и свой вариант театра. Наиболее известный жанр - представления с музыкой и акробатическими выступлениями, сопровождаемые сценками из жизни мифологических персонажей.
Айаутеотль - богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциировалась с тщеславием и знаменитостью.
- бог подземного мира. Акуэкукиотисиуати — богиня океана, проточной воды и рек. Атлакойя — богиня засухи. Атлатонин - одно из имен ацтекской богини-матери. - владыка вод. Ассоциируется со стрелой (атлатль). Также являлся богом-покровителем рыбаков. Ацтлан — «страна цапель», которую ацтеки считали своей прародиной. Эта страна представлялась ацтекам островом посреди огромного озера. Первоначально ацтеки считали своей прародиной Чикомосток (страну где-то на северо-западе от долины Мехико). Легенда об Ацтлане (Астлане) возникла после образования у ацтеков собственного государства. ВицлипуцлИламатекутли - старая владычица земель ацтеков. Эта богиня была связана с культом земли и маиса. Ицлаколиуке — бог обсидианового ножа. - «обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Изображалась в виде бабочки с крыльями, унизанными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах.
Иштлильтон — «черное личико», бог медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ему приносили жертву, когда ребенок начинал говорить. Больных детей лечили водой, освященной у статуи Иштлильтона. «золотые колокольчики», богиня земли и луны. Под ее властью находятся 400 божеств звезд Уицнауна. Койольшауки владеет магической силой, способной принести колоссальные разрушения. Чиконауи - богиня домашнего очага, хранительница семейного счастья.
ли несколько имен и ипостасей.