Мифология народов Африки
Ньяме и другие боги
Комплекс мифологических представлений, распространенных у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары, достаточно разнообразный.
Мифы объединяются в циклы, в которых имеется главный персонаж. В преданиях воплощаются тотемические или антропоморфные предки. В более поздних мифах появляются обожествленные вожди, цари, наделенные особой силой кузнецы.
Эти мифологические персонажи наделены функциями прародителя, демиурга (творца), культурного героя и нередко трикстера (мифологического плута). Таковы персонажи Мукуру у народности гереро, Ункулункулу — у зулу, Моримо — у суточвана, Мбори — у азанде. Иногда прародители и культурные герои наделяются также функциями и атрибутами грозового божества, которого исследователи называют громовником. Таковы Мвари у шона и Мулунгу у бантуязычных народов Восточной Африки. Совмещение нескольких ролей в одном мифологическом персонаже особенно характерно для архаических мифологий, например бушменов и готтентотов.
В развитых мифологиях (йоруба, дагомейской) складываются политеистические (из многих богов) пантеоны и происходит разделение функций божеств. Здесь трикстер выступает как самостоятельный персонаж (Легба).
Тотемические предки, зооморфные культурные герои нашли отражение прежде всего в архаических мифологиях. Однако иногда они обнаруживаются и во многих более поздних по стадии развития мифологических системах. В мифологиях, в которых главенствующую роль приобретает верховное небесное божество, у него существуют своего рода помощники, распорядители, посланцы, которые часто имеют образ представителя животного мира.
Так, в мифах народности яо хамелеон по приказанию Мулунгу научил людей добывать огонь. Проявлением измененных тотемических представлений в более поздних мифологиях является употребление имен тотемных животных в качестве особых «хвалебных имен». Это постоянные уподобления и эпитеты, которыми сопровождается упоминание о богах или обожествленных предках, а также о вождях и царях. Так, «хвалебными именами» Мвари, божества народа шона, являются «слон» или «большой павиан». Одно из хвалебных имен Ньяме, божества народа ашанти, — «великий паук».
зошло социальное расслоение и были созданы своего рода классовые государства: в междуречье Лимпопо - Замбези, в Западном Судане, бассейне Конго. В таких сообществах центральным персонажем становится обожествленный вождь, правитель. Он выступает и как первый человек, и как культурный герой - тот, что дает людям огонь, воду, полезные злаки и другие плоды. Именно он научил людей ремеслам, ввел религиозные обряды.
Сакрализация (обожествление) царской власти характерна и для развитых народов Западной Африки. Государственной религией Древнего Бенина был культ царских предков. Духи царских предков почитались как общенародные божества в государстве Ашанти, а также у народов Межозерья и Восточного Судана.
Мифологии народов бассейна Конго, Западного Судана, у которых был развит культ царских предков, также вобрали элементы тотемических верований. Как правило, предкам царской династии приписывалось «звериное» происхождение. Например, у народности фон (Дагомея) члены царского рода именовались детьми леопарда.
Характерны для африканской мифологии божества, олицетворяющие явления природы и небесные светила. У народности хадзапи Луна (Хайнэ) и Солнце (Ишоко) выступают как центральные персонажи - демиурги, культурные герои. Известны мифы о солнечном божестве у народности паре. Интересно, что сравнительно новый бог Изува вытесняет древнего бога - создателя мира Киумбе. Да и у целого ряда других народов древние божества солнца постепенно заменялись новыми: сначала существовали параллельно с ними, а потом и вовсе уступали место, передавая все свои функции.
Так, у народностей мбугве и того солнце часто называют именем божества Мулунгу. Молитвы о здоровье обращаются как к самому божеству, так и к солнцу. В художественном смысле этот процесс выражается в том, что к имени божества присоединяется имя солнца как «хвалебное».
— у народов верхнего и среднего Замбези, Замбии и южного бассейна Конго, Нгаи — у кикуйю и камба, Денгдит — у динка. Возникнув первоначально как персонификация атмосферных природных явлений, божества-громовники модифицировались под влиянием представлений, связанных с культом предков.
С другой стороны, и предки-прародители наделялись чертами, характерными для громовников. Путем взаимопроникновения и слияния этих представлений и складывался единый мифологический тип предка-громовника.
Нередко небесное божество в паре с божеством земли характеризуются как прародители. Они сочетаются браком и порождают солнце, луну и другие светила. Таковы Ньяме и Сасе Афуа в мифологии народа ашанти, Обаси-оса и Обаси-нси в мифах народности экой, Чи и Але - у народности игбо, Эте Абаси и Эка Абаси — у народности ибибио и у многих других. Однако в мифологических системах некоторых народов (догонов, бамбара) главную роль в создании и организации Вселенной играют не светила, а божества и духи воды.
В мифологии народности ганда явственно прослеживается тенденция слияния мифов о божествах и культурных героях с преданиями о вождях и царях. Предания и легенды ганда собираются в циклы, центром которых является обожествленный царь Кинту, представляющий собой наиболее развитый тип «пер-вопредка» — культурного героя.
У ряда народов Западной Африки мифологические представления оформились в мифологические системы, отличающиеся большой сложностью, с развитой символикой. В создании этих «вторичных» мифологий огромная роль принадлежит институту жрецов системе обладающих большой властью тайных обществ. Жрецы своими непостижимыми ритуалами наводят страх на всех остальных членов сообщества (народа, племени).
ственности, складываются политеистические пантеоны богов, как у народностей фон, йоруба, Бенина, ганда и некоторых других. Возглавляет пантеон божество, почитавшееся правящей социальной группой. Однако нередко его главенство - номинальное, поскольку «второстепенные» божества, выступающие как его дети или слуги, сохраняют свою область деятельности и свои функции.
Как правило, глава пантеона уступает по силе и яркости художественного воплощения образа своим «подчиненным». Его характеристика очень неопределенна, чаще всего - это некое абстрактное «небесное» божество. Его связь с природными явлениями слабо выражена, функции его неясны.
Вождь пантеона часто выступает как царский предок или великий жрец. Мифологические представления пронизывают различные жанры африканского фольклора, отличающегося большей — по сравнению с другими континентами - степенью архаики.
Родня паучка Ананси
Мифология народов Африки бытует в народе в виде сказок, которые охотно переводятся для детей.
ных. Древнейшие из них основаны на тотемических представлениях и поэтому нередко используют мотив превращения людей в животных. Такие сказки характерны, например, для раннего периода истории народа хауса — периода так называемой культуры махальби (охотников).
«сказками горожан», свидетельствуют о дальнейшем развитии общественной жизни. В них наряду с силами природы все большую роль начинают играть социальные факторы.
У животных, героев сказок, уже появляются свои эмиры и старосты — лев, орел, гиена, коршун. Они собирают со своих подданных налоги и жестоко карают непокорных.
В сознании многих народностей сами сказки позиционируются как настоящее сокровище. Характерна для такого понимания сказка о том, как хитрый паучок Ананси (любимый герой у народов Западной Африки) выкупил все сказки у владыки неба Ньямы. Ананси изобретателен, хитер, лукав, он часто находит выход из безвыходных, казалось бы, ситуаций. В то же время паучок именно из-за своей хитрости и желания казаться лучше других попадает в ситуации, когда он становится всеобщим посмешищем.
Сказки — воплощение жизнерадостности африканского народа, его тесной связи с природой и неиссякаемого юмора.