Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Мифология народов Африки

Мифология народов Африки
Ньяме и другие боги

Комплекс мифологических представлений, распространенных у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары, достаточно разнообразный.

Мифы объединяются в циклы, в которых имеется главный персонаж. В преданиях воплощаются тотемические или антро­поморфные предки. В более поздних мифах появляются обоже­ствленные вожди, цари, наделенные особой силой кузнецы.

Эти мифологические персонажи наделе­ны функциями прародителя, демиурга (творца), культурного ге­роя и нередко трикстера (мифологического плута). Таковы пер­сонажи Мукуру у народности гереро, Ункулункулу — у зулу, Моримо — у суточвана, Мбори — у азанде. Иногда прародители и культурные герои наделяются также функциями и атрибутами грозового божества, которого исследователи называют громовником. Таковы Мвари у шона и Мулунгу у бантуязычных наро­дов Восточной Африки. Совмещение нескольких ролей в одном мифологическом персонаже особенно характерно для архаи­ческих мифологий, например бушменов и готтентотов.

В разви­тых мифологиях (йоруба, дагомейской) складываются полите­истические (из многих богов) пантеоны и происходит разделение функций божеств. Здесь трикстер выступает как са­мостоятельный персонаж (Легба).

Тотемические предки, зооморфные культурные герои нашли отражение прежде всего в архаических мифологиях. Однако иногда они обнаруживаются и во многих более поздних по ста­дии развития мифологических системах. В мифологиях, в кото­рых главенствующую роль приобретает верховное небесное бо­жество, у него существуют своего рода помощники, распорядители, посланцы, которые часто имеют образ предста­вителя животного мира.

Так, в мифах народности яо хамелеон по приказанию Мулун­гу научил людей добывать огонь. Проявлением измененных тотемических представлений в более поздних мифологиях являет­ся употребление имен тотемных животных в качестве особых «хвалебных имен». Это постоянные уподобления и эпитеты, ко­торыми сопровождается упоминание о богах или обожествлен­ных предках, а также о вождях и царях. Так, «хвалебными име­нами» Мвари, божества народа шона, являются «слон» или «большой павиан». Одно из хвалебных имен Ньяме, божества народа ашанти, — «великий паук».

­зошло социальное расслоение и были созданы своего рода классовые государства: в междуречье Лимпопо - Замбези, в За­падном Судане, бассейне Конго. В таких сообществах централь­ным персонажем становится обожествленный вождь, прави­тель. Он выступает и как первый человек, и как культурный герой - тот, что дает людям огонь, воду, полезные злаки и дру­гие плоды. Именно он научил людей ремеслам, ввел религиоз­ные обряды.

Сакрализация (обожествление) царской власти характерна и для развитых народов Западной Африки. Государственной религией Древнего Бенина был культ царских предков. Духи царских предков почитались как общенародные бо­жества в государстве Ашанти, а также у на­родов Межозерья и Во­сточного Судана.

Мифологии народов бассейна Конго, За­падного Судана, у ко­торых был развит культ царских предков, также вобрали эле­менты тотемических верований. Как прави­ло, предкам царской династии приписыва­лось «звериное» про­исхождение. Напри­мер, у народности фон (Дагомея) члены царс­кого рода именова­лись детьми леопарда.

Характерны для африканской мифо­логии божества, оли­цетворяющие явления природы и небесные светила. У народности хадзапи Луна (Хайнэ) и Солнце (Ишоко) выступают как центральные персонажи - де­миурги, культурные герои. Известны мифы о солнечном божест­ве у народности паре. Интересно, что сравнительно новый бог Изува вытесняет древнего бога - создателя мира Киумбе. Да и у целого ряда других народов древние божества солнца посте­пенно заменялись новыми: сначала существовали параллельно с ними, а потом и вовсе уступали место, передавая все свои функции.

Так, у народностей мбугве и того солнце часто называют име­нем божества Мулунгу. Молитвы о здоровье обращаются как к самому божеству, так и к солнцу. В художественном смысле этот процесс выражается в том, что к имени божества присоеди­няется имя солнца как «хвалебное».

— у народов верхнего и среднего Замбези, Замбии и южного бассейна Конго, Нгаи — у кикуйю и камба, Денгдит — у динка. Возникнув первоначально как персонификация атмосферных природных явлений, божест­ва-громовники модифицировались под влиянием представле­ний, связанных с культом предков.

С другой стороны, и предки-прародители наделялись черта­ми, характерными для громовников. Путем взаимопроникнове­ния и слияния этих представлений и складывался единый мифо­логический тип предка-громовника.

Нередко небесное божество в паре с божеством земли харак­теризуются как прародители. Они сочетаются браком и порож­дают солнце, луну и другие светила. Таковы Ньяме и Сасе Афуа в мифологии народа ашанти, Обаси-оса и Обаси-нси в мифах народности экой, Чи и Але - у народности игбо, Эте Абаси и Эка Абаси — у народности ибибио и у многих других. Однако в ми­фологических системах некоторых народов (догонов, бамбара) главную роль в создании и организации Вселенной играют не светила, а божества и духи воды.

В мифологии народ­ности ганда явственно прослеживается тен­денция слияния ми­фов о божествах и культурных героях с преданиями о вож­дях и царях. Предания и легенды ганда соби­раются в циклы, цент­ром которых является обожествленный царь Кинту, представляю­щий собой наиболее развитый тип «пер-вопредка» — культур­ного героя.

У ряда народов Запад­ной Африки мифологи­ческие представления оформились в мифоло­гические системы, от­личающиеся большой сложностью, с развитой символикой. В создании этих «вторичных» ми­фологий огромная роль принадлежит институту жрецов системе облада­ющих большой властью тайных обществ. Жрецы своими непостижимы­ми ритуалами наводят страх на всех остальных членов сообщества (на­рода, племени).

­ственности, складываются политеистические пантеоны богов, как у народностей фон, йоруба, Бенина, ганда и некоторых дру­гих. Возглавляет пантеон божество, почитавшееся правящей со­циальной группой. Однако нередко его главенство - номиналь­ное, поскольку «второстепенные» божества, выступающие как его дети или слуги, сохраняют свою область деятельности и свои функции.

Как правило, глава пантеона уступает по силе и яркости худо­жественного воплощения образа своим «подчиненным». Его ха­рактеристика очень неопределенна, чаще всего - это некое абстрактное «небесное» божество. Его связь с природными яв­лениями слабо выражена, функции его неясны.

Вождь пантеона часто выступает как царский предок или великий жрец. Мифологические представления пронизывают различные жанры африканского фольклора, отличающегося большей — по сравнению с другими континентами - степенью архаики.

Родня паучка Ананси

Мифология народов Африки бытует в народе в виде сказок, которые охотно переводятся для детей.

­ных. Древнейшие из них основаны на тотемических представлени­ях и поэтому нередко используют мотив превращения людей в жи­вотных. Такие сказки характерны, например, для раннего периода истории народа хауса — периода так называемой культуры махальби (охотников).

«сказками горожан», свидетельствуют о дальнейшем развитии общественной жизни. В них наряду с силами природы все боль­шую роль начинают играть социальные факторы.

У животных, героев сказок, уже появляются свои эмиры и старосты — лев, орел, гиена, коршун. Они собирают со своих подданных налоги и жестоко карают непокорных.

В сознании многих народностей сами сказки позиционируются как настоящее сокровище. Характерна для такого понимания сказ­ка о том, как хитрый паучок Ананси (любимый герой у народов За­падной Африки) выкупил все сказки у владыки неба Ньямы. Анан­си изобретателен, хитер, лукав, он часто находит выход из безвыходных, казалось бы, ситуаций. В то же время паучок имен­но из-за своей хитрости и желания казаться лучше других попада­ет в ситуации, когда он становится всеобщим посмешищем.

Сказки — воплощение жизнерадостности африканского на­рода, его тесной связи с природой и неиссякаемого юмора.