Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Мифы страны пирамид

Мифы страны пирамид

Литература Древнего Египта возникла еще в IV тыс. до н. э. Одновременно с литературой формировались также его религия и искус­ство. Египетская культура самобытна, так как, возникнув на крайнем юго-западе Древнего Востока, в течение долгих веков развивалась обособленно.

Жанры древнеегипетской литературы очень разнообразны: сказки, древнейшие в истории мировой литературы исторические повести, сказания и легенды. Фантазия в этих произведениях преобладает над реаль­ностью: действия одних исторических лич­ ностей приписываются другим, жившим совсем в иное время. Часто герой наделялся необыкновенными способностями. В Древ­нем Египте существовали также сатирические произведения и афористические высказы­вания.

Литература Древнего Египта имела боль­шое значение для истории мировой литерату­ ры. Это древнейшее свидетельство художест­венного творчества человека.

­гие литературные приемы, которые использовали потом писатели во всех литературах мира. Не только приемы, но и многие сюже­ты древнеегипетских сказок позднее стали основой фольклорных и литературных произведений почти всех народов мира.

Так, например, сказка «Рампсинит и неуловимый вор» имеет параллели в арабских, немецких, датских, английских, русских, индийских, китайских сказках.

Сказка «Потерпевший кораблекрушение» перекликается со «Сказкой о Синбаде-мореходе» из «Тысячи и одной ночи»...

Сюжеты сказок можно перечислять беско­нечно. Однако нужно осознавать, что глав­ ную и очень важную роль в литературе и жиз­ни древних египтян играли мифы. Они были основаны на религиозных представлениях, в них верили, а мифических персонажей счи­тали реально существующими. Египтяне по­лагали, что от богов зависит прижизненная и посмертная судьба каждого человека.

Мифы о богах вопло­щались в театральные представления, мисте­рии. Особенно значи­мым был миф об Исиде и Осирисе, постановки которого иногда сопро­вождались довольно жестокими ритуалами.

­точников заключается в том, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Лучше всего сохранились именно погребальные па­мятники. Их создавали с использованием проч­ных и долговечных материалов, ведь от этого зависела загробная жизнь египтянина.

Источниками сведений о сюжетах древ­неегипетских мифов являются труды антич­ных авторов: Геродота, посетившего Египет в V в. до н. э., Плутарха, оставившего под­робный труд «Об Исиде и Осирисе».

Важнейшие литературные памятники Древнего Египта

Палермский камень — это своеобразная летопись царей Египта, начиная с додинастического периода. Текст был высечен при V династии.

- с его помощью удалось открыть секрет египетских иероглифов.

Анналы Тутмоса III - описание походов великого фараона- воителя. Амарнский архив — собрание клинописных глиняных табличек, обнаруженное в конце XIX в. близ местечка эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии.

«Тексты Пирамид» - древ­нейший письменный источник в истории человечества, в кото­ром отражены представления о загробной жизни. Это сборник различных текстов из несколь­ ких пирамид царей не менее шести царских домов.

«Тексты Саркофагов» («Тексты Ковчегов») - это надписи на древнеегипетских саркофагах. По содержанию они родствен­ны «Текстам пирамид».

«Книга мертвых» - продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Это сборник разрозненных заупокойных молитв и заклинаний, который помещали в гробницы.

- каменная стела, датируемая временем правления царя Нармера (Мина), объединившего Египет. По ле­генде до Нармера не существовало единого Египта - были две независимые страны. Именно Нармер объединил Египет, и палетка (стела) как раз зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс объединения египетской земли и прославляла победы царя.

Папирус Весткар — мадам Весткар. Первым исследователем этого документа стал немецкий египтолог Адольф Эрман. Этот папирус содержит нес­колько прекраснейших литературных произведений Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».

Первые папирусные свитки, которые нахо­дили вместе с древни­ми мумиями в начале и середине XIX в., ара­бы прозвали «Книгами мёртвых». Это назва­ние впоследствии ут­вердилось в европейс­кой науке. Древние египтяне называли эти свитки «Книга выхода в день» («Книга про­светления»), ведь в ней даются заклинания для того, чтобы покойный победил все темные силы и насладился вечной жизнью с бо­гом Ра - источником света.

Боги Древнего Египта

Амон — первобог, творец мира. Он также являлся бо­гом воздуха. Позже Амон соединился с богом солнца Ра и получил имя «царя богов». Изображался с головой че­ловека в короне с двумя изогнутыми рогами, а иногда с головой быка или барана с длинным скипетром в руке.

Анубис

Апис - бог плодородия и возрождения, почитался в образе быка с солнечным диском на рогах. Считалось, что Апис воплощает душу Осириса.

Атон - бог солнца, при фараоне Эхнатоне был провоз­ глашен единственным богом. Изображался в виде солнеч­ного диска с лучами, оканчивающимися кистями рук.

Бастет — богиня любви, плодородия, праздников. Счи­талось, что она являлась покровительницей матерей. Изображает­ся в виде женщины с головой кошки или львицы.

Бес — покровитель рожениц и младенцев, отпугивающий злые силы. Изображался в виде уродливого карлика с кривыми ногами и мордой льва.

Гор (Хор) - бог неба и света, покровитель власти фараонов, которые считались его земным воплощением. Изображался в виде человека с головой сокола в двузубой короне. Как сын Осириса и Исиды, часто изображался в виде младенца, сосуще­го палец.

Сыновья Гора - четыре духа-покровителя усопших. Изоб­ражались в виде мумий с разными головами: Амсет - с головой человека, Хапи — с головой обезьяны-павиана, Дуаму-Теф — шакала, Кебексенуф - ястреба. Эти боги несли ответственность за сохранность внутренностей мумий при бальзамировании.

— архитектор, под руководством которого возво­дился погребальный комплекс при III династии. Позже он был обожествлен и стал считаться покровителем бездетных родите­лей. Изображался в виде ученого с развернутым папирусным свитком.

 Исида - богиня-мать, сестра и супруга Осириса. Изображалась в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на лбу. В руке держит стебель папируса.

Осирис — бог загробного мира и судья умерших. Также символизировал собой умирающую и ежегодно возрождающуюся природу. Изображался в виде мумии с ко­роной на голове. В руках Осирис держал скипетр и плеть - символы царской власти.

Пта (Птах) - бог-творец в культе, су­ществовавшем в Мемфисе. Изображался в виде человека, сжимающего в руках жезл. Позже Пта стал считаться покрови­телем ремесленников.

Ра — бог солнца в культе Гелиополиса. Позднее был отождествлен с первобогом Амоном (Амон-Ра). Изображался как че­ловек с головой сокола и с солнечным диском.

Тот — бог науки и искусства, создатель письма, родоначальник математики и ме­дицины. Изображался в виде птицы-иби­ са или человека с головой ибиса, а иног­да - в виде павиана. Считался покровителем писцов и ученых.

­них стран. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами, увенчанными солнечным диском.

Хнум - бог-творец, хранитель истоков Нила. Египтяне вери­ли, что он создал человека из глины. Изображался с головой ба­рана со спирально закрученными рогами.