Мифы страны пирамид
Литература Древнего Египта возникла еще в IV тыс. до н. э. Одновременно с литературой формировались также его религия и искусство. Египетская культура самобытна, так как, возникнув на крайнем юго-западе Древнего Востока, в течение долгих веков развивалась обособленно.
Жанры древнеегипетской литературы очень разнообразны: сказки, древнейшие в истории мировой литературы исторические повести, сказания и легенды. Фантазия в этих произведениях преобладает над реальностью: действия одних исторических лич ностей приписываются другим, жившим совсем в иное время. Часто герой наделялся необыкновенными способностями. В Древнем Египте существовали также сатирические произведения и афористические высказывания.
Литература Древнего Египта имела большое значение для истории мировой литерату ры. Это древнейшее свидетельство художественного творчества человека.
гие литературные приемы, которые использовали потом писатели во всех литературах мира. Не только приемы, но и многие сюжеты древнеегипетских сказок позднее стали основой фольклорных и литературных произведений почти всех народов мира.
Так, например, сказка «Рампсинит и неуловимый вор» имеет параллели в арабских, немецких, датских, английских, русских, индийских, китайских сказках.
Сказка «Потерпевший кораблекрушение» перекликается со «Сказкой о Синбаде-мореходе» из «Тысячи и одной ночи»...
Сюжеты сказок можно перечислять бесконечно. Однако нужно осознавать, что глав ную и очень важную роль в литературе и жизни древних египтян играли мифы. Они были основаны на религиозных представлениях, в них верили, а мифических персонажей считали реально существующими. Египтяне полагали, что от богов зависит прижизненная и посмертная судьба каждого человека.
Мифы о богах воплощались в театральные представления, мистерии. Особенно значимым был миф об Исиде и Осирисе, постановки которого иногда сопровождались довольно жестокими ритуалами.
точников заключается в том, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Лучше всего сохранились именно погребальные памятники. Их создавали с использованием прочных и долговечных материалов, ведь от этого зависела загробная жизнь египтянина.
Источниками сведений о сюжетах древнеегипетских мифов являются труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в V в. до н. э., Плутарха, оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе».
Важнейшие литературные памятники Древнего Египта
Палермский камень — это своеобразная летопись царей Египта, начиная с додинастического периода. Текст был высечен при V династии.
- с его помощью удалось открыть секрет египетских иероглифов.
Анналы Тутмоса III - описание походов великого фараона- воителя. Амарнский архив — собрание клинописных глиняных табличек, обнаруженное в конце XIX в. близ местечка эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии.
«Тексты Пирамид» - древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Это сборник различных текстов из несколь ких пирамид царей не менее шести царских домов.
«Тексты Саркофагов» («Тексты Ковчегов») - это надписи на древнеегипетских саркофагах. По содержанию они родственны «Текстам пирамид».
«Книга мертвых» - продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Это сборник разрозненных заупокойных молитв и заклинаний, который помещали в гробницы.
- каменная стела, датируемая временем правления царя Нармера (Мина), объединившего Египет. По легенде до Нармера не существовало единого Египта - были две независимые страны. Именно Нармер объединил Египет, и палетка (стела) как раз зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс объединения египетской земли и прославляла победы царя.
Папирус Весткар — мадам Весткар. Первым исследователем этого документа стал немецкий египтолог Адольф Эрман. Этот папирус содержит несколько прекраснейших литературных произведений Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».
Первые папирусные свитки, которые находили вместе с древними мумиями в начале и середине XIX в., арабы прозвали «Книгами мёртвых». Это название впоследствии утвердилось в европейской науке. Древние египтяне называли эти свитки «Книга выхода в день» («Книга просветления»), ведь в ней даются заклинания для того, чтобы покойный победил все темные силы и насладился вечной жизнью с богом Ра - источником света.
Боги Древнего Египта
Амон — первобог, творец мира. Он также являлся богом воздуха. Позже Амон соединился с богом солнца Ра и получил имя «царя богов». Изображался с головой человека в короне с двумя изогнутыми рогами, а иногда с головой быка или барана с длинным скипетром в руке.
Анубис
Апис - бог плодородия и возрождения, почитался в образе быка с солнечным диском на рогах. Считалось, что Апис воплощает душу Осириса.
Атон - бог солнца, при фараоне Эхнатоне был провоз глашен единственным богом. Изображался в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися кистями рук.
Бастет — богиня любви, плодородия, праздников. Считалось, что она являлась покровительницей матерей. Изображается в виде женщины с головой кошки или львицы.
Бес — покровитель рожениц и младенцев, отпугивающий злые силы. Изображался в виде уродливого карлика с кривыми ногами и мордой льва.
Гор (Хор) - бог неба и света, покровитель власти фараонов, которые считались его земным воплощением. Изображался в виде человека с головой сокола в двузубой короне. Как сын Осириса и Исиды, часто изображался в виде младенца, сосущего палец.
Сыновья Гора - четыре духа-покровителя усопших. Изображались в виде мумий с разными головами: Амсет - с головой человека, Хапи — с головой обезьяны-павиана, Дуаму-Теф — шакала, Кебексенуф - ястреба. Эти боги несли ответственность за сохранность внутренностей мумий при бальзамировании.
— архитектор, под руководством которого возводился погребальный комплекс при III династии. Позже он был обожествлен и стал считаться покровителем бездетных родителей. Изображался в виде ученого с развернутым папирусным свитком.
Исида - богиня-мать, сестра и супруга Осириса. Изображалась в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на лбу. В руке держит стебель папируса.
Осирис — бог загробного мира и судья умерших. Также символизировал собой умирающую и ежегодно возрождающуюся природу. Изображался в виде мумии с короной на голове. В руках Осирис держал скипетр и плеть - символы царской власти.
Пта (Птах) - бог-творец в культе, существовавшем в Мемфисе. Изображался в виде человека, сжимающего в руках жезл. Позже Пта стал считаться покровителем ремесленников.
Ра — бог солнца в культе Гелиополиса. Позднее был отождествлен с первобогом Амоном (Амон-Ра). Изображался как человек с головой сокола и с солнечным диском.
Тот — бог науки и искусства, создатель письма, родоначальник математики и медицины. Изображался в виде птицы-иби са или человека с головой ибиса, а иногда - в виде павиана. Считался покровителем писцов и ученых.
них стран. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами, увенчанными солнечным диском.
Хнум - бог-творец, хранитель истоков Нила. Египтяне верили, что он создал человека из глины. Изображался с головой барана со спирально закрученными рогами.