Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Мигель де Сервантес Сааведра

Мигель де Сервантес Сааведра
(1547-1616)

Сервантес родился в Алкала-де-Энарес недалеко от Мадрида. Его отец, Родригоде Сервантес, был врачом-хирургом. Многочис­ленная семья постоянно жила в бедности, которая стала спутницей писателя на протяжении всей его горестной жизни.

Фундаментального образования Сервантес не получил. Не найдя средств к существованию в Испании, он отправил­ся в Италию и в 1570 г. поступил на службу к кардиналу Дж. Аквавиве.

­панский король, папа римский и сеньория Венеции готови­ли против турок. Сервантес храбро сражался. Одна из полу­ченных ран искалечила ему руку.

На этом несчастья не закончились. Корабль, на котором он возвращался из Италии, где лечился, в Испанию, надеясь в награду за службу получить должность капитана в армии, был захвачен турецкими пиратами. Несколько лет писатель пробыл в плену. В конце концов на деньги, собранные семь­ей Сервантеса, его выкупили монахи-тринитарии. Достой­ного вознаграждения по возвращении домой он не получил. Сервантес женился и, пытаясь заработать деньги на пропита­ние семьи, принял должность комиссара по закупке пшеницы, ячменя и оливкового масла в Андалусии для «Непобедимой Ар­мады» Филиппа II. Дважды рьяному фуражиру пришлось рекви­зировать пшеницу, принадлежавшую духовенству, и, хотя он выполнял приказ короля, его отлучили от церкви. Запутавшись в отчетах, несчастный попал под суд, а затем в тюрьму, посколь­ку в них усмотрели нарушения.

Легенда гласит, что именно во время одного из тюремных заключений — а их было всего три! — Сервантес начал свой бес­смертный роман «Дон Кихот». В последние годы он постоянно жил в Мадриде и полностью посвятил себя творчеству. Умер Сервантес в Мадриде 23 апреля 1616 г.

В памяти потомков Сервантес навсегда остался автором «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» — романа, впервые опубликованного в 1605 г. Однако его перу принадле­жат также повесть о любви «Галатея», «Назидательные новел­лы», «Путешествие на Парнас», «Восемь комедий и восемь ин­термедий» и другие произведения.

Любовные истории традиционны для того времени: пара влюбленных, разделенная обстоятельствами, борется за свое чувство и в конце концов вос­соединяется и обретает долгожданное счастье. Героини и их избранники способны на величайшие жертвы и всей душой стремятся к идеалу.

­ем роде книга «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» за­думывалась как пародия на рыцарские романы: провинциаль­ный идальго из Ламанчи Алонсо Кехано, начитавшись книг о рыцарстве, уверовал, что все в них — правда. Этот высокий ху­дой человек лет пятидесяти без оглядки погрузился в мир рыца­рства. «Рыцари, - думает он, - жили не для себя. Для всего миpa совершали он подвиги! Заступались за вдов и сирот, за слабых и беззащитных, за угнетенных и оскорбленных. А теперь каждый живет в своей норе, не заботится о благе ближнего».

Доходов, получаемых с имения бедному дворянину едва хватает на самую скромную пищу и одежду. Все свободные деньги он тратит на романы. Проникнувшись идеалами рыцар­ства, он и сам решил стать странствующим рыцарем. Кехано принимает имя Дон Кихота Ламанчского и в сопровождении крестьянина Санчо Пансы, который служит ему оруженосцем, отправляется сражаться за добро и справедливость.

Самый яркий эпизод романа — сражение с ветряными мель­ницами. Доехав до местности, на которой возвышалось десятка три ветряных мельниц, Дон Кихот уверяет Санчо, что это на самом деле великаны, и бросается в бой с «чудовищами», несмотря на все отговорки благоразумного оруженосца.

Поднимается ветер и крутит крылья мельниц все сильнее. Благородному дону кажется, что великаны ударились в бегство. Он нападает. Ветер усиливается, крылья напоминают безумному сеньору размахивающие руки. Пришпорив Росинанта, бросился искатель приключений вперед и вонзил копье в крыло. Ветер поднял бедолагу вверх, бросил на землю - чуть ли не за версту в сторону от места событий, а копье изломал в щепы. Сражение с ветряными мельницами символизирует бес­плодную борьбу с призраками.

В конце романа Дон Кихот возвращается до­мой. Силы его надломлены. Он заболел лихорад­кой, он истощен... И главное, он наконец увидел, как жалко выглядит его кляча, как убоги доспехи и как он сам мало похож на рыцаря.

«Я преследовал призрак и служил пос­мешищем. Теперь я только бедный испанский идальго Кехано».

Санчо, с радостью встреченный своей семьей (ведь он привез им немало золота - подарок гер­цога), планету постели умирающего господина: «Живите, живите... Забудьте о своих неуда­чах... Взвалите их все на меня...»

Перед смертью бывший рыцарь составил заве­щание, где отказал все свое имущество племяннице с условием, чтобы она не выходила замуж за стран­ствующего рыцаря. Умер он тихо - будто уснул.

«Он удивлял мир своим безумием, но умер, как мудрец».

Образы романа стали нарицательными. Роси­нант (конь Дон Кихо­та) - тощая кляча. Дульсинея Тобосская - образ прекрасной да­мы - простая крестьян­ка. Санчо Панса, нераз­лучный со своим серым ослом, - верный ору­женосец, простодуш­ный, но обладающий народной смекалкой.

«Рыцарь Печального образа» с течением вре­мени был переосмыс­лен - из сатирического персонажа он превра­тился в героя, который служит добру и спра­ведливости. Роман стал основой для пьес совре­менных авторов (напри­мер, Евгения Шварца).

Он неоднократно был экранизирован, послу­жил основой для мно­гих работ художников