Мигель де Сервантес Сааведра
(1547-1616)
Сервантес родился в Алкала-де-Энарес недалеко от Мадрида. Его отец, Родригоде Сервантес, был врачом-хирургом. Многочисленная семья постоянно жила в бедности, которая стала спутницей писателя на протяжении всей его горестной жизни.
Фундаментального образования Сервантес не получил. Не найдя средств к существованию в Испании, он отправился в Италию и в 1570 г. поступил на службу к кардиналу Дж. Аквавиве.
панский король, папа римский и сеньория Венеции готовили против турок. Сервантес храбро сражался. Одна из полученных ран искалечила ему руку.
На этом несчастья не закончились. Корабль, на котором он возвращался из Италии, где лечился, в Испанию, надеясь в награду за службу получить должность капитана в армии, был захвачен турецкими пиратами. Несколько лет писатель пробыл в плену. В конце концов на деньги, собранные семьей Сервантеса, его выкупили монахи-тринитарии. Достойного вознаграждения по возвращении домой он не получил. Сервантес женился и, пытаясь заработать деньги на пропитание семьи, принял должность комиссара по закупке пшеницы, ячменя и оливкового масла в Андалусии для «Непобедимой Армады» Филиппа II. Дважды рьяному фуражиру пришлось реквизировать пшеницу, принадлежавшую духовенству, и, хотя он выполнял приказ короля, его отлучили от церкви. Запутавшись в отчетах, несчастный попал под суд, а затем в тюрьму, поскольку в них усмотрели нарушения.
Легенда гласит, что именно во время одного из тюремных заключений — а их было всего три! — Сервантес начал свой бессмертный роман «Дон Кихот». В последние годы он постоянно жил в Мадриде и полностью посвятил себя творчеству. Умер Сервантес в Мадриде 23 апреля 1616 г.
В памяти потомков Сервантес навсегда остался автором «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» — романа, впервые опубликованного в 1605 г. Однако его перу принадлежат также повесть о любви «Галатея», «Назидательные новеллы», «Путешествие на Парнас», «Восемь комедий и восемь интермедий» и другие произведения.
Любовные истории традиционны для того времени: пара влюбленных, разделенная обстоятельствами, борется за свое чувство и в конце концов воссоединяется и обретает долгожданное счастье. Героини и их избранники способны на величайшие жертвы и всей душой стремятся к идеалу.
ем роде книга «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» задумывалась как пародия на рыцарские романы: провинциальный идальго из Ламанчи Алонсо Кехано, начитавшись книг о рыцарстве, уверовал, что все в них — правда. Этот высокий худой человек лет пятидесяти без оглядки погрузился в мир рыцарства. «Рыцари, - думает он, - жили не для себя. Для всего миpa совершали он подвиги! Заступались за вдов и сирот, за слабых и беззащитных, за угнетенных и оскорбленных. А теперь каждый живет в своей норе, не заботится о благе ближнего».
Доходов, получаемых с имения бедному дворянину едва хватает на самую скромную пищу и одежду. Все свободные деньги он тратит на романы. Проникнувшись идеалами рыцарства, он и сам решил стать странствующим рыцарем. Кехано принимает имя Дон Кихота Ламанчского и в сопровождении крестьянина Санчо Пансы, который служит ему оруженосцем, отправляется сражаться за добро и справедливость.
Самый яркий эпизод романа — сражение с ветряными мельницами. Доехав до местности, на которой возвышалось десятка три ветряных мельниц, Дон Кихот уверяет Санчо, что это на самом деле великаны, и бросается в бой с «чудовищами», несмотря на все отговорки благоразумного оруженосца.
Поднимается ветер и крутит крылья мельниц все сильнее. Благородному дону кажется, что великаны ударились в бегство. Он нападает. Ветер усиливается, крылья напоминают безумному сеньору размахивающие руки. Пришпорив Росинанта, бросился искатель приключений вперед и вонзил копье в крыло. Ветер поднял бедолагу вверх, бросил на землю - чуть ли не за версту в сторону от места событий, а копье изломал в щепы. Сражение с ветряными мельницами символизирует бесплодную борьбу с призраками.
В конце романа Дон Кихот возвращается домой. Силы его надломлены. Он заболел лихорадкой, он истощен... И главное, он наконец увидел, как жалко выглядит его кляча, как убоги доспехи и как он сам мало похож на рыцаря.
«Я преследовал призрак и служил посмешищем. Теперь я только бедный испанский идальго Кехано».
Санчо, с радостью встреченный своей семьей (ведь он привез им немало золота - подарок герцога), планету постели умирающего господина: «Живите, живите... Забудьте о своих неудачах... Взвалите их все на меня...»
Перед смертью бывший рыцарь составил завещание, где отказал все свое имущество племяннице с условием, чтобы она не выходила замуж за странствующего рыцаря. Умер он тихо - будто уснул.
«Он удивлял мир своим безумием, но умер, как мудрец».
Образы романа стали нарицательными. Росинант (конь Дон Кихота) - тощая кляча. Дульсинея Тобосская - образ прекрасной дамы - простая крестьянка. Санчо Панса, неразлучный со своим серым ослом, - верный оруженосец, простодушный, но обладающий народной смекалкой.
«Рыцарь Печального образа» с течением времени был переосмыслен - из сатирического персонажа он превратился в героя, который служит добру и справедливости. Роман стал основой для пьес современных авторов (например, Евгения Шварца).
Он неоднократно был экранизирован, послужил основой для многих работ художников