Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Муза любви и войны

Муза любви и войны
Рыцарская поэзия

Хотя бы по мультфильму «Бременские му­зыканты» все знают, кто такие трубадуры. На самом деле не только бродячие музыканты, выступавшие с песнями собственного сочине­ния ради заработка, не стеснялись сложения и исполнения поэтических произведений в со­провождении музыки.

И рыцари, и лица знатного происхождения, и даже короли выступали в роли поэтов и пев­цов, охотно называя себя трубадурами.

­ на Гвидо Гвиничелли и Гвидо Кавальканти.

Мотивы рыцарской поэзии с воспеванием Прекрасной дамы оказали влияние на велико­го Данте, вдохновили его на создание произ­ведения «Vita nuova» («Новая жизнь»).

Творчество немецких миннезингеров, ро­доначальником которых считается рыцарь Кюренберг, уроженец Нижней Австрии, вопло­щало сам дух рыцарства. Около середины XII в. занятие поэзией — неотъемлемая составляющая жизни не­мецких рыцарей. Быть поэтом - это своеобразная привилегия.

Культ женщины — прекрасной, недоступной, обожаемой — самое основное в этих возвышенных творениях. Да, пожалуй, это самое главное: рыцарская поэзия ввела в культ служение Прекрасной даме. Не надейся на взаимность! Не жди ничего для себя! Сра­жайся в ее честь. И будь счастлив тем, что тебе подарено сердеч­ное слово или просто благосклонный взгляд.

Творчество при дворе — по сравнению с «бродячим» — стано­вится более изящным, усложненным, художественным. Стремле­ние приукрасить стиль в какой-то момент приводит к переизбытку «красивостей». Тон становится все более искусственным, манер­ным, оторванным от реальной жизни.

Однако — по традиции или по велению души — он сочинял и любовные тексты. Так, он воспевает под име­нем Гильдегунды даму своего сердца.

Эта поэзия, впрочем, пережила и рыцарство, и рыцарей - последние миннезингеры жили в XV в.

Трубадуры

Трубадуры — средневековые провансальские поэты-певцы, авторы песен.

Трубадуры жили на юге Франции в XI-XIII вв. Им принадлежат песни на старопровансальском языке - канцоны. Обычно трубадуры были и сочинителями, и певцами-исполнителя­ми своих произведений. Их творчество быстро получило популярность и в соседних странах — Испании, Италии, Германии. Некоторые провансальские трубадуры перено­сили свою деятельность даже в Англию. Творчество не только позволяло поэтам выразить свои чувства и настро­ение эпохи — в первую очередь этим трубадуры зарабаты­вали на жизнь. Одни певцы были странствующими испол­нителями, другие находили себе место при дворе -однако в душе все оставались странниками, совершающи­ми ежедневные подвиги.

­биоз: знатные покровители, крупные феодалы могли друг перед другом кичиться талантами своих «певчих птиц», «подкармливая» их за это. Такой порядок наложил отпе­чаток на содержание песен: сами сочинители в стихах нередко упоминают о милостях или об опале меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость. Благодаря такому соревнова­нию меценатов и соперничеству талантов многие дворцы и зам­ки знатных любителей поэзии в Провансе, Италии и Испании превратились в настоящие центры поэтического искусстве

Нужно учесть, что сред­невековая церковь сво­ей проповедью аскетиз­ма объявляла женщину «сосудом всяческой скверны». Превознося и обожествляя Прекрас­ную даму, поэты Сред­невековья представляли отношения между жен­щиной и служащим ей мужчиной в форме фе­ одальных отношений синьора и вассала. Так воплощался кодекс лю­ бовного «служения», исполненного различ­ ных условностей - так называемой куртуазной любви. Некоторые известные трубадуры (Бернард де Вентадорн, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль) жили у знатных меценатов в качестве их придвор­ных поэтов. Другие вели жизнь странствующих певцов.

И форма, и образы провансальской лирики связаны с фольк­лорным песенным творчеством. Баллада (от лат. ballo — танцую) сохраняет связь с народными хороводными обрядовыми песня­ ми. Жанр «альба» (в переводе — «утренняя заря») — песня, изображающая расставание влюбленных на рассвете. Для само­го распространенного жанра канцоны - любовной песни — ха­рактерны «весенние запевы». Песня обязательно начинается с описания весны, щебетания птичек, распускающихся цветов и древесных почек. Все это уже в свое время было заявлено в на­родной лирике.

Однако в процессе развития, не теряя связи с фольклорными традициями, провансальская поэзия выступает как поэзия инди­видуальная, как лирика осознающей себя личности.

Создатель любовных песен должен был быть не только хорошим поэтом, но и, желательно в реальности, безукориз­ненным идеальным влюбленным. Такой рыцарь-идеал должен отличаться скромностью и терпением. Он обязан подчиняться всем капризам избранной им дамы, причем не только покорно, но и радостно. Этому любовному кодексу подчинялись и песни, и сама биография трубадура, который как бы воплощал на сцене своей жизни различные варианты традиционного сюжета о певце, влюб­ленном в знатную красавицу.

­ведениях на коварство и легкомыслие, корыстолюбие и кокетство женщин (Маркабрюн и его последователь Пейре Карденаль), являлись исключением, лишь подтверждающим правило.

Не менее популярны, чем канцоны, были сирвенты («слу­жебные песни»). От канцон сирвенты отличаются выраженным критическим началом, сатирической заостренностью, боевой направленностью.

В художественном творчестве трубадуры достигли блиста­тельного совершенства. В хрониках упоминаются состязания между поэтами. В одной из своих канцон Бернард де Вентадорн задается вопросом: в чем достоинство лирического поэта? И сам отвечает: в силе и искренности чувства. Другие же считали глав­ным мастерство и красоту изложения.

Истории литературы известно имя женщи­ны-трубадура - знат­ной красавицы Беатри­сы де Диа, слагавшей любовные песни.

Лирика трубадуров отличается большим разнообразием жан­ров. Кроме канцоны, сирвенты, баллады и альбы большим распространением пользовалась тенцона (диалог-диспут на ху­дожественные, психологические или философские темы). Расп­ространены также были плачи, выражающие скорбь поэта по по­воду смерти знатного покровителя или близкого человека. Таков «Плач» Бертрана де Борна «На смерть молодого короля». Пользо­ вался популярностью и жанр пастореллы, изображающей беседу рыцаря с пастушкой. Интересен эскондидж - песня, в которой по­эт оправдывается перед своей дамой за настоящие или вымышленные проступки. В творчестве трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты. Например, в противовес ут­ренней альбе создается серена - вечерняя песня. Рифма характеризуется большой точностью и изысканностью, нередки случаи, когда одни и те же две-три рифмы проходят че­рез всю большую строфу или даже через все стихотворение (вирелэ, рондо). Очень распространен в старопровансальской лирике рефрен, который напрямую связан с ее фольклорным происхождением.

­вансальской культуры были разгромлены, многие трубадуры и жонглеры (в средние века - профессиональные музыканты) пере­селились в Испанию и Италию. Подозрительность инквизиции, давление церкви немилосердно унижали и искажали искусство трубадуров, поскольку их творчество в пору расцвета было исклю­чительно светским. Подчиняясь установкам клерикалов, поэзия трубадуров принимает все более религиозный характер.

Формы любовной лирики используются для разработки религиозных тем, культ дамы трансформируется в мистический культ Богородицы.

«Веселая наука» — так называли свое искусство трубадуры — ут­рачивает естественность и приобретает с течением времени все большую сухость, условность и формализм. Но позднейшее влия­ние этой «науки» обнаруживается и во французской, и в испанской любовной лирике, и в немецком миннезанге, и особенно в италь­янской поэзии Данте, Петрарки, с его dolce stil nuovo («новый сла­достный стиль»). Некоторые из произведений провансальской ли­рики до сих пор не потеряли своей художественной ценности.

Один из крупнейших поэтов средневекового Прованса. Уро­женец Лимузена, он жил в обстановке непрерывных распрей крупных феодалов как друг с другом, так и со своими вассалами. Бертран де Борн — небогатый барон, из-за недостатка денег он не мог воевать, как подобает рыцарю, хотя война была его страстью и мечтой.

— война как достойное выра­жение рыцарской отваги и источник обогащения для рыцарства. Любовные мотивы - песни, согласно куртуазной установке превозносящие супругу сеньора — дочь анг­лийского короля Матильду, — занимают в его лирике совершенно незначительное место.

Излюбленная форма произведений Бертрана де Борна — сирвента (композиция на заимствованную мелодию). Это песня полемики и вызова. В ней он осыпает жгучими упрека­ми «обленившихся» феодалов, «ведущих жизнь, достойную ломбардского ростовщика». Де Борн высмеивает прижимистость сеньоров, изображает сложные политические интриги своего вре­мени. Его остроумие ярко проявляется, например, в ядовитых прозвищах, которыми он снабжает своих политических противни­ков. Так, король Ричард Львиное Сердце выступает в сирвентах де Борна под прозвищем «Да и нет». В своих произведениях поэт соз­дает зримые картины средневековой войны. В его изображении бои напоминают, скорее, веселые турниры. Незаурядная личность поэта и его оригинальный талант послужили основой для множе­ства связанных с его именем легенд, в которых ему приписывается огромная роль в войнах Плантагенета с сыновьями.