Муза любви и войны
Рыцарская поэзия
Хотя бы по мультфильму «Бременские музыканты» все знают, кто такие трубадуры. На самом деле не только бродячие музыканты, выступавшие с песнями собственного сочинения ради заработка, не стеснялись сложения и исполнения поэтических произведений в сопровождении музыки.
И рыцари, и лица знатного происхождения, и даже короли выступали в роли поэтов и певцов, охотно называя себя трубадурами.
на Гвидо Гвиничелли и Гвидо Кавальканти.
Мотивы рыцарской поэзии с воспеванием Прекрасной дамы оказали влияние на великого Данте, вдохновили его на создание произведения «Vita nuova» («Новая жизнь»).
Творчество немецких миннезингеров, родоначальником которых считается рыцарь Кюренберг, уроженец Нижней Австрии, воплощало сам дух рыцарства. Около середины XII в. занятие поэзией — неотъемлемая составляющая жизни немецких рыцарей. Быть поэтом - это своеобразная привилегия.
Культ женщины — прекрасной, недоступной, обожаемой — самое основное в этих возвышенных творениях. Да, пожалуй, это самое главное: рыцарская поэзия ввела в культ служение Прекрасной даме. Не надейся на взаимность! Не жди ничего для себя! Сражайся в ее честь. И будь счастлив тем, что тебе подарено сердечное слово или просто благосклонный взгляд.
Творчество при дворе — по сравнению с «бродячим» — становится более изящным, усложненным, художественным. Стремление приукрасить стиль в какой-то момент приводит к переизбытку «красивостей». Тон становится все более искусственным, манерным, оторванным от реальной жизни.
Однако — по традиции или по велению души — он сочинял и любовные тексты. Так, он воспевает под именем Гильдегунды даму своего сердца.
Эта поэзия, впрочем, пережила и рыцарство, и рыцарей - последние миннезингеры жили в XV в.
Трубадуры
Трубадуры — средневековые провансальские поэты-певцы, авторы песен.
Трубадуры жили на юге Франции в XI-XIII вв. Им принадлежат песни на старопровансальском языке - канцоны. Обычно трубадуры были и сочинителями, и певцами-исполнителями своих произведений. Их творчество быстро получило популярность и в соседних странах — Испании, Италии, Германии. Некоторые провансальские трубадуры переносили свою деятельность даже в Англию. Творчество не только позволяло поэтам выразить свои чувства и настроение эпохи — в первую очередь этим трубадуры зарабатывали на жизнь. Одни певцы были странствующими исполнителями, другие находили себе место при дворе -однако в душе все оставались странниками, совершающими ежедневные подвиги.
биоз: знатные покровители, крупные феодалы могли друг перед другом кичиться талантами своих «певчих птиц», «подкармливая» их за это. Такой порядок наложил отпечаток на содержание песен: сами сочинители в стихах нередко упоминают о милостях или об опале меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость. Благодаря такому соревнованию меценатов и соперничеству талантов многие дворцы и замки знатных любителей поэзии в Провансе, Италии и Испании превратились в настоящие центры поэтического искусстве
Нужно учесть, что средневековая церковь своей проповедью аскетизма объявляла женщину «сосудом всяческой скверны». Превознося и обожествляя Прекрасную даму, поэты Средневековья представляли отношения между женщиной и служащим ей мужчиной в форме фе одальных отношений синьора и вассала. Так воплощался кодекс лю бовного «служения», исполненного различ ных условностей - так называемой куртуазной любви. Некоторые известные трубадуры (Бернард де Вентадорн, Арнаут Даниэль, Пейре Видаль) жили у знатных меценатов в качестве их придворных поэтов. Другие вели жизнь странствующих певцов.
И форма, и образы провансальской лирики связаны с фольклорным песенным творчеством. Баллада (от лат. ballo — танцую) сохраняет связь с народными хороводными обрядовыми песня ми. Жанр «альба» (в переводе — «утренняя заря») — песня, изображающая расставание влюбленных на рассвете. Для самого распространенного жанра канцоны - любовной песни — характерны «весенние запевы». Песня обязательно начинается с описания весны, щебетания птичек, распускающихся цветов и древесных почек. Все это уже в свое время было заявлено в народной лирике.
Однако в процессе развития, не теряя связи с фольклорными традициями, провансальская поэзия выступает как поэзия индивидуальная, как лирика осознающей себя личности.
Создатель любовных песен должен был быть не только хорошим поэтом, но и, желательно в реальности, безукоризненным идеальным влюбленным. Такой рыцарь-идеал должен отличаться скромностью и терпением. Он обязан подчиняться всем капризам избранной им дамы, причем не только покорно, но и радостно. Этому любовному кодексу подчинялись и песни, и сама биография трубадура, который как бы воплощал на сцене своей жизни различные варианты традиционного сюжета о певце, влюбленном в знатную красавицу.
ведениях на коварство и легкомыслие, корыстолюбие и кокетство женщин (Маркабрюн и его последователь Пейре Карденаль), являлись исключением, лишь подтверждающим правило.
Не менее популярны, чем канцоны, были сирвенты («служебные песни»). От канцон сирвенты отличаются выраженным критическим началом, сатирической заостренностью, боевой направленностью.
В художественном творчестве трубадуры достигли блистательного совершенства. В хрониках упоминаются состязания между поэтами. В одной из своих канцон Бернард де Вентадорн задается вопросом: в чем достоинство лирического поэта? И сам отвечает: в силе и искренности чувства. Другие же считали главным мастерство и красоту изложения.
Истории литературы известно имя женщины-трубадура - знатной красавицы Беатрисы де Диа, слагавшей любовные песни.
Лирика трубадуров отличается большим разнообразием жанров. Кроме канцоны, сирвенты, баллады и альбы большим распространением пользовалась тенцона (диалог-диспут на художественные, психологические или философские темы). Распространены также были плачи, выражающие скорбь поэта по поводу смерти знатного покровителя или близкого человека. Таков «Плач» Бертрана де Борна «На смерть молодого короля». Пользо вался популярностью и жанр пастореллы, изображающей беседу рыцаря с пастушкой. Интересен эскондидж - песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой за настоящие или вымышленные проступки. В творчестве трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты. Например, в противовес утренней альбе создается серена - вечерняя песня. Рифма характеризуется большой точностью и изысканностью, нередки случаи, когда одни и те же две-три рифмы проходят через всю большую строфу или даже через все стихотворение (вирелэ, рондо). Очень распространен в старопровансальской лирике рефрен, который напрямую связан с ее фольклорным происхождением.
вансальской культуры были разгромлены, многие трубадуры и жонглеры (в средние века - профессиональные музыканты) переселились в Испанию и Италию. Подозрительность инквизиции, давление церкви немилосердно унижали и искажали искусство трубадуров, поскольку их творчество в пору расцвета было исключительно светским. Подчиняясь установкам клерикалов, поэзия трубадуров принимает все более религиозный характер.
Формы любовной лирики используются для разработки религиозных тем, культ дамы трансформируется в мистический культ Богородицы.
«Веселая наука» — так называли свое искусство трубадуры — утрачивает естественность и приобретает с течением времени все большую сухость, условность и формализм. Но позднейшее влияние этой «науки» обнаруживается и во французской, и в испанской любовной лирике, и в немецком миннезанге, и особенно в итальянской поэзии Данте, Петрарки, с его dolce stil nuovo («новый сладостный стиль»). Некоторые из произведений провансальской лирики до сих пор не потеряли своей художественной ценности.
Один из крупнейших поэтов средневекового Прованса. Уроженец Лимузена, он жил в обстановке непрерывных распрей крупных феодалов как друг с другом, так и со своими вассалами. Бертран де Борн — небогатый барон, из-за недостатка денег он не мог воевать, как подобает рыцарю, хотя война была его страстью и мечтой.
— война как достойное выражение рыцарской отваги и источник обогащения для рыцарства. Любовные мотивы - песни, согласно куртуазной установке превозносящие супругу сеньора — дочь английского короля Матильду, — занимают в его лирике совершенно незначительное место.
Излюбленная форма произведений Бертрана де Борна — сирвента (композиция на заимствованную мелодию). Это песня полемики и вызова. В ней он осыпает жгучими упреками «обленившихся» феодалов, «ведущих жизнь, достойную ломбардского ростовщика». Де Борн высмеивает прижимистость сеньоров, изображает сложные политические интриги своего времени. Его остроумие ярко проявляется, например, в ядовитых прозвищах, которыми он снабжает своих политических противников. Так, король Ричард Львиное Сердце выступает в сирвентах де Борна под прозвищем «Да и нет». В своих произведениях поэт создает зримые картины средневековой войны. В его изображении бои напоминают, скорее, веселые турниры. Незаурядная личность поэта и его оригинальный талант послужили основой для множества связанных с его именем легенд, в которых ему приписывается огромная роль в войнах Плантагенета с сыновьями.