Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Просвещение в Германии

Просвещение в Германии

Создатель бессмертного «Фауста»
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

«Буря и натиск»

­ту. Вначале Гёте получал домашнее образование, потом провел три года в Лейпцигском университете. В девятнадцать лет тяже­лая болезнь вынудила его прервать учебу. Однако, занимаясь самостоятельно стихосложением и дра­матургией, он уже был автором довольно значительного числа произведений. Правда, относился к ним критически и большин­ство впоследствии уничтожил.

Оправившись от болезни, Гёте завершил юридическое обра­зование в Страсбурге. Там молодой гений встретился с И. Г. Гердером - ведущим критиком и идеологом движения «Бури и на­тиска», задачей которого был протест против отживших канонов и создание в Германии великой и оригинальной литературы.

Перед Гёте раскрылись новые горизонты.

Двадцатичетырехлетний драматург написал пьесу «Гёц фон Берлихинген», желая воплотить шекспировские «уроки», начал работу над трагедией «Эгмонт».

Гёте помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в фольклорной манере. Писатель разделял убеждения «Бури и натиска»: истинная поэзия должна идти от сердца, отражать жизненный опыт самого поэта. Не следует перепевать, переписывать устаревшие образцы.

Гёте при дворе — сдержанность и самоконтроль

Одиннадцать лет (1775-1786) провел писатель при веймар­ском дворе, где он был советником и другом молодого герцога Карла Августа. Как изменилась жизнь бунтаря! Гёте находился в самом центре придворного общества: устраивал балы и маска­рады, любительские спектакли, придумывал затеи для пикников после охоты...

Впрочем, его очень уважали и воспринимали не только в ка­честве весельчака. Гёте стал членом герцогского Тайного совета, а позднее — и государственным министром.

­ботами, горнорудными проектами. Причем в каждом деле он хотел дойти до самой сути: многие годы провел, изучая геоло­гию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию.

Иоганну Вольфгангу было трудно еще сочетать многочислен­ные служебные обязанности с творчеством. Завершить начатые крупные произведения не удавалось, и Гёте просит отпуск на пол­тора года, едет в Италию, где проявляет себя еще и как скульптор и художник: занимается лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков.

Новая жизнь — новые идеалы: основным в ис­кусстве и жизни для Гёте становятся сдержан­ность и самоконтроль, уравновешенность, гар­мония и классическое совершенство формы.

В течение следующих шести лет он предпринимает второе пу­тешествие в Венецию, сопровождает веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвует в военной кампании против Наполеона.

Гёте и Шиллер — великая дружба

­кой дружбе. Фридрих Шиллер просил помощи в издании ново­го журнала «Оры». Получив ее, Шиллер жил главным образом в Веймаре.

­ная работа над некоторыми литературными замыслами (сатирические «Ксении», баллады) были для Гёте и для его друга прекрасным творческим стимулом.

Иоганн Вольфганг закончил роман «Годы учения Виль­гельма Мейстера», продолжил работу над «Фаустом» и соз­дал ряд новых произведений, в частности сборник расска­зов «Беседы немецких эмигрантов». Дружба между Шиллером и Гёте развивается в течение одиннадцати лет -с 1794 г. до смерти Шиллера в 1805 г. Этот союз и спор двух высочайших умов того времени отражен в огромной пере­писке, которая содержит около тысячи писем. Гёте подгото­вил публикацию переписки, и она увидела свет в 1828~1829 гг. Это своеобразный памятник немецкой культу­ре, оппозиция двух гениев: классицизм Гёте — романтизм Шиллера,

Одна из главных тем размышлений и споров — это связь между искусством и природой. Принято считать, что Гёте как сторонник античности более реалист, а Шиллер, хранивший верность верным романтическим идеалам, более критичен.

Статуя обоих поэтов, держащихся за руку, на площа­ди в Веймаре, стала объектом поклонения всех цените­лей культуры.

В этот период жизни Гете отошел от политики: он писал сонеты, роман «Избирательное сродство» и автобиографию.

Секретарь Гёте Эккерман записывал разго­воры с гением, его мнения и высказыва­ния. Они были опубли­кованы в последнее десятилетие жизни мэтра, когда он закан­чивал «Вильгельма Мейстера» и «Фауста»

В 65 лет решился на литературный розыгрыш: надел восточную маску Хатема. От этого имени был создан «Западно-восточный ди­ван» - сборник любовной лирики. Притчи, наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искус­стве, поэзии, науке и религии — все это отражено в строках «Запад­но-восточного дивана».

Скончался Гёте в Веймаре 22 марта 1832 г.

«Гёц фон Берлихинген с железною рукою» (1773) — сюжет драмы навеян историческими хрониками Шекспира. Пьеса дает яркую реалистическую картину Германии XVI в. Старый импер­ский порядок, представленный рыцарством и крестьянством, вступает в конфликт с новыми силами — торговцами и цеховыми ремесленниками. Это — конфликт князей и городов, причем именно последним суждено определять современную жизнь.

«Эгмонт» (1788) - трагедия, героем которой стал нидерланд­ский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II. Он был казнен испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода — главная тема трагедии. Гёте в постановке пьесы решился на смелый шаг: использо­вание оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегори­ческое видение богини Свободы. Такой музыкальный финал трагедии вызвал в то время резкую критику. Однако позднее к такому же приему прибег и Шиллер.

«Торквато Тассо» (1790) — изложенная возвышенным стихо­творным языком трагедия гения, которому грозит безумие.

Роман «Избирательное сродство» (1809) подробно и непред­взято разбирает психологические проблемы супружеской не­совместимости и развода.

«Страдания молодого Вертера» был опубликован в 1774 г. Он принес автору мировую славу.

Первая часть романа содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в невесту его друга. В основе второй части - судьба К. В. Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря. Несчастный был презираем аристократическим обществом. Началь­ство его изводило. Кроме того, он безнадежно влюбился в чужую жену. Тяжкий груз печальных обстоятельств при­вел к тому, что молодой человек покончил с собой. Историю любви Гёте облек в эпистолярную форму.

Роман Гёте «Страдания молодого Вертера» стал своего рода «молитвенником» целого поколе­ния, которое восставало против примитивного Оптимистического рационализма отцов. Взамен . моральных прописей и проповеди мещанского счастья, легко достижимого разумным поведе­нием, «Вертер» провозгласил исключительное право сердца.

— главный персонаж дилогии «Годы уче­ния Вильгельма Мейстера» и «Годы странствования Вильгельма Мейстера». По жанру это «роман воспитания», в основе которо­го органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта.

Творчество Гёте — одно из ярких явлений мировой литера­туры.

«Фауст» — величайшая трагедия Гёте

— центральная фигура многих ле­генд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более шестидесяти лет, чтобы завершить обработку легенды по плану, составленному в 1770 г. Первая часть вышла в светлишь в 1808 г. Вторая часть (за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 г. и за­конченной через двадцать семь лет) - главным образом результат творчества последних лет жизни писателя. Она завер­шена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833 г.

В прологе перед нами появляются два великих антагониста — Бог и дьявол. Душа Фауста — лишь поле их битвы, которая непременно долж­на окончиться поражением дьявола. Эта кон­цепция объясняет противоречия в характере Фауста. В нем сочетаются пассивная созерца­тельность и активная воля, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость. Дуализм (двой­ственность) натуры ученого автор последова­тельно выявляет на всех этапах жизни героя.

Трагедию можно разделить на пять актов неравной величи­ны в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста.

Акт первый: подписав договор с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ — созерцательной и де­ятельной. Их символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли.

Акт второй: трагедия Гретхен, которая завершает первую часть. Фауст, вернувший себе молодость, предается плотским утехам, забывает о морали и совести. Так чувствен­ное начало вступает в конфликт с духовностью. Часть вторая уводит Фауста в свободный мир, к высоким и чистым сферам деятельности.

­ское сновидение, где время и пространство не име­ют значения, а персонажи становятся символами вечных идей.

Первые три акта второй части образу­ют единое целое и составляют вместе третий акт. В них Фауст является художником в различные эпо­хи: сначала при дворе Императора, потом в класси­ческой Греции. В античности он соединяется с Еле­ной Троянской, символом гармоничной классической формы.

Конфликт в этом эстетическом царстве чисто умозрительный: противостояние возникает между художником-творцом, зани­мающимся искусством для самого искусства, и тем, кто ищет в искусстве лишь личное наслаждение и славу. В глубоко симво­лическом браке Елены с Фаустом находит выражение синтез классики и романтизма, который искал и сам Гёте, и его люби­мый ученик Джордж Гордон Байрон. В «Фаусте» Гёте отдал дань восхищения поэтическому дару Байрона, наделив его чертами Эвфориона, сына Елены и Фауста.

Акт четвертый завершается смертью Фауста. В конце трагедии герой представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свер­шений, однако внутренний разлад по-прежнему мучает его. Вер­нувшись в современность, Фауст получает во владение участок земли, где население страдает от наводнений. Герой собирается создать там благодатную жизнь. Жертвой его благих намерений становится пара любящих друг друга старичков — Филемон и Бав­кида. Они не готовы принять новую жизнь и гибнут.

Фауст осознает, что невозможно достичь всеобщего счастья, не разрушая отдельной человеческой жизни. Да и никто не в силах создать идеальное государство, не прибегая к сомнительным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле не­обходим. Не зря же Мефистофель сам гово­рит о себе: «Я часть той силы, желавшей зла, творящей лишь благое...»

­тельностью, доживает до ста лет. Никто не может жить вечно, ученый должен умереть. Перед смертью он ясно видит светлое буду­щее — и это прекрасное мгновенье!

Мефистофель торжествует. Он хочет унести душу ученого в ад. Однако небеса по-сылают светлых ангелов спасения. Душу Фа­уста ожидает соединение с душой Гретхен.

Акт пятый и последний — вознесение и пре­ображение Фауста. Гёте свободно использовал символику небес согласно католическому канону. Таков финал трагедии, который отра­жает убежденность Гёте в торжестве благород­нейших идеалов человечества. Автор заверша­ет мистерию молением святых и ангелов за спасение души Фауста.

«Фауста», этой многоуровневой и величественной философской трагедии, на не­мецкую и мировую литературу огромно.

Те, кто вдохновлял Гёте

Пятнадцатилетний Гёте был душой шумной компании. Сооб­разительный и талантливый, он организовал сообщество по «производству» стихов для разных случаев жизни: от похорон до свадеб. Друзья находили заказы, Вольфганг сочинял.

На одной из вечеринок, устроенных на вырученные от стихов деньги, юноша познакомился с красавицей - блондинкой Грет­хен. Гёте страдал и плакал по ночам. Барышня — чувствуя себя взрослой, семнадцатилетней! — лишь благосклонно принимала его ухаживания.

Довольно легко оправившись от первой любви, Гёте уехал учиться в Лейпциг. Там он встретил Анну-Катерину, дочь хозяев трактира. Молодой поэт был не прочь поку­тить там с друзьями. И нашел очередную свою музу, кото­ рую называл Аннеттой. Из-за безумной ревности Гёте их связь продлилась недолго. Когда Гёте узнал, что его воз­любленная вышла замуж, он тяжело заболел.

Влюбленность в Шарлотту Буфф, дочь управляющего имениями Немецкого рыцарского ордена, легла в основу романа «Страдания молодого Вертера». Разбитое сердце - источник не только слез, но и поэзии.

— Христиана Вульпиус, обычная цветочница, веселая женщина весьма свободного поведе­ния — на долгие годы сделалась спутницей великого драма­турга. Буквально после одного дня их любовной связи Вольфганг пригласил Христиану жить в свое временное жилище ~ садовый домик. Но пока тайно.

Христиана Вульпиус раздражала местную знать, в об­ществе которой вращался поэт. «Простушка! Оставь ее!» -советовали близкие и друзья. Весь город Веймар негодовал по поводу «грязной связи с недостойной». Никто не здоровался с ней, а она не обращала ни на кого внимания, всегда окружала Гёте заботой и весельем. Гению было хорошо со своей простуш­кой. Она принимала его со всеми особенностями характера. По­этому великий писатель не обращал внимания на недовольство общества относительно его выбора женщины на роль постоян­ной спутницы.

Да и слава великого поэта, и дружба с герцогом Веймарским, даровавшим ему дворянское звание, статус тайного советника, разнообразные награды, служили бальзамом для самолюбия. В то время, накануне своего 40-летия, Гёте был неуязвим.

Семнадцать лет прожил Гёте с этой «неподходящей» женщиной. Самой последней и самой поразительной его музой стала во­семнадцатилетняя Ульрика фон Левецов. В момент их встречи Гёте было семьдесят три года. Поэт встретил юную красавицу в 1822 г. на водах курорта Мариенбад, в Чехии. Их любовь была платонической. Так утверждает сама Ульрика в своих воспоми­наниях. Гёте просил руки юной возлюбленной у ее родителей. Но те ответили отказом. Их общение длилось чуть более двух лет, после чего они расстались...

Удивительно не то, что старик полюбил девушку. Поражает, что и юная красавица была по-настоящему влюблена в челове­ка, возраст которого в те времена считался старческим. Ульрика боготворила поэта и его образ до самой своей смерти. Хранила любовь и тогда, когда уже самого гения не было в живых. Она никого больше не смогла полюбить, отвергала все предложения руки и сердца. И умерла, оставшись верной великому Вольф­гангу Гёте.

Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в городе Марбах в семье полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера. Детство и мо­лодость он провел в относительной бедности. Он смог учиться только в сельской школе и у местного пастора. Благодаря протекции Вюртембергского герцога в 1783 г. Шиллер поступил в военную академию. Там он занимался сначала юриспруденци­ей, а затем медициной. В 1780 г. получил пост полкового врача в Штутгарте.

Еще учась в академии, начинающий писатель приступает к работе над драмой «Разбойники». В основе сюжета пьесы - вражда двух братьев, Карла и Франца Моров. Карл порывист, отважен, иногда безрассуден, но благороден и великодушен.

юношеская незрелость. Но в целом трагедия захватывала зрителя и читателя.

В 1782 г. «Разбойники» были поставлены в Мангейме. За то, что Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у герцога разре­шения покинуть пределы его владений, тот посадил поэта на гаупт­вахту и повелел ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 г. Шиллер бежал из Вюртембергского герцо­гства.

Интендант Мангеймского театра Дальберг назначил Шилле­ра «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Там были поставле­ны две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта: «Заговор Фиеско в Генуе» и «».

«Коварство и любовь» — первая в мировой драматургии «ме­щанская трагедия» - имела оглушительный успех. Ей была суж-дена долгая театральная жизнь, она идет на европейских сценах до сих пор.

В 1785 г. Шиллер создал одно из своих самых известных тво­рений — «Оду к радости». Бетховен завершил свою Девятую симфонию грандиозным хором на текст этого стихотворения.

Шиллер стремился к распространению культуры и выпускал литературные журналы, выходящие нерегулярно и под различ­ными названиями (например, «Талия»).

В 1786 г. вышли «Философские письма», годом позднее пос­тавлена пьеса «», действие которой происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Этой драмой завершается первый период драматического творчества Шиллера.

В 1879 г. Шиллер покинул Дрезден и переселился в Веймар. Он встретился с вернувшимся из Италии Гёте, но тот не проявил желания поддерживать знакомство.

По воспоминаниям со­временников поэта, его никогда нельзя было назвать стариком. Он всегда оставался моло­дым. V него были яс­ный ум, восторг в душе и любовь в сердце.

На титульном листе второго издания «Раз­бойников» изображе­ны рычащий лев и де­виз «Против тиранов!».

­строй «Разбойников» побудил французов в 1792 г. сделать Шил­лера почетным граж­данином новой Фран­ цузской республики.

Шиллер работал над «Историей Тридцатилетней войны», стал профессором всемирной истории в Йенском университете. Оценив его многообразные таланты, наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф фон Шиммельман выплачивали Шиллеру стипендию. Он смог пос­вятить себя творчеству и не заботиться о хлебе насущном.

За несколько лет выходит ряд философских эссе Шиллера: «Письма об эстетическом воспитании», «­стве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наив­ной и сентиментальной поэзии».

Философские взгляды Шилле­ра находились под сильным влиянием Иммануила Канта. Шиллер начал издавать ежемесячный журнал «Оры» и «Аль­манах муз», где публиковались многие его произведения. В по­исках поддержки Шиллер обратился к Гёте, и уже с этого време­ни поэты становятся близкими друзьями.

Особенно примечателен 1797 г. - так называемый «балладный год». В дружеском состязании Шиллер и Гёте создают баллады.

Поэтические произведения «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и «Ивиковы журавли» стали известны российскому чи­тателю в переводах В. А. Жуковского. В этом же году были созда­ны короткие сатирические «Ксении» — плод совместного творче­ства Гёте и Шиллера.

«Мария Стюарт», Шиллер отмахнул­ся от политики и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.

В 1801 г. на свет появилась пьеса «Орлеанская дева», в осно­ве которой история Жанны дАрк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды. Он называл свою пьесу «романтической трагедией».

1802 г. император Священной Римской империи Франциск II в знак признания заслуг пожаловал Шиллеру дворянство.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжелыми длительными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лег­ких, дышать становилось все тяжелее. В начале мая 1805 г. вели­кого писателя не стало...

Перу Шиллера принад­лежит много драм: «Мессинская невеста», где он пытается возро­дить свойственные ан­тичной трагедии фор­мы, в частности, хоры; незавершенная драма «» из русской истории.

До сих пор привлекает внимание последняя закончен­ная пьеса «Вильгельм Телль» (1804), заду­манная Шиллером как «народная» драма. Она проникнута мотивами свободолюбия и защи­ты человеческого дос­тоинства.

Фрагмент баллады «Перчатка»

Гости собрались посмотреть представление с дикими зверями. Они смотрят вниз на арену. ... Вдруг женская с балкона сорвалася

Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.

И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
- Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,

Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова.

От страха сердце помутилось;

Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;

Его приветствуют красавицыны взгляды...
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».