Просвещение в Германии
Создатель бессмертного «Фауста»
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)
«Буря и натиск»
ту. Вначале Гёте получал домашнее образование, потом провел три года в Лейпцигском университете. В девятнадцать лет тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу. Однако, занимаясь самостоятельно стихосложением и драматургией, он уже был автором довольно значительного числа произведений. Правда, относился к ним критически и большинство впоследствии уничтожил.
Оправившись от болезни, Гёте завершил юридическое образование в Страсбурге. Там молодой гений встретился с И. Г. Гердером - ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», задачей которого был протест против отживших канонов и создание в Германии великой и оригинальной литературы.
Перед Гёте раскрылись новые горизонты.
Двадцатичетырехлетний драматург написал пьесу «Гёц фон Берлихинген», желая воплотить шекспировские «уроки», начал работу над трагедией «Эгмонт».
Гёте помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в фольклорной манере. Писатель разделял убеждения «Бури и натиска»: истинная поэзия должна идти от сердца, отражать жизненный опыт самого поэта. Не следует перепевать, переписывать устаревшие образцы.
Гёте при дворе — сдержанность и самоконтроль
Одиннадцать лет (1775-1786) провел писатель при веймарском дворе, где он был советником и другом молодого герцога Карла Августа. Как изменилась жизнь бунтаря! Гёте находился в самом центре придворного общества: устраивал балы и маскарады, любительские спектакли, придумывал затеи для пикников после охоты...
Впрочем, его очень уважали и воспринимали не только в качестве весельчака. Гёте стал членом герцогского Тайного совета, а позднее — и государственным министром.
ботами, горнорудными проектами. Причем в каждом деле он хотел дойти до самой сути: многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию.
Иоганну Вольфгангу было трудно еще сочетать многочисленные служебные обязанности с творчеством. Завершить начатые крупные произведения не удавалось, и Гёте просит отпуск на полтора года, едет в Италию, где проявляет себя еще и как скульптор и художник: занимается лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков.
Новая жизнь — новые идеалы: основным в искусстве и жизни для Гёте становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы.
В течение следующих шести лет он предпринимает второе путешествие в Венецию, сопровождает веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвует в военной кампании против Наполеона.
Гёте и Шиллер — великая дружба
кой дружбе. Фридрих Шиллер просил помощи в издании нового журнала «Оры». Получив ее, Шиллер жил главным образом в Веймаре.
ная работа над некоторыми литературными замыслами (сатирические «Ксении», баллады) были для Гёте и для его друга прекрасным творческим стимулом.
Иоганн Вольфганг закончил роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», продолжил работу над «Фаустом» и создал ряд новых произведений, в частности сборник рассказов «Беседы немецких эмигрантов». Дружба между Шиллером и Гёте развивается в течение одиннадцати лет -с 1794 г. до смерти Шиллера в 1805 г. Этот союз и спор двух высочайших умов того времени отражен в огромной переписке, которая содержит около тысячи писем. Гёте подготовил публикацию переписки, и она увидела свет в 1828~1829 гг. Это своеобразный памятник немецкой культуре, оппозиция двух гениев: классицизм Гёте — романтизм Шиллера,
Одна из главных тем размышлений и споров — это связь между искусством и природой. Принято считать, что Гёте как сторонник античности более реалист, а Шиллер, хранивший верность верным романтическим идеалам, более критичен.
Статуя обоих поэтов, держащихся за руку, на площади в Веймаре, стала объектом поклонения всех ценителей культуры.
В этот период жизни Гете отошел от политики: он писал сонеты, роман «Избирательное сродство» и автобиографию.
Секретарь Гёте Эккерман записывал разговоры с гением, его мнения и высказывания. Они были опубликованы в последнее десятилетие жизни мэтра, когда он заканчивал «Вильгельма Мейстера» и «Фауста»
В 65 лет решился на литературный розыгрыш: надел восточную маску Хатема. От этого имени был создан «Западно-восточный диван» - сборник любовной лирики. Притчи, наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии — все это отражено в строках «Западно-восточного дивана».
Скончался Гёте в Веймаре 22 марта 1832 г.
«Гёц фон Берлихинген с железною рукою» (1773) — сюжет драмы навеян историческими хрониками Шекспира. Пьеса дает яркую реалистическую картину Германии XVI в. Старый имперский порядок, представленный рыцарством и крестьянством, вступает в конфликт с новыми силами — торговцами и цеховыми ремесленниками. Это — конфликт князей и городов, причем именно последним суждено определять современную жизнь.
«Эгмонт» (1788) - трагедия, героем которой стал нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II. Он был казнен испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода — главная тема трагедии. Гёте в постановке пьесы решился на смелый шаг: использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы. Такой музыкальный финал трагедии вызвал в то время резкую критику. Однако позднее к такому же приему прибег и Шиллер.
«Торквато Тассо» (1790) — изложенная возвышенным стихотворным языком трагедия гения, которому грозит безумие.
Роман «Избирательное сродство» (1809) подробно и непредвзято разбирает психологические проблемы супружеской несовместимости и развода.
«Страдания молодого Вертера» был опубликован в 1774 г. Он принес автору мировую славу.
Первая часть романа содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в невесту его друга. В основе второй части - судьба К. В. Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря. Несчастный был презираем аристократическим обществом. Начальство его изводило. Кроме того, он безнадежно влюбился в чужую жену. Тяжкий груз печальных обстоятельств привел к тому, что молодой человек покончил с собой. Историю любви Гёте облек в эпистолярную форму.
Роман Гёте «Страдания молодого Вертера» стал своего рода «молитвенником» целого поколения, которое восставало против примитивного Оптимистического рационализма отцов. Взамен . моральных прописей и проповеди мещанского счастья, легко достижимого разумным поведением, «Вертер» провозгласил исключительное право сердца.
— главный персонаж дилогии «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствования Вильгельма Мейстера». По жанру это «роман воспитания», в основе которого органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта.
Творчество Гёте — одно из ярких явлений мировой литературы.
«Фауст» — величайшая трагедия Гёте
— центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более шестидесяти лет, чтобы завершить обработку легенды по плану, составленному в 1770 г. Первая часть вышла в светлишь в 1808 г. Вторая часть (за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 г. и законченной через двадцать семь лет) - главным образом результат творчества последних лет жизни писателя. Она завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833 г.
В прологе перед нами появляются два великих антагониста — Бог и дьявол. Душа Фауста — лишь поле их битвы, которая непременно должна окончиться поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста. В нем сочетаются пассивная созерцательность и активная воля, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость. Дуализм (двойственность) натуры ученого автор последовательно выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста.
Акт первый: подписав договор с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ — созерцательной и деятельной. Их символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли.
Акт второй: трагедия Гретхен, которая завершает первую часть. Фауст, вернувший себе молодость, предается плотским утехам, забывает о морали и совести. Так чувственное начало вступает в конфликт с духовностью. Часть вторая уводит Фауста в свободный мир, к высоким и чистым сферам деятельности.
ское сновидение, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся символами вечных идей.
Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе третий акт. В них Фауст является художником в различные эпохи: сначала при дворе Императора, потом в классической Греции. В античности он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы.
Конфликт в этом эстетическом царстве чисто умозрительный: противостояние возникает между художником-творцом, занимающимся искусством для самого искусства, и тем, кто ищет в искусстве лишь личное наслаждение и славу. В глубоко символическом браке Елены с Фаустом находит выражение синтез классики и романтизма, который искал и сам Гёте, и его любимый ученик Джордж Гордон Байрон. В «Фаусте» Гёте отдал дань восхищения поэтическому дару Байрона, наделив его чертами Эвфориона, сына Елены и Фауста.
Акт четвертый завершается смертью Фауста. В конце трагедии герой представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, однако внутренний разлад по-прежнему мучает его. Вернувшись в современность, Фауст получает во владение участок земли, где население страдает от наводнений. Герой собирается создать там благодатную жизнь. Жертвой его благих намерений становится пара любящих друг друга старичков — Филемон и Бавкида. Они не готовы принять новую жизнь и гибнут.
Фауст осознает, что невозможно достичь всеобщего счастья, не разрушая отдельной человеческой жизни. Да и никто не в силах создать идеальное государство, не прибегая к сомнительным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Не зря же Мефистофель сам говорит о себе: «Я часть той силы, желавшей зла, творящей лишь благое...»
тельностью, доживает до ста лет. Никто не может жить вечно, ученый должен умереть. Перед смертью он ясно видит светлое будущее — и это прекрасное мгновенье!
Мефистофель торжествует. Он хочет унести душу ученого в ад. Однако небеса по-сылают светлых ангелов спасения. Душу Фауста ожидает соединение с душой Гретхен.
Акт пятый и последний — вознесение и преображение Фауста. Гёте свободно использовал символику небес согласно католическому канону. Таков финал трагедии, который отражает убежденность Гёте в торжестве благороднейших идеалов человечества. Автор завершает мистерию молением святых и ангелов за спасение души Фауста.
«Фауста», этой многоуровневой и величественной философской трагедии, на немецкую и мировую литературу огромно.
Те, кто вдохновлял Гёте
Пятнадцатилетний Гёте был душой шумной компании. Сообразительный и талантливый, он организовал сообщество по «производству» стихов для разных случаев жизни: от похорон до свадеб. Друзья находили заказы, Вольфганг сочинял.
На одной из вечеринок, устроенных на вырученные от стихов деньги, юноша познакомился с красавицей - блондинкой Гретхен. Гёте страдал и плакал по ночам. Барышня — чувствуя себя взрослой, семнадцатилетней! — лишь благосклонно принимала его ухаживания.
Довольно легко оправившись от первой любви, Гёте уехал учиться в Лейпциг. Там он встретил Анну-Катерину, дочь хозяев трактира. Молодой поэт был не прочь покутить там с друзьями. И нашел очередную свою музу, кото рую называл Аннеттой. Из-за безумной ревности Гёте их связь продлилась недолго. Когда Гёте узнал, что его возлюбленная вышла замуж, он тяжело заболел.
Влюбленность в Шарлотту Буфф, дочь управляющего имениями Немецкого рыцарского ордена, легла в основу романа «Страдания молодого Вертера». Разбитое сердце - источник не только слез, но и поэзии.
— Христиана Вульпиус, обычная цветочница, веселая женщина весьма свободного поведения — на долгие годы сделалась спутницей великого драматурга. Буквально после одного дня их любовной связи Вольфганг пригласил Христиану жить в свое временное жилище ~ садовый домик. Но пока тайно.
Христиана Вульпиус раздражала местную знать, в обществе которой вращался поэт. «Простушка! Оставь ее!» -советовали близкие и друзья. Весь город Веймар негодовал по поводу «грязной связи с недостойной». Никто не здоровался с ней, а она не обращала ни на кого внимания, всегда окружала Гёте заботой и весельем. Гению было хорошо со своей простушкой. Она принимала его со всеми особенностями характера. Поэтому великий писатель не обращал внимания на недовольство общества относительно его выбора женщины на роль постоянной спутницы.
Да и слава великого поэта, и дружба с герцогом Веймарским, даровавшим ему дворянское звание, статус тайного советника, разнообразные награды, служили бальзамом для самолюбия. В то время, накануне своего 40-летия, Гёте был неуязвим.
Семнадцать лет прожил Гёте с этой «неподходящей» женщиной. Самой последней и самой поразительной его музой стала восемнадцатилетняя Ульрика фон Левецов. В момент их встречи Гёте было семьдесят три года. Поэт встретил юную красавицу в 1822 г. на водах курорта Мариенбад, в Чехии. Их любовь была платонической. Так утверждает сама Ульрика в своих воспоминаниях. Гёте просил руки юной возлюбленной у ее родителей. Но те ответили отказом. Их общение длилось чуть более двух лет, после чего они расстались...
Удивительно не то, что старик полюбил девушку. Поражает, что и юная красавица была по-настоящему влюблена в человека, возраст которого в те времена считался старческим. Ульрика боготворила поэта и его образ до самой своей смерти. Хранила любовь и тогда, когда уже самого гения не было в живых. Она никого больше не смогла полюбить, отвергала все предложения руки и сердца. И умерла, оставшись верной великому Вольфгангу Гёте.
Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в городе Марбах в семье полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера. Детство и молодость он провел в относительной бедности. Он смог учиться только в сельской школе и у местного пастора. Благодаря протекции Вюртембергского герцога в 1783 г. Шиллер поступил в военную академию. Там он занимался сначала юриспруденцией, а затем медициной. В 1780 г. получил пост полкового врача в Штутгарте.
Еще учась в академии, начинающий писатель приступает к работе над драмой «Разбойники». В основе сюжета пьесы - вражда двух братьев, Карла и Франца Моров. Карл порывист, отважен, иногда безрассуден, но благороден и великодушен.
юношеская незрелость. Но в целом трагедия захватывала зрителя и читателя.
В 1782 г. «Разбойники» были поставлены в Мангейме. За то, что Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у герцога разрешения покинуть пределы его владений, тот посадил поэта на гауптвахту и повелел ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 г. Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства.
Интендант Мангеймского театра Дальберг назначил Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Там были поставлены две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта: «Заговор Фиеско в Генуе» и «».
«Коварство и любовь» — первая в мировой драматургии «мещанская трагедия» - имела оглушительный успех. Ей была суж-дена долгая театральная жизнь, она идет на европейских сценах до сих пор.
В 1785 г. Шиллер создал одно из своих самых известных творений — «Оду к радости». Бетховен завершил свою Девятую симфонию грандиозным хором на текст этого стихотворения.
Шиллер стремился к распространению культуры и выпускал литературные журналы, выходящие нерегулярно и под различными названиями (например, «Талия»).
В 1786 г. вышли «Философские письма», годом позднее поставлена пьеса «», действие которой происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Этой драмой завершается первый период драматического творчества Шиллера.
В 1879 г. Шиллер покинул Дрезден и переселился в Веймар. Он встретился с вернувшимся из Италии Гёте, но тот не проявил желания поддерживать знакомство.
По воспоминаниям современников поэта, его никогда нельзя было назвать стариком. Он всегда оставался молодым. V него были ясный ум, восторг в душе и любовь в сердце.
На титульном листе второго издания «Разбойников» изображены рычащий лев и девиз «Против тиранов!».
строй «Разбойников» побудил французов в 1792 г. сделать Шиллера почетным гражданином новой Фран цузской республики.
Шиллер работал над «Историей Тридцатилетней войны», стал профессором всемирной истории в Йенском университете. Оценив его многообразные таланты, наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф фон Шиммельман выплачивали Шиллеру стипендию. Он смог посвятить себя творчеству и не заботиться о хлебе насущном.
За несколько лет выходит ряд философских эссе Шиллера: «Письма об эстетическом воспитании», «стве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии».
Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием Иммануила Канта. Шиллер начал издавать ежемесячный журнал «Оры» и «Альманах муз», где публиковались многие его произведения. В поисках поддержки Шиллер обратился к Гёте, и уже с этого времени поэты становятся близкими друзьями.
Особенно примечателен 1797 г. - так называемый «балладный год». В дружеском состязании Шиллер и Гёте создают баллады.
Поэтические произведения «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и «Ивиковы журавли» стали известны российскому читателю в переводах В. А. Жуковского. В этом же году были созданы короткие сатирические «Ксении» — плод совместного творчества Гёте и Шиллера.
«Мария Стюарт», Шиллер отмахнулся от политики и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.
В 1801 г. на свет появилась пьеса «Орлеанская дева», в основе которой история Жанны дАрк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды. Он называл свою пьесу «романтической трагедией».
1802 г. император Священной Римской империи Франциск II в знак признания заслуг пожаловал Шиллеру дворянство.
Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжелыми длительными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением легких, дышать становилось все тяжелее. В начале мая 1805 г. великого писателя не стало...
Перу Шиллера принадлежит много драм: «Мессинская невеста», где он пытается возродить свойственные античной трагедии формы, в частности, хоры; незавершенная драма «» из русской истории.
До сих пор привлекает внимание последняя законченная пьеса «Вильгельм Телль» (1804), задуманная Шиллером как «народная» драма. Она проникнута мотивами свободолюбия и защиты человеческого достоинства.
Фрагмент баллады «Перчатка»
Гости собрались посмотреть представление с дикими зверями. Они смотрят вниз на арену. ... Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
- Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова.
От страха сердце помутилось;
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Его приветствуют красавицыны взгляды...
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».