Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Скандинавская мифология

Скандинавская мифология

Благодаря скандинавской мифологии до нас дошли древние мифы, в давние времена общие для норвежцев, шведов, дат­ чан, исландцев, голландцев и англосаксов. Два основных лите­ ратурных источника скандинавских мифов - «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

Старшая и Младшая Эдды

Что слово «Эдда» значило первоначально — в точнос­ти неизвестно. В Средние века так называлась книга, написанная в 1222-1225 гг. знаменитым исландским истори­ком и поэтом Снорри Стурлусоном (1178-1241). На одной из рукописей его произведения есть надпись: «Книга эта называется Эдда, ее составил Снорри Стурлусон». Воз­можно, что она была названа так самим автором.

Обзор поэтического языка с многочисленными иллюст­рациями из старых исландских авторов и образцы стихотворных размеров составляют вместе целую поэму. Книга эта была учебником того вида поэтического искусства, ко­торое издавна процветало в Исландии и называлось поэ­зией скальдов, или скальдической поэзией.

Книга Снорри Стурлусона получила название «Эдда», что, скоре всего, означает «поэзия, поэтика». Другие эти­мологии этого слова слишком примитивны.

В XVII в. — в эпоху скандинавского «ученого Ренессанса» - в Дании и Швеции пробудился интерес к древним памятникам. В Исландии — тогда датской колонии — стали усиленно собирать древние рукописи.

В одной рукописи содержалось собственно переложение ми­фов. Некоторые исследователи того времени сочли, что Стурлу­сон набрался мудрости от чернокнижника Сэмунда Мудрого.

«Эдд» усугубилась еще и из-за переводчиков, которые многое меня­ли. Они заменяли арха­ическую лексику более современной. Так же обстоит дело с поряд­ком строф и строк в песнях. Строфы пере­тасованы, сокращены или наоборот увеличе­ны. Таким образом, восстановить первона­чальную языковую форму песен невоз­можно.

После исследования рукописей «Старшую Эдду» с изложени­ем мифов стали называть «Эддой Сэмунда», а Стурлусона объя­вили автором «Младшей Эдды».

Именно из этих книг почерпнуты сведения о скандинавской мифологии, о ее пантеоне и эсхатологии (видении гибели ми­ра), которые дали богатейшую пищу для литературных последо­вателей, художников, композиторов.

Происхождение мира

Древние скандинавы, как и все прочие народы, не раз пыта­ лись объяснить происхождение мира.

Всеотец и Мировая Бездна

По одной версии, в начале всего был Всеотец, который жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.

Ряд современных уче­ных отождествляет Всеотца, верховного бога древних северян со стародавним индо­европейским Небес­ным Отцом, чье имя переводилось как Си­яющий.

Согласно другому мифу в начале была Мировая Бездна - Гинунгагап. На севере ее находилась холодная, туманная, пустын­ная страна — «темный мир». На юге распологалась жаркая мест­ность — «огненная страна». Там властвовал огненный великан Сурт, вооруженный пламенным мечом. Посредине бил великий источник всех рек - «кипящий котел». Воды источника были ядовиты. Когда река застыла, на поверхности льда образовался ядовитый иней. Из инея возник великан, обликом схожий с че­ловеком. Звали его Имир или Аургельмир. От него пошло племя великанов инея.

«кормилица»). Из соленых ледяных глыб она языком вылизала человека. Это был Бури - «родитель», красивый, высокий, мо­гучий. Сыном его был Бор, который взял в жены великаншу Бестлу. Сыновьями Бора и Бестлы были Один, Вили и Be. Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром и убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утону­ли почти великаны. Остались только Бергельмир («ревущий, как медведь») и его жена. Братья сделали из тела великана землю, из крови его были сотворены море и все воды, а из костей и зубов — горы, валуны и камни. Выползли из земли карлики-цверги, похожие на маленьких человечков.

Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Зем­ля была округлая, заключенная в кольцо океана, по берегам которого сыны Бора отвели земли велика­нам, а весь мир в глубине суши оградили стеной из век Имира — так появилось «средиземье».

Трое братьев сотворили и людей: они вытесали из деревьев мужчину и женщину, и нарекли мужчи­ну Ясенем, а женщину — Ивой. Как можно заметить, люди, согласно зачастую противоречивой мифоло­гии, создавались не однажды.

Месяц и Солнце были прекрасными детьми че­ловека. Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо. Солнце-светило боги сделали из языков пламени, а Солнцу-юноше при­казали править конями, впряженными в его колес­ницу. Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе тем, что за небесными светилами го­нятся два чудовищных волка. Сильнейший из волков — Лунный Пес. Существует такое предсказание: «Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц».

Ветви мирового древа, ясеня Иггдрасиля, простерты над все­ми мирами и поднимаются выше неба. Из трех его корней один — в мире богов, второй — в мире великанов, третий — в стране людей. Под последним корнем находится исток всех рек, а дракон подгрызает этот корень снизу, подле корня ясеня, что находится в стране богов, у священного источника Урд.

Мир держится на мировом древе. Когда Иггдрасиль содрог­нется, грянет светопреставление. И падут сразу девять земель: миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, вели­канов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов.

Асгард, жилище богов, - высокая цитадель, но и ее корни все же в земле. Самый знаменитый, невероятно огромный чертог Асгарда зовется Вальхалла. Там пребывают мужи, что героически погиб­ли на поле брани. Воины в Вальхалле проводят свои дни в бес­конечных битвах, черпая в них наслаждение. После битв все ра­неные исцеляются, а убитые оживают.

Те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в подземное царство Хель. Там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи.


Один, верховный бог, обладает чертами древнего индоевро­пейского Небесного Отца. Покровитель викингов Один носит зо­лотой шлем. Он вооружен копьем, что никогда не пролетает мимо цели. Карлики выковали для Одина золотое кольцо, которое каждую девятую ночь рождает восемь новых колец. На плечах Одина сидят два ворона: Хугин («мысль») и Мунин («память»), рассказывая ему все новости, которые слышали, облетая мир. Пища и питье Одина — вино. Он делит еду с двумя волками. Один часто странствует по земле в облике старика с посохом, одноглазого, седобородо­го, в широкополой шляпе.

Тор («Тор с колесницей») — самый сильный из богов и людей. Владеет Тор несокрушимым молотом и Поясом Силы. Тор, постоянно сража­ющийся с великанами, — бог грома. Молот его — гроза, вспышка молнии, удар грома; молния и гром — искры и грохот его колесницы, влеко­мой по небу козлами. Брошенный молот всегда возвращается в руки Тора. Он же покровитель крестьян и рабов-троллей.

Бальдр незлобив, прекрасен лицом и так светел, что от него исходит сияние. Он самый мудрый из асов (асы и ваны — два типа богов в древней Скандинавии). Когда Бальдру приснился сон о неминуе­мой гибели, его мать Фригг взяла со всех жи­вых и неживых существ клятву, что они не при­чинят ему вреда. Злодей Локи хитростью выведал, что омела клятвы не давала, и Бальдр был убит копьем, на конце которого была омела. Освободить доброго бога из Хеля — царства мертвых — можно было только при условии, что весь мир будет его оплаки­вать, что и было в действительности: все жи­вые существа оплакивали его, кроме одной старухи — это был все тот же изменивший об­лик злодей Локи.

Отец Локи — великан Фарбаути, а мать — Лаувейя, что означает «лиственный остров». Возможно, изначально Локи был олицетворе­нием грозного пожара, огня, возникающего от удара молнии в лесное дерево. Он «пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки». Локи иногда вхож в Асгард, но среди асов и ванов держится особняком. У него нет друзей, и он никому не друг, его единственная цель - погубить богов и с ними все мироздание. Мифологический па­радокс: боги прекрасно знают, что среди них находится зло и что в страшном будущем они не справятся с ним, но поделать ничего не могут.

В Хель интригана заточили, когда козни Ло­ки привели к гибели Бальдра. Боги схватили Локи, связали и поместили в Хель, где на лицо ему постоянно капает змеиный яд. Верная же­на, стремясь облегчить муки супруга, собирает его яд в чашу. Когда чаша переполняется и женщине нужно опорожнить ее, часть яда попадает на лицо Локки. Тогда он бьется в су­дорогах, вызывая землетрясения.

Среди потомства Локи - чудовищные дети великанши Ангрбоды («сулящая горе»). Это волк Фенрир, Мировой Змей и Хель. Локи может быть и мужского, и женс­кого пола: так он, обернувшись кобылой, ро­дил коня Одина - восьминогого Слейпнира.

Тюр — борец с великанами, изначально самый сильный из богов. Изображается с одной рукой. Согласно легенде боги узнали, что волк Фенрир собирается уничтожить всех асов, они решили на­деть на него путы с обещанием, что при их изго­товлении не использовали волшебной силы. Волк не поверил, тогда ему в пасть Тюр, который уха­живал за ним, положил руку. Асы обманули вол­ка, а тот откусил Тюру руку.

Фрейр и Фрейя

­тать злого и хитрого Локи — богом или дьяволом? С одной стороны, он вроде бы ас, северный бог, с другой же стороны, за все свои подлые поступки заключен в Хель. Выйдет он оттуда лишь в Рагнарёк (страшный день всеобщей гибели), чтобы отомстить асам.

Валькирии

Древнеисландское слово «валькирия» означает «выбираю­щая мертвых». В эпоху викингов валькирий изображали как дев-воительниц: сверкая оружием, они мчались на летучих ко­нях над полем брани, верша судьбы войны и унося в Вальхаллу павших смертью храбрых.

В самом чертоге они прислуживали избранни­кам. Иногда валькирий называют девами Одина.

­данных, диких. Их имена: Хлёкк («шум битвы»), Гель («вой, стон»), Скёгуль «яростная») и т. п.

Такие существа, наслаждающиеся убийством, предстают перед нами, например, в исландской «Песни валькирий». Эти дикарки, безусловно, тоже связаны с Одином, но с Одином — предво­дителем Дикой Охоты.

Рагнарёк — гибель богов

Миф о Рагнарёке — самый страшный и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарёк» буквально означает «гибель богов». Это понятие включает полное уничтожение всего сущего силами зла, это конец света, по­добный апокалипсису.

Причиной и предвестником Рагнарёка станет паде­ние человеческой нравственности. Три зимы подряд весь мир будет охвачен войной. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не проснется чувство жалости друг к другу. Затем настанет лютая великанс­кая зима Фимбульветр: три зимы подряд круглый год.

горы разло­мятся сверху донизу, и все оковы и цепи Хеля будут разорваны и разбиты. Волк Фенрир вырвется на свободу.

Море хлынет на сушу. Мировой Змей в ярости устре­мится на берег. Корабль Нагльфар, снаряженный в Хеле, возьмет на борт команду мертвецов и под предво­дительством Локи выйдет из болот Хеля. Его подхватит исполинский вал. Волк Фенрир устремится вперед с разверстой пастью: нижняя челюсть будет опущена до земли, верхняя достигнет неба. Пламя будет исходить у него из глаз и ноздрей. А рядом с Волком поползет Мировой Змей, изрыгая из пасти яд на небо и землю.

Расколется небо. Орды противников богов ринутся на землю с огненными мечами. Они воссоединятся с Фенриром и Миро­вым Змеем. Локи приведет туда же несчетное воинство мертве­цов. Здесь же, под водительством Хрумра, будут и все великаны, рожденные из ядовитого инея. Бесчисленные рати выстроятся по огромному полю Вигрид, поднимется бог Хеймдалль и протру­бит в рог Гьяллархорн, поднимая асов и ванов на битву. Один поскачет к источнику мудрости, чтобы испросить совета для себя и своего воинства. Затрепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе содрог­нутся и небо, и земля. Воины и боги вооружатся и выступят на по­ле брани. Впереди Один — в золотом шлеме с копьем Гунгнир в руке. Он выйдет на бой с волком Фенриром. Рядом с ним будет сражаться Тор, но он не сможет помочь Одину, поскольку всту­пит в бой с Мировым Змеем. Фрейр падет замертво.

Бог Тор убьет Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием гада. Волк проглотит Одина. Сын верховного бога Видар пробьется вперед и поставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обу­та в башмак, который делался по частям от начала времен. Видар схватит Волка рукой за верхнюю челюсть и разорвет ему пасть. Волк издохнет. Но злодей Сурт метнет огонь на землю и сожжет весь мир. Так свершится Рагнарёк, гибель богов.

Однако обе «Эдды» повествуют о новом небе, новой земле, но­вом Хеле и населяют их соответствующими обитателями. «Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, поля, не­засеянные, покроются всходами. Возвращаются из Хель Бальдр со своим другом Хёдом. Боги садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и бе­седуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о волке Фенрире. А в роще Иггдрасиля от пламени Сурта укрылись два человека — Лив («жизнь») и Ливтрасир («пышущий жизнью»)... И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир... И... солнце породило дочь, не менее прекрас­ную, чем оно само, и дочь последует путем матери».

­тельных стихах мифа о Рагнарёке говорят о пришествии в мир единого бога, что, по-видимому, можно свя­зано с влиянием хрис­тианства.

«Луна морского коня...»
Поэзия скальдов

Поэзия Раннего Средневековья известна по творчеству скальдов кельтской Британии и особен­ности в Скандинавии.

—XIIIвв. своеобразная поэзия скальдов, которая не имеет параллелей в мировой литературе.

— это поэт и исполнитель произведений. Скальдом мог быть и богатый землевладелец, и викинг, и стран­ник. Скальд — знаток рунического письма, а рунам приписыва­ются магические свойства, и поэтому он владеет тайной силой слова, может колдовать и снимать вражьи чары.

В исландских сагах XII—XIII вв. воссозданы биографии скаль­дов («Сага об Эгиле», «Сага о Гуннлауге Змеином Языке») и вос­произведены образцы их творчества.

Скальды - лирические поэты, непосредственно стихотворе­нием или песней отзывающиеся на события, свидетелями которых они были.

Скальд в Норвегии — в основном лицо, близкое к прави­телю (ярлу или конунгу). В честь покровителя он слагает хва­лебные песни — это самый распространенный жанр поэзии.

По поводу гибели своего владыки скальд поет похоронную песнь — это тоже характерный для лирики скальдов жанр. Из­деваясь над врагами своего покровителя, скальд сочиняет за­дорную и хулительную песню (так называемый нид). Песнь эта, как правило, полна намеков на злободневные темы. Такая поэзия радует соратников своим беспощадным и чаще всего грубым остроумием.

­любленной своего господина, прославляет счастливую сия­тельную пару на свадьбе. Словом, жизнь двора и боевой дружины сопровождается поэтическими комментариями. Из них и мы узнаем о своеобразном очаровании того суро­вого и полного опасностей времени.

Таким образом, поэзия норвежских скальдов может быть названа придворной поэзией, и это во многом огра­ничивало ее художественные возможности.

Исландский же скальд был представителем сравни­тельно свободной страны, деятельной, яркой личностью с выраженной индивидуальностью, которая четко проявлялась в его лирике. Поэтическое творчество в Ис­ландии тесно связано с фольклором.

Через всю полную приключений жизнь известного скальда Эгиля Скалагримссона проходит его ярко выра­женное свободолюбие. Он не желает превращаться просто в придворного певца. Произведения Эгиля вводят читателя в сложный мир исландца эпохи викингов, человека большой ду­ши и могучих страстей. Он бывал и в усадьбах Скандинавии, и в замках англосаксов, и в затерянных среди леса деревнях, и в горных поселках лапландцев, и на расположенных в ревущем океане Фарерских островах.

Известны имена скальдов, воспевших деятельность конунга Харальда Прекрасноволосого, упорно­го и жестокого в своем стремлении создать пер­вое норвежское королев­ство. Так была составлена генеалогия скандинавских героев и конунгов, обосно­вавшая права Харальдова рода на власть над Норве­гией. Воспевались также подвиги конунга Эйрика по прозвищу Кровавая Се­кира.

— кеннинг. Его можно определить как перифраз, построенный по определенным правилам. Одно существительное заменяется двумя новыми, причем одно из них служит определением другого. Так «серп в жатве сеч» следует читать как «меч». Вместо слова «корабль» скальд говорил «олень заливов», а вместо слова «щит» - «луна ладьи», поскольку викинги вешали свои круглые щиты на борт корабля (т. е. оленя заливов). «Конь из дуба» - корабль, «рысь морская» — тоже корабль, «Нанна (богиня) ниток» — девушка.

Сложные кеннинги могли развертываться до бесконечности. Так, если щит - «луна ладьи», а ладья - «конь из дуба», то более сложное обозначение щита — «луна дубового коня».

Прием поэтического иносказания, основанного на цепи ассо­циаций и синонимов, был одним из самых распространенных в скальдической поэзии. Называется он хейти.

Хейти неба: «твердь», «безоблачное», «ураганное», «беспре­дельное», «лучистое», «вьюжное», «верх», «бездонное», «высь», «молния», «покров», «широкосинее».

Хейти солнца: «светило», «круг», «всякое сияние», «пресвет-лое», «лик», «дивное колесо», «целительный свет».

«месяц», «полумесяц», «ущербная», «счет лет» «светило», «светоч», «призрак», «спешащая», «серп», «светлая».

Это обилие метафор и сложных синонимов повлекло за со­бой и усложненность синтаксиса скальдической поэзии, изобилующей инверсиями (нарушениями синтаксиса).

Древняя скандинавская мифология служила скальдам почвой для фантазии и художествен­ных обобщений. Общехристианские идеи, сюжеты, восходящие к христианским преданиям, потерявшие свежесть вычурные метафоры подпитывали поэзию скальдов вплоть до XIV в.

В начале XIII столетия Снорри Стурлусон (1179-1241), уче­ный исландец, посвятил поэзии скальдов трактат «Перечень стихотворных размеров», известный как четвертая часть так называемой «Младшей Эдды». Трактат излагает учение о древнескандинавской метрике и дает представление о ее богатстве и оригинальности.

«Младшая Эдда» вводит нас в самую суть поэтики скальдов. Это поэтика метафоры. В этом причудливом ми­ре претворена в поэзию вся жизнь, окружавшая скальда: его враги и друзья, его возлюбленная, его оружие, родня, северная природа и, конечно, море, для описания которого скальд обладал большим запасом сравнений и образов-загадок.

­ностью обладает и строфика. Исследователи насчитывают более сотни вариантов строфы. В поэзии скальдов появляется и разви­вается и весьма прихотливая, часто внутренняя, рифма. Аллите­рация (повтор одинаковых согласных и их сочетаний на протяжении поэтического произведения) — один из главных принципов скальдической поэзии. Все это свидетельствует о большой поэти­ческой культуре скальдов.

Наряду со сложными формами в поэзии скальдов существо­вало простое восьмистишие - виса. Это был непосредственный отклик на поразившее воображение событие. Зачастую висы но­сили характер эпиграммы.

­ство поэзии скальдов -и стремление именно и прежде всего к изо­щренности формы - име­ло и свои недостатки. Форма достигала заоб­лачных высот, а смысл становился все более ту­манным.

Михаил Гаспа-ров в «Очерке истории европейского стиха» так пишет об этом: «Совер­шенно очевидно, что столь жестко организо­ванный стих теряет вся­кую гибкость, становится достоянием изощренных профессионалов».

Поэзия скальдов - ценнейшее выражение самобытного та­ланта племен и народностей средневековой Скандинавии.

­емами скальдов почти никто не пользуется. Одно из немногих исключений - эльфийские стихи Джона Рональда Руела Толкиена, автора прославленного «Властелина колец». Он наделил сво­их высоких, светловолосых и светлоглазых эльфов явственными нордическими чертами. Будучи выдающимся знатоком средне­вековой поэзии, в своих «эльфийских» стихах Толкиен умело пользуется стилистическими приемами скальдов.