Средневековый театр —
«больше скандала, чем поучения»
Фаблио — еще не театр, но...
Фаблио в переводе с латинского означает «басня, рассказ». Это один из жанров французской городской литературы XII - начала XIV в. Они представляют собой небольшие стихотворные новеллы, целью которых было не только развлекать, но и поучать слушателей. Интересно, что грубоватый юмор соседствует в фаблио с моральным поучением. Авторами этих произведений были люди различного социального положения, молодые клирики, но главным образом жонглеры. Слово «жонглер» в те времена означало вообще бродячего артиста.
ную группу образуют сатирические рассказы, разоблачающие жадность и лицемерие церковников. Другая же группа с большой симпатией и сочувствием изображает жизнь простых людей, полную лишений. Герои проявляют недюжинный ум и смекалку, веселят публику и учат ее не теряться в сложных жизненных ситуациях.
В фаблио широко отображена жизнь Франции X11—X111 вв.: быт и нравы города, жизнь рыцарского замка и деревни. Главные герои фаблио — ловкий крестьянин или горожанин, жадный купец, корыстные представители духовенства, плутоватый судья, хитрая неверная жена. Занимательность сюжетов фаблио обеспечила им популярность среди всех сословий французского общества.
Многие сюжеты фаблио использовали в своих произведениях писатели последующих эпох. Переработка их для театра позволила сформироваться такому жанру, как фарс.
Фарс
Название «фарс» происходит от латинского farcio — «начиняю, фарширую». Словом, пестрая смесь. Это самый популярный комический жанр средневековой драмы. Фарсы - небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие к фаблио.
Фарс возник приблизительно в XIII в. Его расцвет приходится на период, предшествующий эпохе Возрождения. Городская жизнь с ее своеобразной спецификой определила его сюжеты, темы и образы.
жан, отражал их интересы и вкусы. Представители других сословий (дворяне и крестьяне) изображаются в фарсе редко.
В фарсе персонажи представлены не индивидуальными характерами, а готовыми типами — масками. В постановках действуют плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т. п. В фарсе обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции католической церкви, разоблачается разврат монахов. Авторы клеймят феодальные войны. Наибольшую известность получили французские фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др.
Жанр фарса оказал большое влияние на развитие западноевропейского театра, особенно на комедии Мольера и итальянскую комедию дель арте.
Миракль
Миракль (от латинского miraculum — чудо) — средневековая мистерия, сюжетом которой было житие святого, либо чудо Богородицы.
ли настолько популярны, что термин «ми ракль» стал общим названием для духовной драмы. Ревнители морали жаловались, что в этих представлениях «больше скандала, чем поучения».
ния их житий в церкви. Латинские миракли большей частью сочинялись в рифмованных стихах и разыгрывались студентами и молодыми церковниками накануне праздника какого-либо святого. Например, существует ряд таких мираклей, где главным действующим лицом является Св. Николай Чудотворец.
Жан Бодель из Арраса в основу драмы положил известную легенду о том, как «варвар» доверил свое сокровище Св. Николаю. Когда оно было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить награбленное. Саму легенду автор значительно видоизменил: в его пьесе изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних. Вместо неизвестного «варвара» фигурирует сарацинский король, который после возвращения сокровища вместе со своим войском принимает христианство. Наиболее ярко и художественно изображены воры, которые бранятся и кутят, как современные автору аррасские жулики. На этом древнейшем примере видно, что миракли давали большую свободу творчеству и изображению реальной действительности.
Во Франции в XIII в. в городах основываются братства, которые устраивают поэтические состязания для прославления Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают сценки, рассказывающие о чудесах Богоматери. Один большой сборник дошел до нашего времени.
При всей наивности художественных приемов и однообразии действия в этих пьесах наблюдается богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов общества, грубова тое, но яркое выражение страстей, оригинальная обрисовка характеров.
Термин «мистерия» произошел от греческого mysterion, что означает «таинство, тайна». Это жанр европейского религиозного театра позднего Средневековья.
Мистерия возникла из литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов. Она входила в состав рождественской или пасхальной службы. Эти спектакли устраивались прямо в храмах. Для литургической драмы была характерна строгая форма и ритуально-символический характер исполнения. Позднее язык мистерий начал меняться: в него стали проникать народные выражения.
Разнообразные технические приспособления делали зримыми «проваливание в ад» или «вознесение на небеса». Это скорее развлекало публику, что противоречило каноническому характеру литургии. Такое «обмирщение» мистерий привело к тому, что в 1210 г. папа римский Иннокентий III издал указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть. Это сделало их еще более популярными. Росло количество зрителей, вскоре и церковная паперть перестала вмещать всех желающих зрителей, поэтому выступления были перенесены на отгороженные участки площадей и улиц.
лия, которые перемежались, чтобы публика не заскучала, бытовыми интермедиями и комическими номерами.
кольких сотен. Само представление растягивалось на целый день, а то и на несколько дней.
Постепенно религиозные представления позаимствовали эстетику карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции. Не обходилось и без непристойностей. Так мистерия превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. К середине XVI в. практически во всех странах Западной Европы мистерии были запрещены.
Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост. На нем одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители собирались у помоста, а также смотрели на представление из окон и с балконов близлежащих домов.
«Собор Парижской Богоматери».