Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Средневековый театр — «больше скандала,чем поучения»

Средневековый театр —
«больше скандала, чем поучения»

Фаблио — еще не театр, но...

Фаблио в переводе с латинского означает «басня, рассказ». Это один из жанров французской городской литературы XII - начала XIV в. Они представляют собой небольшие сти­хотворные новеллы, целью которых было не только развлекать, но и поучать слушателей. Ин­тересно, что грубоватый юмор соседствует в фаб­лио с моральным поучением. Авторами этих про­изведений были люди различного социального положения, молодые клирики, но главным обра­зом жонглеры. Слово «жонглер» в те времена оз­начало вообще бродячего артиста.

­ную группу образуют сатирические рассказы, разоблачающие жадность и лицемерие церков­ников. Другая же группа с большой симпатией и сочувствием изображает жизнь простых лю­дей, полную лишений. Герои проявляют недюжинный ум и смекалку, веселят публику и учат ее не теряться в сложных жизнен­ных ситуациях.

В фаблио широко отображена жизнь Франции X11—X111 вв.: быт и нравы города, жизнь рыцарского замка и деревни. Главные герои фаблио — ловкий крестьянин или горожанин, жадный купец, корыстные представители духовенства, плутова­тый судья, хитрая неверная жена. Занимательность сюжетов фаблио обеспечила им популярность среди всех сословий французского общества.

Многие сюжеты фаблио использовали в своих произведени­ях писатели последующих эпох. Переработка их для театра по­зволила сформироваться такому жанру, как фарс.

Фарс

Название «фарс» происходит от латинского farcio — «начиняю, фарширую». Словом, пестрая смесь. Это самый популярный комический жанр средневековой драмы. Фарсы - небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие к фаблио.

Фарс возник приблизительно в XIII в. Его расцвет приходится на период, предшествующий эпохе Возрождения. Городская жизнь с ее свое­образной спецификой определила его сюжеты, темы и образы.

­жан, отражал их инте­ресы и вкусы. Предста­вители других сословий (дворяне и крестьяне) изображаются в фарсе редко.

В фарсе персонажи представлены не индиви­дуальными характерами, а готовыми типами — масками. В постановках действуют плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и невер­ная жена и т. п. В фарсе обличается корыстолю­бие богатых горожан, высмеиваются индульген­ции католической церкви, разоблачается разврат монахов. Авторы клеймят феодальные войны. Наибольшую изве­стность получили французские фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др.

Жанр фарса оказал большое влияние на развитие западное­вропейского театра, особенно на комедии Мольера и итальян­скую комедию дель арте.

Миракль

Миракль (от латинского miraculum — чудо) — средневековая мистерия, сюжетом которой было житие святого, либо чудо Бо­городицы.

­ли настолько популяр­ны, что термин «ми­ ракль» стал общим названием для духов­ной драмы. Ревнители морали жаловались, что в этих представле­ниях «больше сканда­ла, чем поучения».

­ния их житий в церкви. Латинские миракли большей частью со­чинялись в рифмованных стихах и разыгрывались студентами и молодыми церковниками накануне праздника какого-либо свя­того. Например, существует ряд таких мираклей, где главным действующим лицом является Св. Николай Чудотворец.

Жан Бодель из Арраса в основу драмы положил известную ле­генду о том, как «варвар» доверил свое сокровище Св. Николаю. Когда оно было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить награбленное. Саму легенду автор значительно ви­доизменил: в его пьесе изображается битва крестоносцев с му­сульманами и победа последних. Вместо неизвестного «варва­ра» фигурирует сарацинский король, который после возвращения сокровища вместе со своим войском принимает христианство. Наиболее ярко и художественно изображены во­ры, которые бранятся и кутят, как современные автору аррасские жулики. На этом древнейшем примере видно, что миракли давали большую свободу творчеству и изображению реальной действительности.

Во Франции в XIII в. в городах основываются братства, которые устраивают поэтические состязания для прославления Богороди­цы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают сценки, рассказывающие о чудесах Богоматери. Один большой сборник дошел до нашего времени.

При всей наивности художественных приемов и однообразии действия в этих пьесах наблюдается богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов общества, грубова­ тое, но яркое выражение страстей, оригинальная обрисовка ха­рактеров.

Термин «мистерия» произошел от греческого mysterion, что означает «таинство, тайна». Это жанр европейского религиозно­го театра позднего Средневековья.

Мистерия возникла из литургичес­кой драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельс­ких эпизодов. Она входила в состав рождественской или пасхальной службы. Эти спектакли устраивались прямо в храмах. Для литургической драмы была характерна строгая фор­ма и ритуально-символический ха­рактер исполнения. Позднее язык мистерий начал меняться: в него ста­ли проникать народные выражения.

Разнообразные технические приспо­собления делали зримыми «проваливание в ад» или «возне­сение на небеса». Это скорее развлекало публику, что проти­воречило каноническому характеру литургии. Такое «обмирщение» мистерий привело к тому, что в 1210 г. папа римский Иннокентий III издал указ о запрещении литурги­ческой драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть. Это сделало их еще более популярными. Росло количе­ство зрителей, вскоре и церковная паперть перестала вмещать всех желающих зрителей, поэтому выступления были перенесе­ны на отгороженные участки площадей и улиц.

­лия, которые перемежались, чтобы публика не заскучала, быто­выми интермедиями и комическими номерами.

­кольких сотен. Само представление растягивалось на целый день, а то и на несколько дней.

Постепенно религиозные представления позаимствовали эсте­тику карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции. Не обходилось и без непристойностей. Так мистерия превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. К середине XVI в. практически во всех странах Западной Европы мистерии были запрещены.

Обычно мистерии показывались во время об­щих городских праздников. На площади воздви­гался длинный помост. На нем одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители собирались у помоста, а также смотрели на представление из окон и с балконов близлежащих домов.

«Собор Парижской Богоматери».