Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
«Потрясатель сцены» Уильям Шекспир

«Потрясатель сцены»
Уильям Шекспир (1564-1616)

Великий драматург родился в семье торговца и по­чтенного горожанина Джона Шекспира. Известно, что предки Шекспира в течение нескольких веков занима­лись хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. Процветание семьи был подвержено ударам судьбы, за ко­торыми последовало медленное разорение. Около 1580 г. юному Уильяму пришлось бросить школу, кото­рая предлагала достаточно высокий уровень образова­ния. Пришлось зарабатывать на жизнь. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 г., совсем мо­лодым, он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденным последствием любовного увле­чения: в мае следующего года родился первый ребенок молодой пары - дочь Сьюзен. В феврале 1585 г. на свет появилась двойня — сын и дочь. Около 1587 г. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «ут­раченные», или «темные», годы, о которых биографам досто­верно ничего неизвестно.

Лондон

На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы он создает свою первую историческую хронику «Генрих VI». Став благодаря своему творчеству достаточно заметной фигурой, Шекс­пир сразу же «удостоился» ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «универ­ситетские умы» Роберта Грина. Ревнивец назвал начинающего автора «потрясателем сцены». Здесь задействована каламбурная игра на фамилии Шекспира (Shakespeare - буквально «потрясающий копьем»). Одновременно ис­пользовался образ вороны, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI»). Первый сохранившийся отзыв был критическим, но неприкрытая зависть коллег значит больше, чем их снисхо­дительная похвала.

Шекспир много работает в театре, но сценическая конкуренция прекращается на несколько лет из-за траге­дии, постигшей Англию. В 1592—1594 гг. лондонские общественные места закрываются из-за эпидемии чумы.

Во время невольной паузы Шекспир продолжает писать. Он создает несколько пьес: «Комедию ошибок» и «Укро­щение строптивой»«кровавой трагедии» («Тит Андроник»). Не огра­ничиваясь жанрами драматургии, Шекспир также выпускает в свет - впервые под своим именем! - поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция».

­няется к новому составу труппы лорда-камергера, кото­рая называлась так по должности ее покровителя. Из об­ щества драматургов пропали «университетские умы» - умерли или перестали писать для театра. Начинается эпоха Шекспира.

Вот что писал один из современников великого драма­турга Ф. Мерез в 1597 г.: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены».

Театр «Глобус»

В 1590-х г. в жизни писателя начинается период, который принято считать первым в шекспировском творчестве: в это вре­мя Шекспир создает все свои основные хроники, а также большинство комедий. Это настоящий творческий взлет!

В 1595~159б гг. написана трагедия «Ромео и Джульетта». Вслед за ней «Венецианский купец» — первая комедия, которую впос­ледствии назовут «серьезной».

Осенью 1599 г. открывается театр «Глобус». Над вхо­дом — слова: «Весь мир — театр». Подразумевается продол­жение: «... и люди в нем актеры». Шекспир — один из совла­дельцев театра, актер труппы и главный драматург. В этом же году он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и коме­дию «Как вам это понравится». Шекспира привлекает разра­ботка новых характеров, что позволит ему создать годом позже «Гамлет».

— самой знаменитой — пьесы начи­нается период «великих трагедий» (1601-1606). К этим ли­тературным и театральным сокровищам принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «» (1606).

Тон комедий становится все более серьезным, а иногда и вовсе мрачным, например в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «кончается» (1603), «Мера за меру» (1604).

Неожиданное возвращение в Стратфорд

28 марта 1603 г. умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт. Он унаследо­вал и корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труп­пу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слу­гами Его Величества короля».

После 1606 г. начинается так называемый последний период шекспировского творчества, за­вершившийся в 1613 г. его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Кле­опатра», «», «Тимон Афинский»).

Самыми последними были загадочные и «романтические» пьесы, в числе которых «» и «Буря» (1610-1612).

Причиной неожиданного прекращения столь удачной карье­ры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь.

В марте 1616 г. Шекс­пир составляет и подпи­сывает завещание. Оно впоследствии вызовет много недоумений по поводу его личности и станет поводом к то­му, что назовут «шекс­пировским вопросом»

­ дился, — 23 апреля. Два дня спустя состоялось погребение в ал­таре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, о чем и бы­ла сделана запись в метрической книге.

«Шекспировский канон»

При жизни Шекспира его произведения не были собраны воедино. Отдельно печатались поэмы, сборники сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называе­мых «пиратских изданиях» с искаженным текстом, за которыми в виде опроверже­ния следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти книги получили название кварто.

После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров было подготовлено первое пол­ное собрание его сочинений, включаю­щее 36 пьес, так называемое «первое фолио». Восемнадцать из них ранее во­обще не печатались.

«Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жиз­неутверждающим пафосом. Это коме­дии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шу­ма из ничего» (1598).

«Ромео и Джульетта» (1595) тоже, несмотря на печальный финал, исполнена всепогло­щающей любви и радости.

В трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», в лирико-философских «Сонетах» нравственные и политические конфликты эпохи осмыслены как вечные, неустранимые. Мир устроен так, что высшие человеческие ценности — добро, досто­инство, честь, справедливость — неизбежно извращаются и тер­пят трагическое поражение. А поиски оптимистического реше­ния конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка», «Буря».

Хроники

Начало творческой деятельности Шекспира — пьесы о собы­тиях национальной истории. Основные шекспировские хроники образуют две тетралогии.

Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ри­чард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596~1598) и «Генрих V» (1599). Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу.

­рическая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Вре­мя, — это Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не спо­собна удержать его в том случае, если государь, упоенный властью, нарушает законы нравственности и превращает исто­рию в политический спектакль.

Тема второй тетралогии - становление национального госу­дарства. Хроника «Генрих IV» повествует о захвате власти Ген­рихом IV, родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального короля Генриха V. Под началом яркого ко­мического персонажа сэра Джона Фальстафа в кабаках и на большой дороге проходит «школу жизни» принц Генрих. Он черпает силу и оптимизм в народной смеховой культуре, от все­го, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит само Средневе­ковье с его рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника принца.

В финале пьесы «Ген­рих IV», когда принц коронован, Фальстаф изгоняется, ибо вовсе не по законам приро­ды существует госу­дарственный порядок.

Комедии

Комедия Шекспира не была сатирической. Этим она резко отличается от всего последующего развития жанра. Смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости.

— шут, которому при­суще знание жизни, какова она есть. Шут выявляет подлинность событий, отвергая все наносное. Шут является носителем спра­ведливости даже в трагедиях, чему свидетельством «Король Лир».

Все ранние комедии Шекспира по жанру могут быть определены по названию первой из них — «Ко­медия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Ко­медии ошибок» были образцы ан­тичной, римской комедии, то ко­медия «Укрощение строптивой», увидевшая свет в 1594 г., указыва­ет на другой источник шекспиро­вского смеха — народный карна­вал.

Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить. Ведь суть конфликта вовсе не в ее характе­ре — сильном, искреннем, лишен­ном мелочности, а потому на са­мом деле куда менее капризном, чем у многих других героинь. Суть в том, что еще не нашелся укроти­тель.

Манерные изнеженные же­ нихи Бьянки... Их невозможно представить рядом со свободо­любивой Катариной. Когда появился Петруччо, все встало на свои места. Мир в этой комедии изображен с карнавальным гротеском: и первоначальная строптивость жены, и тирания му­жа, и наконец мораль под занавес. Без поправки на карнавальность нельзя воспринимать ни довольно жестоких первоначаль­но мер перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в адрес других строптивицев.

Комедия «Сон в летнюю ночь» повествует о прихотливости любовного чувства. Любовь ассоциируется с вечным чудом при­роды, которое в комедии воплощается в волшебном мире леса, где правят Оберон, Титания, эльфы.

­ния, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но по­степенно отношение Шекспира к неприхот­ливым перипетиям ме­няется.

В поздних ко­медиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия, на­капливающиеся изме­нения в мировоззрении автора становятся оче­видны. Противоречивы характеры, конфликтны обстоятельства. Разлад становится неотъемле­мой чертой мира, в ко­тором живут герои.

Поздние комедии Шекспира называют серьезными, драмати­ческими и проблемными.

Cонеты

Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593 -1600 гг. В 1609 г. вышло единственное прижизненное издание соне­тов с посвящением, которое и по сей день продолжает оставать­ся одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таин­ственному W. Н.

­ком сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продол­жить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Поэт намеренно сохраняет дистанцию, то ли необходимую для его чувства, близкого к поклонению, то ли продиктованную социальным различием.

Существует версия, что адресатом сонетов был юный арис­тократ, предположительно граф Саутгемптон или граф Пембрук.

Любовь дарит поэзии вдохновение, но, в свою очередь, от нее получает в дар вечность. О силе поэзии, способной победить время, говорится во многих сонетах. Любви поэта сопутствует мучительное чувство: увы, друг непостоянен в своей привязан­ности. Это касается и его поэтических пристрастий. Появляется поэт-соперник.

Вторая часть сборника посвящена Смуглой леди. Воспевае­мый Шекспиром тип красоты звучит вызовом традиции, восхо­дящей к небесной любви, например Франчески Петрарки. Ре­ально существующая Смуглая леди противопоставлена идеальной ангельски-белокурой донне. Шекспир опровергает все поэтические штампы:«Я не хочу хвалить любовь мою - я ни­кому ее не продаю».

Ее глаза на звезды не похожи,

Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,


И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

(Перевод С. Маршака)

Трагедии

­ляется первая подлинно шекспировская траге­дия — «Ромео и Джульетта». Главному герою Ро­мео в любви к Джульетте предстоит познать самого себя и окружающий мир.

Шекспир, как и все гуманисты, передовые мыслители эпохи Возрождения, выступал про­тив любых проявлений дикости и варварских нравов. То, что в Средние века было «нормой жизни», - кровная месть, храбрость, проявляемая в сражении с противником, кото­рый виноват лишь в том, что принадлежит к другому клану, — сменяется проповедью красоты, любви, полноты жизни.

В трагедии «Ромео и Джульетта» мы видим праздничный жи­вописный мир Италии эпохи Возрождения.

­тике героев. Индивидуальна их речь, своеобразно поведение.

Действующие лица — не маски, не клише, а живые люди. Они неоднозначны - как это бывает в реальной жизни. Любящая кормилица с ее грубоватым народным юмором покрывает поступки своей «голубки», способствует ее тайному браку - и тут же советует все забыть и выйти замуж за Париса.

Задира Меркуцио необычайно остроумен, образован и обла­дает несомненным творческим началом — это проявляется в его фантастических монологах и в подшучивании над Ромео.

Воплощением смирения и одновременно деятельного добра является братЛоренцо.

Но главное - развитие великой и прекрасной страсти, возвы­шенной и самоотверженной любви. Вся трагедия «Ромео и Джульетта» — поэтический гимн ра­дости жизни, которая полнее всего воплощается в отношениях влюбленных.

­смысленность вражды дворянских семей Монтекки и Капулетти, послужившей причиной гибели двух юных прекрасных созданий.

Несмотря на трагический финал, пьеса не оставляет у читателя ощущения безнадежности - ведь любовь торжествует и в смер­ти.

Прототипом героя «Гамлета» был полуле­гендарный принц Ам-лет. Чтобы отомстить за смерть отца, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он хит­ро обходит все ловуш­ки и свершает свою месть. Однако, стре­мясь отомстить за отца, Амлет в отличие от Гам­лета, ничуть не колеб­лется.

Новизна и достоинство трагедии «Гамлет» сказались в том, что, размышляя о необходимос­ти совершения поступка, герой размышляет над его последствиями и как бы предощущает то, что можно назвать нравственной ответственностью.

Трагедия «Гамлет» является одной из высо­чайших вершин творчества Шекспира. Это самое глубокое творение великого драматурга.

Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром на английском языке в Лондоне в 1601 г. и постав­лена в театре «Глобус» в царствование королевы Елизаветы I.

Многогранность, неоднозначность характера Гамлета — одно из величайших художественных достижений Шекспира.

­ществлением своей мести?

Великий Гете следующим образом характеризу­ет Гамлета: «Великое деяние, возложенное на душу, которой деяние это не под силу... Прекрасное, чистое, благо­родное, высоконравственное существо, лишенное силы чувства, делающей героя, гибнет под бременем, которого он не мог ни снести, ни сбросить. Всякий долг для него священен, а этот — непо­мерно тяжел. От него требуют невозможного — невозможного не самого по себе, а того, что для него невозможно...»

Многие критики считали, что Гамлет будто бы не может при­мирить жажду мести с необходимостью самому убить человека.

Внимания заслуживает также та точка зрения, что возмездие должно быть справедливым.

Гамлет перед самим собой должен подтвердить вину убий­цы. Ведь призрак мог быть дьявольским наваждением и наме­ренно солгать.

«Гамлета» страдает меланхоли-ей, типичной — и даже «модной» — для людей шекспировской эпохи. Однако эта меланхолия обусловлена глубоким потрясением.

Имя Гамлета стало нарицательным для обозначения рефлек­сии — мучительного самокопания, болезненного философство­вания.

В трагедии сплетены судьбы многих людей — и это обеспечи­вает возрастание драматического напряжения. Гамлет, наблю­дая дворцовую жизнь, чувствует и понимает лживость всего происходящего. Он в своих речах срывает маски, обнажает ис­тинное положение вещей, осмеивает, осуждает.

«Гамлет» — трагедия, автор и герой которой обнажают перед зрителем и читателем все мировое зло, призывая найти его ис­токи и способы борьбы с ним.

Гамлет не только глубоко мыслит, но и страстно переживает. Так, измена матери памяти отца глубоко потрясает его, приводя к мыслям о самоубийстве — даже тогда, когда он не знает, что его отец был убит.

«время вывихнуло сустав», т. е. разрушены вечные основы жизни, а именно «распалась связь времен».

Студент Виттенбергского универ­ситета помышлял о бытии в мире добра, красоты, любви. А ему прихо­дится жить в мире зла и бороться с ним. Гамлет — воплощенная совесть своего столетия.

В заглавном монологе «Быть или не быть?» поднимается одновременно множество вопросов. Молча страдать от зла или бороться против него — это лишь одна сторона проблемы. Само­убийство — самоустранение от жизни. Но жизнь души после смерти будет омрачена - и сны будут «дурными». Задача героя - восстановление чело­вечности.

Гамлет завещает своему другу Го­рацио поведать о его судьбе, чтобы эта борьба мысли и духа послужила примером для остающихся в живых.

Разлад героя с историческим временем будет и далее траги­чески нарастать в шекспировских пьесах. В великих трагедиях, написанных после «Гамлета», предпринимается последняя по­пытка цельного и прекрасного героя пробиться в мир: лю­бовью — силой — Макбет, добром — Лир. Это не удается: время (эпоха) непроницаемо для них. Более того — им и внутрен­не не дано противостоять его разрушительному воздействию.

Чем более велик человек, тем страшнее совершается его паде­ние. «Зло есть добро, добро есть зло» (перевод Б. Пастернака) - зловещим рефреном звучит заклинание ведьм в «Макбете».

«Век вывихнул сустав» («Гамлет»). Прежнее единство распа­лось.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,

И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!

«Шекспировский вопрос»

Источником огорчений и сомнений для би­ографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о коль­цах на память для друзей, но ни слова — о кни­гах, рукописях. Как будто умер не великий писатель, а зау­рядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспиро­вский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже столько лет находится немало сто­ронников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не пу­тешествовал, не учился в университете. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры».

Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира, величайший из «университетских умов», драматург Кристофер Марло.

«Шекспиры» искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд. Полагали, что только присущее им образование, положение в обще­стве и при дворе, возможность путешествовать могли обеспечить широкий кругозор, который есть в пьесах. У них могли быть причины скры­вать свое настоящее имя, на которое якобы пят­ном позора, по тогдашним представлениям, легло бы ремесло драматурга.

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргу­мент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдель­ных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали сборник произведений, а четы­ре поэта, включая величайшего из современников Шекспира, верного друга Бена Джонсона, прославили это имя. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Ник­то из современников и потомков вплоть до конца XVIII в. не усомнился в авторстве великого драматурга. Можно ли предпо­ложить, что тайна, в которую могли быть посвящены десятки людей, хранилась так долго?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не би­ографическая загадка, а тайна гения.

Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократ­но экранизировано.