«Потрясатель сцены»
Уильям Шекспир (1564-1616)
Великий драматург родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Известно, что предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. Процветание семьи был подвержено ударам судьбы, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 г. юному Уильяму пришлось бросить школу, которая предлагала достаточно высокий уровень образования. Пришлось зарабатывать на жизнь. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 г., совсем молодым, он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденным последствием любовного увлечения: в мае следующего года родился первый ребенок молодой пары - дочь Сьюзен. В феврале 1585 г. на свет появилась двойня — сын и дочь. Около 1587 г. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные», или «темные», годы, о которых биографам достоверно ничего неизвестно.
Лондон
На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы он создает свою первую историческую хронику «Генрих VI». Став благодаря своему творчеству достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же «удостоился» ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы» Роберта Грина. Ревнивец назвал начинающего автора «потрясателем сцены». Здесь задействована каламбурная игра на фамилии Шекспира (Shakespeare - буквально «потрясающий копьем»). Одновременно использовался образ вороны, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI»). Первый сохранившийся отзыв был критическим, но неприкрытая зависть коллег значит больше, чем их снисходительная похвала.
Шекспир много работает в театре, но сценическая конкуренция прекращается на несколько лет из-за трагедии, постигшей Англию. В 1592—1594 гг. лондонские общественные места закрываются из-за эпидемии чумы.
Во время невольной паузы Шекспир продолжает писать. Он создает несколько пьес: «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой»«кровавой трагедии» («Тит Андроник»). Не ограничиваясь жанрами драматургии, Шекспир также выпускает в свет - впервые под своим именем! - поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция».
няется к новому составу труппы лорда-камергера, которая называлась так по должности ее покровителя. Из об щества драматургов пропали «университетские умы» - умерли или перестали писать для театра. Начинается эпоха Шекспира.
Вот что писал один из современников великого драматурга Ф. Мерез в 1597 г.: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены».
Театр «Глобус»
В 1590-х г. в жизни писателя начинается период, который принято считать первым в шекспировском творчестве: в это время Шекспир создает все свои основные хроники, а также большинство комедий. Это настоящий творческий взлет!
В 1595~159б гг. написана трагедия «Ромео и Джульетта». Вслед за ней «Венецианский купец» — первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной».
Осенью 1599 г. открывается театр «Глобус». Над входом — слова: «Весь мир — театр». Подразумевается продолжение: «... и люди в нем актеры». Шекспир — один из совладельцев театра, актер труппы и главный драматург. В этом же году он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится». Шекспира привлекает разработка новых характеров, что позволит ему создать годом позже «Гамлет».
— самой знаменитой — пьесы начинается период «великих трагедий» (1601-1606). К этим литературным и театральным сокровищам принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «» (1606).
Тон комедий становится все более серьезным, а иногда и вовсе мрачным, например в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «кончается» (1603), «Мера за меру» (1604).
Неожиданное возвращение в Стратфорд
28 марта 1603 г. умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт. Он унаследовал и корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами Его Величества короля».
После 1606 г. начинается так называемый последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 г. его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «», «Тимон Афинский»).
Самыми последними были загадочные и «романтические» пьесы, в числе которых «» и «Буря» (1610-1612).
Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь.
В марте 1616 г. Шекспир составляет и подписывает завещание. Оно впоследствии вызовет много недоумений по поводу его личности и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом»
дился, — 23 апреля. Два дня спустя состоялось погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, о чем и была сделана запись в метрической книге.
«Шекспировский канон»
При жизни Шекспира его произведения не были собраны воедино. Отдельно печатались поэмы, сборники сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с искаженным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти книги получили название кварто.
После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров было подготовлено первое полное собрание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое «первое фолио». Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.
«Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Это комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598).
«Ромео и Джульетта» (1595) тоже, несмотря на печальный финал, исполнена всепоглощающей любви и радости.
В трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», в лирико-философских «Сонетах» нравственные и политические конфликты эпохи осмыслены как вечные, неустранимые. Мир устроен так, что высшие человеческие ценности — добро, достоинство, честь, справедливость — неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. А поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка», «Буря».
Хроники
Начало творческой деятельности Шекспира — пьесы о событиях национальной истории. Основные шекспировские хроники образуют две тетралогии.
Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596~1598) и «Генрих V» (1599). Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу.
рическая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Время, — это Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не способна удержать его в том случае, если государь, упоенный властью, нарушает законы нравственности и превращает историю в политический спектакль.
Тема второй тетралогии - становление национального государства. Хроника «Генрих IV» повествует о захвате власти Генрихом IV, родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального короля Генриха V. Под началом яркого комического персонажа сэра Джона Фальстафа в кабаках и на большой дороге проходит «школу жизни» принц Генрих. Он черпает силу и оптимизм в народной смеховой культуре, от всего, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит само Средневековье с его рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника принца.
В финале пьесы «Генрих IV», когда принц коронован, Фальстаф изгоняется, ибо вовсе не по законам природы существует государственный порядок.
Комедии
Комедия Шекспира не была сатирической. Этим она резко отличается от всего последующего развития жанра. Смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости.
— шут, которому присуще знание жизни, какова она есть. Шут выявляет подлинность событий, отвергая все наносное. Шут является носителем справедливости даже в трагедиях, чему свидетельством «Король Лир».
Все ранние комедии Шекспира по жанру могут быть определены по названию первой из них — «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой», увидевшая свет в 1594 г., указывает на другой источник шекспировского смеха — народный карнавал.
Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить. Ведь суть конфликта вовсе не в ее характере — сильном, искреннем, лишенном мелочности, а потому на самом деле куда менее капризном, чем у многих других героинь. Суть в том, что еще не нашелся укротитель.
Манерные изнеженные же нихи Бьянки... Их невозможно представить рядом со свободолюбивой Катариной. Когда появился Петруччо, все встало на свои места. Мир в этой комедии изображен с карнавальным гротеском: и первоначальная строптивость жены, и тирания мужа, и наконец мораль под занавес. Без поправки на карнавальность нельзя воспринимать ни довольно жестоких первоначально мер перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в адрес других строптивицев.
Комедия «Сон в летнюю ночь» повествует о прихотливости любовного чувства. Любовь ассоциируется с вечным чудом природы, которое в комедии воплощается в волшебном мире леса, где правят Оберон, Титания, эльфы.
ния, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к неприхотливым перипетиям меняется.
В поздних комедиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия, накапливающиеся изменения в мировоззрении автора становятся очевидны. Противоречивы характеры, конфликтны обстоятельства. Разлад становится неотъемлемой чертой мира, в котором живут герои.
Поздние комедии Шекспира называют серьезными, драматическими и проблемными.
Cонеты
Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593 -1600 гг. В 1609 г. вышло единственное прижизненное издание сонетов с посвящением, которое и по сей день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таинственному W. Н.
ком сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Поэт намеренно сохраняет дистанцию, то ли необходимую для его чувства, близкого к поклонению, то ли продиктованную социальным различием.
Существует версия, что адресатом сонетов был юный аристократ, предположительно граф Саутгемптон или граф Пембрук.
Любовь дарит поэзии вдохновение, но, в свою очередь, от нее получает в дар вечность. О силе поэзии, способной победить время, говорится во многих сонетах. Любви поэта сопутствует мучительное чувство: увы, друг непостоянен в своей привязанности. Это касается и его поэтических пристрастий. Появляется поэт-соперник.
Вторая часть сборника посвящена Смуглой леди. Воспеваемый Шекспиром тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви, например Франчески Петрарки. Реально существующая Смуглая леди противопоставлена идеальной ангельски-белокурой донне. Шекспир опровергает все поэтические штампы:«Я не хочу хвалить любовь мою - я никому ее не продаю».
Ее глаза на звезды не похожи,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
(Перевод С. Маршака)
Трагедии
ляется первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео и Джульетта». Главному герою Ромео в любви к Джульетте предстоит познать самого себя и окружающий мир.
Шекспир, как и все гуманисты, передовые мыслители эпохи Возрождения, выступал против любых проявлений дикости и варварских нравов. То, что в Средние века было «нормой жизни», - кровная месть, храбрость, проявляемая в сражении с противником, который виноват лишь в том, что принадлежит к другому клану, — сменяется проповедью красоты, любви, полноты жизни.
В трагедии «Ромео и Джульетта» мы видим праздничный живописный мир Италии эпохи Возрождения.
тике героев. Индивидуальна их речь, своеобразно поведение.
Действующие лица — не маски, не клише, а живые люди. Они неоднозначны - как это бывает в реальной жизни. Любящая кормилица с ее грубоватым народным юмором покрывает поступки своей «голубки», способствует ее тайному браку - и тут же советует все забыть и выйти замуж за Париса.
Задира Меркуцио необычайно остроумен, образован и обладает несомненным творческим началом — это проявляется в его фантастических монологах и в подшучивании над Ромео.
Воплощением смирения и одновременно деятельного добра является братЛоренцо.
Но главное - развитие великой и прекрасной страсти, возвышенной и самоотверженной любви. Вся трагедия «Ромео и Джульетта» — поэтический гимн радости жизни, которая полнее всего воплощается в отношениях влюбленных.
смысленность вражды дворянских семей Монтекки и Капулетти, послужившей причиной гибели двух юных прекрасных созданий.
Несмотря на трагический финал, пьеса не оставляет у читателя ощущения безнадежности - ведь любовь торжествует и в смерти.
Прототипом героя «Гамлета» был полулегендарный принц Ам-лет. Чтобы отомстить за смерть отца, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он хитро обходит все ловушки и свершает свою месть. Однако, стремясь отомстить за отца, Амлет в отличие от Гамлета, ничуть не колеблется.
Новизна и достоинство трагедии «Гамлет» сказались в том, что, размышляя о необходимости совершения поступка, герой размышляет над его последствиями и как бы предощущает то, что можно назвать нравственной ответственностью.
Трагедия «Гамлет» является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это самое глубокое творение великого драматурга.
Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром на английском языке в Лондоне в 1601 г. и поставлена в театре «Глобус» в царствование королевы Елизаветы I.
Многогранность, неоднозначность характера Гамлета — одно из величайших художественных достижений Шекспира.
ществлением своей мести?
Великий Гете следующим образом характеризует Гамлета: «Великое деяние, возложенное на душу, которой деяние это не под силу... Прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо, лишенное силы чувства, делающей героя, гибнет под бременем, которого он не мог ни снести, ни сбросить. Всякий долг для него священен, а этот — непомерно тяжел. От него требуют невозможного — невозможного не самого по себе, а того, что для него невозможно...»
Многие критики считали, что Гамлет будто бы не может примирить жажду мести с необходимостью самому убить человека.
Внимания заслуживает также та точка зрения, что возмездие должно быть справедливым.
Гамлет перед самим собой должен подтвердить вину убийцы. Ведь призрак мог быть дьявольским наваждением и намеренно солгать.
«Гамлета» страдает меланхоли-ей, типичной — и даже «модной» — для людей шекспировской эпохи. Однако эта меланхолия обусловлена глубоким потрясением.
Имя Гамлета стало нарицательным для обозначения рефлексии — мучительного самокопания, болезненного философствования.
В трагедии сплетены судьбы многих людей — и это обеспечивает возрастание драматического напряжения. Гамлет, наблюдая дворцовую жизнь, чувствует и понимает лживость всего происходящего. Он в своих речах срывает маски, обнажает истинное положение вещей, осмеивает, осуждает.
«Гамлет» — трагедия, автор и герой которой обнажают перед зрителем и читателем все мировое зло, призывая найти его истоки и способы борьбы с ним.
Гамлет не только глубоко мыслит, но и страстно переживает. Так, измена матери памяти отца глубоко потрясает его, приводя к мыслям о самоубийстве — даже тогда, когда он не знает, что его отец был убит.
«время вывихнуло сустав», т. е. разрушены вечные основы жизни, а именно «распалась связь времен».
Студент Виттенбергского университета помышлял о бытии в мире добра, красоты, любви. А ему приходится жить в мире зла и бороться с ним. Гамлет — воплощенная совесть своего столетия.
В заглавном монологе «Быть или не быть?» поднимается одновременно множество вопросов. Молча страдать от зла или бороться против него — это лишь одна сторона проблемы. Самоубийство — самоустранение от жизни. Но жизнь души после смерти будет омрачена - и сны будут «дурными». Задача героя - восстановление человечности.
Гамлет завещает своему другу Горацио поведать о его судьбе, чтобы эта борьба мысли и духа послужила примером для остающихся в живых.
Разлад героя с историческим временем будет и далее трагически нарастать в шекспировских пьесах. В великих трагедиях, написанных после «Гамлета», предпринимается последняя попытка цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью — силой — Макбет, добром — Лир. Это не удается: время (эпоха) непроницаемо для них. Более того — им и внутренне не дано противостоять его разрушительному воздействию.
Чем более велик человек, тем страшнее совершается его падение. «Зло есть добро, добро есть зло» (перевод Б. Пастернака) - зловещим рефреном звучит заклинание ведьм в «Макбете».
«Век вывихнул сустав» («Гамлет»). Прежнее единство распалось.
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
«Шекспировский вопрос»
Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?
Вот уже столько лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры».
Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира, величайший из «университетских умов», драматург Кристофер Марло.
«Шекспиры» искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать могли обеспечить широкий кругозор, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора, по тогдашним представлениям, легло бы ремесло драматурга.
Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали сборник произведений, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира, верного друга Бена Джонсона, прославили это имя. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков вплоть до конца XVIII в. не усомнился в авторстве великого драматурга. Можно ли предположить, что тайна, в которую могли быть посвящены десятки людей, хранилась так долго?
Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения.
Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано.