Греческая мифология оказала большое влияние на культуру всего человечества. Посмотри на звездное небо — там видны созвездия Персея, Кассиопеи, Лебедя, Дракона. Общепринятые символы, олицетворяющие их, а также их названия пришли к нам от древних греков. В картинных галереях множество произведений, основанных на тематике греческих мифов.
Со сцены и в наше время не сходят драматические постановки и балеты, где главные герои - из Древней Греции. Совсем неудивительно, что в различных интерпретациях приключения греческих героев стали любимым чтением детей. Мультфильмы об аргонавтах, кинофильмы о Геракле - все это интересно и взрослым.
Греческие мифы - детство человечества. Законы природы, ее явления представлялись первобытным людям неким нагромождением. Надо было упорядочить хотя бы восприятие непонятных, но грозных сил.
Одушевленной представляется земля, которая рождает небо и питает его, как она питает все на свете. Древнейшая мифология — мифология матриархата, ее часто называют хтонической, т. е., прежде всего обращенной к природным силам земли и подземного мира. Фантазия создает ужасных чудовищ: многоголовых, сторуких, наделенных огромной пастью и змеиными хвостами: Лер- нейская гидра, Ехидна, Химера, страж Аида - пес Цербер...
Магической мощью наделялась не только непосредственно земля, но и весь мир. Боги и духи обитали и в воде, и в кронах деревьев. На заре культуры боги почитались в виде фетишей — простых фигур, наделенных свойствами казнить и миловать. Так, Зевс первоначально был почитаем в виде каменной пирамиды или колонны. Геру в Беотии представлял обрубок древесного ствола...
Поклонение камням сохранялась и в более позднее время.
Олимпийский период
Меняется общественное устройство — меняются и мифы.
В мифологии олимпийского периода, связанного с переходом от матриархата к патриархату, появляются герои. Они расправляются с чудовищными тварями, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. От его же руки гибнут два чудовищных великана — От и Эфиальт, которые мечтали завладеть Олимпом. Персей убивает Медузу, Беллерофонт — Химеру. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.
Появляется верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги. На горе Олимп существует своего рода патриархальная община, где Зевс - главный.
На первый план выходят боги более совершенного типа. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра — культурного земледелия. Мудрая Афина Паллада сменяет необузданного Ареса, она сторонница честной и организованной войны. Афродита сделалась богиней любви и красоты, Гестия — богиней домашнего очага. Артемида сохранила древние охотничьи функции, но теперь она - красивая и стройная, хорошо относится к людям.
Словом, все некогда примитивные божества сделались более одухотворенными, благородными, возвышенными. Человек уже не так боится богов, потому что власть его над природой возросла. Если раньше нимфы (наяды, нереиды, дриады) были воплощением дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной.
Герой Прометей даровал людям не только украденный у олимпийцев огонь, но и зачатки цивилизации. Его дар сделал человечество независимым от воли богов и страха перед ними. Когда герой Геракл освобождает Прометея, между ним и Зевсом происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея и по большому счету человечности.
Греческим богам свойственны людские страсти и слабости, они воюют между собой, обманывают, любят и ненавидят, мстят и прощают. В поздний период мифологическое мышление древних греков становится источником вдохновения не только для искусства, но и для философии, науки.
Небесами, морями и подземным царством правили соответственно Зевс, Посейдон и Аид. Однако последние два подчинялись Зевсу. Все двенадцать богов жили на горе Олимп, нежащейся в лучах вечного света. На Олимпе боги имели свои дворцы, где они проводили время в танцах и пирах. Пищей им служили амброзия и нектар. Боги были прекрасны собой и бессмертны. Древние греки считали, что боги постоянно участвуют в жизни смертных с момента рождения до смерти. Они могут быть как справедливыми и милосердными, так и мстительными, грозными.
Крылатые выражения из греческих мифов
Авгиевы конюшни. Очищение конюшен царя Авгия — один из подвигов Геракла. Герой очистил авгиевы конюшни в один день, направив через них воды двух бурных рек.
док. Также относится к запутанным делам,
Аркадская идиллия. Выражение означает счастливую безмятежную жизнь на лоне природы. Происходит от Аркадии — центральной гористой части Пелопоннеса, население которой в древности занималось скотоводством и земледелием.
Бочка Данаид. В древнегреческой мифологии Данаиды — пятьдесят дочерей ливийского царя Даная. Сорок девять из них в наказание за то, что по приказу своего отца в первую же брачную ночь убили мужей, были навечно обречены в подземном царстве Аида наливать в бездонную бочку воду.
Выражение означает то же, что и «Сизифов труд» — тяжелую и бесплодную нескончаемую работу.
Загадка Сфинкса. Выражение означает сложную, трудноразрешимую задачу, требующую тонкого подхода и острого ума. Согласно мифу на Фивы в наказание за проступок одного из правителей города богами было наслано страшное чудовище с женской грудью и когтями льва - Сфинкс. Сфинкс расположился на горе близ Фив и задавал каждому проходившему вопрос: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером на трех?». Не сумевшего найти разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил многих, в том числе и сына царя Креонта. И лишь Эдипу удалось догадаться, что отгадка — человек: во младенчестве он ползает, в зрелые годы ходит на двух ногах, а в старости часто вынужден опираться на трость. Сфинкс в отчаянии бросился в пропасть и разбился.
Золотой дождь. Употребляется в значении «неожиданное получение большой денежной суммы». Выраже ние из древнегреческого мифа о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс проник к ней в башню, куда ее заключил отец, в виде золотого дождя. От этой связи родился в дальнейшем герой Персей. Даная, осыпаемая золотым дождем, изображена на картинах многих художников: Тициана, Корреджо, Ван-Дейка и др. А «Даная» великого Рембрандта ловит рукой не золотые монеты, а сияющий солнечный свет.
Кануть в Лету. Выражение означает быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть. Происходит от названия реки забвения Леты в подземном царстве Аида. Из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь.
Метать громы и молнии. Означает несдержанно проявлять свой гнев, распекать кого-либо, говорить раздраженно, угрожать.
Выражение возникло из представлений о Зевсе — верховном боге Олимпа, который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом.
Между Сциллой и Харибдой. Означает находиться в таком положении, когда опасность угрожает с двух сторон («между двух огней»).
Выражение происходит от названия двух мифических чудовищ - Сциллы и Харибды, живших по обеим сторонам узкого Мессинского пролива и губивших всех мореплавателей.
Нить Ариадны. Так называют то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
человека Минотавра, а Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла герою благополучно выбраться из подземного лабиринта при помощи клубка ниток.
Оседлать Пегаса. Означает ощутить порыв вдохновения, стать поэтом, начать писать стихи.
По имени крылатого коня Пегаса, который произошел от крови Медузы-горгоны, когда Персей обезглавил ее. Этот конь приносил удачу своему всаднику. Однажды ударом копыта Пегас выбил на горе Геликоне, что служила обиталищем муз, источник Гиппокрену («лошадиный источник»). С тез пор вода его дарует вдохновение поэтам.
Прокрустово ложе. Это бессмысленное ограничение, ложная мерка, под которую что-то насильственно подгоняют или приспосабливают.
Согласно мифу существовало ложе, на котором разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст («растягивающий»), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало.
Рог изобилия. Это символ неисчерпаемых богатств, щедрости. В рог изобилия превратился чудесный рог козы Амалфеи, которая вскормила своим молоком младенца Зевса. По одному из мифов, когда однажды коза случайно обломила себе рог, верховный бог дал ему чудодейственную способность наполняться тем, что пожелает его владелец, поэтому рог Амалфеи стал символом изобилия.
Сизифов труд. То же, что и «бочка Данаид», -тяжелая бесконечная работа.
Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоян но вступавшем с ними в конфликты. Ему даже удалось оковать цепями Танатоса — бога смерти—и продержать его в заточении несколько лет. Все эти годы люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан богами. В Аиде он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, неминуемо срывался вниз. Бесконечную работу надо было начинать заново.
Ящик Пандоры. Выражение употребляется в значении «источник множественных несчастий, бедствий».
Происходит от древнегреческого мифа о Пандоре. Легенда утверждает, что люди некогда жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину — Пандору. Она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие беды и несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея о том, что открывать ларец нельзя, любопытная, как все женщины, Пандора открыла крышку и выпустила на волю болезни и несчастья.
Великие рапсоды
Великий слепой. Гомер
Точные даты жизни легендарного древнегреческого творца не установлены. Они колеблются от XII до VII в. до н. э. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Гомеру приписывалось авторство значительной части репертуара исполнителей эпоса (рапсодов). Ученые утверждают, что Гомер не знал грамоты и до нас дошли его произведения именно благодаря традиции устной передачи текстов.
Подлинными произведениями Гомера считаются две эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», а также несколько более мелких произведений.
«Гомеровский вопрос» возник еще в эпоху эллинизма. Мог ли один человек создать такие грандиозные произведения? При исполнении рапсодами наверняка тексты переделывались и дополнялись. Поэмы написаны гекзаметром, они известны российскому читателю по переводам Гнедича и Жуковского. Язык богато расцвечен эпитетами, метафорами и особыми «гомеровскими» сравнениями.
«Илиада» — эпическая поэма, основой для которой послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах героев. Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) объединенным ополчением греческих вождей. В повествование включены сказания о предшествующих событиях. Читатель узнает о похищении Елены Парисом, выступлении греков (ахейцев) под верховным начальством Агамемнона. Величественны фигуры главных вождей Агамемнона и Менелая, воинов Ахилла, Одиссея, Диомеда, Аякса.
«Илиада» охватывает незначительный промежуток времени — это как бы эпизод из истории осады Трои.
Гомер живописует отношения между богами, принимающими то одну, то другую сторону и покровительствующими своим любимым героям. Равно благородными и сильными выглядят представители Трои и ахейцы. Гектор и Ахилл - оба герои, оба достойны восхищения и сочувствия.
Повествование о битвах соседствует с живописным изображением труда землепашца или дровосека, красочным воплощением в слове материальной культуры того времени - таково, например, классическое описание щита Ахилла со всеми подробностями.
Здесь полосой беспрерывною падают горсти густые;
Там перевязчики их в снопы перевяслами вяжут.
Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети,
Быстро колосья сбирая, один за другими в охапках
«Одиссея» повествует о странствиях главного героя после возращения с войны на родной остров — Итаку.
Царь Итаки Одиссей — настоящий герой. Он хороший боец, прекрасно владеет оружием, мастерски владеет искусством мореплавания. У себя на родине Одиссей не чурался сельских работ и ремесла, несмотря на свой высокий сан.
В плавании его ожидает множество приключений: заключение на острове нимфы Калипсо, пребывание в плену у лотофагов... Одиссей очень любознателен, ему свойственна познавательная активность, что иногда даже вредит ему. Так, он оказывается запертым в пещере циклопа, потому что очень уж хотелось посмотреть на это чудо!
пить уши воском, чтобы пение этих коварных созданий не заманило моряков на скалы. Сам же попросил привязать его к мачте, да покрепче. Сладко пели сирены, завораживали... Рвался Одиссей, просил его отвязать, но уши товарищей были залеплены воском, они гребли, что было силы... Одиссей был единственным человеком, который услышал пение сирен и остался в живых.
Не зря постоянный эпитет к имени Одиссей — хитроумный.
Он отличается прежде всего острым умом, умением находить выход из любой ситуации, изобрета тельностью и оптимизмом.
Одиссей не только деятелен, ему присущи глубокие чувства. Скорбит он о погибших товарищах, всем сердцем стремится на родную Итаку - к своей любимой жене Пенелопе, к выросшему без него сыну Телемаху:
Сладостней нет ничего нам отчизны и сродников наших,
гатой обители жили
Мы на чужой стороне, далеко от родителей милых...
Гомер мастерски владеет композицией крупного произведения, перемещая действие с кораб ля (или очередного острова) на Итаку, где Пенелопу осаждают женихи, которые хотят получить вместе с ее рукой и власть над царством Одиссея. Однако Пенелопа, хитроумная, как и ее муж, поставила условие, что выбе рет мужа только после того, как будет готово покрывало. Каждый день мудрая женщина ткала это покрывало, а ночью распускала. Так и дождалась она своего Одиссея.
Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.)
Читайте, деревья, стихи Гесиода...
Гесиод - древнегреческий поэт и рапсод (исполнитель своих произведений). Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия). Вскоре его отец, обедневший торговец, вынужден был переселиться в Беотию. Пришлось заняться сельским хозяйством в селении Аскра близ знаменитой горы Геликон. По легенде в юности Гесиод пас скот. Вдруг ему явились геликонские музы — они и внушили ему поэтический дар.
Имя поэта производят от глагола «наслаждаться» или, по другой трактовке, «производить звуки, петь, воспевать». Гесиод становится профессиональным рапсодом. Он выступает как пророк, призванный музами вещать истину. Произведения Гесиода в первую очередь дидактичны, т. е. нравоучительны. Наиболее известное и значительное произведение Гесиода - назидательная поэма «Труды и дни». Она написана в форме увещеваний, обращенных к брату поэта Персу. Братья ведут тяжбу о наследстве, Гесиод советует разорившемуся братцу не отбивать чужой кусок, а добиться достатка трудом.
Повествователя отличает мировоззрение крестьянина. Он осуждает «царей-дароядцев» за безделье, взяточничество, неправедный суд. Достается и женщинам — за их легкомыслие и мотовство. Герой Гесиода обретает счастье в упорном труде над обработкой своего участка земли, хотя и допускает мысль, что в крайнем случае можно пуститься за наживой в дальнее плавание.
Гесиоду близок миф о непрерывном ухудшении человеческой жизни и морали — от «золотого» века до «железного». Крестьянину остается только уповать на справедливость Зевса. Но главное, рапсод уверен, что человеческое достоинство, его внутренний мир и достаток будут спасены трудом.
ким учителем, Гесиод стремится ввести в поэму «Труды и дни» множество разнообразных нравственных правил и хозяйственных наставлений. Свои поучения он сопровождает народными пословицами, приводит как доказательство своей правоты басни и мифы.
Гесиод старательно описывает работы земледельца, труд мореплавателя и важные приметы,связанные с различными днями месяца. Это представляет большой интерес не только для литературоведов, но и для историков.
Интересно, что греческие рапсоды были безымянны — Гесиод первым определил себя как индивидуальность и называл свое имя.
В поэме «Происхождение богов» («Теогония») Гесиод пытается систематизировать разноречивые эпические сказания о богах, создать единое генеалогическое древо, а также дать историю происхож дения мира.
Повествование начинается от предвечного хаоса, земли и эрота. Автор показывает нам несколько поколений богов, заканчивая Зевсом и его потомством.
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
—
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим...
Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин». Она представляла собой список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов. К сожалению, «Каталог женщин» сохранился только в отрывках.
«Насмешки вечные над львами, над орлами...»
Эзоп (VI в. до н. э.)
на. Согласно легенде он, фригиец по происхождению, жил на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина Иадмона.
Эзоп был необычайно уродлив, но это компенсировалось мудростью, остроумием и литературным талан том. Иадмон дал ему свободу, и некоторое время Эзоп провел при дворе лидийского царя Креза.
Древние источники утверждают, что Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием настроил против себя нескольких граждан. Они сговорились и решили наказать его. Для этого они похитили золотую чашу из храмовой утвари и тайно вложили в котомку Эзопа. Забили тревогу. При обыске чаша была найдена у Эзопа, и он как святотатец был побит камнями. В другом варианте — сброшен со скалы.
Через много лет чудесным образом была доказана невиновность Эзопа.
«Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», - так говорят в комедии Аристофана.
ствовал ли Эзоп на самом деле. Важен его легендарный образ: остроумный уродливый раб, говорящий дерзости сильным мира сего. Мудрец, облекающий свою философию в форму поучительного рассказа с непременной моралью в конце. Родоначальник жанра бас ни — короткой истории, где главными действующими персонажами являются животные (реже — люди или люди и животные), но под масками лис и волков, львов и ягнят легко угадываются типичные человеческие пороки, а то и реальные исторические личности. Не зря позднее в знаменитой пьесе Александра Грибоедова привыкший к чинопочитанию персонаж признается в нелюбви к басням:
«Ах, басни, басни! — смерть моя!
Насмешки вечные над львами,
Над орлами...
Кто что ни говори,
»
Для взрослых язык Эзопа - это речь раба, который хочет обличить недостатки хозяина, но, по возможности, избежать наказания. Для детей басня (наравне со сказкой) - первый занимательный и наглядный урок морали.
Басни учат отличать добро от зла, убеждают в необходимости честности и трудолюбия, отвращают от лености, зазнайства и других пороков. Благодаря Эзопу возникло такое понятие, как «эзопов язык» — язык иносказаний, намеков, красноречивых умолчаний. Особенно значимым становился такой язык во времена, когда свободно высказываться было опасно, а молчать — невозможно.
Сохранился сборник басен (более четырехсот коротких произведений) в прозаическом изложении. Их изучали дети в древнегреческих школах. Не все басни в этом сборнике принадлежат Эзопу, некоторые относятся к более позднему времени.
Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, облечены в стихотворную форму, в том числе французом Жаном Лафонтеном и русским баснописцем Иваном Крыловым. На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 г.
«Зелен виноград» — что можно понимать так: «А притворюсь-ка я, что недостижимое мне и не нужно».
Лисица и виноград
Однажды увидела лисица на виноградной лозе сочные гроздья. Ей очень захотелось добраться до них, чтобы поесть. Однако грозди висели так высоко, что, как ни прыгала лисица, как ни старалась, ей не досталось ни одной грозди. Уставшая и раздосадованная, лисица сказала тогда: - Да не нужен мне это виноград! Зелен он еще! — и побрела прочь.
Мораль: вот так и некоторые из нас, не сумев добиться желаемого, притворяются, что это им вовсе не нужно, или спешат обвинить в неуспехе обстоятельства.
Крестьянин и сыновья
ли довольно ленивы. Желая приобщить их к занятию земледелием, отец сказал им: - Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел.
«Должно быть, там зарыт клад», — подумали сыновья.
После смерти отца они в поисках сокровища перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва позволила получить урожай винограда лучше прежнего. Это и было завещанным сокровищем.
Мораль: истинное сокровище дпя людей умение трудиться.
Театр Древней Греции
Древнегреческий театр по своему происхождению восходит к культовым обрядам глубокой древности. Обряды проводились перед охотой, сопровождали различные этапы земледелия. Не обходились без обрядов свадьбы, проводы зимы, встреча весны. Заупокойная песнь сопровождала похороны.
При всей примитивности древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия: сочетание музыки и танца, песни и слова.
Греческий театр возник из сельских празднеств в честь Диониса, которые длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, после которых проводились состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театральные представления играли большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Дни, когда они проходили, объявлялись нерабочими, и все население просто обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим гражданам специально выделялись деньги на посещение театра.
Дионис в греческой мифологии был земледельческим богом виноградарства и виноделия. Он являлся сыном Зевса и фиванской царевны Симелы. Постепенно Дионис стал одним из важнейших в пантеоне античных богов, являя собой символ умирающей и возрождающейся природы. Дионис равнозначен египетским богам Осирису, Серапису и Амону, а также древнеиранскому Митре. Позднее его отождествляли с римским Либером. Все эти боги имели в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу «страдающих богов», в его жизнеописании случалось множество трагических перипетий, и поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для будущих драм.
В 534 г. до н. э., по свидетельствам различных источников, произошло включение культа Диониса в государственную религию. С этого времени празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году на состязаниях выступил первый из известных нам драматургов - Феспид.
В марте с приходом весны три дня продолжались Великие Дионисии, где демонстрировались трагедии и сатировские драмы. В январе разыгрывали комедии, а в декабре на Сельских (малых) Дионисиях устраивался праздник первой пробы молодого вина. Тогда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике (Великих Дионисиях) в честь пробуждения природы после зимы разыгрывалось возвращение Диониса на корабле из восточной страны, куда он был в раннем детстве послан на воспитание. От этого сюжета берет начало название западноевро пейского карнавала. Оно происходит от лат. carrus navalis («корабельная телега»). Спутниками Диониса были сатиры, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами.
В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и мифы троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей. Появилась сатировская драма, создателем которой считают поэта Пратина, жившего в VI-V вв. до н. э. Таким образом, в древнегреческом театре существовало три жанра: трагедия, комедия и сатировская драма.
В Афинах Великие Дионисии начинались шествием — торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма, — которое сопровождала праздничная процессия вакханок, сатиров, менад с жезлами, увитыми плющом. Все направлялись в рощу Академа, известную в истории тем, что в ней располагалась школа философа Платона. От названия рощи произошло нынешнее слово «академия». В ходе процессии участники шествия танцевали, пели дифирамбы и фаллические песни. Таким образом они пробуждали магию оплодотворения земли. Большинство исследователей полагают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен — комедия. На следующий день после посещения рощи процессия направлялась к зданию театра на склоне холма Акрополя.
— непременный персонаж в мифологии Диониса. Высокое слово «трагедия» по-гречески — «песнь козлов» (от «трагос» и «оде»). Наименование комедии производится от слов «космос» и «оде». Это была песнь о шествии бражников.
Как был устроен театр
Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя, т. е. крепости — возвышенной укрепленной части города. До наших современников дошли древнейшие античные театры в Афинах, Помпеях, Аммане (Иордания). Самый крупный театр сохранился в Эпидавре на Пелопоннесе. Сначала познакомимся с устройством античного театра.
Древнегреческий театр состоял из трех частей:
первая - орхестра с алтарем Диониса посередине;
третья — скена.
Орхестра являлась местом действия хора, актеров и статистов. Театрон (от слова «смотреть») — зрительские места. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.
Скена, что означает в переводе с древнегреческого «палатка», совсем не была сценой в современном понимании. В те давние времена так называлась пристройка, предназначенная для бутафории, реквизита и переодевания актеров.
Скена примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Кроме того, одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, которая, как правило, изображала здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре. Выходы назывались параскениями.
не на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком. Проскении в переводе означает «место, с которого говорят».
Крыши в античном театре не было, все действие происходило под открытым небом, поэтому актерам необходимо было обладать сильным голосом. В некоторых театрах для улучшения акустики применялись особые резонирующие урны, усиливающие звук. Существовали особые подъемные механизмы. Они обеспечивали появление актеров-богов с небес, а также из-под земли по так называемой Хароновой лестнице (в греческой мифологии Харон — перевозчик в страну мертвых). Появление из подземного царства происходило из подвала через люк в полу.
Зрители в театр впускались по билетам. На них обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразно рас ходящимися лестницами.
Хор и актеры
Первоначально во всех трагических спектаклях главным действующим лицом был хор из двенадцати человек. При Софокле количество исполнителей возросло до пятнадцати. В комедии хор состоял из двадцати четырех человек и делился на две части - полухории.
Постоянное присутствие хора требовало, чтобы все действие развивалось в рамках одного дня. Впоследствии французские классицисты XVII в. на основании законов греческого театра вывели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки на актеров.
Изначально актерами были сами авторы-драматурги, позже появились профессиональные актеры с профессионально выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Таких актеров называли «мастерами Диониса». Напомним, что организация спектаклей была частью государственного культа. Следовательно, актерская профессия была почетной, ею не могли заниматься рабы, а только свободные полноправные граждане.
Актеров было традиционно трое. Исполнитель на первых ролях назывался протагонистом. Это слово и в наше время употребляется образованными людьми в значении «ведущий, главный». Двое второстепенных актеров именовались девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист сам решал, кто будет на вторых ролях: именно он приглашал двух других актеров.
Драматурги оказывали огомное влияние на состав труппы. У Эсхила хор во главе с корифеем (ведущим) играл ведущую роль. Софокл же сократил хоровые части и увеличил количество актеров с одного до двух. В его пьесах большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Иногда появлялся и четвертый актер, но в исключительных случаях.
В греческом театре все актеры были мужчинами, поскольку играть могли только свободные граждане, обладающие всеми правами, а женщины не имели полноты политических прав. Так как в пьесах нужно было изображать и женщин, и вообще разных по внешности и психологическим характеристикам героев, актеры меняли несколько раз костюмы и маски. К ним впоследствии прибавились статисты - действующие лица без слов.
Героями спектаклей часто являлись мифологические персонажи, которым старались придать огромный рост. Это достигалось с помощью котурнов— сапог или башмаков на высоких подошвах. Для передачи значительности зрительного образа использовали огромные парики, толстые подкладки под одежду.
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только статичное выражение лица. Периодически маски менялись. Так, например, в трагедии «Эдип-царь» после ослепления герой выходил в новой маске. На всех масках изображался открытый рот, для того чтобы свободно мог звучать голос исполнителя.
В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркивая отрицательные черты персонажа.
— белые или светлые. Маски отражали еще и характер, и настроение: раздражительность обозначалась багровым цветом; хитрость — рыжим; уныние, болезненность — желтым. Маски доносили смысл происходящего до зрителей дальних рядов, которые мало что могли расслышать.
Маски трагедии (с опущенными уголками губ) и комедии (с гримасой смеха) стали символом театра вообще.
Структура античной драмы
Поскольку театр был учреждением, поддерживаемым государством, начиналось представление с чествования почетных граждан. Затем торжественно приносили жертву Диони су, и только потом наступал черед собственно театрального действия. О его начале возвещали звуки флейт. Потом выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра значение актера в спектаклях возрастало, а хора, наоборот, сокращалось. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов именовали драматическими поэтами.
Структура античной драмы с течением времени менялась, но существовали и жесткие каноны. Обязательна была начальная часть до вступления хора — пролог. Потом звучала первая песня хора, с которой он входил на орхестру. Это называлось «парод» (проход). Дальше наступало время диалогов, раскрывающих смысл происходящего, - так называемых эписодий (привходящих).
ную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже играл второстепенную роль, у Еврипида песни хора — всего лишь вставки между актами.
Греческая драма и трагедия сочетали декламацию, пение, танцы и музыку. В целом они напоминали нынешние оперные представления. По сюжету герои были игрушками в руках Судьбы-Рока. Судьба в образе того или иного верховного существа вмешивалась в действие спектакля. Именно от этого принципа античной драмы произошло выражение, означающее вмешательство влиятельной личности или счастливого случая: «deus ex maxina», что переводится как «бог из машины».
Комедия была наполнена озорством, гротеском, карикатурными пародиями на действительность. Кроме того, действие уносило зрителя в мир фантазии, сказки. Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, поскольку в них часто допускались непристойные шутки.
Искусство не исключает состязания Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы. Наивысшей точки его развитие достигло в эпоху Перикла, когда творили Софокл и Еврипид - создатели не потерявших значения до нашего времени великолепных трагедий. На Великих Дионисиях в марте именно им отводилось главное место.
Объединенные в тетралогии трагедии с заключающими их сатировскими драмами распределялись на три дня. После них ставились комедии. Все театральные постановки начиная с 508 г. до н. э. проводились в виде состязаний — «агона». Влиятельная комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, награждала венком из плюща и увековечивала его имя, делая запись на мраморной плите — «дидаскалиях».
с успехом заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне.
Драматурги должны были быть готовы и к победе, и к поражению в состязаниях. Так, Эсхил — отец древнегреческой трагедии — пользовался огромной популярностью, однако в театральных состязаниях не избежал поражений. По этой причине автор множества драматургических произведений даже был вынужден переселиться из Афин на Сицилию.
Софокл считался баловнем судьбы: он одержал двадцать четыре полные победы.
Меньше всего побед одержал Еврипид. Но памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.
В Греции само государство принимало участие в организации театральных представлений. Подобно современным директорам театров, художественным руководителям древнегреческие архонты и хореги (особые должностные лица) организовывали собственно театральный процесс. Они искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар. Причем зачастую вкладывали в это свои средства.
Эсхил (525-456 гг. до н. э.)
Первое жизнеописание Эсхила мы находим в предисловии к его трагедиям в рукописи XI в.
Эсхил родился в 525 г. до н. э. в Элевсине, его род принадлежал к старинной афинской аристократии. Эсхил сражался с персами у Марафона, этот факт отмечен в его эпитафии. Участвовал он и в битве при Саламине. После греко-персидских войн малозаметные прежде Афины становятся ведущим городом, и Эсхил наблюдает их возвышение. Впервые Эсхил выступил на состязании трагиков около 500 г. до н. э., но первый приз ему удалось получить только в 484 г. до н. э. Позднее Эсхил занимал первое место по меньшей мере тринадцать раз.
О его популярности можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила на празднестве Дионисий получит хор от властей. Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, сочинил трагедию «Этнянки» в честь основания Этны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз.
«Орестея» удостои лась первой премии.
Существует предание, что однажды Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла. Однако после недолгого отсутствия он вновь вернулся в Афины на постановку своей трагедии «Семеро против Фив».
Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 г. до н. э. Подобно всем трагикам до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, нанимая на вторые роли профессиональных актеров.
Трилогии
Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме. Считается, что Эсхил был автором девяноста драматических произведений, однако до нас дошло только семь трагедий. Их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшим образцом поэтического дара Эсхила. «Персы» - единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе описывает поражение персов при Саламине в 480 г. до н. э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т. е. в 472 г. до н. э. По тексту заметно, что драму писал очевидец.
Относительно времени постановки трагедии «Прометей прикованный» мнения расходятся. Несомненно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана трагедия, повествует о наказании Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса.
кой мифологии. Первоначально, согласно ранним трактовкам, он украл у богов огонь и принес его людям в полом тростнике, чтобы они могли жарить мясо.
У Эсхила образ Прометея (само имя Прометей означает «Промыслитель») - образ великой сознательной жертвы. Это провидец, которому известно прошлое и будущее. Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что, как они свергли в свое время отцов-титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, знает только Прометей. Именно поэтому и терзает Прометея Зевс: он хочет вырвать у него эту тайну.
Прометей горд и уверен в своей правоте - это прообраз многих идущих на подвиг персонажей мировой литературы.
Герой трагедии принес людям не просто огонь, чтобы жарить мясо. Он подарил им огонь духовный, огонь любви и разума, обучил грамоте и счету. Именно благодаря Прометею люди и стали людьми, смогли развиваться и противостоять природе.
- Взгляните, что терплю я от божьих рук!...
Открыл им путь к достойной человека жизни,
— так восклицает герой.
Он гордо бросает в лицо посланнику Зевса Гермесу:
— Лучше страдать, чем унижаться,
А я бессмертен,
Я видел падение Урана, паденье Крона,
Увижу и падение Зевса я...
Зевс в трагедии «Прометей прикованный» выглядит безжалостным и несправедливым, что не характерно для общего мировоззрения Эсхила. Возможно, мы так воспринимаем это произведение потому, что это только первая часть трилогии. Вполне вероятно, что в последней, утерянной трагедии Эсхил примирил Прометея с Зевсом и богов — с человечеством.
«Семеро против Фив», поставленная в 467 г. до н. э., является изложением истории сыновей Эдипа, Эте-окла и Полиника. Это завершающая часть трилогии. Первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу.
Трагедия «Просительницы» посвящена истории пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев. Несчастные нашли убежище в Аргосе.
Трилогия «Орестея» была написана в 458 г. до н. э. и состоит из пьес «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды».
В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея.
вом, приготовленным из них. Фиест проклял брата и проклятие перешло на сына Атрея — Агамемнона. Агамемнон страшился гнева богов. Когда царь во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь Ифигению. Это должно было умилостивить Артемиду. Жена царя Клитемнестра не могла простить мужу смерть дочери. Пока царь воевал, она вместе со своим любовником Эгисфом, сыном Фиеста, замыслила план отмщения.
Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой. В трагедии «Агамемнон» действие начинается как раз с этого момента. Царь возвращается домой в сопровождении троянской пророчицы Кассандры, его пленницы и наложницы. Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает мужа и Кассандру.
После убийств на сцене появляется Эгисф и объявляет, что отныне царская власть принадлежит ему и Клитемнестре. В действие вступает хор аргосских старцев, которые сохранили верность Агамемнону. Они тщетно протестуют и обещают, что придет возмездие — придет в то время, когда подрастет сын Агамемнона Орест.
Божественные силы неизменно наказывают людей за грехи и преступления. Эсхил дает понять, что каждое поколение совершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие.
В то же время наказание, что посылает Зевс, отнюдь не является слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: человек через страдание идет к осознанию справедливости, а справедливость можно назвать дочерью Зевса.
темнестру из «Орестеи» с леди Макбет. Эта женщина обладает непреклонной решимостью. Она одержима слепой яростью, побуждающей ее убить мужа. Этот яркий персонаж безраздельно господствует во всех сценах трагедии
Новаторство Эсхила
До Эсхила трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение. Осуществленное Эсхилом введение второго актера дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора. Герои первого из великих трагиков обрисованы ярко и просто.
Внутренний конфликт у Эсхила еще не развит. Даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание. Песни хора не только образуют величественный фон: судьба хора всегда вовлечена в трагедию. Эсхил использует его в качестве дополнительного актера, а не просто комментатора событий.
Софокл (ок. 496-406 гг. до н. э.)
лон недалеко от Акрополя. Его отец был состоятельным человеком. Софокл обучался музыке, брал призы на атлетических состязаниях. Красивый и музыкально одаренный, он возглавлял хор юношей, певших благодарственные гимны богам после победы над персами при Саламине.
Когда Софокл впервые принял участие в Великих Дионисиях в качестве драматурга, он сразу же выиграл первый приз, чем превзошел своего знаменитого предшественника Эсхила.
Состязание двух поэтов вызвало живейший интерес. С этого момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее популярным из афинских драматургов. Более двадцати раз он в состязании трех участников оказывался первым. Драматург пользовался популярностью в Афинах, активно участвовал в общественной жизни. Он был избран одним из десяти стратегов, командовавших карательной экспедицией против Самоса в 440 г. до н. э.
В весьма преклонном возрасте Софокла избрали одним из десяти «пробулов» (советников), которым были вверены судьбы Афин после катастрофы, постигшей экспедицию на Сицилию (413 г. до н. э.).
После смерти Софокла обожествили под именем «героя Дексиона». Современники усматривали в его жизни сплошную череду удач. «Блаженный Софокл! - восклицает комедиограф Фриних. — Он умер, прожив долгую жизнь, он был счастлив, умен, сочинил множество прекрасных трагедий и скончался благополучно, не изведав никаких бед».
нажды Софокла вызвал в суд его сын Иофон.
Юноша якобы желал доказать, что престарелый отец уже не в состоянии управлять имуществом семьи. Но Софокл убедил судей в своей умственной полноценности, продекламировав наизусть оду в честь Афин из пьесы «Эдип в Колоне».
Однако сообщения современников подтверждают, что последние годы Софокла прошли столь же безмятежно, как и начало его жизни. До конца жизни он сохранил наилучшие отношения с Иофоном.
Софокл славился своим благочестием. Он основал святилище Геракла и был жрецом одного из второстепенных божеств-целителей, связанных с культом Асклепия. Легенда гласит, что он принимал в собственном доме бога Асклепия до тех пор, пока не было завершенно строительство храма бога-целителя в Афинах.
Софокл-новатор
между ними. Отказ от формы трилогии повлек за собой сокращение роли хора: не нужно было восстанавливать всю логическую цепочку преступлений и наказаний, излишними оказывались многие комментарии. Больший акцент делался на психологии героя, его личности. Однако роль хора по-прежнему оставалась значительной. Софокл решительно вводит в состав исполнителей второго актера.
Внимание драматурга сосредоточено на поступках людей, а божественная воля уже не имеет первостепенного значения. Герой Софокла полностью полагается в начале трагедии на свои волю и знание, однако завершается все признанием полного своего неведения, сомнения в правильности поступков. Человеческое неведение, бессилие перед волей рока — постоянная тема Софокла.
Определяя главный мотив трагедий Софокла, мы можем сделать вывод, что это - смирение перед загадочны ми непостижимыми силами, которые направляют судьбу человека. Но человеческая воля сопротивляется такому положению вещей. Так, царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то что за истину ему придется заплатить своей властью и даже зрением. Верная своему долгу Антигона презирает общест венное мнение и угрозу смертной казни со стороны государства.
Всем своим творчеством Софокл превозносит мощь человеческого духа.
Трагедии
«Аякс». Во время троянской войны храбрый Аякс оскорблен — предназначенные храбрейшему герою доспехи погибшего Ахилла присудили Одиссею. Герой решился отомстить за оскорбление, однако в безумии, насланном богиней Афиной, истребил захваченный у троянцев скот.
Осознав содеянное, Аякс решает покончить с собой. В решающей сцене Аякс размышляет о задуманном, его речь полна двусмысленностей. Хор, поверив, будто Аякс отказался от идеи самоубийства, поет радостную песнь. Однако в следующей же сцене Аякс бросается на свой меч на глазах у зрителей.
Одиссей убеждает Агамемнона разрешить почетное погребение.
«Антигона». Антигона решается похоронить брата Полиника, погибшего при попытке завоевать родной город. Она идет на это вопреки приказу нового правителя Фив Креонта. Тот повелел, чтобы тело Полиника было брошено птицам и псам. Стража хватает девушку и приводит ее к Креонту; Антигона с презрением относится к угрозам правителя, и тот приговаривает ее к смерти.
Жених Антигоны, сын Креонта Гемон, напрасно пытается уговорить отца смягчить приговор. Антигону заточили в подземную темницу.
Пророк Тиресий велит Креонту похоронить Полиника и освободить девушку. Креонт соглашается, но поздно: Антигона повесилась. Гемон на глазах отца пронзает себя мечом. Узнав об этом, жена Креонта Эвридика в горе удаляется из дома и лишает себя жизни. В заключительной песне хора звучит краткая сентеция о том, что боги не оставляют без отмщения неправедные поступки.
«Царь Эдип»— то, что не найден убийца Лая, который был царем до Эдипа. Эдип начинает поиски преступника. Прорицатель Тиресий обвиняет в убийстве самого Эдипа. Эдип сопоставляет все детали произошедшего, и ему открывается горестная истина: убийца Лая — он сам. Более того, Лай был его отцом, а супруга Эдипа Иокаста — его мать. Преступления были совершены по неведению. Иокаста, узнав это, повесилась в царском дворце. Эдип лишил себя зрения. Он предстает перед зрителями с лицом, залитым кровью.
«Электра». Орест возвращается в родной Аргос инкогнито. Его сестра Электра, с тех пор как убийцы расправились с ее отцом, живет в бедности и унижении, лелея ненависть в душе. Она полна решимости отомстить Клитемнестре и ее мужу. Орест открывается сестре. Месть он свершает сам.
Трагедия завершается потрясающей сценой, когда Эгисф, склонившись над телом Клитемнестры, полагая, что это труп Ореста, открывает лицо убитой... Смерть ожидает и Эгисфа.
«Филоктет». гой. Филоктет — друг Одиссея. По пути в Трою его укусила змея, поэтому его высадили спящего на острове Лемнос. Но только он, владеющий луком Геракла, может помочь одолетьТрою.
Все действие трагедии — попытка обманом завлечь Филоктета в ряды воинов.
Одиссей, как обычно, хитрит. Сын Ахилла Неоптолем сначала помогает Одиссею, а потом решается сказать правду и действовать честно.
Филоктета удается убедить только тогда, когда ему является обожествленный Геракл и говорит, что лук был дан ему для свершения героического подвига.
Это самая психологическая из драм Софокла.
«Эдип в Колоне». Эту трагедию часто сравнивают с шекспировским «Королем Лиром». Боги объявили, что могила изгнанника Эдипа сделает непобедимой ту землю, в которой он будет лежать.
Эдип решает предоставить это благо Афинам, наложив проклятие на Креонта и родных сыновей, которые стараются препятствовать его возвращению в Афины. После долгих и сложных перипетий Эдип таинственным образом исчезает. Лишь один Тесей знает, где погребен царь.
Эта пьеса была написана в конце проигранной Афинами войны. Она исполнена чувства патриотизма в отношении Афин и является свидетельством уверенности Софокла в бессмертии родного города.
Еврипид (Эврипид) (485 или 480-406 гг. до н. э.)
дители его оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Они были, скорее всего, небогаты. Во всяком случае, недолюбливавший автора трагедий комедиограф Аристофан в комедии «Женщины» назвал мать Еври-пида «торговкой овощами».
В детстве Еврипид занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков. Затем стал брать уроки ораторского искусства и литературы у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа.
Известно, что в 408 г. до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг.
Новаторство Еврипида
Еврипид, в отличие от двух других великих драматургов, стоит ближе всего к правде земной жизни. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл, согласно преданию, говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид — такими, каковы они на самом деле.
личенно героические черты. Это вовсе не лишает их возможности подняться над общим уровнем, совершив подвиг, доказав верность идеалам.
Еврипид в облике мифологических героев, в сущности, изображал в трагедиях своих современников.
Если в причине трагедии Эсхил видит волю богов, Софокл - соединение человеческой гордыни с упрямством и столкновение их с волей рока, то Еврипид видит эту причину исключительно в человеческой природе. Людей губят их собственные невежество и глупость, их необузданные страсти и чувства.
Трагедии
Всего перу Еврипида приписываются девяносто две пьесы. До наших дней практически полностью сохранились девятнадцать.
«Алкеста». Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен на смерть. Он может, впрочем, прожить долгую жизнь, если кто-то согласится отдать за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь жена, Алкеста. Она и в самом деле умирает. Тело ее помещают в гробницу. К счастью, в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, одолевает его в бою и возвращает Алкесту к жизни.
«Медея». Ясон, вернувшийся из Колхиды победите лем, привозит с собой золотое руно. Вместе с ним — его спасительница, колхидская царевна Медея. Любящая пара поселилась в Коринфе и много лет прожила там счастливо. Спустя много лет, когда уже в семье появились любимые дети, Ясон собрался жениться на ко ринфской царевне.
По законам Греции чужестранка не признается его законной женой. Ясон утверждает, что заключает этот брак исключительно из политических соображений. Дескать, новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детям, и самому Ясону. Однако Медея, которую измена Ясона повергла в отчаяние и неистовство, помышляет только о мести.
носит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. Материнские чувства не могут одержать верх над охватившей ее жаждой мести. В финале Медея взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей ее дедом — богом солнца. Она торжествует, упиваясь ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.
«Ипполит». Сын героя Тезея и амазонки, страстный охотник Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней. Он был исключительно предан Артемиде, покровительнице охоты. Желая погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тезея и мачеху Ипполита. Федра пытается сдержать свои чувства, в начале пьесы она готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита. Тот далек от сочувствия и милосердия, он выслушивает рассказ старухи с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство.
Тяжелое чувство оскорбленной женщины побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и, прокляв, отправляет сына в изгнание. Проклятие отца неизбежно должно сбыться: так в свое время пообещал Тезею бог Посейдон. Гибель и в самом деле настигает Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины. В эпилоге появляется Артемида и рассказывает правду, однако исправить уже ничего нельзя.
«Ион». шенный матерью, целый ряд волнующих и все более запутывающих дело событий... В конце концов мать и сын едва не погубили друг друга, однако истина постепенно выясняется, поэтому у пьесы счастливый конец
«Безумствующий Геракл». Великий герой Геракл успевает вернуться в родные Фивы как раз вовремя, чтобы спасти жену и детей от смерти, на которую их обрек захвативший власть тиран. Богиня Гера, вечный и непримиримый враг Геракла, насылает на него безумие. В исступлении он убивает жену и детей.
Оправившись от безумия, Геракл собирается покончить с собой... С трудом его отговаривает от этого поступка давний друг, афинский царь Тесей.
«Вакханки». ян этими впечатлениями. Действие трагедии происходит в Фивах. Сюда прибывает Дионис, который хочет утвердить здесь свой культ, ведь он - сын Зевса и фиванской царевны Семелы.
Царь Пенфей активно противодействует неведомой религии и отрицает божественное происхождение Диониса. Оскорбленный бог жестоко мстит фиванцам: на женщин Фив он насылает вакхическое исступление, и они убегают в горы, чтобы там предаться вакхическим оргиям, а царя Пенфея лишает разума и заманивает в горы, где вакханки во главе с матерью царя убивают его.
Также сохранились трагедии «Финикиянки», «Просительницы», «Гераклиды» (текст трагедии частично утрачен).
«Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» повествуют о дочери царя Агамемнона. Боги потребовали принести ее в жертву в обмен на дарование греческому войску, направляющемуся к Трое, попутного ветра. Существует вариант легенды, в котором Ифигения была чудесным образом спасена и перенесена в Тавриду. В этой трагедии Ифигения оказывается жрицей. Она чуть было не приносит в жертву своего брата Ореста. В последний момент брат и сестра узнают друг друга и бегут из Тавриды.
Действие пьес «Троянки», «Андромаха» и «Гекуба» происходит в лагере победителей-греков под Троей. В них изображаются жестокие страдания троянских пленниц.
Перу Еврипида принадлежит и «» — возможно, первая в истории человечества фантастическая пьеса. В ней использован редкий вариант мифа, согласно которому Парис привозит в Трою лишь призрак Елены. Настоящая же Елена оказывается в Египте. После разрушения Трои Менелай по пути домой высаживается в Египте, находит там Елену и вместе с ней возвращается в Спарту.
Миролюбивый насмешник Аристофан
(ок. 450-385 гг. до н. э.)
О жизни Аристофана, значительная часть которой пришлась на время Пелопоннесской войны, известно немного. Он был сыном Филиппа из афинского округа Кидатенайон.
ко сыновей. Интересно, что они пошли по стопам отца: Филипп и Арар стали комическими поэтами, а еще один сын, Никострат, писал комедии, которые, правда, не сохранились.
Историки поздней античности оспаривали афинское происхождение Аристофана и утверждали, что он появил ся на свет на Эгине, Родосе или даже в Египте. Так или иначе, но он был полноправным гражданином Афин. А в чужеземном происхождении его обвиняли намеренно, желая оскорбить или испортить репутацию. Остроумный сатирик многих высмеял в своей жизни, особенно ненавидел его политик Клеон. Но и подразнить комедиографа находилось много охотников, благодаря которым мы знаем даже, что Аристофан был лыс. А вот портретных изображений его, к сожалению, не сохранилось.
Но независимо от места рождения Аристофан был афинянином до мозга костей: и по характеру, и по языку, и по убеждениям.
Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них— «Пирующие»шедшая до нас комедия была поставлена в 427 г. до н. э., когда поэту было немногим более двадцати лет.
По свидетельствам современников и позднейших исследователей, всего Аристофан написал сорок четыре комедии. До нашего времени дошло одиннадцать завершенных произведений, а также около тысячи фрагментов. Произведения этого остроумного автора прежде всего можно называть политическими.
В молодости комедиограф был деятельным членом аристократических клубов (так называемых гетерий) и, судя по всему, сочувствовал идеологии земельной аристократии. В ряде комедий драматург жестоко осмеивает демагогов из торгового класса. Вожди льстят народу и обманывают его, преследуя лишь свою выгоду. В одной из самых ранних комедий — «Вавилоняне» — он нападал на известного демагога Клеона, за что тот привлек дерзкого обличителя нравов к суду.
«Всадники» политическая сатира достигает кульминационного пункта. Демос (афинский народ) здесь изображен стариком-брюзгой, глухим на ухо, жадным и падким на лесть. Его обманывает лукавый раб кожевник-пафлагонец (вечный враг Аристофана Клеон). С коварным пафлагонцем соперничают двое других слуг, в лице которых тоже выведены реальные политические лица. В конце концов всех вытесняет торговец съестным - Агоракрит. Он хвастливо рассказывает, как вернул Демосу молодость и разум, сварив его в котле. Хор в этой комедии составлен из «всадников»-аристократов, нападающих на Демос.
В комедии «Осы»
Поразителен столь редкий для того воинственного времени пацифизм (отрицание войны) греческого комедиографа.
Уже в пьесе «Ахарняне» выводится крестьянин, которому так надоела война, что он заключает свой личный мир с врагом. Хор, находясь во власти ложного патриотизма, готов за это побить его камнями, но миролюбивый герой убеждает всех в выгоде своего поступка. В конце пьесы крестьянин наслаждается всеми благами мирной жизни, тогда как другие терпят лишения войны.
«Мир» та же проповедь воплощена в невероятной, фантастической форме. Крестьянин-винодел Тригей откармливает огромного навозного жука. На этом «летательном аппарате» герой поднимается на небо и доставляет оттуда богиню мира, которая одаряет землю всеми своими благами.
Комедия «Лисистрата»
Лисистрата требует, чтобы все ее подруги принесли клятву не допускать на ложе любви мужчин, пока те не откажутся воевать. Женщины захватывают Акрополь и прячутся за его стенами, и через некоторое время они добиваются мира. Представители Спарты и Афин просят Лисистрату примирить их.
Та же тема была содержанием не дошедших до нас пьес «Земледельцы» и «Грузовые суда».
«Облака». Представителем софистов является философ Сократ, который на самом деле ничего общего с ними не имел. Плоды их учения, по мнению Аристофана, ядовиты: они несут заразу цинизма и падение нравов. Так, сын поселянина Стрепсиада, Фидиппид, побывав в школе софистов, стал издеваться над отцом и колотить его. В конце комедии Стрепсиад поджигает школу софистов, испортивших ему сына. Не исключено, что комедия «Облака» косвенно способствовала осуждению Сократа.
Резко нападает Аристофан на трагика Еврипида, который по мнению представителей аристократии и самого Аристофана, отнял у трагедии ее прежний высокий идеал и религиозную величавость. Высмеивается Еврипид и за нападки на женщин.
Ничто не останавливает Аристофана: в комедии «Лягушки», поставленной на сцене на другой день после смерти Еврипида, бог вина Дионис беспокоится о дальнейшей судьбе трагедии. Он решает вызвать из царства мертвых одного из двух трагиков - Еврипида или Эсхила. Во время их состязания искусство Еврипида подвергается жесткой критике. Таким образом, на земле остается старый Эсхил.
В грубой и во многом справедливой карикатуре осмеян идеал масс в комедии «Женщины в народном собрании». ство мечты здесь превращается в огромный пиршественный двор, где не прекращается кутеж, сопровождающийся полной свободой отношений полов.
Сквозь злую сатиру в комедиях Аристофана иногда просвечивает и положительный политический идеал.
Насмешник порой не щадит и самих богов, посмеиваясь даже над Зевсом («Птицы», «Богатство»). Однако Аристофан вовсе не богоборец, он отстаивает старую веру в противовес учению софистов.
роумием. Жители Аттики отличались наблюдательностью и острословием, откуда пошло выражение «аттическая соль».
Мечты полуголодного народа о новой сытой и праздной жизни, выливавшиеся в целые проекты государственного переустройства, осмеяны в комедии Аристофана «Птицы».
Двое друзей ищут государство, где они могли бы жить в неге и в полном благополучии. Они поднимаются к птицам и в их царстве основывают город с издевательским названием, которое по-русски примерно звучит как Туче-кукуевск. Язык комедий повседневный, разговорный, городской. Речь персонажей изобилует каламбурами и жаргонными словечками того времени.
Комедии Аристофана оказали влияние на развитие драматургии более позднего времени — как эпохи Возрождения, так и классицизма.
ранизировались даже в XX в