Приглашаем посетить сайт

Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса.
Звездное небо греческой мифологии

Звездное небо греческой мифологии

Греческая мифология оказала большое влияние на культуру всего человечества. Посмотри на звездное небо — там видны соз­вездия Персея, Кассиопеи, Лебедя, Дракона. Общепринятые символы, олицетворяющие их, а также их названия пришли к нам от древних греков. В картинных галереях множество произведе­ний, основанных на тематике греческих мифов.

Со сцены и в наше время не сходят драматические постанов­ки и балеты, где главные герои - из Древней Греции. Совсем неудивительно, что в различных интерпретациях приключения греческих героев стали любимым чтением детей. Мультфильмы об аргонавтах, кинофильмы о Геракле - все это интересно и взрослым.

Греческие мифы - детство человечества. Законы природы, ее явления представлялись первобытным людям неким нагромож­дением. Надо было упорядочить хотя бы восприятие непонят­ных, но грозных сил.

Одушевленной представляется земля, которая рождает небо и питает его, как она питает все на свете. Древнейшая мифология — мифология мат­риархата, ее часто называют хтонической, т. е., прежде всего обращенной к природ­ным силам земли и подземного мира. Фантазия создает ужасных чудовищ: многоголовых, сторуких, наделенных ог­ромной пастью и змеиными хвостами: Лер- нейская гидра, Ехидна, Химера, страж Аида - пес Цербер...

Магической мощью наделялась не только непосредственно земля, но и весь мир. Боги и духи обитали и в воде, и в кронах деревьев. На заре культуры боги почитались в виде фетишей — простых фигур, наделенных свойствами казнить и миловать. Так, Зевс первоначально был почитаем в виде камен­ной пирамиды или колонны. Геру в Беотии представлял обрубок древесного ствола...

Поклонение камням сохранялась и в более позднее время.

Олимпийский период

Меняется общественное устройство — меняются и мифы.

В мифологии олимпийского периода, связанного с пере­ходом от матриархата к патриархату, появляются герои. Они расправляются с чудовищными тварями, некогда пугавши­ми воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дра­кона и основывает на этом месте свое святилище. От его же руки гибнут два чудовищных великана — От и Эфиальт, ко­торые мечтали завладеть Олимпом. Персей убивает Медузу, Беллерофонт — Химеру. Совершает свои двенадцать подви­гов Геракл.

Появляется верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги. На горе Олимп существует своего рода патриархальная община, где Зевс - главный.

На первый план выходят боги более совершенного типа. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра — культурного земледелия. Мудрая Афина Паллада сменяет необузданного Ареса, она сторонница честной и ор­ганизованной войны. Афродита сделалась богиней любви и красоты, Гестия — богиней домашнего очага. Артемида сохрани­ла древние охотничьи функции, но теперь она - красивая и стройная, хорошо относится к людям.

Словом, все некогда примитивные божества сделались бо­лее одухотворенными, благородными, возвышенными. Человек уже не так боится богов, потому что власть его над природой возросла. Если раньше нимфы (наяды, нереиды, дриады) были воплощением дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной.

Герой Прометей даровал людям не только украденный у олимпийцев огонь, но и зачатки цивилизации. Его дар сделал человечество независимым от воли богов и страха перед ними. Когда герой Геракл освобождает Прометея, между ним и Зевсом происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея и по большому счету человечности.

Греческим богам свойственны людские страсти и слабости, они воюют между собой, обманывают, любят и ненавидят, мстят и прощают. В поздний период мифологическое мышление древ­них греков становится источником вдохновения не только для искусства, но и для философии, науки.

Небесами, морями и подземным царством правили соответ­ственно Зевс, Посейдон и Аид. Однако последние два подчиня­лись Зевсу. Все двенадцать богов жили на горе Олимп, нежа­щейся в лучах вечного света. На Олимпе боги имели свои дворцы, где они проводили время в танцах и пирах. Пищей им служили амброзия и нектар. Боги были прекрасны собой и бессмертны. Древние греки считали, что боги постоянно участвуют в жизни смертных с момента рождения до смерти. Они могут быть как справедливыми и милосердными, так и мстительными, грозными.

Крылатые выражения из греческих мифов

Авгиевы конюшни. Очищение конюшен царя Авгия — один из подвигов Геракла. Герой очистил авгиевы конюшни в один день, направив через них воды двух бурных рек.

­док. Также относится к запутанным делам,

Аркадская идиллия. Выражение означает счастливую без­мятежную жизнь на лоне природы. Происходит от Аркадии — центральной гористой части Пелопоннеса, население которой в древности занималось скотоводством и земледелием.

Бочка Данаид. В древнегреческой мифологии Данаиды — пятьдесят дочерей ливийского царя Даная. Сорок девять из них в наказание за то, что по приказу своего отца в первую же брач­ную ночь убили мужей, были навечно обречены в подземном царстве Аида наливать в бездонную бочку воду.

Выражение означает то же, что и «Сизифов труд» — тяжелую и бесплодную нескончаемую работу.

Загадка Сфинкса. Выражение означает сложную, трудно­разрешимую задачу, требующую тонкого подхода и острого ума. Согласно мифу на Фивы в наказание за проступок одного из правителей города богами было наслано страшное чудовище с женской грудью и когтями льва - Сфинкс. Сфинкс располо­жился на горе близ Фив и задавал каждому проходившему воп­рос: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером на трех?». Не сумевшего найти разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил многих, в том числе и сына царя Креонта. И лишь Эдипу удалось догадаться, что отгадка — чело­век: во младенчестве он ползает, в зрелые годы ходит на двух ногах, а в старости часто вынужден опираться на трость. Сфинкс в отчаянии бросился в пропасть и раз­бился.

Золотой дождь. Употребляется в значении «неожи­данное получение большой денежной суммы». Выраже­ ние из древнегреческого мифа о Зевсе. Пленившись кра­сотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс проник к ней в башню, куда ее заключил отец, в виде золо­того дождя. От этой связи родился в дальнейшем герой Персей. Даная, осыпаемая золотым дождем, изображена на картинах многих художников: Тициана, Корреджо, Ван-Дейка и др. А «Даная» великого Рембрандта ловит рукой не золотые мо­неты, а сияющий солнечный свет.

Кануть в Лету. Выражение означает быть забытым, бес­следно и навсегда исчезнуть. Происходит от названия реки забвения Леты в подземном царстве Аида. Из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь.

Метать громы и молнии. Означает несдержанно проявлять свой гнев, распекать кого-либо, говорить раздраженно, угрожать.

Выражение возникло из представлений о Зевсе — вер­ховном боге Олимпа, который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом.

Между Сциллой и Харибдой. Означает находиться в таком положении, когда опасность угрожает с двух сто­рон («между двух огней»).

Выражение происходит от названия двух мифических чудовищ - Сциллы и Харибды, живших по обеим сторонам уз­кого Мессинского пролива и губивших всех мореплавателей.

Нить Ариадны. Так называют то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

­человека Минотавра, а Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла герою благополучно выбраться из подземного лаби­ринта при помощи клубка ниток.

Оседлать Пегаса. Означает ощутить порыв вдохновения, стать поэтом, начать писать стихи.

По имени крылатого коня Пегаса, который произошел от крови Медузы-горгоны, когда Персей обезглавил ее. Этот конь приносил удачу своему всаднику. Однажды ударом копыта Пе­гас выбил на горе Геликоне, что служила обиталищем муз, ис­точник Гиппокрену («лошадиный источник»). С тез пор вода его дарует вдохновение поэтам.

Прокрустово ложе. Это бессмысленное ограничение, лож­ная мерка, под которую что-то насильственно подгоняют или приспосабливают.

Согласно мифу существовало ложе, на котором разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст («растягивающий»), укла­дывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало.

Рог изобилия. Это символ неисчерпаемых богатств, щедрости. В рог изобилия превратился чудесный рог козы Амалфеи, ко­торая вскормила своим молоком младенца Зевса. По одному из мифов, когда однажды коза случайно обломила себе рог, вер­ховный бог дал ему чудодейственную способность наполняться тем, что пожелает его владелец, поэтому рог Амалфеи стал символом изобилия.

Сизифов труд. То же, что и «бочка Дана­ид», -тяжелая бесконечная работа.

Выражение появилось из древнегреческого предания о Сисифе (Сизифе), известном хитре­це, способном обмануть даже богов и постоян­ но вступавшем с ними в конфликты. Ему даже удалось оковать цепями Танатоса — бога смер­ти—и продержать его в заточении несколько лет. Все эти годы люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан богами. В Аиде он должен был вкатывать на гору тяже­лый камень, который, достигая вершины, неми­нуемо срывался вниз. Бесконечную работу надо было начинать заново.

Ящик Пандоры. Выражение употребляется в значении «источник множественных несчас­тий, бедствий».

Происходит от древнегреческого мифа о Пандоре. Легенда утверждает, что люди неког­да жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую жен­щину — Пандору. Она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие беды и несчастья. Несмотря на предуп­реждение Прометея о том, что открывать ларец нельзя, любо­пытная, как все женщины, Пандора открыла крышку и выпустила на волю болезни и несчастья.

Великие рапсоды

Великий слепой. Гомер

Точные даты жизни легендарного древнегреческого творца не установлены. Они колеблются от XII до VII в. до н. э. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Гомеру приписывалось авторство значительной части репер­туара исполнителей эпоса (рапсодов). Ученые утверждают, что Гомер не знал грамоты и до нас дошли его произведения имен­но благодаря традиции устной передачи текстов.

Подлинными произведениями Гомера считаются две эпичес­кие поэмы «Илиада» и «Одиссея», а также несколько более мел­ких произведений.

«Гомеровский вопрос» возник еще в эпоху эллинизма. Мог ли один человек создать такие грандиозные произведения? При исполнении рапсодами наверняка тексты переделывались и до­полнялись. Поэмы написаны гекзаметром, они известны российскому читателю по переводам Гнедича и Жуковского. Язык богато расцвечен эпитетами, метафорами и особыми «гомеровскими» сравнениями.

«Илиада» — эпическая поэма, основой для которой послужи­ли многочисленные сказания Древней Греции о подвигах героев. Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) объединенным ополчением греческих вождей. В повествование включены сказания о предшествующих событиях. Читатель уз­нает о похищении Елены Парисом, выступлении греков (ахей­цев) под верховным начальством Агамемнона. Величественны фигуры главных вождей Агамемнона и Менелая, воинов Ахил­ла, Одиссея, Диомеда, Аякса.

«Илиада» охватывает незначительный промежуток време­ни — это как бы эпизод из истории осады Трои.

Гомер живописует отношения между богами, принимающи­ми то одну, то другую сторону и покровительствующими своим любимым героям. Равно благородными и сильными выглядят представители Трои и ахейцы. Гектор и Ахилл - оба герои, оба достойны восхищения и сочувствия.

Повествование о битвах соседствует с живописным изобра­жением труда землепашца или дровосека, красочным воплоще­нием в слове материальной культуры того времени - таково, например, классическое описание щита Ахилла со всеми под­робностями.

Здесь полосой беспрерывною падают горсти густые;
Там перевязчики их в снопы перевяслами вяжут.
Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети,
Быстро колосья сбирая, один за другими в охапках

«Одиссея» повествует о странствиях главного героя после возращения с войны на родной остров — Итаку.

Царь Итаки Одиссей — настоящий герой. Он хороший боец, прекрасно владеет оружием, мастерски владеет искусством мореплавания. У себя на родине Одиссей не чурался сельских работ и ремесла, несмотря на свой высокий сан.

В плавании его ожидает множество приключений: заключе­ние на острове нимфы Калипсо, пребывание в плену у лотофагов... Одиссей очень любознателен, ему свойственна познава­тельная активность, что иногда даже вредит ему. Так, он оказывается запертым в пещере циклопа, потому что очень уж хотелось посмотреть на это чудо!

­пить уши воском, чтобы пение этих коварных созданий не зама­нило моряков на скалы. Сам же попросил привязать его к мачте, да покрепче. Сладко пели сирены, завораживали... Рвался Одис­сей, просил его отвязать, но уши товарищей были залеплены воском, они гребли, что было силы... Одиссей был единственным человеком, который услышал пение сирен и остался в живых.

Не зря постоянный эпитет к имени Одиссей — хитроумный.

Он отличается прежде всего ост­рым умом, умением находить вы­ход из любой ситуации, изобрета­ тельностью и оптимизмом.

Одиссей не только деятелен, ему присущи глубокие чувства. Скорбит он о погибших товари­щах, всем сердцем стремится на родную Итаку - к своей любимой жене Пенелопе, к выросшему без него сыну Телемаху:

Сладостней нет ничего нам от­чизны и сродников наших,
­гатой обители жили
Мы на чужой стороне, далеко от родителей милых...

Гомер мастерски владеет композицией крупно­го произведения, перемещая действие с кораб­ ля (или очередного острова) на Итаку, где Пенелопу осаждают женихи, которые хотят получить вместе с ее рукой и власть над царством Одиссея. Однако Пенелопа, хитроум­ная, как и ее муж, поставила условие, что выбе­ рет мужа только после того, как будет готово покрывало. Каждый день мудрая женщина ткала это покрывало, а ночью распускала. Так и дождалась она своего Одиссея.

Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.)

Читайте, деревья, стихи Гесиода...

Гесиод - древнегреческий поэт и рапсод (исполнитель своих произведений). Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия). Вскоре его отец, обедневший торговец, вынужден был переселиться в Беотию. Пришлось заняться сельским хозяй­ством в селении Аскра близ знаменитой горы Геликон. По ле­генде в юности Гесиод пас скот. Вдруг ему явились геликонские музы — они и внушили ему поэтический дар.

Имя поэта производят от глагола «наслаждаться» или, по другой трактовке, «производить звуки, петь, воспевать». Гесиод становится профессиональным рапсодом. Он выступа­ет как пророк, призванный музами вещать истину. Произведения Гесиода в первую очередь дидактичны, т. е. нравоучительны. Наиболее известное и значительное произведение Гесиода - назидательная поэма «Труды и дни». Она написана в форме уве­щеваний, обращенных к брату поэта Персу. Братья ведут тяжбу о наследстве, Гесиод советует разорившемуся братцу не отбивать чужой кусок, а добиться достатка трудом.

Повествователя отличает мировоззрение крестьянина. Он осуждает «царей-дароядцев» за безделье, взяточничество, непра­ведный суд. Достается и женщинам — за их легкомыслие и мотов­ство. Герой Гесиода обретает счастье в упорном труде над обработкой своего участка земли, хотя и допускает мысль, что в крайнем случае можно пуститься за наживой в дальнее плавание.

Гесиоду близок миф о непрерывном ухудшении человеческой жизни и морали — от «золотого» века до «железного». Крестья­нину остается только уповать на справедливость Зевса. Но глав­ное, рапсод уверен, что человеческое достоинство, его внутрен­ний мир и достаток будут спасены трудом.

­ким учителем, Гесиод стремится ввести в по­эму «Труды и дни» множество разнооб­разных нравственных правил и хозяйствен­ных наставлений. Свои поучения он сопро­вождает народными пословицами, приво­дит как доказатель­ство своей правоты басни и мифы.

Гесиод старательно описывает работы земле­дельца, труд мореплавателя и важные приметы,связанные с различными днями месяца. Это представляет большой интерес не только для лите­ратуроведов, но и для историков.

Интересно, что греческие рапсоды были безы­мянны — Гесиод первым определил себя как инди­видуальность и называл свое имя.

В поэме «Происхождение богов» («Теогония») Гесиод пытается систематизировать разноречивые эпические сказания о богах, создать единое генеа­логическое древо, а также дать историю происхож­ дения мира.

Повествование начинается от предвечного хао­са, земли и эрота. Автор показывает нам несколько поколений богов, заканчивая Зевсом и его потом­ством.


Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,

Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею

Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим...

Продолжением «Тео­гонии» была поэма «Каталог женщин». Она представляла со­бой список красавиц, от брака которых с бо­гами произошли ге­рои, родоначальники знатных родов. К со­жалению, «Каталог женщин» сохранился только в отрывках.

«Насмешки вечные над львами, над орлами...»
Эзоп (VI в. до н. э.)

­на. Согласно легенде он, фригиец по происхождению, жил на острове Самос и был рабом богатого самосского гражданина Иадмона.

Эзоп был необычайно уродлив, но это компенсиро­валось мудростью, остроумием и литературным талан­ том. Иадмон дал ему свободу, и некоторое время Эзоп провел при дворе лидийского царя Креза.

Древние источники утверждают, что Эзоп, нахо­дясь в Дельфах, своим злословием настроил против себя нескольких граждан. Они сговорились и решили наказать его. Для этого они похитили золотую чашу из храмовой утвари и тайно вложили в котомку Эзопа. Забили тревогу. При обыске чаша была найдена у Эзо­па, и он как святотатец был побит камнями. В другом варианте — сброшен со скалы.

Через много лет чудесным образом была доказана невиновность Эзопа.

«Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», - так говорят в комедии Аристофана.

­ствовал ли Эзоп на самом деле. Важен его легендарный образ: остроумный уродливый раб, говорящий дер­зости сильным мира сего. Мудрец, облекающий свою философию в форму поучительного рассказа с непре­менной моралью в конце. Родоначальник жанра бас­ ни — короткой истории, где главными действующими персонажами являются животные (реже — люди или люди и животные), но под масками лис и волков, львов и ягнят легко угадываются типичные человечес­кие пороки, а то и реальные исторические личности. Не зря позднее в знаменитой пьесе Александра Грибоедова привыкший к чинопочитанию персонаж признается в нелюбви к басням:

«Ах, басни, басни! — смерть моя!
Насмешки вечные над львами,
Над орлами...
Кто что ни говори,
»

Для взрослых язык Эзопа - это речь раба, который хочет об­личить недостатки хозяина, но, по возможности, избежать нака­зания. Для детей басня (наравне со сказкой) - первый занимательный и наглядный урок морали.

Басни учат отличать добро от зла, убеждают в необходимости честности и трудолюбия, отвра­щают от лености, зазнайства и других пороков. Благодаря Эзопу возникло такое понятие, как «эзопов язык» — язык иносказаний, намеков, красноречивых умолчаний. Особенно значи­мым становился такой язык во времена, когда свободно высказываться было опасно, а мол­чать — невозможно.

Сохранился сборник басен (более четырех­сот коротких произве­дений) в прозаическом изложении. Их изучали дети в древнегреческих школах. Не все басни в этом сборнике при­надлежат Эзопу, неко­торые относятся к бо­лее позднему времени.

Басни Эзопа были пе­реведены на многие языки мира, облечены в стихотворную форму, в том числе французом Жаном Лафонтеном и русским баснописцем Иваном Крыловым. На русском языке пол­ный перевод всех Эзо­повских басен был опубликован в 1968 г.

«Зелен виноград» — что можно понимать так: «А притворюсь-ка я, что недостижимое мне и не нужно».

Лисица и виноград

Однажды увидела лисица на виноградной лозе сочные гроздья. Ей очень захотелось добраться до них, чтобы поесть. Однако грозди висели так высоко, что, как ни прыгала лисица, как ни старалась, ей не досталось ни одной грозди. Уставшая и раздосадованная, лисица сказала тогда: - Да не нужен мне это виноград! Зелен он еще! — и побрела прочь.

Мораль: вот так и некоторые из нас, не сумев добиться жела­емого, притворяются, что это им вовсе не нужно, или спешат об­винить в неуспехе обстоятельства.

Крестьянин и сыновья

­ли довольно ленивы. Желая приобщить их к занятию земледелием, отец сказал им: - Дети мои, я умираю. Обыщите наш ви­ноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел.

«Должно быть, там зарыт клад», — поду­мали сыновья.

После смерти отца они в поисках сокро­вища перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вско­панная почва позволила получить урожай винограда лучше прежнего. Это и было за­вещанным сокровищем.

Мораль: истинное сокровище дпя людей умение трудиться.

Театр Древней Греции

Древнегреческий театр по своему происхождению восходит к культовым обрядам глубокой древности. Обряды проводи­лись перед охотой, сопровождали различные этапы земледе­лия. Не обходились без обрядов свадьбы, проводы зимы, встреча весны. Заупокойная песнь сопровождала похороны.

При всей примитивности древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия: соче­тание музыки и танца, песни и слова.

Греческий театр возник из сельских празднеств в честь Диониса, которые длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, после которых проводились состя­зания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театральные представления играли большую роль в общест­венной и культурной жизни древнегреческого города. Дни, ког­да они проходили, объявлялись нерабочими, и все население просто обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим гражданам специаль­но выделялись деньги на посещение театра.

Дионис в греческой мифологии был земледельчес­ким богом виноградарства и виноделия. Он являлся сыном Зевса и фиванской царевны Симелы. Постепен­но Дионис стал одним из важнейших в пантеоне античных богов, являя собой символ умирающей и возрождающейся природы. Дионис равнозначен египетским богам Осирису, Серапису и Амону, а также древнеиранскому Митре. Позднее его отождествляли с римским Либером. Все эти боги имели в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу «страдающих богов», в его жизнеописании случалось множество трагических перипетий, и поэтому связан­ные с ним сказания и мифы давали богатый материал для будущих драм.

В 534 г. до н. э., по свидетельствам различных ис­точников, произошло включение культа Диониса в государственную религию. С этого времени празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году на состязаниях выступил первый из известных нам драма­тургов - Феспид.

В марте с приходом весны три дня продолжались Великие Дионисии, где демонстриро­вались трагедии и сатировские драмы. В январе разыгрывали комедии, а в декабре на Сельских (ма­лых) Дионисиях устраивался праздник первой пробы молодого вина. Тогда повторялись представления, показанные в марте. На глав­ном празднике (Великих Дионисиях) в честь пробуждения природы после зимы разыгры­валось возвращение Диониса на корабле из восточной страны, куда он был в раннем детстве послан на воспитание. От этого сюже­та берет начало название западноевро­ пейского карнавала. Оно происходит от лат. carrus navalis («корабельная телега»). Спут­никами Диониса были сатиры, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами.

В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюже­ты, связанные с Дионисом, но и мифы троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей. Появилась сатировская драма, создателем которой считают поэта Пратина, живше­го в VI-V вв. до н. э. Таким образом, в древнегреческом теат­ре существовало три жанра: трагедия, комедия и сатировская драма.

В Афинах Великие Дионисии начинались шествием — торже­ственным выносом статуи Диониса из посвященного ему хра­ма, — которое сопровождала праздничная процессия вакханок, сатиров, менад с жезлами, увитыми плющом. Все направлялись в рощу Академа, известную в истории тем, что в ней располага­лась школа философа Платона. От названия рощи произошло нынешнее слово «академия». В ходе процессии участники шест­вия танцевали, пели дифирамбы и фаллические песни. Таким образом они пробуждали магию оплодотворения земли. Боль­шинство исследователей полагают, что от дифирамбов произош­ла древнегреческая трагедия, от фаллических песен — комедия. На следующий день после посещения рощи процессия направля­лась к зданию театра на склоне холма Акрополя.

— непремен­ный персонаж в ми­фологии Диониса. Высокое слово «траге­дия» по-гречески — «песнь козлов» (от «трагос» и «оде»). На­именование комедии производится от слов «космос» и «оде». Это была песнь о шествии бражников.

Как был устроен театр

Древнегреческий театр располагался, как правило, на терри­тории Акрополя, т. е. крепости — возвышенной укрепленной части города. До наших современников дошли древнейшие ан­тичные театры в Афинах, Помпеях, Аммане (Иордания). Самый крупный театр сохранился в Эпидавре на Пелопоннесе. Сначала познакомимся с устройством ан­тичного театра.

Древнегреческий театр состоял из трех частей:

первая - орхестра с алтарем Диониса посе­редине;

третья — скена.

Орхестра являлась местом действия хора, актеров и статистов. Театрон (от слова «смот­реть») — зрительские места. Первые ряды у ор­хестры предназначались для жрецов, должност­ных лиц государства и почетных граждан.

Скена, что означает в переводе с древнегре­ческого «палатка», совсем не была сценой в сов­ременном понимании. В те давние времена так называлась пристройка, предназначенная для бутафории, реквизита и переодевания актеров.

Скена примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Кроме того, одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, которая, как прави­ло, изображала здание с центральным и двумя боковыми выхода­ми к орхестре. Выходы назывались параскениями.

­не на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком. Проскении в переводе означает «место, с которого говорят».

Крыши в античном театре не было, все действие происходило под открытым небом, поэтому актерам необходимо было обла­дать сильным голосом. В некоторых театрах для улучшения акус­тики применялись особые резонирующие урны, усиливающие звук. Существовали особые подъемные механизмы. Они обеспе­чивали появление актеров-богов с небес, а также из-под земли по так называемой Хароновой лестнице (в греческой мифологии Харон — перевозчик в страну мертвых). Появление из подземно­го царства происходило из подвала через люк в полу.

Зрители в театр впускались по билетам. На них обозначались не отдельные места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразно рас­ ходящимися лестницами.

Хор и актеры

Первоначально во всех трагических спек­таклях главным действующим лицом был хор из двенадцати человек. При Софокле количе­ство исполнителей возросло до пятнадцати. В комедии хор состоял из двадцати четырех человек и делился на две части - полухории.

Постоянное присутствие хора требовало, чтобы все действие развивалось в рамках одного дня. Впоследствии французские классицисты XVII в. на основании законов греческого театра вы­вели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки на актеров.

Изначально актерами были сами авторы-дра­матурги, позже появились профессиональные актеры с профессионально выработанной тех­никой, индивидуальной манерой игры. Таких актеров называли «мастерами Диониса». На­помним, что организация спектаклей была частью государственного культа. Следователь­но, актерская профессия была почетной, ею не могли заниматься рабы, а только свободные полноправные граждане.

Актеров было традиционно трое. Исполнитель на первых ролях назывался протагонистом. Это слово и в наше время употребляется образованными людьми в значении «веду­щий, главный». Двое второстепенных актеров именовались девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист сам решал, кто будет на вто­рых ролях: именно он приглашал двух других актеров.

Драматурги оказывали огомное вли­яние на состав труппы. У Эсхила хор во главе с корифеем (ведущим) играл ведущую роль. Софокл же сократил хоровые части и увели­чил количество актеров с одного до двух. В его пьесах большое значение приобрел ди­алог. Еврипид ввел третьего актера. Иногда появлялся и четвертый актер, но в исключи­тельных случаях.


В греческом театре все актеры были муж­чинами, поскольку играть могли только свободные граждане, обладающие всеми правами, а женщины не имели полноты по­литических прав. Так как в пьесах нужно бы­ло изображать и женщин, и вообще разных по внешности и психологическим характе­ристикам героев, актеры меняли несколько раз костюмы и маски. К ним впоследствии прибавились статис­ты - действующие лица без слов.

Героями спектаклей час­то являлись мифологи­ческие персонажи, кото­рым старались придать огромный рост. Это до­стигалось с помощью котурнов— сапог или башмаков на высоких подошвах. Для передачи значительности зри­тельного образа исполь­зовали огромные пари­ки, толстые подкладки под одежду.

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только статичное выражение лица. Периодически маски меня­лись. Так, например, в трагедии «Эдип-царь» после ослепления герой выходил в новой маске. На всех масках изображался отк­рытый рот, для того чтобы свободно мог звучать голос исполни­теля.

В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркивая отрицательные черты персонажа.

— белые или светлые. Маски отражали еще и характер, и настроение: раздражительность обозначалась багровым цве­том; хитрость — рыжим; уныние, болезненность — желтым. Маски доносили смысл происходящего до зрителей дальних рядов, ко­торые мало что могли расслышать.

Маски трагедии (с опущенными уголками губ) и комедии (с гримасой смеха) стали символом театра вообще.

Структура античной драмы

Поскольку театр был учреждени­ем, поддерживаемым государством, начиналось представление с чество­вания почетных граждан. Затем тор­жественно приносили жертву Диони­ су, и только потом наступал черед собственно театрального действия. О его начале возвещали звуки флейт. Потом выходил хор с корифеем-за­певалой во главе. По мере развития древнегреческого театра значение актера в спектаклях возрастало, а хора, наоборот, сок­ращалось. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов именовали драматическими поэтами.

Структура античной драмы с течением времени менялась, но существовали и жесткие каноны. Обязательна была начальная часть до вступления хора — пролог. Потом зву­чала первая песня хора, с которой он входил на орхестру. Это называлось «парод» (проход). Дальше наступало время диалогов, раскрывающих смысл происходяще­го, - так называемых эписодий (привходящих).

­ную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже играл второстепенную роль, у Еврипида песни хо­ра — всего лишь вставки между актами.

Греческая драма и трагедия сочетали декламацию, пение, танцы и музыку. В целом они напоминали нынеш­ние оперные представления. По сюжету герои были игрушками в руках Судьбы-Рока. Судьба в образе того или иного верховного существа вмешивалась в действие спектакля. Именно от этого принципа античной драмы произошло выражение, означающее вмешательство влиятельной личности или счастливого случая: «deus ex maxina», что переводится как «бог из машины».

Комедия была наполнена озорством, гротеском, ка­рикатурными пародиями на действительность. Кроме того, действие уносило зрителя в мир фантазии, сказки. Женщи­нам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, поскольку в них часто допускались непристойные шутки.

Искусство не исключает состязания Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы. Наивыс­шей точки его развитие достигло в эпоху Перикла, когда твори­ли Софокл и Еврипид - создатели не потерявших значения до нашего времени великолепных трагедий. На Великих Диониси­ях в марте именно им отводилось главное место.

Объединенные в тетралогии трагедии с заключающими их сатировскими дра­мами распределялись на три дня. После них ставились комедии. Все театральные постановки начиная с 508 г. до н. э. прово­дились в виде состязаний — «агона». Влиятельная комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, награждала венком из плюща и увековечивала его имя, делая запись на мраморной плите — «дидаскалиях».

с успехом за­менял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне.

Драматурги должны были быть готовы и к победе, и к пора­жению в состязаниях. Так, Эсхил — отец древнегреческой траге­дии — пользовался огромной популярностью, однако в теат­ральных состязаниях не избежал поражений. По этой причине автор множества драматургических произведений даже был вы­нужден переселиться из Афин на Сицилию.

Софокл считался ба­ловнем судьбы: он одержал двадцать четыре полные победы.

Меньше всего побед одержал Еврипид. Но памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.

В Греции само государ­ство принимало учас­тие в организации театральных представ­лений. Подобно совре­менным директорам театров, художествен­ным руководителям древнегреческие ар­хонты и хореги (осо­бые должностные ли­ца) организовывали собственно театраль­ный процесс. Они ис­кали авторов, актеров, выплачивали им гоно­рар. Причем зачастую вкладывали в это свои средства.


Эсхил (525-456 гг. до н. э.)

Первое жизнеописание Эсхила мы находим в предисловии к его трагедиям в рукописи XI в.

Эсхил родился в 525 г. до н. э. в Элевсине, его род принадле­жал к старинной афинской аристократии. Эсхил сражался с пер­сами у Марафона, этот факт отмечен в его эпитафии. Участво­вал он и в битве при Саламине. После греко-персидских войн малозаметные прежде Афины становятся ведущим городом, и Эсхил наблюдает их возвышение. Впервые Эсхил выступил на состязании трагиков около 500 г. до н. э., но первый приз ему удалось получить только в 484 г. до н. э. Позднее Эсхил зани­мал первое место по меньшей мере тринадцать раз.

О его популярности можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила на празднестве Дионисий получит хор от властей. Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, сочинил трагедию «Этнянки» в честь основания Эт­ны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз.

«Орестея» удостои­ лась первой премии.

Существует предание, что однажды Эсхил покинул Афины, пото­му что его возмутил успех младшего со­перника Софокла. Од­нако после недолгого отсутствия он вновь вернулся в Афины на постановку своей тра­гедии «Семеро против Фив».

Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 г. до н. э. Подобно всем трагикам до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, на­нимая на вторые роли профессиональных актеров.

Трилогии

Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме. Считается, что Эсхил был автором девяноста дра­матических произведений, однако до нас дошло только семь трагедий. Их состав определился в результате тщательного от­бора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшим образцом поэтического дара Эсхила. «Персы» - единственная дошед­шая до нас историческая драма во всей греческой литературе описыва­ет поражение персов при Саламине в 480 г. до н. э. Трагедия была на­писана через восемь лет после этих событий, т. е. в 472 г. до н. э. По текс­ту заметно, что драму писал оче­видец.

Относительно времени поста­новки трагедии «Прометей прико­ванный» мнения расходятся. Несом­ненно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана трагедия, повест­вует о наказании Прометея за похи­щение огня и пренебрежение волей Зевса.

­кой мифологии. Первоначально, сог­ласно ранним трактовкам, он украл у богов огонь и принес его людям в полом тростнике, чтобы они могли жарить мясо.

У Эсхила образ Прометея (само имя Прометей означает «Промыслитель») - образ великой сознательной жертвы. Это провидец, которому известно прошлое и будущее. Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что, как они свергли в свое время отцов-титанов, так и их когда-ни­будь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, знает только Прометей. Именно поэтому и терзает Прометея Зевс: он хочет вырвать у него эту тайну.

Прометей горд и уверен в своей правоте - это прообраз мно­гих идущих на подвиг персонажей мировой литературы.

Герой трагедии принес людям не просто огонь, чтобы жарить мясо. Он подарил им огонь духовный, огонь любви и разума, обучил грамоте и счету. Именно благодаря Прометею люди и стали людьми, смогли развиваться и противостоять природе.

- Взгляните, что терплю я от божьих рук!...

Открыл им путь к достойной человека жизни,

— так воскли­цает герой.

Он гордо бросает в лицо посланнику Зевса Гермесу:

— Лучше страдать, чем унижаться,

А я бессмертен,
Я видел падение Урана, паденье Крона,
Увижу и падение Зевса я...

Зевс в трагедии «Про­метей прикованный» выглядит безжалост­ным и несправедливым, что не характерно для общего мировоззрения Эсхила. Возможно, мы так воспринимаем это произведение потому, что это только первая часть трилогии. Вполне вероятно, что в послед­ней, утерянной трагедии Эсхил примирил Проме­тея с Зевсом и богов — с человечеством.

«Семеро против Фив», по­ставленная в 467 г. до н. э., является из­ложением истории сыновей Эдипа, Эте-окла и Полиника. Это завершающая часть трилогии. Первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу.

Трагедия «Просительницы» посвя­щена истории пятидесяти дочерей Да­ная, которые предпочли бежать из Егип­та, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев. Несчастные наш­ли убежище в Аргосе.

Трилогия «Орестея» была написана в 458 г. до н. э. и состоит из пьес «Ага­мемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды».

В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея.

­вом, приготовленным из них. Фиест проклял брата и проклятие перешло на сына Атрея — Агамемнона. Агамемнон страшился гнева богов. Когда царь во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь Ифигению. Это должно было умилостивить Артемиду. Жена царя Клитемнестра не могла простить мужу смерть дочери. Пока царь воевал, она вместе со своим любовником Эгисфом, сыном Фи­еста, замыслила план отмщения.

Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой. В тра­гедии «Агамемнон» действие начинается как раз с этого момен­та. Царь возвращается домой в сопровождении троянской про­рочицы Кассандры, его пленницы и наложницы. Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает мужа и Кассандру.

После убийств на сцене появляется Эгисф и объявляет, что отны­не царская власть принадлежит ему и Клитемнестре. В действие вступает хор аргосских старцев, которые сохранили верность Агамемнону. Они тщетно протестуют и обещают, что придет воз­мездие — придет в то время, когда подрастет сын Агамемнона Орест.

Божественные силы неизменно наказывают людей за грехи и преступления. Эсхил дает понять, что каждое поколение со­вершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни ро­довое проклятие.

В то же время наказание, что посылает Зевс, отнюдь не явля­ется слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: чело­век через страдание идет к осознанию справедливости, а спра­ведливость можно назвать дочерью Зевса.

­темнестру из «Орестеи» с леди Макбет. Эта женщина обладает непреклонной реши­мостью. Она одержима слепой яростью, по­буждающей ее убить мужа. Этот яркий пер­сонаж безраздельно господствует во всех сценах трагедии

Новаторство Эсхила

До Эсхила трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение. Осуществленное Эсхилом введение второго актера дало возможность использовать диалог и передавать драма­тический конфликт без участия хора. Герои первого из великих трагиков об­рисованы ярко и просто.

Внутренний конфликт у Эсхила еще не развит. Даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание. Песни хора не только образуют величественный фон: судьба хора всегда вовлечена в трагедию. Эсхил исполь­зует его в качестве дополнительного актера, а не просто комментатора событий.

Софокл (ок. 496-406 гг. до н. э.)

­лон недалеко от Акрополя. Его отец был состоятельным челове­ком. Софокл обучался музыке, брал призы на атлетических сос­тязаниях. Красивый и музыкально одаренный, он возглавлял хор юношей, певших благодарственные гимны богам после по­беды над персами при Саламине.

Когда Софокл впервые принял участие в Великих Дионисиях в качестве драматурга, он сразу же выиграл первый приз, чем превзошел своего знаменитого предшественника Эсхила.

Состязание двух поэтов вызвало живейший интерес. С этого момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее попу­лярным из афинских драматургов. Более двадцати раз он в состязании трех участников оказывался первым. Драматург пользовался популярностью в Афинах, актив­но участвовал в общественной жизни. Он был избран одним из десяти стратегов, командовавших карательной экспеди­цией против Самоса в 440 г. до н. э.

В весьма преклонном возрасте Софокла избрали одним из десяти «пробулов» (советников), которым были вверены судьбы Афин после катастрофы, постигшей экспедицию на Сицилию (413 г. до н. э.).

После смерти Софокла обожествили под именем «героя Дексиона». Современники усматривали в его жизни сплош­ную череду удач. «Блаженный Софокл! - восклицает коме­диограф Фриних. — Он умер, прожив долгую жизнь, он был счастлив, умен, сочинил множество прекрасных трагедий и скончался благополучно, не изведав никаких бед».

­нажды Софокла вызвал в суд его сын Иофон.

Юноша якобы желал до­казать, что престарелый отец уже не в состоянии управлять имуществом семьи. Но Софокл убе­дил судей в своей умственной полноцен­ности, продекламировав наизусть оду в честь Афин из пьесы «Эдип в Колоне».

Однако сообщения сов­ременников подтверж­дают, что последние годы Софокла прошли столь же безмятежно, как и начало его жизни. До конца жизни он сох­ранил наилучшие отно­шения с Иофоном.

Софокл славился своим благочестием. Он осно­вал святилище Геракла и был жрецом одного из второстепенных божеств-целителей, связан­ных с культом Асклепия. Легенда гласит, что он принимал в собственном доме бога Асклепия до тех пор, пока не было завершенно строительство храма бога-целителя в Афинах.

Софокл-новатор

между ними. Отказ от формы трилогии повлек за собой сокращение роли хора: не нужно было восста­навливать всю логическую цепочку преступлений и наказаний, излишними оказывались многие комментарии. Больший акцент делался на психологии героя, его личности. Однако роль хора по-прежнему оставалась значительной. Софокл решительно вводит в состав исполнителей второго актера.

Внимание драматурга сосредоточено на поступках людей, а бо­жественная воля уже не имеет первостепенного значения. Герой Софокла полностью полагается в начале трагедии на свои волю и знание, однако завершается все признанием полного своего не­ведения, сомнения в правильности поступков. Человеческое неве­дение, бессилие перед волей рока — постоянная тема Софокла.

Определяя главный мотив трагедий Софокла, мы мо­жем сделать вывод, что это - смирение перед загадочны­ ми непостижимыми силами, которые направляют судьбу человека. Но человеческая воля сопротивляется такому положению вещей. Так, царь Эдип настойчиво и непрек­лонно ищет правду о самом себе, невзирая на то что за истину ему придется заплатить своей властью и даже зре­нием. Верная своему долгу Антигона презирает общест­ венное мнение и угрозу смертной казни со стороны госу­дарства.

Всем своим творчеством Софокл превозносит мощь че­ловеческого духа.

Трагедии

«Аякс». Во время троянской войны храбрый Аякс оскорблен — предназначенные храбрейшему герою доспе­хи погибшего Ахилла присудили Одиссею. Герой решился отомстить за оскорбление, однако в безумии, насланном богиней Афиной, истребил захваченный у троянцев скот.

Осознав содеянное, Аякс решает покончить с собой. В ре­шающей сцене Аякс размышляет о задуманном, его речь полна двусмысленностей. Хор, пове­рив, будто Аякс отказался от идеи са­моубийства, поет радостную песнь. Однако в следующей же сцене Аякс бросается на свой меч на глазах у зри­телей.

Одиссей убеждает Агамемнона разрешить почетное погребение.

«Антигона». Антигона решается похоронить брата Полиника, погибше­го при попытке завоевать родной го­род. Она идет на это вопреки приказу нового правителя Фив Креонта. Тот по­велел, чтобы тело Полиника было бро­шено птицам и псам. Стража хватает девушку и приводит ее к Креонту; Ан­тигона с презрением относится к угрозам правителя, и тот приговаривает ее к смерти.

Жених Антигоны, сын Креонта Гемон, на­прасно пытается уговорить отца смягчить приговор. Антигону заточили в подземную темницу.

Пророк Тиресий велит Креонту похоронить Полиника и освободить девушку. Креонт соглашает­ся, но поздно: Антигона повесилась. Гемон на глазах отца пронза­ет себя мечом. Узнав об этом, жена Креонта Эвридика в горе уда­ляется из дома и лишает себя жизни. В заключительной песне хора звучит краткая сентеция о том, что боги не оставляют без отмщения неправедные поступки.

«Царь Эдип»— то, что не найден убийца Лая, который был царем до Эди­па. Эдип начинает поиски преступника. Прорицатель Тиресий обвиняет в убийстве самого Эдипа. Эдип со­поставляет все детали произошедшего, и ему откры­вается горестная истина: убийца Лая — он сам. Более того, Лай был его отцом, а супруга Эдипа Иокаста — его мать. Преступления были совершены по неведе­нию. Иокаста, узнав это, повесилась в царском двор­це. Эдип лишил себя зрения. Он предстает перед зри­телями с лицом, залитым кровью.

«Электра». Орест возвращается в родной Аргос инкогнито. Его сестра Электра, с тех пор как убийцы расправились с ее отцом, живет в бедности и униже­нии, лелея ненависть в душе. Она полна решимости отомстить Клитемнестре и ее мужу. Орест открывает­ся сестре. Месть он свершает сам.

Трагедия завершается потрясающей сценой, когда Эгисф, склонившись над телом Клитемнестры, пола­гая, что это труп Ореста, открывает лицо убитой... Смерть ожидает и Эгисфа.

«Филоктет». ­гой. Филоктет — друг Одиссея. По пути в Трою его укусила змея, поэтому его высадили спящего на острове Лемнос. Но только он, владеющий луком Геракла, может помочь одолетьТрою.

Все действие трагедии — попытка обманом завлечь Филоктета в ряды воинов.

Одиссей, как обычно, хитрит. Сын Ахилла Неоптолем сначала помогает Одиссею, а потом решается сказать правду и действо­вать честно.

Филоктета удается убедить только тогда, когда ему является обожествленный Геракл и говорит, что лук был дан ему для свершения героического подвига.

Это самая психологическая из драм Софокла.

«Эдип в Колоне». Эту трагедию часто сравнивают с шекспи­ровским «Королем Лиром». Боги объявили, что могила изгнан­ника Эдипа сделает непобедимой ту землю, в которой он будет лежать.

Эдип решает предоставить это благо Афинам, наложив проклятие на Креонта и родных сыновей, которые стараются препятствовать его возвращению в Афины. После долгих и сложных перипетий Эдип таинственным образом исчезает. Лишь один Тесей знает, где погребен царь.

Эта пьеса была написана в конце проигранной Афинами войны. Она исполнена чувства патриотизма в отношении Афин и является свидетельством уверенности Софокла в бессмертии родного города.

Еврипид (Эврипид) (485 или 480-406 гг. до н. э.)

­дители его оказались на Саламине в числе других афи­нян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Они были, скорее всего, небогаты. Во всяком случае, недолюбливавший автора трагедий комедиограф Аристофан в комедии «Женщины» назвал мать Еври-пида «торговкой овощами».

В детстве Еврипид занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков. Затем стал брать уроки ораторского искусства и литературы у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа.

Известно, что в 408 г. до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглаше­ние македонского царя Архелая. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на со­граждан за непризнание заслуг.

Новаторство Еврипида

Еврипид, в отличие от двух других великих драматургов, сто­ит ближе всего к правде земной жизни. Он не идеализирует сво­их персонажей. Софокл, согласно преданию, говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид — такими, каковы они на самом деле.

­личенно героические черты. Это вовсе не лишает их возможности подняться над общим уровнем, совершив подвиг, доказав верность идеалам.

Еврипид в облике мифологических героев, в сущности, изображал в трагедиях своих совре­менников.

Если в причине трагедии Эсхил видит волю богов, Софокл - соединение человеческой гордыни с упрямством и столкнове­ние их с волей рока, то Еврипид видит эту причину исключитель­но в человеческой природе. Людей губят их собственные неве­жество и глупость, их необузданные страсти и чувства.

Трагедии

Всего перу Еврипида приписываются девяносто две пьесы. До наших дней практически полностью сохранились девятнадцать.

«Алкеста». Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен на смерть. Он может, впрочем, прожить долгую жизнь, если кто-то согла­сится отдать за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь жена, Алкеста. Она и в самом деле умирает. Тело ее поме­щают в гробницу. К счастью, в Ферах оказывается Геракл, кото­рый проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Ге­ракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, одолевает его в бою и возвращает Алкесту к жизни.

«Медея». Ясон, вернувшийся из Колхиды победите лем, привозит с собой золотое руно. Вместе с ним — его спасительница, колхидская царевна Медея. Любящая па­ра поселилась в Коринфе и много лет прожила там счастливо. Спустя много лет, когда уже в семье поя­вились любимые дети, Ясон собрался жениться на ко­ ринфской царевне.

По законам Греции чужестранка не признается его за­конной женой. Ясон утверждает, что заключает этот брак исключительно из политических соображений. Дескать, новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детям, и самому Ясону. Однако Медея, которую измена Ясона пове­ргла в отчаяние и неистовство, помышляет только о мести.

­носит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая сво­их и его сыновей. Материнские чувства не могут одержать верх над охватившей ее жаждой мести. В финале Медея взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей ее дедом — богом солнца. Она торжествует, упиваясь ужа­сом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

«Ипполит». Сын героя Тезея и амазонки, страстный охотник Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афро­диты своим презрением к ней. Он был исключительно пре­дан Артемиде, покровительнице охоты. Желая погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тезея и мачеху Ипполита. Федра пытается сдержать свои чувства, в начале пьесы она готова скорее умереть от люб­ви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормили­ца Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита. Тот далек от сочувствия и милосердия, он выслушивает рассказ старухи с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство.

Тяжелое чувство оскорбленной женщины побуждает ее оста­вить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и, прокляв, отправля­ет сына в изгнание. Проклятие отца неизбежно должно сбыться: так в свое время пообещал Тезею бог Посейдон. Гибель и в са­мом деле настигает Ипполита. Умирающего юношу приносят на­зад в Афины. В эпилоге появляется Артемида и рассказывает правду, однако исправить уже ничего нельзя.

«Ион». ­шенный матерью, целый ряд волнующих и все более запутыва­ющих дело событий... В конце концов мать и сын едва не погу­били друг друга, однако истина постепенно выясняется, поэтому у пьесы счастливый конец

«Безумствующий Геракл». Великий герой Геракл успевает вернуться в родные Фивы как раз вовремя, чтобы спасти жену и детей от смерти, на которую их обрек захвативший власть ти­ран. Богиня Гера, вечный и непримиримый враг Геракла, насы­лает на него безумие. В исступлении он убивает жену и детей.

Оправившись от безумия, Геракл собирается покончить с со­бой... С трудом его отговаривает от этого поступка давний друг, афинский царь Тесей.

«Вакханки». ­ян этими впечатлениями. Действие трагедии происходит в Фи­вах. Сюда прибывает Дионис, который хочет утвердить здесь свой культ, ведь он - сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

Царь Пенфей активно противодействует неведомой религии и отрицает божест­венное происхождение Диониса. Оскорб­ленный бог жестоко мстит фиванцам: на женщин Фив он насылает вакхическое ис­ступление, и они убегают в горы, чтобы там предаться вакхическим оргиям, а царя Пенфея лишает разума и заманивает в го­ры, где вакханки во главе с матерью царя убивают его.

Также сохранились трагедии «Фини­киянки», «Просительницы», «Гераклиды» (текст трагедии частично утрачен).

«Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» повествуют о дочери царя Агамемнона. Боги потребовали принести ее в жертву в обмен на дарование греческому войску, направляющемуся к Трое, попутного вет­ра. Существует вариант легенды, в кото­ром Ифигения была чудесным образом спасена и перенесена в Тавриду. В этой трагедии Ифигения оказывается жрицей. Она чуть было не приносит в жертву своего брата Ореста. В послед­ний момент брат и сестра узнают друг друга и бегут из Тавриды.

Действие пьес «Троянки», «Андромаха» и «Гекуба» происходит в лагере победителей-греков под Троей. В них изображаются жестокие страдания троянских пленниц.

Перу Еврипида принад­лежит и «» — возможно, первая в ис­тории человечества фантастическая пьеса. В ней использован ред­кий вариант мифа, сог­ласно которому Парис привозит в Трою лишь призрак Елены. Насто­ящая же Елена оказы­вается в Египте. После разрушения Трои Менелай по пути домой высаживается в Егип­те, находит там Елену и вместе с ней возвра­щается в Спарту.

Миролюбивый насмешник Аристофан
(ок. 450-385 гг. до н. э.)

О жизни Аристофана, значительная часть которой пришлась на время Пелопоннесской войны, известно немного. Он был сыном Филиппа из афинского округа Кидатенайон.

­ко сыновей. Интересно, что они пошли по стопам отца: Филипп и Арар стали комическими поэтами, а еще один сын, Никострат, писал комедии, которые, правда, не сохрани­лись.

Историки поздней античности оспаривали афинское происхождение Аристофана и утверждали, что он появил­ ся на свет на Эгине, Родосе или даже в Египте. Так или ина­че, но он был полноправным гражданином Афин. А в чу­жеземном происхождении его обвиняли намеренно, желая оскорбить или испортить репутацию. Остроумный сатирик многих высмеял в своей жизни, особенно ненави­дел его политик Клеон. Но и подразнить комедиографа на­ходилось много охотников, благодаря которым мы знаем даже, что Аристофан был лыс. А вот портретных изображений его, к сожалению, не сохранилось.

Но независимо от места рождения Аристофан был афиняни­ном до мозга костей: и по характеру, и по языку, и по убеждениям.

Писать комедии Арис­тофан начал совсем молодым человеком. Первая из них— «Пи­рующие»­шедшая до нас коме­дия была поставлена в 427 г. до н. э., когда поэту было немногим более двадцати лет.

По свидетельствам современников и позднейших исследова­телей, всего Аристофан написал сорок четыре комедии. До наше­го времени дошло одиннадцать завершенных произведений, а также около тысячи фрагментов. Произведения этого остроумного автора прежде всего мож­но называть политическими.

В молодости комедиограф был деятельным членом аристок­ратических клубов (так называемых гетерий) и, судя по всему, сочувствовал идеологии земельной аристократии. В ряде коме­дий драматург жестоко осмеивает демагогов из торгового клас­са. Вожди льстят народу и обманывают его, преследуя лишь свою выгоду. В одной из самых ранних комедий — «Вавилоняне» — он нападал на известного демагога Клеона, за что тот привлек дерз­кого обличителя нравов к суду.

«Всадники» полити­ческая сатира достигает кульминационного пункта. Демос (афинский народ) здесь изображен стариком-брюзгой, глухим на ухо, жадным и падким на лесть. Его обманы­вает лукавый раб кожевник-пафлагонец (веч­ный враг Аристофана Клеон). С коварным пафлагонцем соперничают двое других слуг, в лице которых тоже выведены реальные политические лица. В конце концов всех вытесняет торговец съестным - Агоракрит. Он хвастливо рассказы­вает, как вернул Демосу молодость и разум, сва­рив его в котле. Хор в этой комедии составлен из «всадников»-аристократов, нападающих на Де­мос.

В комедии «Осы»

Поразителен столь редкий для того воин­ственного времени пацифизм (отрицание вой­ны) греческого комедиографа.

Уже в пьесе «Ахарняне» выводится крестьянин, которому так надоела война, что он заключает свой лич­ный мир с врагом. Хор, находясь во власти лож­ного патриотизма, готов за это побить его кам­нями, но миролюбивый герой убеждает всех в выгоде своего поступка. В конце пьесы кресть­янин наслаждается всеми благами мирной жизни, тогда как другие терпят лишения войны.

«Мир» та же проповедь воплощена в невероятной, фантастической форме. Крестьянин-винодел Тригей откармливает огромного навозного жука. На этом «летательном аппарате» герой поднимается на небо и доставляет оттуда богиню мира, ко­торая одаряет землю всеми своими благами.

Комедия «Лисистрата»

Лисистрата требует, чтобы все ее подруги принесли клятву не допускать на ложе любви мужчин, пока те не откажутся воевать. Женщины захватывают Акрополь и прячутся за его стенами, и через некоторое время они добиваются мира. Представители Спарты и Афин просят Лисистрату примирить их.

Та же тема была содержанием не дошедших до нас пьес «Земледельцы» и «Грузовые суда».

«Облака». Представителем софис­тов является философ Сократ, который на самом деле ничего об­щего с ними не имел. Плоды их учения, по мнению Аристофана, ядовиты: они несут заразу цинизма и падение нравов. Так, сын поселянина Стрепсиада, Фидиппид, побывав в школе софистов, стал издеваться над отцом и колотить его. В конце комедии Стрепсиад поджигает школу софистов, испортивших ему сына. Не исключено, что комедия «Облака» косвенно способство­вала осуждению Сократа.

Резко нападает Аристофан на трагика Еврипида, который по мнению представителей аристократии и самого Аристофана, от­нял у трагедии ее прежний высокий идеал и религиозную вели­чавость. Высмеивается Еврипид и за нападки на женщин.

Ничто не останавливает Аристофана: в комедии «Лягушки», постав­ленной на сцене на другой день после смерти Еврипида, бог ви­на Дионис беспокоится о дальнейшей судьбе трагедии. Он ре­шает вызвать из царства мертвых одного из двух трагиков - Еврипида или Эсхила. Во время их состязания искусство Еврипи­да подвергается жесткой критике. Таким образом, на земле ос­тается старый Эсхил.

В грубой и во многом справедливой карикатуре осмеян иде­ал масс в комедии «Женщины в народном собрании». ­ство мечты здесь превращается в огромный пиршественный двор, где не прекращается кутеж, сопровождающийся полной свободой отношений полов.

Сквозь злую сатиру в комедиях Аристофана иногда просве­чивает и положительный политический идеал.

Насмешник порой не щадит и самих богов, посмеиваясь да­же над Зевсом («Птицы», «Богатство»). Однако Аристофан вов­се не богоборец, он отстаивает старую веру в противовес учению софистов.

­роумием. Жители Аттики отличались наблюдательностью и ост­рословием, откуда пошло выражение «аттическая соль».

Мечты полуголодного народа о новой сытой и праздной жизни, вы­ливавшиеся в целые проекты государствен­ного переустройства, осмеяны в комедии Аристофана «Птицы».

Двое друзей ищут госу­дарство, где они могли бы жить в неге и в пол­ном благополучии. Они поднимаются к птицам и в их царстве основы­вают город с издева­тельским названием, которое по-русски при­мерно звучит как Туче-кукуевск. Язык комедий повседневный, разговорный, городской. Речь персонажей изобилует каламбурами и жаргонными словечками того времени.

Комедии Аристофана оказали влияние на раз­витие драматургии более позднего времени — как эпохи Возрождения, так и классицизма.

­ранизировались даже в XX в