Приглашаем посетить сайт

ИСТОРИОГРАФИЯ I В. ДО Н.Э.

XV. ИСТОРИОГРАФИЯ I В. ДО Н.Э

1. Римская историография

- от Катона Старшего до Тацита - с большой полнотой отражает факты истории и предания Рима. Одним из первых историков Рима был Марк Порций Катон Старший. Труды римских историков II в. и первой половины I в. до н.э. сыграли большую роль в создании классической римской историографии.

2. Юлий Цезарь.

Гай Юлий Цезарь - полководец и один из основателей Римской империи и цезаризма, был выдающимся авто ром военно-исторических мемуаров и написал несколько литературно-критических работ высокого художественного качества по языку и стилю.

Цезарь родился в 102 г. до н.э., происходил из патрицианского рода Юлиев; он получил ораторское образование, как и Цицерон, и учился на острове Родосе у знаменитого оратора Молона. В 70-х и 60-х гг. Цезарь выступил в Риме как сторонник демократической партии популяров. Он сумел щедрыми "играми и раздачами" завоевать симпатии народа.

В 58-49 гг. Цезарь завоевывает Галлию. После возвращения в Рим и захвата власти Цезарь занят вопросами реорганизации государства. Борьба за власть приводит к войне с Помпеем, бывшим союзником по триумвирату.

Ожесточенная гражданская война ведется Цезарем успешно, но в 44 г. он гибнет, убитый в сенате сторонниками республики.

Цезарь написал "Записки о Галльской войне", произведение, прославляющее его подвиги и завоевания в Галлии и даже фактически неудачные походы в Британию.

защищал права республики, попранные Помпеем и его сторонниками. Цезарь пишет свои записки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиям и приказаниям "полководца - мудрого и любимого войсками, ведущего народ Рима к победам".

Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой точностью и простотой - они восходят к школе Фукидида; им свойственна некая "чистота и знаменитая краткость". С них точно сорвана "одежда" словесных эффектов, фигур и др. Действительно, Цезарь в своих "Записках о Галльской войне" и "Записках о гражданской войне" дал классические образцы ясной, экспрессивной и предельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю и очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречия является умелый выбор слов и что слов неупотребительных или малоупотребительных "надо избегать, как опасных утесов".

В трудах Цезаря (в некоторых главах "Галльской войны", VI) встречаются художественные описания, например, грандиозных Гер-кинских лесов, полей, ландшафтов с могучими однорогими быками, лосями и зубрами.

Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших кораблей в "закрытом" море Севера (III). Цезарь старается везде выставить себя гуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир и помощь.

Эти утверждения находились в полном противоречии с теми жестокостями, казнями, истреблением целых племен, которыми сопровождались завоевательные походы Цезаря.

и сильнейшими "варварскими" племенами, угрожавшими свободе Рима и его провинций.

С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах, военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает он (кн. IV) знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции, который его воины построили в 10 дней.

Описание осады Алезии (VII, 69-90) дает яркое представление о той войне, полной жестокостей, которую Цезарь вел в Галлии. Осажденные галлы сопротивлялись мужественно. Показательна приводимая в тексте речь одного из галльских вождей, призывающих не сдаваться в римское рабство, хотя бы пришлось питаться трупами стариков, как это делали осажденные предки.

Жестокой была расправа с венетами: они сдались на "милость победителя". Цезарь же, чтобы научить их уважать послов Рима, казнил весь венетский сенат, а сдавшихся продал "с аукциона". Истреблены были и гельветы -их осталось 110 000 человек из 367 000.

Отдавая должное героическому сопротивлению гельветов, Цезарь пишет: "В остром бою все шло с переменным успехом... За сутки мы не видели спины врага" (I, 26). Победа изменила Цезарю, по его признанию, в первом походе в неизведанную Британию (IV), но он сумел спасти римское войско, теснимое бриттами. Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг (восьмая была написана соратником Цезаря - Гиртием).

От Гая Саллюстия Криспа (86-35 гг. до н.э.) дошло полностью два сочинения - "Заговор Катилины" и "Югуртинская война" (история трудной войны римлян с ну-мидийским царем Югуртом II), а также "История" - изложение римской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшее лишь в отрывках.

Саллюстий - талантливый мастер исторической прозы - происходил из плебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю; управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противник аристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способным выходцам из других сословий достигать ответственных государственных должностей. В этом он видит причину разложения республики. Саллюстий стремился в "Заговоре Катилины" возможно полнее разоблачить пороки того общества, когда "на месте скромности, умеренности и нравственности царили дерзость, расточительство и корыстолюбие" и когда готовилось "невиданное... злодеяние и неизведанная дотоле опасность" нависла над'государством (Введение. С. П. Кондратьев).

"...Побуждали его к тому же и извращенные нравы, царившие в государстве,- жертвы двух отвратительных, хотя и различных между собой зол: мотовства и жадности.

В столь сильно испорченном государстве Катилине нетрудно было сгруппировать вокруг себя весь цвет позоров и преступлений" (гл. 5).

"...Когда же Катилина увидел, что его войска разбиты и что он остается лишь с незначительной кучкой людей, он, помня о своем происхождении и прежнем достоинстве, бросается в тесно сомкнутый строй врагов, здесь, сражаясь, он падает пронзенный" (С. П. Гвоздев).

Саллюстий, подобно Фукидиду, вводит в текст речи героев исторические события. В сенате по делу Каталины выступает Цезарь - за смягчение приговора, Катон - с программной критикой равнодушного к народу сената. Саллюстий, ограниченный своими политическими симпатиями, не мог понять глубоких корней заговора Каталины. Несомненно, масса безземельных и задолжавших римских граждан еще со времени героических трибунов - Тиберия и Гая Гракхов - требовала новых законов о земле, о гражданстве, об оплате жилищ. Второе историческое сочинение Саллюстия - "Югуртинская война" - также отмечало порочность римского государственного строя. Причина, почему Рим долго не мог победить нумидийского царька Югурту, лежала в самой системе деятельности римского правящего нобилитета: нумидийцы, Югурта поняли, что можно подкупать, интриговать, взятками привлекать к себе римлян и парализовать их силы.

Саллюстий в своих монографиях и в "Истории" во многом следует Фукидиду, восприняв от него интерес к установлению связи между событиями, идею исторического прагматизма. Вообще Саллюстий стремится не столько к полноте в передаче фактов, сколько к указанию их морального смысла и таким путем к поучению своих современников.

Саллюстий создал жанр художественно-исторического трактата, яркий и характерный по языку, и подготовил путь Тациту.

Тит Ливий родился в 59 г. до н.э. в городе Патавии (в современной Падуе), был воспитан в старинных республиканских традициях и получил философское и риторическое образование. Патавия в гражданскую войну была на стороне Помпея, город имел республиканские традиции, поэтому Ливий получал от Октавиана Августа иногда ироническую оценку "помпеянца". Но в исторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римского общества эпохи принципата Августа, родственная политическим идеям "Энеиды" Вергилия. В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима, прославления древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонение перед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикой принципата. Октавиан Август мастерски делал вид, что он восстанавливает республику; древние нравы считались образцом для современников.

Тит Ливий создал своего рода "поэтическую эпопею в прозе", считая историю наставницей жизни. Ливии писал сильным, эмоционально захватывающим языком; он дает яркие художественные характеристики, опйсания событий и героических фигур - патриотов легендарного Рима; Ливий - прекрасный ритор. Подобно Фукидиду и Саллюстию, он влагает правдиво художественно построенные речи в уста исторических лиц. Но в отличие от Фукидида Ливий не исследователь, а историк-литератор, повествующий о событиях без их анализа.

Из всего монументального труда Ливия - Истории "от основания города" (Рима) в 142 книгах сохранилось 35 книг. О содержании остальных книг историки судят по сохранившимся от IV в. н.э. кратким обзорам-аннотациям. Ливий в первой декаде (I-X) разворачивает панораму древнейших сказаний о братьях Ромуле и Реме - детях весталки и бога Марса, вскормленных волчицей, основателях Рима, о героях первых веков Римского государства, патриотах - защитниках родины. Пусть эти полулегендарные герои древнейшего Рима - Муций Сцевола, Деций Мус и другие - исторически не существовали, но, художественно поданные Ливием как народные герои, они ценны и вошли в мировую литературу о героях. Полными национального колорита являются XXI-XXIV книги Ливия. Перед началом 2-й Пунической войны в карфагенском совете выступает посол Рима. В решительный момент с особой римской республиканской суровой торжественностью - покрывая левое плечо тогой (закидывая длинную, углом опускающуюся в складках тяжелую ткань назад, за спину), римлянин требует от вероломных пунийцев ответа: "Приносим вам войну или мир - принимайте решение!" Вся XXI книга Ливия - настоящая школа героики.

В своем труде Ливий описывает тяжелые войны с грозным врагом Рима - карфагенским полководцем Ганнибалом, красочно изображая отдельные этапы этой борьбы.

широкую известность) - "Ганнибал у ворот!", поднявший римский народ на отчаянную борьбу с Карфагеном, увенчавшуюся полной победой.

Ливий - большой художник массовых сцен боев и собраний, описаний местности, городов и героев. Следуя за Цицероном, Ливии обильно вводит в текст повествования эффектные положения и речи.

Сципион с легионами уже перешел в Африку и грозил самому Карфагену... Испуганный карфагенский сенат вызывает к себе на защиту из Италии Ганнибала. "Скрежеща от гнева зубами", по словам Ливия, покидал Ганнибал Италию, которой он угрожал почти двадцать лет.

ъ Ливий приводит речи Ганнибала и его противника, римского консула Публия Корнелия Сципиона, перед решительной битвой при Заме (Ливий, кн. XXX, гл. 30-31). Оба вождя "роковые", как их называет Ливий, встретились, каждый с переводчиком. Оба долго молчали. Ганнибал первый начал речь, гордыми аргументами прося мира:

"...Надо же было судьбе допустить и такую насмешку, что, взявшись за оружие в консульство твоего отца и впервые сразившись с ним как предводителем римского войска, я теперь, безоружный, прихожу к его сыну просить мира... Чем я был при Тразимене и Каннах, тем сегодня являешься ты... Всякому счастью, чем оно больше, тем менее следует верить... Мы не отказываемся признать все, из-за чего началась война,- Сицилию, Сардинию, Испанию и все острова, находящиеся между Африкой и Италией... Теперь я, Ганнибал, прошу мира" (Андрианов).

"Я не обманывался, Ганнибал, относительно того, что при первом намеке на твое прибытие карфагеняне нарушили верность заключенному перемирию и уничтожили надежду на мир... Не отцы наши первыми затеяли войну из-за Сицилии, и не мы - из-за Испании: в первом случае опасность союзных нам мамертинцев, во втором - гибель Сагунта вынудила нас на святую и законную войну; что вы вызвали нас, признаешь и ты сам, и свидетели боги, которые первой войне дали конец, согласный с божескими и человеческими законами, и настоящей дают и дадут такой же..."

И Ганнибал был разбит римлянами при Заме, а в 3-ю Пуническую войну Карфаген был разрушен римлянами до основания. Для Ливия характерны темы в духе римской республиканской гуманности и борьбы за свободу плебса. В книге II (гл. 23-24, 27-33) представлена ожесточенно-героическая борьба народа против долгового закабаления и показана победа народных масс: введена должность народного трибуна, лица неприкосновенного, имеющего право veto - запрещение распоряжений римских властей вплоть до консулов.

Язык Ливия - периодическая речь, плавное течение длинных периодов; часто даны элементы народного языка. Для современников Тит Ливий был общепризнанным авторитетом. Он оставался прославленным писателем и в поздней Римской империи, и в эпоху гуманизма.