Приглашаем посетить сайт

Древнегреческая поэзия в эпоху эллинизма

Древнегреческая поэзия в эпоху эллинизма

Эпоха эллинизма (конец IV – конец I вв. до н.э.) была Эвременем наиболее интенсивных творческих исканий, временем, когда греческая литература претерпела ряд существенных изменений. «Возникновение в конце IV века эллинистических государств в корне изменило роль и общественную функцию литературы, – пишет В.Н.Ярхо. – Подобно тому как сами эллинистические правители и обслуживающий их бюрократический аппарат представляли собой небольшую кучку «избранных» среди массы покоренного населения восточных стран, возникшая в эллинистических культурных центрах прослойка интеллигенции составляла достаточно замкнутый круг просвещенных любителей и ценителей литературы. Драма или речь оратора, рассчитанная на многотысячную аудиторию, не имела в подобных условиях никакого смысла; попытки возрождения героического эпоса по той же причине были обречены на провал за теми редкими исключениями, когда в рамки искусственного и перенасыщенного мифологической ученостью повествования проникали живые наблюдения над окружающим поэта бытом и внутренним миром человека. Наиболее же соответствующим обстановке жанром оказалось сравнительно небольшое стихотворение, в котором автор мог показать и достаточное знание обязательной для поэта мифологии, и литературное мастерство, и хороший вкус»29.

М.Грабарь-Пассек и М.Гаспаров выделяют 4 характерные черты эллинистической литературы:

1) космополитизм (литературу вдохновляет уже не локальный патриотизм демократического полиса, как в классический период; она «живет интересами всей рассеянной по миру читающей греческой публики; круг ее воздействия расширяется, но степень воздействия на душу каждого отдельного читателя уменьшается» (ИВЛ. – С.403));

2) элитарность («Литература… становится достоянием только высокообразованной и среднеобразованной публики; низкообразованная публика в ее духовных запросах обслуживается иными формами искусств, в лучшем случае – мимом и сценической песней» (ИВЛ. – С.403));

3) разрыв с традициями (писатель эпохи эллинизма уже не стремится непременно идти навстречу привычкам и ожиданиям публики; литературную традицию он ощущает «не как частицу своего повседневного гражданского опыта, а как нечто внешнее, усвоенное из книг» (ИВЛ. – С.403). Отсюда – небывалая творческая свобода и даже «культ литературного новаторства»);

4) особый способ трактовки литературного материала.

Этот последний проявился а) в пристрастии писателей эпохи эллинизма, с одной стороны, к рафинированной учености, а с другой – к бытовой конкретике и подробным психологическим характеристикам; б) в существенном изменении системы жанров; в) в перестройке литературного стиля. Произошел «окончательный разрыв между языком поэтическим и языком разговорным. Разговорным языком эпохи стал… «общий язык» койне, на нем писалась и научная литература, но стихи – никогда: эпос, элегия, эпиграмма продолжали пользоваться гомеровским диалектом, и даже новый эллинистический жанр, идиллия, не стал пользоваться койне, а выработал для себя еще один искусственный диалект…... Эта искусственность языка располагала и к искусственности стиля: поэты сгущают архаический колорит языка, подчеркивают его столкновениями архаизмов с неологизмами, пользуются сложными метафорами и метонимиями» (ИВЛ. – С.404). Стихи обособляются от музыки и предназначаются теперь не для пения, а для чтения; «поэты и ученые впервые задумываются над вопросами метрики, впервые формулируются правила строения стиха, стих эллинистических поэтов делается строже и скованнее, чем стих классической эпохи» (ИВЛ. – С.404). Стиль эллинистического искусства культивировал крайности, преувеличения, внешнюю пышность, эффектность.

Отмеченные выше особенности литературы эллинизма отразили общую переоценку ценностей, совершившуюся в сознании людей этой эпохи. В частности, существенно изменилось их отношение к мифологии, восприятие ими мифологической картины мира, что, в свою очередь, наложило отпечаток на эллинистическое искусство, привело к обновлению его содержания.

Правда, как мы уже могли видеть, критическое отношение к мифологии проявилось в Греции еще раньше. Уже на протяжении VI – V вв. до н.э. критика мифологического мировоззрения стала обычной в образованных кругах греческого общества. Мифы пытались толковать как символы философских категорий, как искаженные предания о старине и просто как небылицы. Но эти тенденции практически не сказывались на месте мифологии в общественной жизни: празднества, мистерии, жертвоприношения богам, основанные на мифологии, совершаются повсеместно, неуважение к богам-покровителям полиса, осквернение святынь, насмешка над таинствами рассматриваются как государственное преступление и караются смертью. Так, афиняне хотели казнить за атеистические взгляды философа Анаксагора, приговорили к смертной казни политика Алкивиада за пародию на священные Элевсинские мистерии. Почитание богов и героев-покровителей полиса рассматривалось греками классического периода как одна из гарантий общего благополучия и незыблемости государства.

В эпоху эллинизма, в условиях обширных многоплеменных монархических государств, полис уже не имел прежнего значения для конкретных граждан. Соответственно и авторитет мифологического мировоззрения начал ослабевать. В среде простонародья обращение к богам-покровителям полиса сохранялось в основном как дань традиции, зато большую популярность приобрели мистические и магические культы восточных божеств – Сераписа, Исиды, Кибелы и др. Что же касается представителей интеллектуальной элиты и творческой интеллигенции, то они начинают воспринимать мифологию уже не как мировоззрение, а как красивый вымысел, художественный материал, источник образов и сюжетов для произведений искусства. Изменился и сам принцип использования мифологии литературой. Писатели классического периода разрабатывали общеизвестные мифы, так как обращались ко всем без исключения современникам и соотечественникам и желали быть поняты всеми.

В результате нередко случалось, что несколько разных авторов основывали свои произведения на одном и том же мифе (напр.: «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла и «Электра» Еврипида).

Напротив, писатели эпохи эллинизма обращались, как отмечено выше, к сугубо элитарной аудитории. Им важно было не столько добиться общего понимания, сколько выразить свою индивидуальность, оригинальность, блеснуть эрудицией. Достигалось это в том числе и выбором материала: писатели искали редкие мифы, которые еще никогда не использовались в литературе, создавали неожиданные трактовки мифологических преданий.

Стремление греков по-новому интерпретировать содержание мифов активизировала сама эпоха эллинизма, коренным образом изменившая всю систему жизнеустройства в Греции. Эллинистический человек – это уже не гражданин суверенного полиса, а подданный громадного монархического государства, затерянный среди миллионов ему подобных. Выборные руководители в этом государстве постепенно заменялись назначенными сверху чиновниками, гражданское ополчение – наемниками. В таких обстоятельствах отдельный человек больше не мог влиять на ход государственных дел, не имел политической свободы. В результате большинство людей утрачивало интерес к общественной жизни, замыкаясь в сфере быта и личных отношений. Частная жизнь предстала перед взором человека в новом освещении. Еще недавно считавшаяся второстепенной по сравнению с жизнью общества и государства, теперь она стала казаться едва ли не единственным прибежищем для одинокой, смятенной души, прибежищем, которое нужно ценить. Так человек осознал, что быт не отделен от бытия большого мира, а взаимосвязан с ним. Следовательно, в быте отражается бытие, а в мифологических преданиях бытийного, вселенского содержания можно подметить черты повседневности. Значит, частная, обыденная жизнь простолюдина для искусства не менее интересна, чем деяния мифологических героев и богов; и наоборот: в этих деяниях наверняка есть немало схожего с частной жизнью обычных людей. Эта идея, сформировавшаяся в сознании греков эпохи эллинизма, позволила художникам той поры, во-первых, по-новому интерпретировать издавна разрабатывавшееся искусством мифологическое содержание и, во-вторых, по-настоящему открыть для творческого освоения повседневную жизнь рядового человека.

Все отмеченные выше особенности литературы эпохи эллинизма ярко выразились в творчестве поэтов александрийской школы. В III в. до н.э. Афины оставались главным центром философии античного мира, но центром поэзии быть перестали. Самые значительные греческие поэты группировались в это время при Мусейоне – крупнейшем научном учреждении древнего Средиземноморья – и были приближены к царскому двору Птолемеев в Александрии. Этим и объясняется их обобщающее название. Говоря об александрийской поэтической школе, мы имеем в виду, что принадлежавшие к ней художники слова руководствовались сходными (хотя и не абсолютно одинаковыми) творческими принципами.

Главой александрийской школы был признан Каллимах из Кирены (ок. 310 – ок. 240 гг. до н.э.). Между прочим, он впервые создал обстоятельный (в 120 томах) каталог книг Александрийской библиотеки с указанием авторов, названий и кратким содержанием сочинений. Как художник слова, Каллимах был целеустремленным новатором. В уста Аполлона он вложил следующее наставление поэту: «Я повелеваю тебе не ходить по путям, проторенным телегами, не гнать колесницы по обычным чужим следам и по широкой дороге, а выбирать более новые, хотя и узкие пути». Следуя этому завету покровителя Муз, поэт, по мнению Каллимаха, должен а) тщательно отделывать художественную форму своих произведений; б) работать исключительно в малых жанрах; в) отказаться от использования избитых, широко известных мифологических сюжетов.

Сам Каллимах строго придерживался этих принципов и даже поссорился со своим учеником Аполлонием Родосским, когда тот написал эпопею «Аргонавтика». В этом частном событии просматривается конфликт новатора, готового на разрыв с эпическими традициями прошлого (Каллимах), и приверженца традиций, который допускает лишь некоторую их модернизацию (Аполлоний).

«Большая книга – большое зло», – утверждал Каллимах, так как пространный текст трудно усовершенствовать до абсолютного изящества. В своем творчестве он отдал предпочтение жанрам эпиграммы, гимна, элегии.

Что же касается отношения Каллимаха к мифологии, то для него миф – уже не более, чем литературный материал, лишенный религиозной сущности. Поэт даже сам занимается мифотворчеством. Так, в элегии «Локон Береники» он, ориентируясь на традиционные мифы, фактически сам создал новый миф, призванный подтвердить божественность царей эллинизированного Египта.

развитием философии и вообще критического мышления. Скажем, философ Эвгемер (ок. 300 г. до н.э.) в своем труде «Священная запись» утверждал, что боги – это цари древних времен, впоследствии обожествленные. С другой стороны, многие творческие личности эллинистической поры вынуждены были вести придворную жизнь. Получая милости от монархов, они в ответ восхваляли их в своих произведениях. Элегия «Локон Береники» была включена Каллимахом в четырехтомный сборник под общим названием «Причины» (до нас дошло около 40 его фрагментов, содержание некоторых несохранившихся элегий известно нам в чужих пересказах). В качестве художественного материала поэт использовал здесь мифы о возникновении празднеств и обрядов, городов и святилищ, о происхождении различных названий. Впоследствии эту идею воспримет и разовьет римский поэт Публий Овидий Назон в эпопее «Метаморфозы».

В «Причинах» Каллимах удивляет читателя осведомленностью, обилием ученых справок и самыми редкими версиями мифов.

В каждой детали видна солидная эрудиция автора. При этом мифы воспринимаются не как достоверные свидетельства о причинах того или иного явления, а как красивые вымышленные истории и совершенно лишаются своего религиозного, сакрального смысла.

Нечто подобное мы видим и в гимнах Каллимаха («К Артемиде», «К Зевсу», «К острову Делосу», «На купание Афины» и т.п.).

Эти произведения совершенно не предназначались для хорового исполнения во время религиозных торжеств. Они созданы для чтения, для украшения досуга образованной придворной публики, способной оценить в художественном произведении и изысканную красоту слога, и столь же изысканную лесть в адрес царя. «Самое же главное, что в каждом из гимнов мы… отчетливо слышим голос самого поэта, не упускающего случая то похвалиться своей ученостью, то высказать личное отношение к мифу или связать его с современностью, то изложить его с подкупающей бытовой достоверностью…» (Ярхо В.Н. Указ. соч. – С.86).

Подобным принципом трактовки мифологического материала, правда, в другом жанре, руководствовался и Аполлоний Родосский (ок. 295 – ок.215 гг. до н.э.). Воспевая в своей эпопее «Аргонавтика» приключения смелых искателей Золотого руна, он много внимания уделяет различным бытовым, житейским подробностям, а также переживаниям героев (любовь Ясона и Медеи). Однако Аполлоний достигает таким образом не юмористической окраски повествования, а большей жизненной и психологической убедительности.

Итак, учитывая значительно возросший в эпоху эллинизма всеобщий интерес к повседневной жизни рядового человека, Каллимах и Аполлоний Родосский сумели увидеть ее отражение даже в мифологических преданиях о богах и героях. Другие их литературные современники пошли еще дальше и стали изображать быт непосредственно, совсем не обращаясь к мифологическим мотивам. Ярким примером может служить драматургия эпохи эллинизма – новая аттическая комедия (Менандр) и мим (Герод).

Однако оказался возможным и третий вариант: поэтизация быта путем приближения его к мифологии. Эту возможность прекрасно реализовал в своем творчестве еще один выдающийся поэт александрийской школы Феокрит из Сиракуз (конец IV – первая половина III вв. до н.э.).

Феокрит создал новый поэтический жанр, позднее закрепивший за собой название «идиллия». Сам поэт никак не обозначал жанровую принадлежность своих произведений, термин «идиллия» к ним применили античные филологи позднейшего времени, комментировавшие сочинения Феокрита. Смысл этого термина некоторые современные исследователи толкуют как «картинка», другие – как «песенка» (И.М.Тронский считает последнее толкование более основательным). В любом случае идиллия – это малый жанр, возникший в лирическом роде литературы. Однако очень быстро этот жанр проявил феноменальные способности к видоизменению за счет усвоения элементов других литературных родов. Так, среди идиллий Феокрита есть и преимущественно эпические (напр., 7-я, 11-я, 24-я), и такие, в которых использована драматическая форма диалога, построенные как сценки-мимы (напр., 4-я, 5-я). Имеются и случаи более сложных соединений разных родовых признаков (напр., 1-я, 15-я, 22-я).

буколики («песни волопасов») и мима (небольшой бытовой сценки комического содержания). У мима поэт позаимствовал диалог между героями, характерные типы персонажей и прием нарочитой вульгаризации речи и поведения некоторых лиц для достижения комического эффекта. Буколическая традиция дала Феокриту круг тем и мотивов, в том числе мотив состязания между пастухами, исполняющими песни.

Обращение Феокрита к пастушеской теме не случайно. Особенности природных условий и экономического развития Греции привели к широкому распространению скотоводства, прежде всего на Юго-Западе и в горной области в центре Пелопоннеса, где располагалась прославленная поэтами Аркадия, а также на острове Сицилия. Эти области жили несколько обособленно от прочего греческого мира. В пастушеской среде складывались свои обряды и традиции. Античные источники сообщают о песнях пастухов, об их состязаниях во время обряда «очищения» стад и загонов, а также на празднествах в честь «владычицы зверей» Артемиды. В пастушеской и близкой к ней охотничьей среде бытовали свои мифы, малоизвестные жителям других областей Греции. Герои пастушеского фольклора чаще всего страдали от неразделенной любви.

Одни погибали от безответного чувства, другие, избегая людей, становились пастухами или охотниками. Весьма популярны были истории о юном и прекрасном пастухе Дафнисе, мифическом основоположнике пастушеской песни.

Мир пастухов, живущих относительно свободно, в согласии с прекрасной природой, казался людям эпохи эллинизма поэтичным, близким к идеалу. Несколько раньше, в условиях кризиса демократии, греки связывали свои надежды на лучшую жизнь с освоением восточных областей. Но вот Восток покорен – а всеобщее счастье так и не наступило. Окружающая действительность пугала своей бескрайностью и противоречиями. В поисках гармонии люди устремились в мир грез. Это нашло свое отражение и в литературе: стали появляться произведения, которые позднее, в эпоху Нового времени, получат названия утопий. Они представляли собой повествования о никому не известных чудесных странах, где все живут счастливо. Примером могут служить «Священная запись» Эвгемера, «Остров Солнца» Ямбула и т.п. Так проявилось стремление людей эллинизма хотя бы с помощью искусства на время уйти от суровых жизненных проблем. Возможность такого же ухода от тягостной действительности давала писателям и пастушеская, «буколическая» тема. Она как нельзя лучше соответствовала духу времени и потому оказалась в эллинистической литературе весьма плодотворной.

Для идиллии характерен пафос прославления скромной сельской жизни – гармоничной и счастливой. Поэтому в них изображается не тяжелый труд поселян, а их досуг, развлечения, любовные переживания. Таким образом создавалась своего рода «пастушеская утопия». Утонченные александрийские поэты вовсе не стремились изображать реальных пастухов – невежественных и грубых. Их привлекал пастушеский колорит: жизнь на лоне природы, вдали от городской суеты, песни, игра на свирели, музыкальные состязания. Вот этот-то колорит и воссоздавали в своих произведениях эллинистические литераторы. Они как бы играли в пастухов, причем не только в поэзии, но иногда и в жизни. Так, члены кружка поэтов на острове Кос, в котором начинал свой творческий путь Феокрит, в общении между собой изображали «пастухов», служителей Диониса и Муз, причем каждый имел свой пастушеский псевдоним. Идиллии Феокрита навеяны также и условиями этой изящной придворной игры.

пасторальной литературе. Истоком ее, безусловно, являются идиллии Феокрита, хотя в его произведениях пастушеская тема трактовалась и несколько иначе. Пастухи Феокрита – не всегда переодетые придворные; нередко они показаны как настоящие сельские жители – наивные, простосердечные и грубоватые. Однако увидены они глазами образованного интеллигентного поэта. С одной стороны, он симпатизирует своим персонажам и потому часто стремится представить их приподнято-поэтично. С другой стороны, поэт не может не чувствовать своего интеллектуального и культурного превосходства над простолюдинами. Отсюда его шутливо-ироничный тон, утрированная грубость, натуралистические шутки, нарочитая примитивизация речей и поступков героев.

Возвышенно-поэтическое и сниженно-комическое в описании пастушеского мира и вообще повседневной жизни в каждой идиллии Феокрита соотносятся по-разному. Есть идиллии, где доминирует высокое (1-я, 2-я), а есть и по преимуществу комические (11-я). Однако везде эти начала не противопоставлены друг другу, а взаимодействуют. Благодаря юмору прославление сельской жизни получается более искренним и задушевным.

С другой стороны, «проза жизни» облагорожена авторской мечтой о новом Золотом веке. Феокрит не просто отражает, а именно поэтизирует пастушеский быт и для этого сближает его с мифологией. Так, в его идиллиях наряду с добродушными поселянами мы встречаем Полифема и Галатею, всюду незримо присутствуют Пан и нимфы, упоминаются Дафнис, Диоскуры и другие мифологические персонажи. Как и Каллимах, Феокрит с удовольствием использует мотивы редких, мало известных публике мифов. Таким образом, обращаясь к бытовому материалу, подобно авторам комедий и мимов, Феокрит вместе с тем не вступает в противоречие и с эстетическими установлениями ученой поэзии александрийцев.

Открытая Феокритом пастушеская тема нашла свое продолжение в мировой литературе как в Античности (Вергилий, Лонг), так и за ее пределами (пасторела, пасторальный роман). Жанр идиллии будет популярен в Европе вплоть до конца XVIII в., а его традиции продолжали сказываться в литературе и позже.

Примечания

Вопросы по теме

1. Каковы отличительные черты литературы эпохи эллинизма? Как они обусловлены общественно исторической ситуацией и изменениями в сознании людей?

2. Как и почему изменяется роль мифологии в общественной жизни и сознании греков от эпохи классики к эпохе эллинизма? Как эти изменения отразились на развитии литературы?

3. Каковы основные творческие принципы Каллимаха? Чем они обусловлены?

5. В чем заключается литературное новаторство Феокрита? На какие традиции он опирался?

Задания

Задание 1. Прочитайте гимны Каллимаха «К Зевсу», «К Аполлону», «К Артемиде» (перевод С.Аверинцева) в антологии Н.Федорова и В.Мирошенковой «Античная литература. Греция» (Т.2. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 267 – 274). а) найдите примеры использования редких мифов и их подробностей. Для чего они нужны Каллимаху? б) во всех трех гимнах говорится, в частности, о детстве, а иногда и о рождении бога. Почему автор обращает особое внимание на такие эпизоды? в) понаблюдайте за тем, как Каллимах дополняет мифологические сведения о богах деталями быта (подберите примеры). Чего он достигает таким образом? г) каким настроением проникнуты гимны? Как создается это настроение? (проиллюстрируйте примерами). д) проследите, как выражается в гимнах политическая позиция Каллимаха – придворного поэта. е) найдите в гимнах такие моменты, где автор высказывает свои представления о поэтическом творчестве. Связаны ли они с общей темой произведения и как именно?

Задание 2. Прочитайте фрагменты эпопеи Аполлония Родосского «Аргонавтика» (перевод Г.Церетели) в антологии Н.Федорова и В.Мирошенковой «Античная литература. Греция.» (Т.2. – М.: Высш. шк., 1989. – С. 276 – 288). а) обратите внимание на зачин Песни третьей. Что необычного в этом, казалось бы, традиционном обращении к Музе (по сравнению с гомеровскими поэмами)? б) рассмотрите, как представлен в предлагаемом отрывке мир богов. Что в этих картинах особенно характерно для литературы эллинизма? в) проследите, как поэт изображает любовь Медеи, ее внешние и внутренние проявления (портретные детали, поведение, речь, мысли, ощущения, сны, сомнения). Что можно сказать о мастерстве Аполлония-психолога? г) подумайте над тем, как в трактовке образов Медеи и Ясона отразились типичные черты человека эпохи эллинизма. Подберите примеры.

на следующие вопросы: а) чем любуется Феокрит в созданных им «картинках»? б) что вызывает у него и читателя улыбку? Как и для чего автор создает комический эффект? в) чем живут герои идиллий? Как проявляется их духовный облик? г) каково назначение вставных песен в идиллиях 1-й и 15-й? Свои ответы проиллюстрируйте примерами из текстов. д) проследите, как и с какой целью Феокрит вводит в свои идиллии мифологические мотивы. е) сравнив 4-ю и 15-ю идиллии, сделайте вывод, одинаково ли оценивает автор сельскую и городскую жизнь. Вспомните, в каких еще произведениях античной литературы сопоставляется городской и сельский миры и какие выводы при этом делаются.

Темы для сообщений

1. Александрия как важнейший культурный центр эллинистического мира.

2. Александрийская поэтическая школа как типичное явление в греческой литературе эпохи эллинизма.

3. Новые подходы эллинистических поэтов к разработке в литературе мифологического материала.

5. Буколические традиции в античной литературе.

Список литературы

Александрийская поэзия. – М.: Худож. лит., 1972.

Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высш шк., 1988. – С. 187-196, 208-216, 216-221.

Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. – СПб., 2000.

Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989. Смыка О.В. О композиции «Аргонавтики» Аполлония Родосского // Вопросы классической филологии: Сборник статей. Вып. III – IV. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. – С.344-364.

Чистякова. Н.А. Эллинистическая поэзия. – Л.,1988.

Чанышев А.Н. Эллинизм и эллинистическая философия // Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебн. пособие для вузов. – М.: Высш. школа, 1991. – С.7-25.