Приглашаем посетить сайт

Сущность понятий "Античность", "античная литература"

Сущность понятий "Античность", "античная литература"

Aнтичность (от латинского antiquus – древний) – термин, введенный гуманистами эпохи Возрождения для обозначения всего, что связано с греко-римской древностью. Тогда же появилось и понятие «античная литература» для наименования всего известного средневековым европейцам литературного наследия Древнего мира. Ныне этим понятием обозначается «литература средиземноморского региона культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с Х – ХI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. Она занимает свое место в кругу других литератур рабовладельческой эпохи – ближневосточных, индийской, китайской. Однако историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей в этом цикле литератур особое положение» (М.Л.Гаспаров, ИВЛ. – С.303).

Приведенная выше характеристика требует внести ясность в вопрос: представляет ли собой античная литература некое целостное единство? Или же литературы Древней Греции и Древнего Рима сближаются подобным общим названием чисто механически? С одной стороны, каждая из этих литератур вполне оригинальна и самобытна. Обе они создавались на разных языках (древнегреческом и латинском) разными народами с весьма различными менталитетами. Так, древнегреческая цивилизация носила подчеркнуто гуманитарный характер: творчество, мастерство в самых разных областях, служение красоте рассматривались греками как нечто самоценное, угодное богам и необходимое для самореализации каждого человека. Отсюда произошла традиция разнообразных состязаний мастеров (певцов, музыкантов, художников, спортсменов, поэтов) как очень важный элемент греческой духовной жизни. Напротив, древние римляне быстро заявили о себе как о народе воинов, политиков и финансистов, сплоченном идеалами гражданского служения и стремлением сделать свое отечество великой державой, центром обитаемого мира. Такие установки, естественно, приводили римлян к мысли о том, что творческая деятельность является для них чем-то второстепенным и ее следует подчинять патриотическому, гражданскому долгу.

географической близостью Греции и Италии в регионе Средиземноморья, так и политической ситуацией (несколько столетий, вплоть до конца Античности, Греция входила в состав Римского государства). Поэтому общая схема исторического развития античной литературы выглядит следующим образом: если греческая литература сформировалась и бытовала независимо от римской вплоть до I в. н.э., то римская литература с самого своего рождения (III в. до н.э.) находилась под сильным влиянием греческой, а с I в. н.э. между ними установилось тесное взаимное влияние и греко-латинское двуязычие. Уже эти обстоятельства, а также ряд общих особенностей, важнейшей из которых является антропоцентризм художественного мышления, позволяют видеть в античной литературе целостное единство.

и мифологии. Но с исторической арены Европы она уходила постепенно. На протяжении II – V вв. н.э. изменялись компоненты, составлявшие основу ее политической, социально-экономической и духовной жизни. Формальной же границей завершения античной эпохи принято считать 476 г. н.э., когда германский вождь Одоакр сместил с престола последнего римского императора Ромула Августула. Начиналась эпоха Средневековья, начинала формироваться новая европейская цивилизация, и античное наследие она осваивала избирательно и постепенно: многое восприняла, но многое долго оставалось невостребованным. Вот почему вступление Европы в историческую фазу Средневековья стало тяжким испытанием для культурного наследия Античности. Многие ценности древней культуры, в том числе литературные памятники, были уничтожены, потеряны, забыты. И все же, отмечает М.Л.Гаспаров, «историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда оставалась истоком и часто образцом новых литератур» (ИВЛ. – С.303). Вот почему разносторонняя деятельность по возрождению и изучению античного наследия началась уже в Средние века и продолжается поныне. М.Л.Гаспаров выделяет несколько исторических моментов, когда стремление европейцев «возродить классическую древность» было особенно сильным. Это «каролингское возрождение» на рубеже VIII – IХ вв. и так называемое «возрождение ХII в.», эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) и конец XVIII в.

В сущности, каждая эпоха находит в Античности нечто близкое, необходимое себе. И совершенно особую роль в таких контактах играет литература. Ведь именно она говорит с нами, она сохранила голоса предков, обращенные к потомкам.

Однако закономерен вопрос: в полной ли мере античная литература нам известна? С ним связан и другой: как античная литература бытовала в пределах своей эпохи и как сохранялась?