Приглашаем посетить сайт

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В мировом литературном процессе словесность Античности занимает совершенно особое место. Будучи непосредственным истоком, первоосновой литературы европейской, в глобальных масштабах она стала классическим примером, образцом для подражания, материалом для новаторского переосмысления в творчестве мастеров слова разных стран и эпох.

Соответственно и в общем процессе изучения студентами истории зарубежной, русской и отечественной литератур курс античной литературы имеет исключительно важное значение. Знания, полученные в работе над ним, станут фундаментом их филологического образования. Тем более важно, чтобы эти знания были достаточно обширными и основательными.

Предлагаемое пособие адресовано студентам-филологам как стационара, так и заочного отделения. Оно не содержит полной, исчерпывающей характеристики античной литературы. Авторы ограничились изложением некоторых вопросов – принципиально важных, требующих к себе особого внимания, которое им, однако, трудно уделить из-за недостаточного количества аудиторных занятий, отведенных на изучение античной литературы. Отчасти восполнить этот недостаток – одна из задач данного издания.

Пособие условно можно разделить на три части. В первой (темы 1-5) даются сведения общего, ознакомительного характера о том, что такое «античная литература», как она сформировалась и бытовала, какую роль в ее развитии сыграли традиции и новаторские искания мастеров.

Во второй части (темы 6-11) проблему соотношения традиций и новаторства в литературе Античности мы старались рассмотреть на конкретном материале, выбирая те области, где взаимодействие этих двух тенденций складывалось наиболее напряженно.

Такой областью, в частности, явилась историческая, ораторская, научно-философская, эпистолярная, биографическая, мемуарная проза, которая изначально развивалась в диалектически сложных отношениях с утвердившейся раньше стихотворной литературой, противопоставляя себя ей и одновременно опираясь на ее достижения. В сфере поэзии мы намеренно выделили греческую лирику эпохи эллинизма, так как именно здесь велись особенно интенсивные поиски новых путей в словесном искусстве и связанные с ними творческие споры мастеров. Историю же развития драматической и лирической поэзии Древнего Рима мы постарались проследить на всех ее этапах. Вообще римской литературе в пособии уделено несколько больше внимания. Ведь в ней, с самого ее возникновения, взаимодействие традиций и новаторства осуществлялось сразу в двух планах: внутрилитературном, предполагавшем преемственность традиций италийского фольклора и творческого опыта писателей-римлян, и межлитературном, то есть в плане связей с греческими образцами, которые, однако, не просто воспроизводились на латинском языке, а оригинально разрабатывались и переосмысливались.

Такой отбор материала, по-видимому, не бесспорен, но неизбежен. Кроме того, чтобы не повторять содержание традиционных учебников, мы избрали несколько иной принцип изложения, освещая не весь ход литературного процесса, а историю отдельных родов и жанров в ее основных моментах. Наконец, в третьей части (тема 12) читателям предлагается краткий обзор связей древнерусской литературы с античным наследием.

научным трудам нам хотелось привлечь внимание студенческой аудитории.

Еще одной нашей целью было содействие эффективной организации самостоятельной работы студентов. Для этого в пособии предусмотрены контрольные вопросы, задания, направляющие самостоятельную работу над текстами художественных произведений, указаны дополнительные источники сведений. Тема содержит характеристику литературных родов и жанров применительно к особенностям античной словесности с целью помочь студентам восстановить и активизировать свои познания в области теории литературы, без которых изучение истории литературы не может быть успешным.

Темы 1, 6-10 подготовлены А.Е.Мацевило при участии О.Б.Никифоровой. Темы 2-5 и 11 разработаны О.Б.Никифоровой, тема 12 – А.Е.Мацевило,

Авторы выражают глубокую признательность всем, кто принял участие в обсуждении текста пособия и своими советами содействовал его усовершенствованию.