Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Библиография

Древнегреческий театр

Александра НИКИТИНА

Библиография

Античная драматургия

© Данная статья была опубликована в № 04/2007 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

Прочитать все пьесы античных авторов в процессе подготовки к небольшому блоку уроков для учителя МХК представляется мало реальным. И если выбирать, что именно прочесть целиком, чтобы получить представление о творчестве того или иного автора, то, с нашей точки зрения, нужно выбирать пьесы, сюжеты которых впоследствии будут интерпретироваться многими авторами. Поэтому из Эсхила мы советовали бы прочитать «Прометея прикованного» и «Агамемнона», из Софокла — «Эдипа-царя» и «Антигону», из Еврипида — «Медею» и «Ипполита». И у римского драматурга Сенеки стоит читать пьесы с теми же названиями.

Чтобы приблизиться к пониманию комизма Аристофана, можно прочитать те пьесы, которые понятны сегодня и не требуют особого погружения в контекст времени. И тут на первом месте будет стоять «Лисистрата». А если мы хотим погрузиться в культурный контекст, то лучше прочитать несколько пьес на ключевые для Аристофана темы: о мире, о воспитании, об устройстве государства. Например, «Мир», «Лягушки» и «Птицы».

С новоаттической комедией все просто: у Менандра целиком сохранилась только комедия «Угрюмец». Она послужила основой для создания всех пьес о человеконенавистничестве, которое произрастает из обманутых надежд и очень высоких представлений о предназначении человека. Далекими потомками угрюмца Кинемона станут Альцест из комедии Мольера и Чацкий Грибоедова.

Римская комедия тесно связана с новоаттической как сюжетами, так и основной проблематикой, хотя сильно отличается по языку и манере подачи. Сюжеты древнеримской комедии становятся основой для многих комедий последующих времен. «Кубышка» Плавта — предшественница всех историй о скупых, и ее имеет смысл читать в первую очередь. Комедия Теренция «Братья» начинает длиннейший ряд комедий о методах воспитания, и хорошо бы прочесть ее, прежде чем перечитывать «Недоросля» Фонвизина.

1. Аристофан. Комедии. — Калининград: Янтарный сказ, 2001.

2. Еврипид. Трагедии. — Калининград: Янтарный сказ, 2002.

3. Менандр. Комедии. — М.: Художественная литература, 1964.

4. Софокл. Трагедии. — Калининград: Янтарный сказ, 2002.

— Калининград: Янтарный сказ, 2001.

Римская драматургия

6. Плавт. Комедии.– М.: Искусство, 1987.

7. Теренций. Комедии. — М.: Искусство, 1988.

8. Сенека. Трагедии. — М.: Искусство, 1991.

Существует множество вариантов пересказа греческой мифологии, но, как мне кажется, в первую очередь имеет смысл читать те пересказы, которые совмещают два качества: они самоценны как художественная литература и осмысленны как научные источники. Предлагаемые ниже книги, как мне кажется, именно таковы. Эту часть списка мы предлагаем освоить не только вам, уважаемые коллеги, но и вашим ученикам, если им этого захочется.

9. Голосовкер Я. Сказания о титанах. — М.: Детская литература, 1994.

10. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность Эллады. — М.: Московский рабочий, 1993.

11. Мертлик Рудольф. Античные легенды и сказания. — М.: Республика, 1994.

– XXI вв. о героях греческой мифологии

Каждый век использовал сюжеты античной литературы и драматургии по-своему. А XX и XXI века предложили разнообразнейшую палитру использования этих сюжетов. Античность осмыслялась исторически, лирически, пародийно, становилась поводом для психоанализа и экзистенциального осмысления мира. На основе античных сюжетов создавались просветительские мультфильмы для маленьких и постмодернисткие романы для очень и очень взрослых. Предлагаемый нами список далеко не полон и не совершенен и, само собой, весьма субъективен. Предлагая вниманию читателя именно этот список, мы исходили из того, что произведения должны быть интересны человеку в возрасте от 12 до 16 лет. Все предлагаемые нами тексты так или иначе связаны с темой становления человека, с необходимостью выбора жизненного пути. Эту часть списка мы предлагаем освоить не только вам, уважаемые коллеги, но и вашим ученикам, если им этого захочется.

1. Ануй Жан. Пьесы. («Антигона») — М.: Иностранная литература, 1958.

2. Дюрко Ласло. Любовь моя Электра // Сб. Венгерская пьеса. — М.: Искусство, 1974.

3. Жироду Жан. Пьесы. («Троянской войны не будет») — М.: Искусство, 1981.

— М.: ЭКСМО, 2004.

5. Олди Г. Л. Одиссей — сын Лаэрта. — М.: ЭКСМО, 2002.

Литература по истории античного театра

Предлагаемая нами литература по истории античного театра делится на несколько категорий. Общепринятый учебник, по которому до сих пор учат во всех театральных вузах, — трехтомник под редакцией Г. Бояджиева. Эта книжка довольно сильно устарела, особенно в части трактовок древнегреческой драматургии, но она дает возможность вкратце познакомиться с историей вопроса.

Монографии Д. П. Калистова и В. Н. Ярхо посвящены проблемам античного театра. Книги Ярхо — более современные и «более научные». Их автор свободен от политической цензуры, и поэтому может говорить об идеологии греческой драматургии, не привязывая ее к идеям социализма. Однако работы Ярхо посвящены прежде всего драматургии, и в них сравнительно мало внимания уделяется истории организации театральных представлений в Греции, малым формам и жанрам, предыстории и эпилогу — римскому театру. Обо всем этом можно узнать из книги Д. П. Калистова.

«Театр во времени и пространстве» и «Иллюстрированной истории мирового театра», то это интереснейшие современные исследования и реконструкции, которые не могут быть поняты без предварительного знакомства с базовым материалом.

6. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. — М.: Просвещение, 1988.

7. Гусейнов Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. — М.: ГИТИС, 1982.

8. Иллюстрированная история мирового театра // Под ред. Джона Рассела Брауна. Перевод с английского. — М.: БММ АО, 1999.

9. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Ч. 1. // Под общ. ред. проф. Г. Н. Бояджиева. — М.: Просвещение, 1971.

— Л.: Искусство, 1970.

11. Театр во времени и пространстве. Сб. — М.: ГИТИС, 2002.

12. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М., 1978.

13. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. — М.: Лабиринт, 2004.

14. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. — М. 6 Наука, 1979.

Книги, которые мы предлагаем в этом разделе, рассказывают о греческой культуре в целом. Это работы, посвященные истории и философии культуры.

Труд Д. Фрезера посвящен догреческим формам культуры. Здесь речь идет о первобытных сообществах, об обрядовой, ритуальной и мистериальной культуре глубокой древности. Но именно эта книга проливает свет на формирование культов божеств плодородия, в том числе и Дионисийский культ, из которого вырастает греческий театр. В книге есть отдельные главы, посвященные развитым культам Осириса, Митры, Деметры и Диониса, которые непосредственно предваряют формирование греческой драмы.

«Занимательная Греция» М. Л. Гаспарова — единственная из этого списка, которую можно предложить для чтения детям. Она для них и написана, хотя взрослые могут почерпнуть из нее много интересной информации, а также воспользоваться замечательными текстами для уроков.

Книги Я. Голосовкера и А. Лосева рассчитаны на очень подготовленного и заинтересованного читателя. Здесь раскрываются греческое мировоззрение, представления греков о мироздании и человеческом сообществе, а также рассматривается вопрос о влиянии античной культуры и философии на всю последующую.

— М.: Новое литературное обозрение, 1998.

16. Голосовкер Я. Логика мифа. — М.: Наука, 1987.

— М.: Мысль, 1993.

18. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. — М.: Полит. лит-ра, 1986.