Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Второй урок. Хоровое искусство античного театра

Древнегреческий театр

Александра НИКИТИНА

Второй урок. Хоровое искусство античного театра

© Данная статья была опубликована в № 04/2007 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

Может быть, дети, с которыми вы занимаетесь, интересуются гуманитарными науками, неплохо подготовлены и еще до уроков, посвященных греческому театру, проявили отчетливый интерес к античной культуре. Тогда возможно опустить знакомство с великими греческими трагиками как с личностями и сразу познакомиться с эстетическими особенностями античного театра.

Предложенный материал может не поместиться в один урок, если ученики не привыкли работать в малых творческих группах и не умеют быстро знакомиться с текстами. Поэтому было бы замечательно, если бы тема «Хоровое искусство античного театра» заняла время сдвоенного урока. Кстати, сдвоенные уроки искусства часто более плодотворны, поскольку дети и учитель успевают пройти поисковый этап работы и выйти непосредственно на творческий результат.


Детские загадки

В видеозаписи учебных программ телевидения есть лекция С. Аверинцева «Культура Древней Греции». Она начинается с кадров, где плещут на берег волны океана и звучит «Илиада» на греческом языке. Именно с этих кадров в идеале должен начинаться урок. Если это невозможно, можно ввести другой звуковой и визуальный образ Эллады и хорошо бы достать любую реконструкцию звучания гекзаметра. Если и это невозможно, придется обойтись внятным звучанием морского прибоя. Сейчас нам важно, чтобы дети уловили необычный, нестрогий, но мощный ритм эпического звучания.

Как и на предыдущем уроке, как и на большинстве уроков, выдержанных в стиле социоигровой или театральной педагогики, наши дети еще не знают, какое путешествие ждет их сегодня. Для нас очень важно, чтобы стереотипы восприятия не проснулись до рождения непосредственного эмоционального впечатления.

После того как мы посмотрели первые пейзажи и послушали звуки голоса чтеца или рокот волн, спросим у наших учеников, чему, по их мнению, будет посвящено наше занятие: какой теме, какой культуре, какой стране. Скорее всего найдется ученик, который догадается, о чем пойдет речь. А если нет – это пока останется для всех загадкой. Важно, чтобы, выдвигая свои версии и гипотезы, дети пытались обосновать их. В начале урока всё носит характер совсем легкой и безответственной игры. Детские загадки и отгадки. Поэтому выдвигать версии и искать им обоснование не страшно. Все в равной степени не знают, о чем идет речь.

А раз не страшно – удобно отработать многие механизмы, необходимые для успешного обучения. Главный из них – привычка активно участвовать в уроке. И далее: умение активно смотреть и слушать, замечать детали, актуализировать принятую прежде информацию, умение говорить, доказывать свою точку зрения и слышать другого. Обсуждая версии темы урока, мы будем акцентировать внимание на интересных поворотах рассуждения, вне зависимости от того, ведут они нас по правильному пути или нет. Мы будем прежде всего поощрять интеллектуальную активность и только после этого слегка корректировать.


Смена угла зрения

После первого просмотра и прослушивания было бы прекрасно решиться на кардинальную трансформацию пространства класса. Трудно ощутить единое дыхание хора или волнение зрительного зала, когда мы разрозненно сидим за партами. Кроме того, смена привычного угла зрения и двигательная динамика способствуют запоминанию нового материала. Так вот, если вы решились, то на внутренней стороне доски у вас заготовлен схематический рисунок античного театра, на котором подписаны все его части. Нарушая историческую правду, вы рисуете в амфитеатре только три или четыре филы – в зависимости от того, сколько детей в классе и на какое количество рабочих групп вы собираетесь их разбить.

Вы открываете спрятанный рисунок и предлагаете ребятам построить в классе изображенное на доске сооружение, пока вы, отвернувшись, будете считать до 30 (или до 60, если вам кажется, что к большой скорости ваши дети еще не готовы). При этом вводится условие из игры «тише едешь, дальше будешь»: если вы услышите за спиной стук, топот или голос, то вправе обернуться и заставить шумевшего замереть до конца задания в той позе, в которой он был застигнут, или отправить на исходную точку движения. Как вы понимаете, это условие необходимо для нормальной работы коллег в соседних классах и для активизации интереса ваших учеников.

Когда театрон построен, вы предлагаете ученикам занять свои места в филах. Теперь вы еще раз включаете запись звучания гекзаметра или моря (можно уже без изображения) и просите учеников озвучить (прохлопать, прошуршать) услышанный ритм. Звучание гекзаметра очень непривычно современному уху, поэтому повторить ритм сразу, да еще всем вместе, вряд ли получится. Скорее всего дети попросят поставить фрагмент еще и еще раз. Слушать чересчур долго не стоит, после двух раз можете сказать: «Я думаю, что уже достаточно. Вы наверняка уже уловили звучание». И тогда, кстати, не вы будете просить, чтобы дети внимательно смотрели и слушали, а они будут уговаривать вас дать им возможность посмотреть и послушать спокойно и внимательно.

Работа с ритмом

Возможно, окажется, что легче сначала пропеть строфу вместе с чтецом, и только после этого класс сможет уловить ритм. Не важно, в каком порядке, но важно, чтобы после нескольких попыток «хор» каждой из фил смог повторить ладонями ритм, а голосом интонацию мелодекламации. После выступления каждой филы слушатели быстро обсуждают, что у каждого из хоров получилось интереснее, точнее, выразительнее всего. Мы фиксируем только позитив, потому что именно он будет нужен нам в дальнейшей работе. А на том, что не вышло, лучше не акцентировать внимания, чтобы не запоминать ошибки.

Заметим, что работа с ритмом – очень важный элемент художественного образования, которому уделяется незаслуженно мало внимания. Умение почувствовать авторский ритм во многом определяет успешность прочтения прозы и поэзии. Не уловив дыхание строки, нельзя получить настоящего удовольствия от знакомства с автором. Умение почувствовать ритмический строй линий и цветовых пятен во многом определяет успешность наших контактов с изобразительным искусством и пластическими искусствами вообще. Темпоритм спектакля во многом устанавливает тип контакта зрелища и зрителя. Встраиваясь в ритм и мелодику гекзаметра, мы в определенном смысле проникаем в самую душу культуры, начинаем звучать в унисон с ней, чего не могли бы достигнуть никакими разговорами.

Если вы ставили фрагмент из фильма С. Аверинцева, то теперь предложите каждой рабочей группе попытаться угадать, о чем могла бы идти речь в непонятном тексте. Если звучало просто море, просите группу предположить, о чем стилистически уместно было бы писать тексты в подобном ритме. А потом попросите каждую группу в течение пяти минут создать свой вариант текста на русском языке. В первом варианте это будет «вольный перевод», во втором – авторское произведение. Важно, чтобы текст из шести-семи строк звучал в освоенных нами ритмике и мелодике. Каждая группа не только сочиняет текст, но и воспроизводит его хоровое звучание под руководством выбранного из числа участников Корифея.

не всякая лексика подойдет к его мелодике. Живое звучание слова сделает принципиальные ошибки очевидными. Вам важно точно сформулировать задание, которое будет сопровождать состязание хоров.


Задание

Оценить успешность выступления по следующим критериям:

1. Слаженно ли звучит хор?

2. Точно ли воспроизведен ритм?

4. Соответствует ли лексика общему строю речи?

5. Насколько адекватна звучанию та тема, тот сюжет, который выбрала группа?

Пока одна рабочая группа выступает, другие отмечают для себя, насколько успешно выполнили задание выступающие.

Все вышеперечисленные параметры в ходе выполнения работы внутренне освоены, но, может быть, не сформулированы. И вот здесь, формулируя их вслух в качестве задания, учитель на самом деле подводит итог предыдущего этапа работы, выводит на вербальный и сознательный уровень то, что было освоено интуитивно.


После того как все группы продекламировали свои тексты, происходит обсуждение всех работ. Сначала выясняется, у кого из групп лучше получилось выполнение трех первых задач. Потом разворачивается дискуссия по двум последним пунктам. Ведь три первых параметра уже отработаны в начале урока, и здесь уже не возникнет принципиальных разногласий. Два последних пункта – новый материал, его освоение требует внимания и времени.

Очень важно, чтобы основными участниками урока были дети, постарайтесь как можно меньше объяснять и втолковывать. Дети сами почувствуют верное стилевое решение, сами откроют для себя многие законы стилистического анализа и с удовольствием посмеются над своими проколами и нелепицами. Кроме того, разгадывая литературный ребус, они скорее всего захотят узнать, как же на самом деле первоисточник звучит на русском языке. Тогда вы можете предложить им посмотреть текст оригинала на русском языке и найти верные догадки и соответствия в собственных текстах.


Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),—
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

«Илиада»

Только на первый взгляд кажется, что разгадок мало. У кого-то оказывается угаданной тема Греции, у кого-то тема моря и ахейских кораблей, а у кого-то ни того ни другого, зато общие тон и стилистика речи.

В работе с подлинным текстом очень важна организующая и поддерживающая роль учителя. Именно он помогает понять, что абсолютное попадание в тему практически невозможно, что ценны тщательность и осмысленность поиска, новые идеи, внимание к мелочам, тщательность проработки деталей и умение ухватить целое. Работа с текстом Гомера завершает первый этап работы. Новый этап на некоторое время отвлечет детей от работы с текстами и переключит их на работу с изображениями.

Работа со скульптурой

Прежним или вновь сформированным рабочим группам выдаются ксерокопии или открытки с изображениями скульптурных или барельефных групп периода античной классики. Желательно выбрать такие композиции, где нет ярко выраженного драматического конфликта, где вся группа составляет единое целое по характеру движения (например, коры или музы). Один человек в каждой рабочей группе работает скульптором, остальные – материалом. Не произнося ни одного слова, скульптор создает из материала композицию по предложенному образцу. Требуется как можно точнее воспроизвести форму, передать настроение и идею композиции. Можно ввести в работу группу наблюдателей, которые, переходя от одной команды к другой, будут давать скульпторам советы и поправлять неточности. Когда скульптурные группы будут завершены, нужно дать возможность всем посмотреть друг на друга в стоп-кадре и сравнить получившийся вариант с образцом.

этой скульптуры, о ее величавости и мнимой статичности при огромной внутренней динамике, как собственные мышцы. Кроме того, работая в упражнении «Скульптор и глина», ребята вынуждены познакомиться со всеми деталями материала очень подробно и тщательно. Учатся они и особой форме партнерской работы: внимательно и чутко относиться друг к другу, понимать друг друга без слов, ловить импульс. А ведь это бесконечно важно не только в человеческом общении, но и в общении с искусством. Уловить и передать образ – вот задача наших учеников.

А теперь, когда скульптурные группы готовы и мы познакомились с ними в статике, попробуем оживить каждую из них по хлопку. Ученикам нужно будет уловить и продолжить то движение, в момент которого запечатлел их героев ваятель. Нужно попытаться уловить внутренний ритм и стилистику движения. Группы оживают по очереди для того, чтобы все могли посмотреть на работу товарищей.

Затем происходит обсуждение, которое включает следующие вопросы:

1. У кого копия получилась наиболее точной?

2. У кого она точнее передавала мысль и настроение?

После обсуждения каждая группа корректирует партитуру движения. Этим процессом руководит избранный каждой группой лидер. Это может быть новый предводитель, скульптор или Корифей, как группа посчитает нужным. Выбор лидера для того или иного вида деятельности – важная часть работы. На новом этапе задача каждой филы заключается в том, чтобы построить партитуру движения «скульптурной группы» вперед и назад по траектории четверти окружности (именно так движется по орхестре хор древнегреческой трагедии, во время исполнения строфы и антистрофы, хотя пока этого не нужно говорить детям). Сейчас важно, чтобы движение соответствовало логике и пластике образца.

На репетицию движения не стоит отводить больше трех минут. Если та или иная команда считает, что она справилась с поставленной задачей до истечения общего времени, лидер может обратиться к педагогу за получением следующего задания.

Если в первой части занятия мы работали над стилистикой звукового образа, а во второй части – над стилистикой визуального образа, то в заключительной части нам предстоит соединить первое и второе на основе стилистики действия. Неожиданно для учеников с их участием и на их глазах произойдет реконструкция фрагмента действия древнегреческого театра.

В последней части занятия вы выдаете каждой группе небольшой отрывок текста (строфу) из хора древнегреческой трагедии.



1.

О Киприда, суровую душу людей
И богов железную волю
Ты, богиня, сгибаешь.
И над черной землею с тобой,

Как радуга, яркий Эрот
На быстрых крылах пролетает...
И если он бурный полет
На чье-нибудь сердце направит,

От золота крыльев
Там вспыхнет любви и безумья,
А чары его
И в чаще, и в волнах таимых

Что дышит в сиянии солнца,
И люди ему
Покорны. Твоя, о Киприда,
Весь мир наполняет держава.

«Федра»

 

2.

Вошел в царицын терем Страх,
И встали дыбом волосы в ночи слепой,
Когда из царской спальни вопль
Прислужниц поднял на ноги.

Гость ночной, ужасный зрак!
И с клятвою гадатели
Вещали весть недобрую:
Яростно кто-то гневится в подземной обители


Эсхил. «Хоэфоры»

 

3.

Пал, загремел и о землю ударился тяжко
Молнией бога сожженный, за миг перед тем
Страшный и яростью буре подобный.

Непобедимый союзник,
Поколебал их ряды.
В поле рассеял
И погубил.


Богу медные трофеи.
Только те, кого вскормили
Мать одна, один отец,
Только два несчастных брата

Копья, оба победили,
И удел обоих смерть.

Софокл. «Антигона»

 

4.


Прометей! Прометей!

Влага слез застлала взоры,
Видим, видим, вот стоишь, огромный!
К уступам скал ты пригвожден
Цепью железной, чтоб гнить и вянуть!

Новый миру дав закон,
Зевс беззаконно правит.
Что было великим, в ничто истлело.

Эсхил. «Прометей прикованный»

«подыграть» скульптурным группам и выбрать для них отрывки так, чтобы текст и изображение не сильно расходились по настроению, а можете довериться случайности: пусть каждый лидер вытянет текст вслепую. И тот и другой варианты хороши. В первом случае дети быстрее выполнят задание, во втором случае затратят на его выполнение больше творческой энергии.


Задание

Каждая группа, осуществляя поставленное ранее движение по четверти окружности, воспроизводит полученный текст в том ритмическом и мелодическом рисунке, над которым класс работал в начале урока. Учить текст совсем не обязательно. Можно держать листочки в руках, можно повторять строки за Корифеем или придумать еще какой-то способ подсматривать и подсказывать слова. Через пять минут репетиции каждая группа показывает плоды своих трудов. Каждая группа по очереди выходит по нашим пародам на орхестру. А зрители смотрят со своих мест в филах амфитеатра и имеют полное право аплодировать хоревтам, которые им понравились.


Итог урока

Хорошо, если показ финальной творческой работы заканчивается обсуждением. Это позволяет замкнуть урок: высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции. Предваряя обсуждение, учитель может зафиксировать внимание учеников на том, что класс, двигаясь не совсем обычным путем, пришел к реконструкции действий хора древнегреческой трагедии. А затем можно попросить ребят в кругу подытожить:

– что они чувствовали во время выполнения различных упражнений;

– что нового они узнали про самих себя;

– что они поняли, узнали и запомнили про греческий театр и греческую культуру в целом?

Чтобы верно спланировать дальнейшие занятия, учителю полезно подвести собственные итоги и постараться понять, насколько хорошо дети познакомились со звучанием гекзаметра и сами определили свойственный ему размер, научились воспроизводить его звучание, познакомились с небольшими отрывками текста «Илиады» и произвели лексический анализ, поупражнялись в стилизации, познакомились с несколькими памятниками греческой скульптуры и проанализировали ее выразительные особенности, познакомились с отрывками из древнегреческой трагедии и представили себе звучание и действие ее хора, разобрались в устройстве театрона. Неплохо задуматься и о том, что получил класс от урока, помимо знаний о греческом театре.