Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Хронология развития средневекового театра

Хронология развития средневекового театра

V–VI века

Труппы бродячих актеров покидают Рим. Бродячие актеры (забавники) появляются в Европе. Получают наименования: гистрионы в Провансе (Франция), шпильманы в Германии, хуглары в Испании, франты в Польше, скоморохи в России.

Появляется ТРОП — первая форма наглядной проповеди

476 — низложение последнего императора Западной Римской империи

526 — Юстиниан I лишает византийский театр государственной поддержки

549 — последние зафиксированные театральные игры в Риме

В Суассоне под Парижем одновременно идут театральные игры по римскому обычаю (гистрионы водят по площади медведей), а в церквях служат мессы и разыгрывают тропы

VII век

692 — Юстиниан II запрещает в Византии поклонение Дионису и театральные игры.

VIII век

Мавры захватывают почти весь Пиренейский полуостров. Центр мавританского государства — Кордова. Театральные представления запрещены мусульманской религией

Карл Великий (742–814), франкский король из династии Каролингов. Эпоху его правления в современной истории культуры называют «Каролингское Возрождение». В это время обсуждаются вопросы красоты напевного стиха, пробуждается интерес к театру

–804), англосаксонский советник Карла Великого, аббат Турского монастыря, философ. Считает, что красота угодна Богу

IX век

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА рождается из тропа как чтение по ролям Нового Завета, а со временем — и Ветхого Представление пьесы «Христос — страстотерпец», главной героиней которой является Дева Мария, а основной сюжет — Голгофа и Воскресение. В этой пьесе использован текст Еврипида, главным образом «Вакханок». Мария говорит словами Агавы, Гекубы, Медеи В России возникает обрядовая, пратеатральная культура: «игрище», затем «потеха»

X век

Возникает МИРАКЛЬ

Княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. Она видит церковные литургические драмы и площадные представления гистрионов.

Испания. Основной пласт народной культуры РОМАНСЕРО — песни о героях Реконкисты. Их пели с X века,сюжеты романсеро позднее послужат драматургической основой для многих произведений писателей Испании и Франции.

Франция. Литургическая драма переживает свой расцвет в X–XII вв.

Германия. Самые ранние миракли написаны немецкой монахиней Хортсвитой в 960–970 гг. Всего известно шесть ее пьес. «Обращение блудницы Таисии» — в основе лежит переработанный сюжет из Теренция

Возникает КУРТУАЗНАЯ ЛИРИКА. Свое начало она берет во Франции, в Провансе. Оттуда и слово — трубадур, то есть сочинитель. Ваганты — бродячие студенты-латинисты немецкого происхождения. Трубадуры, труверы, менестрели, ваганты — представители ранней гуманистической культуры

Россия. "Пещное действо".

Испания. Любимый народный герой романсеро — Родриго Диас (Сид Кампеадор) (1040–1094) — уроженец Кастилии. О нем в эпоху классицизма, в XVIII в., напишет свою самую знаменитую пьесу Пьер Корнель. Литургическая драма «Пастухи» ставилась в первый день Рождества.

Франция. Пьер Абеляр (1079–1142) — настоятель собора Парижской Богоматери — считал, что душа и телоравно важны, потому что все — создание Бога. Эта идея ляжет в основу многих, в том числе театральных,произведений эпохи Возрождения.

ПОЛУЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА выделяется из мессы и выходит на паперть и в церковный сад. МОРАЛИТЕ, аллегорическое действо о христианских грехах и добродетелях, впервые зафиксировано документально. Священное действо созревает раньше мистерии в XII–XIII вв., и предшествует ей зарождение в вольных городах.

Россия. Сформировались ватаги скоморохов из пяти человек.

Англия. — первые зафиксированные драмы о святых в Англии 1175 — в Кентербери играется моралите «Святое Воскресение», где обсуждаются вопросы отношений сеньоров и вассалов.

Испания. "Песнь о Сиде" — герое Реконкисты Родриго Диасе — исполняется актерами на улицах и во дворцах.

Франция. На площадях Прованса играются , передающие сюжет пьес Теренция, античные мифы, истории из жизни великих римлян. И все это в традициях аристофановского комического театра. Середина XII в. — полулитургическая драма «Действо об Адаме».

Германия. Полулитургическая драма «Поклонение волхвов» перетекает из храма на площадь. 1150 — моралите «Шествие добродетелей». Первое сохранившееся моралите. Автор — немецкая аббатисса Хильдегарда.

XIII–XIV века

— день первомученика Стефана, покровителя церковников, и святого Лазаря (1 мая). Служат литургию в масках и женском платье, в шутовских куртках. Пляшут в храме, поют на хорах непристойные песни. Едят на престоле колбасы. Кадят старыми подошвами. Играют в кости. А потом ездят по городу на телегах с навозом и бесчинствуют.

Россия. Скоморохи осуждаются церковными соборами за «глум», то есть за сатиру на духовные и светские власти, а также за отправление языческих праздников.

Испания. 1212 — решающее сражение Реконкисты. 1236 — пала Кордова, в 1248 — Севилья. В руках мавров остается только Гранада. На отвоеванных христианами землях Испании в городах при церквах даются религиозные представления. 1260 — Кодекс короля Альфонса X призвал церковников не писать и не играть в традициях Праздника дураков. Однако в кодексе сказано, что наказывать светских лиц, которые принимают в этом участие, не следует. Хуглары, площадные забавники, в Испании участвовали даже в церковных процессиях.

1200 — миракль «Игра о святом Николае». На севере Франции в г. Аррасе родился первый итальянский драматург Адам де Лааль (1238–1287). Им написаны «Игра в беседке» (1262), «Игра о Робине и Марион» (1285). Ален Шартье (1385–1428) переводит Петрарку и Боккаччо.

XV век

Расцвет МИСТЕРИИ — XV–XVI вв. Первые профессиональные труппы рождаются из Дурацких корпораций. Они образуются разными группами: гистрионами, вагантами, студентами духовных школ и низшими церковными чинами. В Париже известны корпорации дураков «Базошь» — испорченное «Базилика» (корпорация клерков), «Беззаботные ребята», «Безумная мамаша». В других городах — «Дижонская пехота», «Черти», «Весельчаки». ФАРС берет свое начало в представлениях гистрионов и в комедийных элементах духовных представлений. Но наименование получает только после распада мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. Появляется кукольный фарс, его герои — Петрушка, Панч, Полишинель и их родичи. Бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным сражением со Смертью, Цербером или Чертом.

СОТИ (глупость) — жанр, в котором участвуют не бытовые персонажи, а клоуны: шуты и дураки. Причем у них есть свои типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник. Расцвет соти — XV–XVI вв. В фарсе и соти появляется новый герой — пройдоха горожанин.

Россия. В связи с развитием скоморошьих ватаг формируется УСТНАЯ НАРОДНАЯ ДРАМА«О царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе».

Англия. В XV–XVI вв. духовные представления делились на летние и зимние. Летние устраивали в праздник Тела Христова (Корпус Кристи), 1 мая в день святого Лазаря, 22–23 июня в день летнего солнцестояния, в день святого Георгия. Зимние — на Рождество. Миракль «Игра о Роберте-дьяволе» относится к периоду Сто летней войны 1337–1453 гг. 1436 — моралите «Благородный и неразумный». 1442 — моралите «Торговля, Ремесло, Пастух». 1470 — моралите «Род человеческий». 1475 — Майские игры о «Робин Гуде» в Норфолке состоят из нескольких сцен, первая из которых — бой Робина с Рыцарем (состязание на луках, мечах, борьба и метание камней), в котором он отрубает Рыцарю голову, — это бой Весны и Зимы, приобретший сословную окраску.

Испания. 1476 — первые свидетельства о постановках пьес на сценах-повозках в день Тела Христова. 1476 — восстание в Фуэнте Овехуне. Короли в борьбе за централизацию власти встали на сторону народа. 1480 — Торквемада создает испанскую инквизицию. 1492 — окончание Реконкисты; открытие Америки; рождениеиспанского театра. Хуан дель Энсина (1468–1534) писал эклоги. В 1492 г. именно он устроил первое театральное представление в честь взятия Гранады, и это дата рождения испанского национального театра.

Главный актер дурацкой корпорации «Беззаботные ребята» Жан де Эспин по кличке Понтале. 1429 — «Мистерия об осаде Орлеана». Первое появление героя — реального человека — Жанны д’Арк «Мистерия Ветхого Завета» — 50 тысяч стихов, 242 действующих лица, 38 изолированных мини-драм. Основные действующие лица — Бог, ангелы, Адам и Ева. Основные сюжеты: Сотворение мира и восстание Люцифера «Мистерия страстей». В 1490-х творит второе поколение гуманистов. Это время правления Франциска I. Он сам увлечен идеями гуманизма и открывает дорогу во Францию итальянскому искусству. Это время Рабле и, позже, Ронсара.

Италия. 1454 — во Флоренции играется мистерия, охватывающая истории как Ветхого, так и Нового Завета. В литературных штудиях учителей-гуманистов драмы становятся предметом изучения. Античные книги изымаются из монастырей, создаются книгохранилища, где книги изучаются. Один из первых итальянских гуманистов Джулио Помпонио Лето организует гуманистический кружок, где играют пьесы римских авторов. В 70-е его судили и даже пытали за «язычество», но сочли невиновным, потому что в его действиях — игра в язычество, ане настоящее язычество. Выйдя из тюрьмы, он продолжает играть ПАСТОРАЛИ — пастушеских песнях римского поэта Вергилия. 1471 — в Мантуе Анжело Полициано, близкий друг Боттичелли, поставил «Сказания об Орфее» — первую пастораль на итальянской сцене. 1486 — «Два Менехма» Плавта стали первой римской пьесой, сыгранной на итальянском языке.