Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Краткая история античного театра

Древнегреческий театр

Александра НИКИТИНА

Краткая история античного театра

© Данная статья была опубликована в № 04/2007 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

В XIV в. до н. э. из Фригии и Лидии проник в Грецию культ восточного лесного божества Диониса. В VIII–VII вв. до н. э. он распространился по всей Элладе. В VI в. до н. э. тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным. Сформировались основные праздники, посвященные этому богу: Линнеи, Анфестерии, Малые (сельские) и Великие (городские) Дионисии. В 534 г. до н. э. были организованы первые театральные состязания во время праздника Великих Дионисий. И в том же году первый известный нам драматург Феспид написал драму для одного актера и хора. В 494 г. до н. э. другой драматург, Фриних, написал трагедию «Взятие Милета» — первую известную нам пьесу на современный, а не мифологический сюжет. Это прелюдия.

Потом начинается основная часть. 457–429 гг. до н. э. — так называемый «век Перикла». Греческая демократия побеждает персидскую деспотию. Время после победы становится эпохой расцвета искусства. На юго-восточном склоне Афинского холма под Акрополем возле храма Диониса строится ТЕАТРОН на 14–20 тысяч мест. В 458 г. до н. э. — скена (стенка, задник, за который уходят актеры) становится каменной, а проскений украшается рисованными декорациями.

«Отец греческой трагедии» Эсхил (525–456 гг. до н. э.) — первый из великих драматургов «века Перикла», семь пьес которого дошло до нас полностью. Он был одним из полководцев, разбивших персов при Саломине в 480 г. до н. э. В 472 г. до н. э. он написал пьесу «Персы», посвященную этим событиям. Самый удачливый из греческих трагиков Софокл (496–406 гг. до н. э.) одержал в 468 г. на Великих Дионисиях победу над Эсхилом. Самый непонятый из великих трагиков Еврипид (485–406 гг. до н. э.), говорят, дружил с Сократом и софистами, не принимал участия в политической жизни и почти никогда не одерживал побед. Каждый из этих троих писал о богах и героях, всех их интересовали проблемы философии и государственной политики.

Великий комедиограф Аристофан был много моложе трагиков. Он жил с 446 до 385 г. до н. э., когда золотой век Афин закончился и страну раздирали междоусобные войны. Проблемы войны и мира, а также воспитания граждан волновали его больше всего.

И, наконец, позднегреческий драматург Менандр (343–292 гг. до н. э.), в отличие от своих предшественников, не писал о богах и героях, его не интересовали политические проблемы. Он первый, кто стал писать о делах семейных. После него театральная инициатива перешла к римлянам.

В 364 г. до н. э. в Риме бушевала эпидемия, и власти города пригласили этрусских жрецов для совершения обрядов изгнания заразы. Посмотрев на их странные, но обаятельные действия, римская молодежь стала играть домашние спектакли — так родился жанр сатура. В 300 г. до н. э. римляне завоевали сицилийский городок Ателлу и заимствовали у побежденных жанр «Ателлана» — вид народного импровизированного театра, где главными действующими лицами были четыре комические маски. В 272 г. до н. э., когда была одержана одна из побед в Пунической войне, римляне решили организовать государственные театральные представления по греческому образцу. Греку Луцию Ливию Андронику, учившему детей римских патрициев, было поручено сочинить и поставить пьесу в честь римского триумфа, с чем тот успешно справился. Спектакли с этого момента игрались на площади, на временных деревянных подмостках, которые богато декорировались сенаторами, заказывавшими зрелища.

Гораздо позже, в 206 г. до н. э., в честь Луция Ливия Андроника была учреждена гильдия актеров при храме Минервы. В 235 г. начал писать и ставить свои пьесы (претексты и тогаты) ученик Андроника плебей Гней Невий. 254–184 гг. до н. э. — годы жизни величайшего римского комедиографа, бывшего актера Ателланы, Тита Макция Плавта, а в 185–159 жил и творил Публий Теренций Афр — самый лирический из римских комедиографов.

В 55 г. до н. э., желая добиться особого влияния на римлян, Помпей построил в городе первый каменный театр около храма Венеры. Завершил историю античного театра последний римский трагический поэт Луций Анней Сенека — воспитатель императора Нерона, казненный своим воспитанником. Он жил в 4–65 гг. нашей эры. Многие ученые полагают, что трагедии Сенеки писались не для представлений, а исключительно для чтения, потому что действия в них мало, а текста много. Сквозь эти тексты явственно проступает философия стоиков: жизнь — жестокое испытание, данное человеку, которое нужно пройти достойно.

© 2000- NIV