Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Урок № 6. Корнель и Расин: черты барокко и классицизма в жизни и творчестве

ТЕАТР БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА

 

Александра НИКИТИНА

 

Урок № 6

Корнель и Расин: черты барокко и классицизма в жизни и творчестве

Урок “Корнель и Расин” не единственный в нашем цикле, где дети знакомятся с отрывками из пьес этих авторов. И выбор “Горация” Корнеля и “Федры” Расина в данном случае связан отчасти с тем, что другие знаковые пьесы — “Иллюзия” и “Сид” Корнеля, “Андромаха” Расина — используются нами в иных занятиях. Если же учитель предполагает сделать этот урок единственным по данной теме, то, может быть, ему стоит добавить работу с отрывками из “Сида” и “Андромахи”.

Класс объединяется в рабочие группы по 5 человек. Для этого учитель при входе раздает разрезанные на пять частей строки трагедии, наклеенные на “рубашки” разных цветов. Их нужно собрать и прочитать. У кого оказываются фрагменты одного текста, тот и составляет одну группу. Каждая команда занимает свой рабочий стол.

ТЕКСТЫ ДЛЯ КАРТОЧЕК
Отрывок из пьесы Пьера Корнеля “Иллюзия”


Алькандр

Свело их только то, что все они актеры.
Прочитан монолог — и кончились раздоры.
Убийцей был один и жертвою другой,
Но правит вымысел смертельной их враждой;
Стихи ведут на бой, слова кричат о боли,
Когда же сыграны разученные роли,
Враги перестают хитрить и убивать
И делят выручку, друзьями став опять.

Отрывок из пьесы Пьера Корнеля “Сид


Дон Родриго

Я подчинюсь тебе, но мысли не покину

Затем, что даже страсть не может мне велеть.
О мной содеянном бесславно пожалеть.
Непоправимый миг, рожденный жарким спором,
Похитил честь отца, меня покрыл позором.

Отрывок из пьесы Пьера Корнеля “Гораций”


Камилла

Братоубийственной не похваляйся славой —
И дорог будешь мне, неверный и лукавый.
Зачем стране одной не служим я и ты?
Тебе готовила бы лавры и цветы,
В тебя вливала бы уверенность и силу,
С тобою говоря, как с братом говорила.

Отрывок из пьесы Жана Расина “Андромаха”


Гермиона

Поверил ты словам, что женщине влюбленной
Подсказывал ее рассудок помраченный?
Не должен ли ты был в душе ее прочесть,
Что, мучась от любви, она твердит про честь,
Что сердце и уста между собой в разладе?

Отрывок из пьесы Жана Расина “Федра”


Федра



Что ж, если хочешь ты, чтоб скорбь свою и боль
Я излила до дна перед тобой,— изволь.
Да, я тебя люблю. Но ты считать не вправе,
Что я сама влеклась к пленительной отраве,
Что безрассудную оправдываю страсть.
Нет, над собой, увы, утратила я власть.

Отрывок из пьесы Жана Расина “Британник”


Бурр


Царица! Для чего не умер я вчера!
О, пусть Нерон рукой, спасительно жестокой,
Даст исцеленье мне от горечи глубокой!
Он Бурру показал, злодейство совершив,
Что с цезарем таким не будет Рим счастлив.

Теперь, когда рабочие группы собраны, они получают на каждый стол биографии Пьера Корнеля и Жана Расина и письменное задание. На столах также должна быть бумага для рисования и письма, цветные карандаши и ручки.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ

ЗАДАНИЕ

Прочитайте тексты, выписывая на отдельный рабочий лист имена или звания людей, названия организаций, имевших значение в жизни каждого из драматургов, а также названия географических мест, определявших их судьбу. Когда эта работа будет закончена, сыграйте в модную салонную игру того времени: нарисуйте “Карту души” каждого из драматургов. В центре будет он сам, а все остальное расположится в каком-то понятном вам смысловом порядке: слева или справа, снизу или сверху, близко или далеко, и будет занимать большее или меньшее место в этой карте. На эту работу у вас есть 7 минут.

КОРНЕЛЬ, ПЬЕР (1606–1684), французский драматург. Член Французской академии с 1647 г. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 г. в Руане, в семье адвоката. По настоянию родных изучал право и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств.

В 1629 г. Корнель решился показать свой первый драматургический опыт — комедию в стихах “Мелита” — Гийому Мондори, руководителю театральной труппы Маре. И Мондори с успехом поставил “Мелиту” в Париже.

к поиску собственного пути в драматургии. Этот шаг имел серьезные последствия в жизни драматурга.

Пьеса Корнеля “Сид” (1636) оказалась переломной. Париж встретил спектакль театра Маре овациями. Появилась даже поговорка “Это прекрасно, как “Сид”. Однако многие мысли пьесы, особенно идеализация родового средневекового долга и личной доблести, отрыв от идей государственности, вызвали недовольство правящих кругов. Ришелье организовал бурное и широкое публичное обсуждение “Сида”, которое возглавила Французская академия. В знаменитом “Споре о Сиде” речь шла о допустимой степени свободы драматурга. Корнель был обвинен в нарушении канонов поэтики классицизма.

“Спор о Сиде” оказал большое влияние на Корнеля. С той поры в его трагедии прочно входит политическая проблематика. Практическое воплощение жестокого урока Академии яснее всего видно в пьесе “Гораций”. Она написана в 1639–1640 гг. в Руане, куда Корнель уехал для осмысления “Спора о Сиде”. Вернувшись в Париж в 1640 г., драматург отдал “Горация” в театр “Бургундский отель”.

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения во Франции против абсолютизма в 1648–1653 гг.). К этому времени относятся пьесы Корнеля так называемой второй манеры — “Родогуна” (1644), “Ираклий” (1647), “Никомед” (1651) и др. В центре сюжетных переплетений — борьба за власть. Политическая проблематика в трагедиях Корнеля “второй манеры” переводится в новую плоскость: демонстрации пагубности произвола и абсолютной власти. Образы тиранов, терпящих политический крах, оказались в этих пьесах глубже и интереснее, нежели характеры их положительных противников.

Во второй половине XVII в. зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается. Он вновь уезжает в Руан и решает отказаться от занятий драматургией. Через семь лет, в 1659 г., Корнель возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке. Последующие пятнадцать лет оказались последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которого он написал несколько политических трагедий, не имевших у публики прежнего успеха. К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира — Жана Расина. Последние десять лет своей жизни Корнель для театра не писал, хотя и выпустил в 1682 г. новое собрание сочинений своих пьес.

Умер Корнель 1 октября 1684 г. в Париже, надолго пережив зенит своей славы.

РАСИН, ЖАН (1639–1699), французский драматург. Родился в г. Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы. Его мать умерла в 1641 г. при родах. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка.

В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с аббатством Пор-Рояль. В 1655 г. он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным знатоком античности.

поэма “Нимфа Сены”, за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Считается, что первые из сохранившихся пьес — “Фиваида” и “Александр Великий” — он написал в 1664 и 1665 гг. В течение двух лет, последовавших за постановкой “Александра Великого”, Расин укрепил связи с двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV. Драматург побудил прославленную актрису Терезу Дюпарк оставить труппу Мольера и перейти в театр “Бургундский отель”, где в 1667 г. она сыграла заглавную роль в его “Андромахе”.

Постановка в 1670 г. “Береники”, в которой заглавную роль исполнила новая ученица Расина мадемуазель Мари де Шанмеле, стала одной из придворных загадок. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и одну из его фавориток, возможно, племянницу кардинала Мазарини. До 1677 г. Расин пишет много трагедий, и все они идут с успехом. Он становится главным любимцем французской публики.

“Федра” — последняя трагедия Расина. Постановка этой пьесы стала поворотным пунктом в его творческой судьбе. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу, обвинив Расина в безнравственности: героиня греческого мифа влюблена в своего пасынка. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с “Федрой” Расина, но провалилась. А пьеса Расина шла в театре со все возрастающим успехом.  

Неожиданно Расин отказался от участия в полемике. Он женился на набожной Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, занял должность королевского историографа вместе с Н. Буало. Единственными его пьесами за этот период стали “Эсфирь” и “Гофолия”, написанные по просьбе мадам де Ментенон (новой фаворитки короля) и разыгранные в 1689 и 1691 гг. ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699 г.

в самом конце урока для выполнения финального задания. Все “Карты” развешиваются до конца урока на доске.

После этого все ученики рассчитываются на 1-й–4-й, и таким образом получается 4 новые группы. Каждая занимает отдельный стол. Теперь на каждый стол ложатся отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина. А задания у каждой группы разные. На выполнение заданий отводится 12 минут (отрывки из пьес П. Корнеля “Гораций” и Ж. Расина “Федра” см. на диске, который будет приложен к № 8/2010 газеты “Искусство”. – Ред.).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и найдите в них сходства и различия по следующим признакам:

• Время и место действия.

• Положение героев в обществе.

• Политическая ситуация, в которой действуют герои.

• Размер стиха.

З

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и найдите в них сходства и различия по признакам:

• Обстоятельства, которые заставляют страдать героев.

• Лексика (слова и обороты), которую используют герои.

• Мотивы, которые движут поступками героев.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и выделите по одной реплике каждого героя: Горация и Куриация, Федры и Ипполита, где содержатся главные мысли каждого и их главное расхождение — противоречие. Расскажите о своем понимании сходного и разного в конфликте отрывков из “Горация” и “Федры”.


4

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и сделайте для каждого героя табличку:  

  Черты, за которые героя можно уважать Черты героя, которые могут вызвать сердечное сочувствие зрителя   Черты героя, которые могут вызывать враждебные чувства зрителя
Гораций          
Куриаций          
Федра         
         

Объясните, какие противоречия заложены в характерах героев и в возможном зрительском восприятии.

Каждая группа выделяет выступающих по числу вопросов. Они рассказывают классу о результатах своих исследований. Их ответы коротко фиксируются каждым из учеников в тетрадях. Записи понадобятся нам для выполнения следующего задания. После этого все участники возвращаются в свои исходные группы, сформированные в самом начале, и каждая получает новое, одинаковое для всех, задание:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП

Многие исследователи прошлого считали, что творчество художника (поэта, писателя) может принадлежать только одному стилю и только одному художественному течению, а тем более — одно произведение! Но сейчас искусствоведы все чаще замечают, что даже в том случае, если черты одного стиля в произведении и во всем творчестве автора преобладают, то черты иных, сопредельных стилей все же просматриваются, дают о себе знать. Пожалуйста, сделайте следующее: используя “карты”, вывешенные на доске, и заметки, которые вы делали в тетрадях во время выполнения предыдущих заданий, найдите:

• черты классицизма и черты барокко в каждом из драматических отрывков, с которыми вы только что работали;

• черты влияния классицистической и барочной картины мира в каждой из биографий.

На эту работу у вас есть 10 минут.

(Если перед этим не было урока, посвященного правилам классицизма в драматургии, то на каждый стол выдается перечень правил. А если урок был, детям предлагается воспользоваться своими тетрадями.)

Когда работа выполнена, каждая группа оставляет основного специалиста у своего стола, а других членов команды отправляет в соседние группы, собирать идеи. На консультации с коллегами отводится 5 минут, после чего гонцы возвращаются к себе за рабочие столы с записями, сделанными во время бесед. Все группы получают предпоследнее задание.

“Гораций” и пьесы Расина “Федра”, где отражалась бы двойственность каждой судьбы и произведения. Важно, чтобы ученики попробовали почувствовать, в какой изобразительной эстетике это уместно было бы сделать, согласуясь с эстетикой текста. На эту работу отводится 7 минут.

Затем все работы вывешиваются и рассматриваются. Группы возвращаются за свои столы и получают 2 минуты на совещание. Они должны выбрать одну (не свою) работу, которая показалась им наиболее точной и удачной. Необходимо выдвинуть не менее пяти аргументов в пользу своей точки зрения.

Обсуждением работ и аплодисментами друг другу занятие завершается.