Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Урок № 4–5. Полулитургическая драма.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

Михаил БЫКОВ

Александра НИКИТИНА

Урок № 4–5

ПОЛУЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА

© Данная статья была опубликована в № 06/2008 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

Предлагаемый материал лучше всего укладывается в два сдвоенных занятия, отстоящие друг от друга на несколько дней.

Христианство, родившееся на берегу Мертвого моря, проникло в Рим, на все земли, подвластные империи, распространилось и среди молодых европейских народов, завоевывавших имперские земли. У многих из этих народов еще не было своей письменности. Библию, существовавшую в начале нашей эры на трех языках: арамейском, греческом и латинском, — нужно было сделать понятной для всех разноязыких и бесписьменных народов, поэтому литургическая служба сопровождалась показом живых картин, иллюстрировавших непонятный текст.

Постепенно разные племена и народы стали хорошо понимать содержание отдельных историй из Библии, а проповедники немного научились говорить на «варварских» языках. И поэтому те и другие смогли переводить на новые европейские языки короткие фрагменты из Священной истории. Таким образом живые картины зазвучали.

Попробуем представить, как это было.

Класс делится на три–пять рабочих групп (приблизительно по 9 человек в каждой). Каждая группа получает один и тот же текст из Ветхого Завета. В группе выбирается «сценарист-режиссер», который строит по правилам, усвоенным на прошлом уроке, историю из живых картин и дает исполнителям реплики текста, точно соответствующие библейским.

Дерево познания добра и зла

И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Сотворение Евы

И сказал Господь Бог; не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек:
Вот, это кость от костей моих
и плоть от плоти моей;
она будет называться женою:
ибо взята от мужа (своего).

Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Каждая группа по очереди показывает свой вариант истории из живых картин с текстом. После каждого показа смотрящим дается одна минута, чтобы зафиксировать, как они поняли главную мысль, какие особенности «режиссерского» решения заметили.

После просмотра всех картин каждой группе даются две минуты для совещания и решения следующих вопросов:

• Что полностью совпало в работах всех творческих групп?

• Какие различия были наиболее яркими?

• Какое название можно дать каждой из показанных работ?

• Что больше всего понравилось в работах других групп: вызвало самые приятные или сильные чувства, удивило, показалось новым, неожиданным, интересным, точным?

Учитель рассказывает, что, как только в живых картинах зазвучали первые понятные слова на родном языке, «актеры» — монахи, церковные служки, певчие — стали домысливать каждую из показанных историй по-своему, исходя из своего жизненного опыта, развивать сюжеты, придумывать свои слова. Текста становилось все больше и больше, и представление перестало умещаться в пространство литургической службы, оно выплеснулось за ее пределы — на паперть и в церковный сад – и стало называться полулитургической драмой. Как менялись текст и само представление, мы постараемся понять на уроке.

Класс объединяется в малые рабочие группы по 4 человека, и каждая группа сравнивает два текста. Один — текст Библии, другой — родившаяся из нее церковная драма. Сравнивая, нужно будет выполнить несколько заданий.

Задания на карточках

1. Найти как можно больше отличий (не меньше 10) в первом и втором тексте, обязательно обращая внимание и на то, что говорится, и на то, как говорится.

2. Попытаться представить себе, кто были люди, создавшие текст драмы, и кто — аудитория, для которой он создавался: где и как они жили, чем занимались, каков был их быт, что их окружало, что волновало, как они представляли себе мир. Свои версии и догадки нужно подтвердить текстом драмы.

3. Определить основные задачи героев в отрывке, а потом разбить текст на фрагменты — так, чтобы каждый фрагмент соответствовал новому способу, при помощи которого персонажи добиваются своей цели.

4. Сформулировать проблему: о чем автор драмы хотел поговорить со своей аудиторией.

Тексты для работы

Фрагмент I. Библия. Грехопадение

1. Искушение и грех Адама и Евы

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Фрагмент II. Полулитургическая драма

Наставив первых людей, Бог вводит их в рай и указывает запретное дерево. Адам и Ева остаются одни. В рай прибегают черти, и сам сатана напрасно пытается соблазнить простоватого, но упрямого Адама. Испробовав все средства и обозвав Адама дураком, он, опечаленный, обращается к бесам за советом. Наконец, он направляет все старания на то, чтобы соблазнить Еву.

Дьявол

Ева! вот я пришел к тебе.

Ева

А скажи мне, сатана, зачем?

Дьявол

Я хлопочу о твоей пользе, о твоей чести.

Ева

Дай-то Бог.

Дьявол

Не бойтесь. Уже давно узнал я вcе тайны рая. Кое-что я скажу тебе.

Ева

Начинай, а я послушаю.

Дьявол

Будешь ты меня слушать?

Ева

Да, и ни в чем тебя не огорчу.

Дьявол

А не выдашь меня?

Ева

Нет, поверь мне.

Дьявол

А вдруг все откроется?

Ева

Не через меня.

Дьявол

Ну хорошо, я поверю тебе...

Ева

Можешь довериться моему слову.

Дьявол

Ты была в хорошей школе. Я видел Адама, но он очень глуп.

Ева

Он грубоват немного.

Дьявол

Отмякнет потом; а теперь он жестче ада.

Ева

Он очень благороден.

Дьявол

Скорее слишком раболепен. О себе он не хочет позаботиться, так пусть по крайней мере позаботится о тебе. Ты слабенькая и нежная, а свежей розы. Ты белей, чем кристалл, чем снег, который лежит в долине, на льду. Несправедливо поступил Создатель. Ты слишком нежна, а он слишком груб. Но зато ты понятливее и направила свою голову на умные мысли. Я хочу сказать кое-что.

Ева

Ну говори же.

Дьявол

Чтоб об этом никто не знал.

Ева

Да кому знать-то?

Дьявол

Даже и Адам.

Ева

Ну хорошо. Через меня ничего не узнает.

Дьявол

Теперь я буду говорить, а ты слушай. Нас только двое на этой дороге: Адам там и ничего не слышит.

Ева

Говорите громко. Он не узнает ни одного слова.

Дьявол

Я вас предупреждаю насчет великой несправедливости, которая вам сделана в этом саду. Плод, который Бог вам дал, не имеет в себе ничего хорошего; а тот, который он вам строго запретил, имеет в себе великую силу; в нем сладость жизни, могущества и власти; в нем знание всего хорошего и дурного.

Ева

А вкус каков?

Дьявол

Божественный. Твоему прекрасному телу, твоей фигуре очень подойдет, если ты будешь госпожой Mиpa высшего и низшего. Вы узнали бы, каково это — быть полной госпожой всего.

Ева

А плод-то каков?

Дьявол

Да, честное слово.

Ева

Посмотреть на него и то хорошо.

Дьявол

А каково будет съесть!

Ева

А я разве это знаю?

Дьявол

Ты все мне не будешь верить. Возьми его и дай Адаму. Вы будете иметь вечно венец небесный. Вы будете равны Создателю, и он не скроет от вас своих планов. Как только вы съедите плод, в сердце сейчас же произойдет перемена. Вы будете иметь божескую благость и божеское могущество. Попробуй плод.

Ева

Не имею влечения.

Дьявол

Да не верь Адаму.

Ева

Я это сделаю потом.

Дьявол

Когда?

Ева

Подождите, пока Адам станет отдыхать.

Дьявол

Ешь его без колебания: откладывать — ведь детство.

(Дьявол уходит. Является Адам.)

Адам

Скажи мне, жена, что у тебя за дела? Злой сатана чего от тебя хотел?

Ева

Он говорил мне о нашей чести.

Адам

Не верь изменнику: ведь он изменник.

Ева

Я это знаю.

Адам

Каким образом?

Ева

Слышала. Но то, что он сообщает о запрещении, заставит тебя изменить мысли.

Адам

Не заставит, так как я не поверю ему ни в чем, что знаю. Не позволяй ему приходить к тебе, потому что он очень коварен. Он захотел изменить своему господину и противится Высшему Богу. Я не желаю, чтобы негодяй, совершивший это, у вас находил ce6е убежище.

(С дерева сползает змей. Ева его слушает, берет яблоко и протягивает его Адаму.)

Ева

Ешь, Адам, ведь ты не знаешь, что это такое. Воспользуемся благом, которое для нас готово.

Адам

Насколько хорошо?

Ева

Ты узнаешь; нельзя знать не попробовавши.

Адам

Я боюсь.

Ева

Да вот оно.

Адам

Я этого не сделаю.

Ева

Ведь глупо медлить.

Адам

Ну, я возьму.

Ева

Да ты ешь; через это узнаешь добро и зло. Ну, я съем первая.

Адам

А я потом.

Ева

Конечно.

(Она съедает часть яблока.)

Ева

Я попробовала. Боже! Какой вкус. Такой сладости я и не испытывала!

Адам

Ну, каково?

Ева

Человек не пробовал ничего подобного. Мои глаза так все ясно видят, что я кажусь Богом всемогущим. Что было и что должно быть, я все хорошо знаю и всему госпожа. Ешь же, Адам, не медли; ты возьмешь его в добрый час.

(Адам берет.)

Адам

Я тебе поверю в этом: ты — моя подруга.

Ева

Ешь: нечего бояться.

Съевши яблоко, Адам сознает свой грех, сменяет праздничные одежды на бедные, сшитые из листьев и, изображая великую скорбь, начинает свой плач о потерянном paе.

Каждая группа подсчитывает, сколько различий она смогла зафиксировать. Начинает отвечать та группа, которая зафиксировала меньше всего различий. Заканчивает та, у которой их найдено больше всего. Сказанное предыдущими группами не повторяется. Все различия, обнаруженные классом, каждый ученик фиксирует у себя в тетради.

После этого группы выясняют, у кого сколько кусков теста выделено по признаку перемены «пристроек» персонажей — по смене способов воздействия на партнера. Начинает группа, у которой получилось меньше всего нюансов, заканчивает та, которая обнаружила их больше всех.

Затем каждая группа излагает свою версию портрета создателей текста. И сразу — проблемы, о которой автор хотел поговорить со своей публикой.

Теперь, пользуясь всем наработанным в классе, нужно будет выполнить одно из двух заданий по выбору. Возможно, это задание учащиеся будут завершать дома или на другой день. По библейскому фрагменту, предложенному учителем, создать стилизованный текст полулитургической драмы. Первый вариант: драма обращена к человеку раннего Средневековья. Второй вариант: драма обращена к современному человеку.

Фрагмент III. Каин и его потомки

1. Жертвоприношения Каина и Авеля

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.


2. Каин убивает Авеля: проклятие Божие

И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу (Богу): наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанииком и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

На следующем уроке учащиеся делятся сначала на две группы: те, кто выбрал первую, и те, кто выбрал вторую тему. Внутри каждой группы они рассказывают друг другу, какую проблему они хотели поднять в своей пьесе, о чем поговорить с предполагаемыми зрителями. И уже внутри двух больших групп объединяются в более мелкие — по сходству поставленных проблем.

Внутри каждой малой группы ребята читают друг другу все созданные дома произведения. Тексты обсуждаются внутри группы, и по одному тексту от каждой выбирается для прочтения всему классу.

Когда класс слушает эти тексты, он готовится ответить на предложенные вопросы.

Вопросы для обсуждения

• Как можно озаглавить каждое из предложенных произведений?

• Чья тема, проблема наиболее живо вас затронули?

• Какие приемы, свойственные литургической драме (обнаруженные классом на прошлом уроке), использовали авторы?

• Какие отклонения от стилистики литургической драмы кто-то из авторов себе позволил и были ли они художественно оправданны?

После прочтения каждой пьесы группам дается минута на фиксацию своих впечатлений. По окончании чтения всех пьес каждая группа в течение трех минут обсуждает тексты и подводит итоги. Затем все прочитанные работы обсуждаются в общем кругу.

Дома все желающие дорабатывают свои тексты, после чего издается небольшой сборник наиболее интересных работ.

© 2000- NIV