Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Предыстория театра в старинной миниатюре.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

 

Елена КНЯЗЕВА

ПРЕДЫСТОРИЯ ТЕАТРА

В СТАРИННОЙ МИНИАТЮРЕ

© Данная статья была опубликована в № 06/2008 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

Гейдельбергская рукопись, она же Манесский кодекс (Codex Manesse) или манускрипт «Миннезингеры», — любопытный документ средневековой культуры. Этот старинный песенник на немецком языке создан в Цюрихе в 1315–1340 гг., вероятно, по заказу знатного швейцарского семейства Манессе. Он состоит из 426 пергаментных листов размером 35,5 x 25 см и хранится в библиотеке Гейдельбергского университета.

В рукописи, написанной готическим шрифтом, собраны песни и стихотворения 140 поэтов-миннезингеров. Подборка произведений каждого поэта проиллюстрирована отдельной страничной миниатюрой-портретом с изображением жанровой сценки, родового герба или шлема.

Театр — искусство эфемерное, ограниченное в пространстве и времени. О театре прошлого мы можем судить по современным уличным действам, феномену бардовского движения и дошедшим до нас материальным источникам.

Благодаря Манесскому кодексу можно хоть как-то представить себе, как выглядели и выступали при богатых дворах праактеры-миннезингеры (нем. Minnesinger, от Minne — любовь и Singer — певец). Они воспевали любовь к Прекрасной Даме, Богу и сюзерену, поэтизировали военную жизнь, крестовые походы, иногда — любовь и страдания простолюдинов. Сочинение и исполнение песен считалось куртуазным искусством (фр. courtois — учтивый, рыцарский) и являлось частью программы воспитания молодых рыцарей. Миннезанги создавалась не на латыни, как тогда было принято, а на родном языке, и авторы особенно заботились о красоте метафор и точности рифм. Еще миннезингеры, даже имевшие родовые замки, много путешествовали в поисках новых впечатлений.

Удивительная по выразительности и красоте миниатюра Кодекса посвящена миннезингеру Генриху фон Майсену (1250/60–1318), назвавшему себя Фрауенлоб (Frauwenlop) — в разных переводах: «восхваляющий женщин», возможно — «Дева Мария». Прекрасная женщина изображена на гербе и шлеме, находящихся в правом верхнем углу миниатюры. Сам Генрих Фрауенлоб, сидящий на возвышении, готовится дирижерской палочкой подать знак к началу концерта. Музыканты, в руках которых виолы, флейты, колокольчики, замерли в ожидании. Несмотря на декоративность стиля миниатюры, художнику удалось передать состояние звенящей паузы перед началом представления.

Связующим звеном композиции служит фигура солиста с виолой в центре миниатюры — зигзагообразные полосы его платья перекликаются с нарядом Генриха, а зеленый цвет одежды — с изображением в правом углу.

Возможно, на миниатюре изображено выступление майнцского общества мейстерзингеров (нем. Meistersinger — мастер пения), основание которого приписывается Генриху Фрауенлобу. В Майнце поэт нашел последнее пристанище, был похоронен в городском соборе.

В XIV в. с развитием городов народные состязания ремесленников-цеховиков в пении приходят на смену закрытым дворцовым представлениям. Лирический миннезанг сменяется простоватым бюргерскии мейстерзангом, основанным на бытовом натурализме и пародии на куртуазную манеру. Мейстерзингеры подхватывают театральную эстафету, предвосхищая площадные театры грядущих революций, а в 1868 г. становятся героями волнующей и жизнерадостной оперы великого немецкого композитора Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

© 2000- NIV