Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Урок № 3. Символические фигуры моралите.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

Михаил БЫКОВ

Александра НИКИТИНА

Урок № 3

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ МОРАЛИТЕ

© Данная статья была опубликована в № 06/2008 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

Ученики закрывают глаза и представляют себе роспись храма. Открыв глаза, рассказывают двум-трем ближайшим соседям, какие картинки первыми предстали перед их внутренним взором. Каждая маленькая группа выбирает наиболее яркую, с их точки зрения, картинку для рассказа всему классу. В общем кругу картинки стараются описывать как можно подробнее, учитель помогает наводящими вопросами: цвет, оттенки, источники света, линии фигур, выражение лиц и их лепка — все хотелось бы увидеть сквозь призму восприятия рассказывающего как можно яснее.

Затем класс объединяется в 3–4 рабочие группы (можно по рядам). Каждая рабочая группа должна выдвинуть свое предположение о том, на какие три яруса по вертикали делится весь мир в представлении средневекового человека. Важно, что на эти три яруса делится весь Божий мир, но они имеют также соответствие в человеческом сообществе. Итак, три яруса: верхний, средний и нижний в мироустройстве в целом и в человеческом социуме. Группа, у которой появилась первая версия, делится своими соображениями с остальными, которые опровергают или уточняют версию. В итоге коллективного обсуждения должна получиться следующая картинка:

Мироздание Социум
Небо Духовенство
Земля Рыцарство
Ад Крестьянство

Теперь группам предстоит решить похожую, но более сложную задачу. Нужно предположить, на какие две оппозиционные части пространства делится мир в представлении христиан по горизонтали. Что за фигура находится в центре между двумя оппозиционными мирами. Важно, что эта горизонтальная оппозиция ни в чем не повторяет вертикальную схему. Если ни одной мысли не приходит учащимся в голову, полезно вспомнить, как устроена прямая времени и как она выглядит в точке, где сходятся времена до нашей эры и нашей эры, и что это за точка. Группа, у которой появились первые догадки, делится с остальными. Все группы выносят свои поправки и соображения на общее обсуждение.

В итоге должна получиться такая картинка:

Язычники - слева от Христа, стоящего к нам лицом Центр - Христос Христиане - справа от Христа, стоящего к нам лицом

Когда эта картинка уже получилась, совместными усилиями нам нужно понять, кто расположен ближе всех к Христу справа, а кто находится от него дальше всех, то же самое и слева. Учитель может задавать наводящие вопросы: где будут апостолы, где святые, где грешники, где некрещеные пророки, где цари — гонители христианства?

И в итоге получится примерно такая картинка:

 

христиане язычники
еретики грешники правед-
ники
святые апостолы пророки оглашен-
ные
некрещеные праведники убежденные язычники гонители христ-ства

Теперь мы знаем, что сцена средневекового театра делится на три этажа, средний из которых делится на две части. И все это выглядит вот таким образом:

  небо  
христиане    язычники
  ад  

А теперь можно посмотреть иллюстрации, где изображены алтарная роспись и роспись стены у входа в церковь, а также роспись купола. Еще стоит рассмотреть горизонтальные и вертикальные планы церковной архитектуры. Пусть каждая группа подумает и определит, что тут общего с устройством средневековой сцены и что отличается. Каждая группа рассказывает об одном из своих наблюдений, потом говорит следующая группа, и так несколько кругов, пока все наблюдения не заканчиваются.

А теперь класс объединяется в две большие равные группы. Каждая занимает половину класса и, пока учитель считает до тридцати, строит в своей половине для себя из парт и стульев трехъярусную сцену с двойным средним ярусом.

После этого каждая группа получает одинаковый набор карточек с именами персонажей средневекового жанра «моралите». В наборе обязательно есть Вера, Надежда, Совесть, Послушание, Трудолюбие, Обжорство, Пьянство, Возмездие и Всякий человек. Это 9 персонажей, следовательно, будут заняты 18 человек. Для остальных раздаются карточки с ролями черта или ангела.

Для каждой группы на столы выкладывается одинаковый реквизит: Библия, якорь, меч, зеркало, четки, лопата, блюдо с яствами, бутыль. Реквизит предназначен для всех, кроме Всякого человека, ангелов и чертей. Каждый персонаж в течение минуты должен найти и взять в руки свой реквизит. Потом две группы сравнят, кто что взял, и аргументируют свой выбор. Должно получиться следующее:

Персонажи средневекового моралите атрибуты персонажей моралите
Вера Библия
Надежда Якорь
Возмездие Меч
Совесть Зеркало
Послушание Четки
Трудолюбие Лопата
Обжорство Блюдо с яствами
Пьянство Бутыль

Теперь можно внимательно рассмотреть иллюстрации, представляющие храмовые росписи и храмовые скульптуры, после чего каждый персонаж, включая Всякого человека, ангелов и чертей, должен занять свое место в ярусной структуре выстроенной сцены.

Когда две группы располагаются друг напротив друга, приняв позы, приличествующие их персонажам, они обмениваются соображениями, почему те или иные фигуры оказались в том или ином месте. Бесспорно, что ангелы должны оказаться в верхнем ярусе, черти в нижнем, а Всякий человек — в центре среднего яруса. Бесспорно также, что добродетели (Послушание и Трудолюбие) будут находиться по правую руку от Всякого человека, а грехи (Обжорство и Пьянство) — по левую. Споры возникают по поводу других персонажей. Можно предположить, что Вера, Надежда, Совесть принадлежат земному ярусу, но для внятности картинки они все-таки располагаются в верхнем ярусе, а Возмездие (в зависимости от трактовки) — в верхнем или в нижнем.  

Теперь, когда мы знаем, кто, где и почему находится, нам нужно за три минуты сочинить в рамках выстроенной сцены с нашими персонажами и реквизитом действо без слов, которое будет содержать очень ясную мысль-мораль. Группы по очереди смотрят работы друг друга и отвечают на два вопроса:

• Как мы поняли сюжет происходящего?

• Как мы поняли суть разыгранной проповеди, то есть какова мораль нашего моралите?

Если останется время, можно провести обсуждение итогов урока, как и в предыдущем случае: что нового поняли про эпоху в целом и что нового узнали о средневековом театре?

© 2000- NIV