СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
Михаил БЫКОВ
Александра НИКИТИНА
Урок № 3
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ МОРАЛИТЕ
© Данная статья была опубликована в № 06/2008 газеты "Искусство" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
Ученики закрывают глаза и представляют себе роспись храма. Открыв глаза, рассказывают двум-трем ближайшим соседям, какие картинки первыми предстали перед их внутренним взором. Каждая маленькая группа выбирает наиболее яркую, с их точки зрения, картинку для рассказа всему классу. В общем кругу картинки стараются описывать как можно подробнее, учитель помогает наводящими вопросами: цвет, оттенки, источники света, линии фигур, выражение лиц и их лепка — все хотелось бы увидеть сквозь призму восприятия рассказывающего как можно яснее.
Затем класс объединяется в 3–4 рабочие группы (можно по рядам). Каждая рабочая группа должна выдвинуть свое предположение о том, на какие три яруса по вертикали делится весь мир в представлении средневекового человека. Важно, что на эти три яруса делится весь Божий мир, но они имеют также соответствие в человеческом сообществе. Итак, три яруса: верхний, средний и нижний в мироустройстве в целом и в человеческом социуме. Группа, у которой появилась первая версия, делится своими соображениями с остальными, которые опровергают или уточняют версию. В итоге коллективного обсуждения должна получиться следующая картинка:
Мироздание | Социум |
Небо | Духовенство |
Земля | Рыцарство |
Ад | Крестьянство |
Теперь группам предстоит решить похожую, но более сложную задачу. Нужно предположить, на какие две оппозиционные части пространства делится мир в представлении христиан по горизонтали. Что за фигура находится в центре между двумя оппозиционными мирами. Важно, что эта горизонтальная оппозиция ни в чем не повторяет вертикальную схему. Если ни одной мысли не приходит учащимся в голову, полезно вспомнить, как устроена прямая времени и как она выглядит в точке, где сходятся времена до нашей эры и нашей эры, и что это за точка. Группа, у которой появились первые догадки, делится с остальными. Все группы выносят свои поправки и соображения на общее обсуждение.
В итоге должна получиться такая картинка:
Язычники - слева от Христа, стоящего к нам лицом | Центр - Христос | - справа от Христа, стоящего к нам лицом |
Когда эта картинка уже получилась, совместными усилиями нам нужно понять, кто расположен ближе всех к Христу справа, а кто находится от него дальше всех, то же самое и слева. Учитель может задавать наводящие вопросы: где будут апостолы, где святые, где грешники, где некрещеные пророки, где цари — гонители христианства?
И в итоге получится примерно такая картинка:
христиане | язычники | ||||||||
еретики | грешники | правед- ники |
святые | апостолы | пророки | оглашен- ные |
некрещеные праведники | убежденные язычники | гонители христ-ства |
Теперь мы знаем, что сцена средневекового театра делится на три этажа, средний из которых делится на две части. И все это выглядит вот таким образом:
небо | ||
христиане | язычники | |
ад |
Пусть каждая группа подумает и определит, что тут общего с устройством средневековой сцены и что отличается. Каждая группа рассказывает об одном из своих наблюдений, потом говорит следующая группа, и так несколько кругов, пока все наблюдения не заканчиваются.
А теперь класс объединяется в две большие равные группы. Каждая занимает половину класса и, пока учитель считает до тридцати, строит в своей половине для себя из парт и стульев трехъярусную сцену с двойным средним ярусом.
После этого каждая группа получает одинаковый набор карточек с именами персонажей средневекового жанра «моралите». В наборе обязательно есть Вера, Надежда, Совесть, Послушание, Трудолюбие, Обжорство, Пьянство, Возмездие и Всякий человек. Это 9 персонажей, следовательно, будут заняты 18 человек. Для остальных раздаются карточки с ролями черта или ангела.
Для каждой группы на столы выкладывается одинаковый реквизит: Библия, якорь, меч, зеркало, четки, лопата, блюдо с яствами, бутыль. Реквизит предназначен для всех, кроме Всякого человека, ангелов и чертей. Каждый персонаж в течение минуты должен найти и взять в руки свой реквизит. Потом две группы сравнят, кто что взял, и аргументируют свой выбор. Должно получиться следующее:
Персонажи средневекового моралите | атрибуты персонажей моралите |
Вера | Библия |
Надежда | Якорь |
Возмездие | Меч |
Совесть | Зеркало |
Послушание | Четки |
Трудолюбие | Лопата |
Обжорство | Блюдо с яствами |
Пьянство | Бутыль |
Теперь можно внимательно рассмотреть иллюстрации, представляющие храмовые росписи и храмовые скульптуры, после чего каждый персонаж, включая Всякого человека, ангелов и чертей, должен занять свое место в ярусной структуре выстроенной сцены.
Когда две группы располагаются друг напротив друга, приняв позы, приличествующие их персонажам, они обмениваются соображениями, почему те или иные фигуры оказались в том или ином месте. Бесспорно, что ангелы должны оказаться в верхнем ярусе, черти в нижнем, а Всякий человек — в центре среднего яруса. Бесспорно также, что добродетели (Послушание и Трудолюбие) будут находиться по правую руку от Всякого человека, а грехи (Обжорство и Пьянство) — по левую. Споры возникают по поводу других персонажей. Можно предположить, что Вера, Надежда, Совесть принадлежат земному ярусу, но для внятности картинки они все-таки располагаются в верхнем ярусе, а Возмездие (в зависимости от трактовки) — в верхнем или в нижнем.
мысль-мораль. Группы по очереди смотрят работы друг друга и отвечают на два вопроса:
• Как мы поняли сюжет происходящего?
• Как мы поняли суть разыгранной проповеди, то есть какова мораль нашего моралите?
Если останется время, можно провести обсуждение итогов урока, как и в предыдущем случае: что нового поняли про эпоху в целом и что нового узнали о средневековом театре?