Древнегреческий театр
Александра НИКИТИНА
Словарь
Устройство греческого театра
— здание греческого театра.
План греческого театра классической эпохи
План театра Диониса
Амфитеатр — зрительская часть греческого театра, разделенная проходами на сектора и поднимающаяся полукругом над орхестрой.
Фила — название отдельного района греческого города, а также сектор амфитеатра, отводившийся для жителей каждого района-филы.
Парод — проход, разделяющий сектора амфитеатра, но также и песнь хора, который спускается по архитектурному пароду на орхестру.
Орхестра (от слова орхеомай — танцую) — круглая площадка, на которой действует, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах хор античного театра.
Скена — строение позади орхестры (первоначально просто палатка), куда актеры уходили поменять маски и парики; на крыше каменной скены, которая возникла в середине IV в. до н. э., появлялись в греческой трагедии боги.
Проскений — узкая площадка между скеной и орхестрой, на которую выходят цари.
Палатка - будущая скена
Оформление спектакля
(основа костюма греческого актера) — тяжелый пурпурный плащ, какие носили древние служители Диониса.
Гиматий
Хламида
Хламида — короткий плащ, появившийся в костюме греческого актера позднее гиматия, на плащах царей могли быть сделаны вышивки.
Котурны — сандалии на высокой деревянной платформе, которые зрительно увеличивали рост актера, придавая ему осанку статуи.
Маска — обязательный элемент одеяния греческого актера. Каждая маска увеличивала черты лица, подчеркивала страсть, которой одержим персонаж, и с помощью встроенного рупора усиливала звук. Маски были цветными: мужские лица — темные, женские — светлые. Раздражение и ярость передавались багровым цветом, мудрость — синим, хитрость — рыжим, болезнь — желтым.
Маски
Экиклема — театральная машина, фура, на которой могли выезжать на орхестру внутренние покои дворца.
Эорема — театральная машина, подъемник, с помощью которого боги могли спускаться с балкона на орхестру и подниматься обратно.
Конструкция греческой драмы
Парод — песнь хора, который спускается по архитектурному пароду (проход, разделяющий сектора амфитеатра) на орхестру.
Стасим — хоровая партия, во время которой хор находится на орхестре; стасим делился на симметричные куплеты — строфу и антистрофу, число стасимов в пьесе могло колебаться от трех до пяти.
Строфа (букв.: поворот) — первая часть песни хора, во время которой он начинал движение по орхестре до поворота.
Антистрофа
Эпод — «припев», которым иногда замыкались строфа и антистрофа.
Эскод (букв.: уход) — заключительная песнь хора, следующая за последним стасимом, с этой песней хор покидал орхестру.
Приспособление для смены задней части декораций
— главный герой греческой трагедии, тот, кто говорит первым.
— второй из основных героев греческой трагедии, который говорит вторым и противостоит протагонисту.
— предводитель хора греческой трагедии.
Агон — важная составляющая часть греческой культуры, состязание двоих. В театре — идейное состязание протагониста и антагониста.
— фрагмент древнегреческой пьесы, где действуют герои. В эписодии входили монологи и диалоги. Обычно греческая пьеса состояла из пяти эписодиев, перемежающихся песнями хора.
Коммос — вокальная партия персонажа с речитативом хора.
Монодия — сольная ария персонажа.