Приглашаем посетить сайт

Александра Никитина. Знакомство с театром на уроке.
Урок № 1. Виды театра итальянского Возрождения

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
 
Александра НИКИТИНА

 
УРОК № 1
Виды театра итальянского Возрождения

Изучение театра эпохи Возрождения мы начнем с Италии. Первый урок построен преимущественно на работе с научными текстами. Это адаптированные и сокращенные материалы статей и мнографий А. Дживелегова, Г. Бояджиева, С. Мокульского, Л. Д. Клаба.

Класс делится на три рабочие группы (можно по рядам). Каждая группа получает свой рабочий материал. Первая — текст, озаглавленный «Commedia erudita», вторая — «Орден дураков» и третья — «Commedia dell’arte». Но фокус в том, что текст выдается команде разрезанным на отдельные абзацы, в конвертике. Чтобы работать было удобно, стоит каждый фрагмент наклеить на картонку. Название текста написано на конверте. И первое, что нужно сделать группе, — собрать из отдельных строк на столе цельное повествование и придумать к названию на конверте расширенное пояснение, наподобие того, которым сопровождались заголовки старинных пьес и трактатов. Например: «наипечальнейшая история о том, как…», «правдивая и поучительная история о том, что…», «занимательный и потешный рассказ о человеке, который…» и т. п. Надпись нужно сделать разборчиво и положить между конвертом с заглавием и текстом. На это задание группам отводится 7 минут.

После выполнения первого задания каждая группа переходит по часовой стрелке к столу с текстом другой группы. Теперь первая группа оказывается у стола «Орден дураков», вторая — у «Commedia dell’arte» и третья — у «Commedia erudita». Каждой группе выдается новый конверт, в котором лежат небольшие картинки с подписями, размноженные на ксероксе и наклеенные на картон. У каждой группы в конверте картинки по всем темам. Портрет Анжело Беолько, картинки с изображением игр дурацких корпораций и ордена дураков, изображения их символов и гербов; изображения актеров комедии дель арте, трупп горбунов и их плясок, оформление придворных представлений дель арте; портреты представителей «ученой драматургии», портреты семейства Медичи, картины с изображением представлений ученых спектаклей и архитектуры ученых театров.

Каждая группа должна, прочитав текст, сложить лишние изображения обратно в конверт, а нужные картинки — выложить рядом с соответствующими им текстами. Желательно, чтобы эта работа заняла не более 5 минут.

Затем группы снова переходят к следующему столу по часовой стрелке. Теперь первая группа оказывается у стола «Commedia dell’arte», вторая — у стола «Commedia erudita» и третья — у стола «Орден дураков». Группам нужно выполнить третье задание: прочитать текст (разумеется, кому-то одному придется делать это вслух, а остальным внимательно слушать), а затем разделить его на 3–5 тематических фрагментов. Каждому фрагменту, сообразуясь с текстом и картинками, необходимо придумать короткое образное название и комментарий. При этом следует удержаться в той стилистике, которая уже предложена основным названием текста и комментарием к нему, сделанным первой работавшей группой. Названия и комментарии надо написать разборчиво и положить над соответствующими фрагментами текста. Желательно, чтобы эта работа заняла не более пяти минут.

После этого группы обходят все три стола, стараясь мысленно «сфотографировать» получившиеся работы. У каждой группы есть по одной минуте на разглядывание двух рабочих столов. После этого учитель накрывает все работы бумагой или тканью, а группы собираются вокруг свободных столов — каждая вокруг своего. Все группы должны вспомнить и записать на листочке полное название с комментарием одного раздела, которое показалось наиболее удачным в работе каждой группы. То есть у каждой группы должно появиться три бумажки с разборчивыми надписями: название одного раздела со стола «Commedia erudita», одного со стола «Орден дураков» и одного со стола «Commedia dell’arte».

Теперь каждая группа выбирает двух посланцев. Им придется не только отдать предпочтение одному из трех названий, записанных другими группами, но и, что самое главное, показать своей группе без слов содержание соответствующего раздела таким образом, чтобы ребята догадались, о чем идет речь. Итак, два посланца идут в две другие группы, каждый в свою, при полном молчании всех присутствующих выбирают себе одну надпись, никому ее не показывают. 30 секунд размышляют, а затем по очереди изображают содержание раздела. Собственная группа угадывает первой. Если первая попытка ответа не удалась, право отгадки переходит к другой группе (но не той, у которой взята запись). Если и вторая группа не угадывает, пантомиму называет и комментирует та группа, которая загадала раздел.

После того как шесть пантомим показаны, весь класс в произвольном порядке делится впечатлениями о том, что больше всего удивило и что больше всего запомнилось в истории возникновения профессионального театра в Италии XV–XVI веков.

Рабочий материал № 1

COMMEDIA ERUDITA

• В литературных штудиях Италии XV–XVI вв. драмы античных авторов становились предметом литературного изучения. Античные книги изымались из монастырей, создавались книгохранилища, где тексты изучали.

• Помпонио Лето (1427–1497), профессор римского университета, подражал обучению в античных ликеях и академиях, но не ограничивался беседами на философские темы под сенью лавров. В своих садах он разыгрывал с учениками пьесы римских комедиографов Плавта и Теренция на латыни.

• В 1470-е гг. Помпонио Лето судили и даже пытали за «язычество», но сочли невиновным, употребив в оправдательном приговоре слово «игра». Решили, что в его действиях — игра в язычество, а не настоящее язычество. Выйдя из тюрьмы, профессор римского университета продолжал играть.

• «Два Менехма» Плавта — первая римская пьеса, сыгранная на итальянском языке. Это произошло в 1486 г. В спектакле было занято двести человек! Действие перемежалось мифологическими картинами. На сцене было выстроено пять домов и выплывал настоящий корабль.

• На свадьбе Лукреции Борджиа в 1504 г. был представлен парад комедий, как некогда представляли парад мистерии.

• Папа Лев X (1475–1521) — первый из семейства Медичи, с 1513 г. возглавлявший католическую церковь, — всячески поддерживал и развивал театр.  

• Ученые комедии и трагедии, или «Commedia erudita» были созданы учеными, поэтами, гуманистами как подражание правильной римской комедии. Основная сюжетная линия — борьба юноши со строгими родителями девушки и проделки находчивых слуг.

• Университетские ученые драматурги стремились к выполнению заветов Аристотеля — четкому делению на жанры. Их раздражала путаница жанров в средневековых пьесах. Из античных драматургов они знали римского комедиографа Плавта и трагика Сенеку, и поэтому их трагедии грешили демонстрацией ужасов, а комедии — фривольностью.

• Любовь в комедиях итальянских гуманистов — это только страсть. О духовных отношениях (как и в римской комедии) здесь нет и речи. Но обязателен элемент игры: переодевание, розыгрыш, шутка, шутовство, проделки.

• При постановке ученой комедии вместо прологов и фарсов использовались в качестве вставных номеров пасторальные песни, которые исполняли нимфы и пастушки. Ученые комедии ставились регулярно с 1510-х годов, трагедии — с 1540-х.

• «Каландрия» Бернардо Довици (кардинала Биббиены) — переделка «Двух Менехмов» Плавта. Однако близнецы у Биббиены, в отличие от Плавта, разного пола — юноша и девушка. Причем юноша одевается в женское платье, чтобы прийти к замужней любовнице, а девушка — в мужское, чтобы ее не обесчестили. К юноше в женском обличье пристает муж любовницы, за девушку хочет выйти замуж дочка хозяина. И все их путают.

• «Софонизба» Джанджаро Триесино (1515) — трагедия, написанная под влиянием Софокла и Еврипида, для трех актеров и хора. «Роземунда» Джованни Руччелаи — переделка «Антигоны» древнегреческого трагика Софокла. Роземунда хоронит отца, убитого царем Альбони. Тот, вспыхнув к ней страстью, заставляет ее выйти за него замуж и на свадьбе пить из черепа отца. Рыцарь Альмагильд убивает царя.

• «Трагедия о Горации» Пьетро Аретино — гражданская трагедия. Сюжет принадлежит римскому автору Титу Ливию. В центре сюжета поединок братьев Горациев и братьев Куриациев. Битва между ними произошла в то время, когда армия Альбы-Лонги подошла к стенам Рима и между двумя городами, населенными сородичами, разгорелся конфликт. По предложению альбанского предводителя военные действия были заменены поединком. Победители в нем должны были обеспечить верховенство своего народа над проигравшими. Сестра Куриациев замужем за старшим Горацием. Сестра Горациев — невеста старшего Куриация. Она не прощает брату убийства жениха ради величия Рима. Сестру, восставшую против брата и убитую им, зовут Челия. Автор сосредоточен на решении вопроса о том, кто Гораций — герой или убийца. Царь приговаривает Горация к повешению, но толпа отбивает народного любимца у палачей. И тогда бог повелевает построить храмы Куриациям и Челии, а Горацию велит очиститься, смирить гордыню и молиться за убиенных.

• Пасторали основываются на буколиках — пастушеских песнях римского поэта Вергилия. Пастораль — пространство чистой любви. В ней описывалась гармония любящих и природы.

• «Сказание об Орфее» было поставлено в 1471 г. Анджело Полициано, близким другом Боттичелли, в Мантуе. Это первая пастораль на итальянской сцене. Она была скорее живописью, претворенной в пластическую форму, чем драматическим действием. Пролог произносился мифологическим божеством, а площадка делилась на три яруса, как в средневековой мистерии.

• Центр пасторального театра — Феррара. Лучший автор — Торквато Тассо. «Аминта» — лучшая и последняя пастораль Тассо, написанная в 1573 г. Пастух Аминта покоряет сердце Сильвии, которая хотела посвятить себя богине Диане.

Рабочий материал № 2

ОРДЕН ДУРАКОВ

• Первые профессиональные труппы рождаются из Дурацких корпораций. Они образуются разными группами: гистрионами, вагантами, студентами духовных школ и низшими церковными чинами.

• Дурацкие корпорации устраивают комические парады, фестивали и смотры дураков, светские мистерии и пародируют серьезные события: церковные праздники, богословские споры, суды, выезды королей.

• Складывается устойчивый порядок театрального представления Дурацких корпораций: пролог; большая серьезная пьеса; малая веселая пьеса (веселое моралите, соти или фарс).

• Чаще всего Дурацкие корпорации играют под открытым небом. Иногда в сарае с простыми грубыми подмостками.

• «Братство Грубых» в 1530-е гг. в Сиене ставит комедии из жизни крестьян и ремесленников. «Академия Воспламененных» играет в Падуе.

• «Академия Оглушенных» возникает в 30-е гг. XVI века. Она состоит из аристократов. Их символ — тыква (в том смысле, что они якобы пустоголовые). Они играют новеллы, близкие к сюжетам книги Боккаччо «Декамерон». Их пьеса «Обманутые» послужила одним из источников «Двенадцатой ночи» Шекспира. Премьера пьесы состоялась на карнавале 1530 г. и положила начало созданию серьезных лирических комедий.

• Анджело Беолько (1502–1542) считается отцом комедии дель арте. Он внебрачный сын врача из Падуи. В детстве жил у матери в деревне, а потом получил хорошее гуманитарное образование. В 18 лет создал свою труппу.

• Анджело Беолько придумал себе маску деревенского шутника Рудзанте (от «шуметь», «возиться», «играть»). Рудзанте, как и сам Беолько, — уроженец падуанских областей. В различных представлениях он может оказываться в разных сюжетных положениях: любовник, обманутый муж, глупый слуга, хвастливый воин, — но всегда сохраняется его характер добродушного деревенского шутника. Рудзанте — не победитель. Ни в войне, ни в любви. Но публике весело, когда ему весело, и грустно, когда ему грустно.

• В труппе Анджело Беолько было всего шесть актеров и две актрисы (певица и танцовщица). Женщины не играли ролей, а исполняли песенки и танцы между сценками.

• Актер Альваротто в труппе Беолько играл лицемера и интригана Менато. Актер Дзанетти — ловкого и вероломного слугу Ведзо. Актер Кастеньола — хитрого крестьянина Билора, а под собственным именем Корнелио он изображал стариков.

• Слава пришла к труппе Беолько в 1520–1526 гг. на венецианских карнавалах. Беолько утвердил диалектную речь как основу площадного театра. Он освоил построение сюжета, ввел ренессансную поэзию, танец и музыку в спектакль.

Рабочий материал № 3

COMMEDIA DELLA'ARTE

• Первый контракт об объединении в труппу для странствования и показывания комедий за деньги был подписан в Падуе в 1545 году. Эта дата считается временем рождения комедии дель арте.

• Формирование трупп комедии дель арте наиболее активно протекает в 60-е гг. XVI века. Труппа «Джелози», что в переводе означает «Ревностные», создается в 1568 году. Ее возглавляет Дзан Ганасса, один из создателей маски Дзанни. Среди актеров уже есть и мужчины, и женщины. Названия других трупп – «Желанные», «Уверенные», «Объединенные», «Воспламененные», «Верные».

• В ходе развития жанра сложилось два типа групп масок: северный квартет — Бригелла, Арлекин, Панталоне, Доктор; южный квартет — Кавьелло, Пульчинелла, Тарталья, Скарамуш. К этим героям в обязательном порядке примыкали Капитан, Смеральдина и две пары влюбленных. Остальное могло варьироваться.

• Структура комедии масок: сначала пролог, потом музыкальный номер и только потом — основной сюжет. Совершенно разных по характеру персонажей основного действия и междудействий (интермедий и интерлюдий) играли одни и те же актеры.

• Спектакль итальянской комедии дель арте заканчивается кодой. Все актеры на сцене, и все стараются перещеголять друг друга трюками, песнями, танцами. Потом все замирают в стоп-кадре, после чего следует галантный поклон.

• В перерыве между основными действиями могло состояться комическое состязание масок. Два Дзанни, два Капитана или два Доктора могли корчить друг другу рожи, переругиваться, соревноваться в показе акробатических номеров, но в логике своего персонажа. Это древняя традиция, которая идет от переругиваний и перепляса на языческих праздниках урожая. Сохранилась она и в карнавале как состязание дураков.

• Важный элемент искусства актеров дель арте — прыжки. Прыгали в окно, друг через друга, через препятствие — к заветной цели.

• Комедия дель арте отличалась резкими эмоциональными переходами в поведении героев. Слуга и господин вспомнили об умершей хозяйке, готовившей замечательные соусы, и зарыдали. Но тут же заговорили о своих сегодняшних проделках и стали хохотать.

• Сюжеты дель арте разнообразны. Обрабатывалось все, что под руку попадется. Известны сценарии под названием «Каменный гость» и «Император Нерон». Разумеется, акценты в этих сюжетах смещались. Главными действующими лицами всегда оставались первые Дзанни (слуги).

• Первый сборник сценариев комедии дель арте был издан в 1611 г. Фламино Скалой. В него входят 50 сценариев. Потом Базилио Локателли издал 103 сценария. В последующих сборниках вышли еще 100 и 183 сценария.

• Место и характер представлений были разными. Во время придворных торжеств, например бракосочетания Медичи, пьесы играли во дворцах, в придворных театральных залах. И действие перемежалось фантастическими интермедиями, созданными при помощи чудес техники. Открывался космос, герои уносились в небеса, на сцене бушевали водные стихии.

• При дворе знаменитая труппа Фламино Скалы «Джелози» играла пятиактные литературные комедии под руководством Торквато Тассо. И в то же время играла фарсы вместе с труппой горбунов. (Гоббо — специальный жанр — комедия горбунов. Пульчинелла происходит именно из этой комедии.)

• Капокомико — руководитель труппы. Он отвечал за все: за распределение ролей, за выбранный сюжет, новые трюки, технику, бутафорию и др. Капокомико был первым актером труппы, но при этом исполнителем любой роли. Беолько и Ганасса были Дзанни. Изабелла Андреини — влюбленной. Фламино Скала — влюбленным Флавио.

• Положение актеров комедии дель арте было очень неоднозначным. Лучшие актеры переписывались с высшей знатью и даже могли быть пожалованы дворянским званием. Но они же играли в селениях для простого народа и могли оказаться без гроша.

• У актеров были книжки с картинками, по которым клиенты могли выбрать желаемое представление. Играли не только комедии дель арте, но и священные истории, фарсы, миракли и пасторали — все, что существовало в современном театре.

• Расцвет сommedia dell’arte начинается с 1560 г. в Венеции, Мантуе и Ферраре. Именно в это время на сцене появляются женщины-актрисы. А с 1568 г. труппы разъезжают уже по всей Европе. В XVII в. комедия доживает свой век преимущественно на французской земле.

• В XVI–XVII вв. усилились гонения на актеров. Местные власти нередко запрещали представления. Таможенники отбирали костюмы и реквизит. Горожане относились к актерам со священным ужасом, как к преступникам, колдунам и проституткам.

• «Прошение» Николо Барбьери — документ 1634 г. Барбьери — Дзанни, а документ — апология профессии. Он пишет о благотворной роли иллюзии театра. Многие слова в его «Прошении» обращены непосредственно к духовенству.

© 2000- NIV