Приглашаем посетить сайт

Радциг С. И.: История древнегреческой литературы
Вместо предисловия.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Поколения студентов, которые видели Сергея Ивановича Радцига на кафедре, никогда не забудут этого восторженного, вдохновенного лектора-энтузиаста. Его образ неразрывно связан в памяти его бесчисленных слушателей и учеников с высоким достоинством классической филологии. Самые имена Гомера, Софокла и Демосфена звучали в его устах радостно и торжественно, как обещание праздника для ума. Он умел сохранять до глубокой старости юношеское благоговение перед бесценным культурным наследием античности и учить этому благоговению других. Педагогическая деятельность С. И. Радцига продолжалась всю его долгую жизнь. Он читал лекции на Московских высших женских курсах, затем — после Великой Октябрьской социалистической революции — в новооткрытом Ярославском университете (с 1924 г.— Педагогическом институте) и на Курсах живого слова в Москве. С 1934 г. его педагогическая работа была связана с Московским институтом философии, литературы и истории С. И. Радциг организовывал заново отделение классической филологии в Московском университете, профессором которого оставался до самой своей кончины. Уже новички, только что зачисленные на отделение, воспринимали его облик как живую легенду. Его называли «Гомером филологического факультета».

Многолетняя научно-педагогическая деятельность Сергея Ивановича была отмечена правительственными наградами — орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

«Что такое классическая филология?» (в сборнике Ярославского гос. ун-та за 1922 г.), излагающую его профессиональное кредо. Книга «Античная мифология. Очерк античных мифов в освещении современной науки» (1939) давала марксистский анализ мифологической формы общественного сознания. В 1940 г. вышло первое издание ныне переиздаваемой «Истории древнегреческой литературы». Задача синтетического изложения основ науки об античности была решена С. И. Радцигом в другом его учебнике, увидевшем свет в 1965 г., — «Введение в классическую филологию». Для широкого читателя предназначена просто и живо написанная книга небольшого объема «Античная литература. Ее художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян» (1962). С. И. Радциг уделял особое внимание судьбам античного наследия в развитии русской культуры. Этой теме посвящены такие его работы, как «Гнедич и Гомер» («Филологические науки», 1959, № 2, с. 45—55), «Гоголь и Гомер» («Вестник Московского университета», 1959, № 4, с. 121—138), «К вопросу об античном влиянии в русской литературе» (сб. «Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур». М., 1961, с. 415—418), «О некоторых античных мотивах в поэзии А. С. Пушкина» (сб. «Вопросы античной литературы и классической филологии». М., 1966). Сам Сергей Иванович так формулировал свое понимание метода научно-исследовательской работы: « Филология — наука точная. Она строится всецело на документальном материале, главным образом на материале словесном и притом сохраненном по преимуществу в письменном виде. Каждое утверждение должно опираться на показания памятников при условии их тщательной критической проверки и уяснения в исторической перспективе».

«Древний мир в памятниках его письменности», т. 2. М., 1922 (Сергей Иванович был одним из редакторов этого издания). Следует особо отметить перевод «Афинской политии» Аристотеля с приложением текстов других авторов, дополняющих или поясняющих отдельные места древнего текста; книга выдержала четыре издания (1936, 1937, 1969, 1977). Не меньшее значение имеет перевод девятнадцати речей Демосфена с обстоятельной вступительной статьей. Сергей Иванович работал до последних дней жизни...