Приглашаем посетить сайт

Радциг С. И.: История древнегреческой литературы
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный расцвет ее в условиях рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание во время разложения этого строя и, наконец, перерождение в новые формы византийской литературы. Творческие силы греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы, запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа. Но вместе с тем глубокая жизненная правда этих произведений выходит за пределы одного ограниченного периода истории одного народа. Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей европейской культуры.

Отличительным свойством греческой культуры является ее гуманность, способная привлекать сочувствие во все времена. После отрицания ее аскетизмом феодальной эпохи она была подхвачена с большим воодушевлением гуманистами в эпоху Возрождения, а оттуда вошла в плоть и кровь всей европейской культуры. «В спасенных при падении Византии рукописях, — писал Энгельс, характеризуя пробуждение интереса к античной древности в эпоху Возрождения, — в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья...»1

Приблизительно то же писал несколько раньше Энгельса в 1842 г. и В. Г. Белинский в статье «Руководство к всеобщей истории Лоренца»2— Гомер, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар, Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан, Менандр, Феокрит, Лукиан и др. — выработали основные поэтические формы, определили литературные жанры, которые живут и поныне. В Греции же возникли и первые формы романа.

Греческие философы, историки, математики, врачи, филологи, механики, архитекторы, инженеры и т. д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие их труды не потеряли своего значения и для нас. Так, например, «Поэтика» Аристотеля до сих пор сохраняет ценность для теории литературы, как и многие наблюдения древних риторов. Образы Прометея, Эдипа, Антигоны, Медеи, Ифигении и другие привлекают читателя и в наше время и многократно повторяются в мировой литературе, так что новая литература, наполненная откликами античной, сама была бы непонятной без знакомства с ее первоисточником.

Патриотические речи Демосфена заставляют трепетать и наши сердца, а призывы к миру Аристофана можно и теперь слышать в устах политических ораторов. Но помимо всего этого, греческая литература сама по себе продолжает сохранять высокое художественное значение и захватывает своей гуманностью, жизненностью и силой, несмотря на серьезное различие социальных условий. Она все еще «сохраняет значение нормы и недосягаемого образца», как говорил К. Маркс, обладает для нас вечной прелестью и обаянием детства человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее 3.

Вот эта безыскусственная правда и представляет вечную ценность греческой литературы. А в наше время, когда часть человечества строит коммунистическое общество и создается социалистическая культура, наследие великих образцов свежей, здоровой и радостной поэзии греков может дать много животворных начал в этой созидательной работе.

— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 345-346.

2. Белинский В, Г. Полн. собр. соч., т. 6, с. 94.

3. См.: Маркс К. Из рукописного наследства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 737.