Приглашаем посетить сайт

ЕВРИПИД (ОК. 480 Г. ДО Н.Э. - 406 Г.)

ЕВРИПИД (ОК. 480 Г. ДО Н.Э. - 406 Г.)

Еврипид написал более 90 трагедий, 22 раза выступал на драматических состязаниях, до нас дошли 17 трагедий и одна ему приписывается (трагедия “Рес”). Последовательность трагедий Еврипида, датировка которых с той или иной степенью достоверности установлена, такова: “Алкестида” - 438 г. до н.э. (второй вариант названия этой трагедии - “Алкеста”), “Медея” - 431 г., “Гераклиды” - ок. 430 г. (иногда ее датируют 427 годом), “Ипполит” - 428 г. В промежутке между 424 - 418 г.г. располагают трагедии “Геракл”, “Гекубу”, “Просительниц” и сатировскую драму “Киклоп”. В 415 году поставлена трагедия “Троянки”, в 413г. - “Электра”, к 412 г. относят “Елену”, “Ифигению в Тавриде” и трагедию “Ион”. Последняя из них датируется также 415-м годом, “Ифигения в Тавриде” - 413-м. Нет единодушия в датировке трагедий “Андромаха” и “Финикиянки”. Иногда их датируют 411-м годом, но некоторые исследователи относят “Финикиянок” к более позднему времени - между 410-408 г.г., а датировка “Андромахи” колеблется от 421 до 412 гг. до н.э. В 408 г. поставлен “Орест”, после смерти драматурга инсценированы трагедии “Вакханки” и “Ифигения в Авлиде” (406 г.).

Все драмы Еврипида связаны со злободневными философскими и этическими проблемами своего времени, выдвинутыми впервые во время Пелопннесской войны (431-404 гг. до н.э.). Как отмечает И.М. Тронский (С.139), “театр Еврипида” представляет собой своеобразную энциклопедию умственного движения Греции во второй половине 5 в. до н. э.: “На мировоззрение Еврипида оказали сильное влияние софисты, учеником и пропагандистом которых он выступал.” Однако следует иметь в виду, что поэт не был сторонником какого-то одного философского учения, его собственные взгляды не отличались последовательностью и постоянством. В учебнике И.М.Тронского обстоятельно рассматриваются политические убеждения Еврипида, его отношение к рабству, традиционной религии и мифологии (С.139-141; см. также учебник под редакцией А.А. Тахо-Годи. С.149-160).

Следует обратить внимание на такие новшества Еврипида в области драматургической техники, как введение сольных арий - монодий, уменьшение роли хора. Своеобразную роль приобретает пролог, в котором излагается содержание трагедии, появляется развязка с помощью “deus ex machina” (“бога из машины”). Это новаторство в технике драматургии объясняется, с одной стороны, своеобразным, критическим отношением поэта к мифологии как основе народной религии, навеянным взглядами софистов и греческих натурфилософов. Еврипид признает какую-то божественную сущность, управляющую миром, но боги традиционной мифоло-гии почти всегда получают в его произведениях отрицательную окраску, нравственное содержание мифов вызывает его возражения. Поскольку прямое отрицание народной религии в условиях афинского театра было невозможно, Еврипид ограничивается выражениями сомнения и намеками. Как отмечает И.М.Тронский: “Его трагедии зачастую построены таким образом, что внешний ход действия приводит как будто к торжеству богов, но зрителю внушается сомнение в их нравственной правоте.” (С.140).

Второй важнейшей чертой творчества Еврипида, объясняющей многие нововведения в драматургической технике, был огромный интерес драматурга к личности человека и ее субъективным стремлениям. Обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами он изображал как борьбу человека с самим собой. Страдания и несчастья еврипидовских героев всегда обусловлены их собственными характерами. Внутренний мир человека, его психология не были объектом художественного изображения в творчестве драматургов, предшествующих Еврипиду. Герои Эсхила страдают потому, что кто-то из представителей рода совершил преступление, нарушил справедливость, заставив тем самым страдать весь род. Конфликт софокловских драм - неведение человека и всеведение богов. Еврипид переносит конфликт внутрь человеческой природы. Новаторство Еврипида состоит в том, что он изобразил борьбу чувств и внутренний разлад своего героя, первым ввел в драму лю-овную тему, ставшую центральной в некоторых его произведениях. Еврипид часто вносит существенные изменения в традиционный миф, сюжет которого становится всего лишь оболочкой, мало связанной с жизненным, истинно человеческим содержанием произведения и противоречащей идеологической и художественной направленности трагедии.

Знакомясь с творчеством Еврипида, студенты должны прочитать не менее трех произведений в полном объеме. Предпочтение следует отдать следующим трагедиям: “Медея”, “Ипполит”, “Электра”. Рассматривая творческий путь Еврипида, следует особое внимание обратить на второй период деятельности драматурга, когда, начиная с 420 г. до н..э., он создает пьесы с запутанной фабулой, игрой случая, сложной интригой и приключениями (“Ион”, “Елена”, “Ифигения в Тавриде”). Эти произведения оказали непосредственное воздействие на формирование жанров новоаттической комедии и древнегреческого романа.

Студентам-русистам будет полезно познакомиться со статьей известного филолога-классика, академика И.И.Толстого “Трагедия Еврипида “Елена” и начала греческого ро-мана” в сб. И.И. Толстой. Статьи о фольклоре. М.-Л: Наука,1966, С.115-127.

Заключительный период творчества Еврипида представлен трагедией “Вакханки”, единственной в античном наследии, написанной на сюжет мифа о Дионисе, и трагедией “Ифигения в Авлиде”, по-видимому, незаконченной. Характеристику этих произведений можно найти в учебниках И.М.Тронского, С.140-148; С.И.Радцига С.284- 285; А.А.Тахо-Годи С.161-163; Н.А.Чистяковой и Н.В.Вулих С.147-151. Материал, представленный в названных учебниках, не однозначен и с разных позиций анализирует трагедии Еврипида. Так, в учебнике С.И.Радцига более подробно рассмотрены вопросы общего характера,социально-политические и религиозно-нравственные воззрения Еврипида, образы трагедий и стилистические приемы (речи, язык, развитие стихомифии и т.д.). В учебнике под ред. А.А.Тахо-Годи анализ отдельных произведений подчинен рассмотрению различных тематических направлений в творчестве драматурга: критика мифологии, антивоенные тенденции и демократизм, социально-бытовая направленность, психологическая трагедия и т.д. Эти дополнения весьма желательны при использовании в качестве основного учебника моногра-ии И.М.Тронского Кроме того, студенты должны прочитать представленные в хрестоматийных изданиях отрывки из трагедий Еврипида “Алкестида” (С.271-316), в которых излагается спор Адмета с его отцом Феретом, и трагедии “Ифигения в Авлиде” (Хрестоматия под ред. Н.Ф.Дератани и Н.А.Тимофеевой. С.330-334).

Подводя итоги общего анализа творчества древнегреческих драматургов, следует отметить национальное и мировое значение каждого из них (См. учебник С.И.Радцига, С.227-228, 275-276, 307-308). Будущим филологам, особенно тем, кому предстоит преподавать русскую и зарубежную литературу, необходимо знать наиболее известные постановки в театре как подлинных произведений античной трагедии, так и многочисленных подражаний им. Материал на эту тему обычно дается в комментариях к отдельным изданиям Эсхила, Софокла и Еврипида. Очень ценной в этом от-ношении является книга В.Головни “История античного театра” (М.,1972. С.91-94, 107, 121, 130, 133-137, 186-190).

Литература

Тексты

1. Античная драма / Вст. статья С. Апта. М.: Художественная литература, 1970.

2. Греческая трагедия. Эсхил. Софокл. Эврипид / Ред. и комм. Ф.А.Петровского М.: Изд-во АН СССР, 1950.

3. Греческая трагедия / Вст. статья и прим. А.А.Тахо-Годи, ред. и предисл. А.И.Белецкого, М.: Детгиз, 1956.

5. Еврипид. Трагедии в 2-х Т. / Вст. статья В.Н. Ярхо.. М.: Художественная литература, 1969.

6. Еврипид. Трагедии / Пер. И.Анненского Апта С., Т. 1-2, М.: Художественная литература, 1969.

7. Софокл. Трагедии / Пер. С. Шервинского., комм. Подземской Н., М.: Искусство, 1979.

8. Софокл. Трагедии / Пер. С.Шервинского прим. Ф.А. Петровского М.: Художественная литература, 1988.

10. Эсхил. Трагедии / Пер. С.Апта М.: Искусство, 1978.

11. Эсхил. Трагедии /Пер. С.Апта вст. статья Н.Сахарного. М.: Художественная литература, 1971.

12. Эсхил. Прометей Прикованный / Пер. С.Апта. М., 1956.

13. Эсхил. Трагедии в пер. Вяч. Иванова / Изд. подгот.Н.Ч. Балашов и др. М.: Наука, 1982.

Дополнительная литература

1. Античность и современность (сквозь призму мифа об Атридах) / Сост., автор вступ. ст. и примечаний С.М.Пинеев М.: Школа-Пресс, 1996.

2. Арский Ф.Н. Перикл. М.: Молодая гвардия, 1971.

3. Гаспаров М.Л. Сюжетосложение греческой трагедии // Новое в современной классической филологии. М.: Наука., 1979. С.126-166.

5. Греческая трагедия / Учебное пособие для пединститутов. М.: Уч-педгиз, 1958.

6. Ярхо В.Н. Эсхил. М.: Госполитиздат, 1958.

8. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла “Антигона”: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986.

10. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в античной трагедии) // Античность и современность. М.: Наука, 1972. С.251-263.