Приглашаем посетить сайт

Литература Средних веков и эпохи Возрождения.
Раздел I. История литературы Средних веков

Раздел I.
История литературы Средних веков

Тема 1. Введение в изучаемый период.
Понятие Средних веков. Периодизация. Виды литературы.
Архаические формы.

В III в. н. э. углубляется кризис общественного и идеологического строя Римской Империи (восстание рабов и бедноты, вторжения с севера германских племён, с востока – персов, провозглашение собственных императоров на отдельных территориях империи, политическая неустойчивость в самом Риме). Кризис приводит к ослаблению, а затем и распаду Римского единства. Формально Римская империя просуществовала ещё около 200 лет на западе и более 1000 лет на Востоке (Византия). Но Византийская империя была уже образованием нового типа – это было государство феодальное, абсолютистское, христианское.

Начало западноевропейской культуры нового времени – IV-V вв., когда после распада Рима на историческую арену вышли новые, «варварские», народы. Оно связано с двумя важными (долгими, продолжавшимися веками) процессами:

1) «великое переселение народов» – передвижение народов, населявших Европу, Среднюю Азию, Северную Африку. В результате этого перемещения часть народов подверглись романизации, их языки формировались в связи с развитием латыни. Германскими народами были заселены, прежде всего, территории современной Германии, скандинавский полуостров, часть Британии, на других территориях они подверглись также романизации, ассимилировались (например, Италия, Галлия).

2) Процесс образования феодальных государств → складывание современных европейских народов, языков и культур.

основные черты:

1. Феодальный тип землевладения

2. Крепостная зависимость крестьян

3. Новый тип государства и социальной структуры общества – на основе вассального подчинения (иерархический). Фигура короля.

4. Феодальная раздробленность (экономическая, территориальная, политическая и т. д.)

Постепенно усиливается тенденция к формированию централизованных (национальных) государств.
 

Периодизация литературы Средних веков:

1. Раннее средневековье (V-X вв.)

Литература однородна, синкретична → представлена устным народно-поэтическим творчеством →

– скандинавский эпос («Эдда» – IX–XII в.)

– англо-саксонский эпос («Беовульф» – VII–VIII вв., рукопись – около 1000 г.)

– ирландский эпос (например, саги о Кухулине – III–VIII вв.)

2. Зрелое средневековье (XI–XII вв.)

Литература отражает становление феодального общества и культуры национальных государств:

XI-XII вв. – устное народное творчество (героический эпос);

– ранняя письменная литература в Европе:

клерикальная литература

рыцарская литература

3. Позднее средневековье (XII–XV вв.)

Расцвет городов, рост антифеодального движения

– героический эпос (письменные памятники)

городская литература

Далее средневековье сменяется Ренессансом (начало XIV (Италия) – начало XVII вв.).

Факторы, влиявшие на становление и развитие средневековой культуры и литературы:

1. традиции народного творчества

2. влияние античной культуры и искусства

3. христианство

Виды литературы средневековья:

1. Героический эпос

2. Клерикальная (церковная, христианская) литература

3. Рыцарская литература

4. Городская литература

Тема 2. Героический эпос

Был записан уже в литературном виде, обработан, поэтому носит черты письменной культуры и литературы.

Создавался в период феодальной раздробленности, поэтому единая королевская власть рассматривалась как прогрессивное явление, а феодальные распри осуждались.

Основные проблемы, идеи и темы:

1. Стремление к национальному единству– добрый, мудрый и справедливый король (король = родина).

2. Подвиг во имя родины и короля.

Центральный герой – воин, верный вассал и христианин, защитник родины от внешних врагов и феодального раскола. Идеализирован. Часто имеет исторический прототип.

3. Протест против феодальной анархии и распрей баронов, национального предательства.

Французский героический эпос – «Песнь о Роланде» («Chanson de Roland») – записана около 1170

1. Рассказывает о событиях VIII в. – битве армии Карла Великого в Ронсельванском ущелье (Пиренеи), но эти события переосмыслены, трансформированы под влиянием главной идеи – подвига во имя короля и родины. Отразила борьбу с маврами Испании (столкновение христианского мира с мусульманским).

2. Поэма основана не только на хронике, но и на легендах, что отражается в трактовке образов героев. Черты рыцарской идеологии тоже наложили отпечаток на образы Карла, Роланда, Оливьера.

3. Осуждение предательства (Ганелон)

Роланд (фр. Roland; итал. Orlando; герм. Hroutlant, имя означает «увенчанный славой»), умер в 778 г.. Маркграф, префект Бретонской марки. Во время испанского похода Карла Великого в 778 г. командовал отрядом бретонцев, где отличился в бою с басками в Ронсельванском ущелье и погиб, прикрывая отступление франков через Пиренеи.

Испанский героический эпос – «Песнь о моём Сиде» («Cantar de mio Cid») (XII в.)

1. Расцвет испанского героического эпоса – XI–XIII вв. Связан с процессами Реконкисты (национально-освободительное движение испанцев против арабского завоевания VIII–XV вв.). Поэтому тема национального подвига во имя освобождения родины приобретает особое значение.

2. Более демократичен, чем французский. Выражает народное отношение к герою и событиям, осуждение феодальных распрей, но и вражды королей друг с другом).

3. Содержание ближе к историческим фактам и образу реального Родриго Диаса.

4. Почти нет фантастики, преувеличений // больше бытовых и частных подробностей.

принадлежал к кастильской знати (в поэме – простой человек), умер около 1099 г. Его прозвища – Сид (от арабского «сеид» – «господин») и Кампеадор (от исп. «campeador» – «воитель»). Служил кастильским королям, а также другим правителям. Одержал ряд значительных побед, сделавших его героем Реконкисты.

Германский героический эпос – «Песнь о Нибелунгах» («Das Nibelungenlied») (около 1200 г., на средневерхненемецком языке)

1. Особенность исторических условий в Германии: очень сильная феодальная раздробленность → патриотические идеи настолько не свойственны, как французскому и испанскому эпосу.

2. На первом плане – феодальные интересы, личные, родовые, семейные проблемы, осуждение феодальных распрей.

3. Большее влияние рыцарской идеологии (идея верного вассала, концепция любви, тема феодальной чести и верности, и т. д.).

4. Сюжет связан с преданиями из «Эдды» о кладе рода Нибелунгов. Главный герой – Зигфрид (Сигурд) Фландрский и его невеста (потом жена) Кримхильда.

5. Мифологические элементы (напр., подвиги Зигфрида). Мифология переплетается с историей (например, о вожде гуннов Аттиле).

6. Темы – страсти, судьбы, тайны, преступления.

Нибелунги (Нифлунги) (нем. – Nibelungen, древнеисландск. – Niflunger) – герои германо-скандинавской мифологии, хранители сказочного клада. В поэме ещё и Зигфрид, победивший Нибелунгов, затем и род бургундских королей, завладевших кладом после смерти Зигфрида.

Тема 3. Рыцарская литература (XII-XIII вв.)

Рыцарская (куртуазная) литература начинает развиваться в Западной Европе в XII в., когда оформляется новый комплекс рыцарства – в связи с особыми социально-историческими условиями и потребностями феодального общества.

Оформляется понятие рыцарского идеала, сословного (

▪ героический идеал: воинская доблесть, физическая мощь, смелость,

идеологический кодекс: верность, преданность сюзерену, богу, церкви, долгу

светский идеал (эстетический): куртуазная модель – умение петь, танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, проявлять изысканность манер, любезность и щедрость;

Светское времяпрепровождение (кроме военных действий, набегов и походной жизни) – Пир и Турнир;

Культ Прекрасной Дамы ( ≠ реальному социальному статусу женщины) – толкование любви как поклонения благородной женщине, подчинения её повелениям, служения ей.

Рыцарская литература существовала в 2 формах:

Рыцарский роман

1. Лирика

Куртуазная лирика – первая, ранняя форма рыцарской литературы. Развивалась на юге Франции – в Провансе (до начала XIII в.), на особом – провансальском языке. Создатели рыцарской лирики – трубадуры (на Севере Франции назывались труверы, в Германии – миннезингеры).

индивидуальное поэтическое творчество;

впервые появилась рифма;

развитие поэтического языка, образности, стиля.

Известные трубадуры:

Арнаут Даниэль,
Джауфре Рюдель,
Гильом де Кабестань,

Жанры куртуазной лирики:

альба – любовная («утренняя») песня

кансона – любовная песня

сирвента – воинственная или политическая песня

тенсона – спор, диалог (напр., на литературные темы)

пасторела – «пастушеская песня»

2. Рыцарский роман

В отличие от лирики трубадуров формируется и расцветает на севере Франции. Стал образцом для других стран.

По тематике и характеру 3 цикла:

Античный Бретонский Византийский

1. Античный цикл: основан на темах и сюжетах из античной мифологии и истории, но воспроизводит средневековые обычаи и нравы, рыцарские идеалы и ритуалы

«Роман об Александре»;

«Роман об Энее»

2. Бретонский цикл: особенно значительный; основан на темах и сюжетах из кельтской мифологии (цикл о короле Артуре), изложенных, в том числе, и в латинской хронике (написана в Англии) «История королей Британии» (1137 г.).

Бретонский цикл, в свою очередь, распадается на несколько разделов:

бретонские лэ

▪ романы о Тристане и Изольде (сюжет – из кельтских сказаний; первый роман раздела – около 1150 г.)

«артуровские романы» (сюжеты – из хроники «История королей Британии»); в центре – рыцарские обычаи и галантные нормы поведения

Самый известный автор – Кретьен де Труа («Эрек и Энида»; «Ланселот или Рыцарь телеги»).

▪ романы о «святом Граале» (сюжеты связаны с подвигами во имя религиозной идеи; аскетизм)

Самый известный сюжет – о Персевале (Парцифале).

3. Византийский цикл: связан с позднегреческой традицией; сюжет – любовный, приключения героев, «восточный» фон, счастливый конец; проза сочетается с поэтическими вставками; помимо рыцарских мотивов – влияние народной традиции.

Образец – роман «Окассен и Николет»
 

Тема 4. Городская и народная литература (XII-XV вв.)

Социально-исторические условия возникновения новой модели культуры и литературы средневековья:

городов, сосредоточение в них не только экономической, политической власти, но и культуры, образования, ремесла, торговли, искусства.

2. Города становятся опорой и центром .

3. Социальная основа – горожане; рост третьего сословия.

4. Изменения в идеологии: усиление светского мировоззрения, развитие науки (опытной) и философии (Роджер Бэкон; Фома Аквинский); развитие рационализма.

1. Ориентир на описание реальной жизни, обыденность (вплоть до откровенно материального, грубого, даже физиологического).

2. Основные черты и приёмы → сатира, гротеск, дидактизм, критицизм (ближе к морализаторству), внимание к материальному и повседневному.

3. → простолюдин (хитрый, умный, находчивый, грубоватый), противопоставлен феодалам и церковникам

Жанры и формы:

1. Лирика

– поэзия вагантов (озорные песни бродячих клириков-школяров, первоначально на латинском языке, часто анонимные) → Франсуа Вийон;

– запись народных песен → самый популярный жанр – (по тематике различны – исторические, легендарные, бытовые, фантастические)

2. Эпос

(стихотворный): складывается на протяжении долгого времени, в зависимости от «животного эпоса»; общие персонажи, образы аллегорические, сатирические → «Роман о Лисе» (фр. «Роман о Ренаре» – XII–XIII вв.; нем. «Райнеке-лис» – XV в.);

– малые эпические жанры → (от лат. «fabula»); шванк (нем. «Schwank»)

короткий рассказ комического или сатирического содержания, содержит морализаторский компонент, сатиру и критику (в т. ч., церкви и церковников), представляет тип горожанина (ловкость, ум).

3. Драма:

2 тенденции

I. связанная с клерикальной литературой и церковной обрядностью – с XII в.)

литургическая драма (X–XI вв.)

– мистерия (XII–XIII вв., расцвет в XV в.)

библейские сюжеты и мотивы, но и комические, бытовые элементы;

влияние народного театра;

II–XV вв.)

светская, комическая

фарсы

соти (комические сценки)

фастнахтшпили

– моралите (Франция и Англия, морализаторский характер)