Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "DEUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XII. Эврипид.
Входимость: 7. Размер: 89кб.
2. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XI. Софокл.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
3. Эврипид
Входимость: 2. Размер: 54кб.
4. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
5. В. Н. Ярхо. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии
Входимость: 2. Размер: 83кб.
6. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава XI Кризис мифологической традиции: «Андромаха», «Электра», «Орест» Еврипида.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
7. Дилите Д.: Античная литература. Вергилий. Гораций. Ливий. Овидий, др.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
8. Дилите Д.: Античная литература. Еврипид (480—406 гг. до н. э.)
Входимость: 2. Размер: 16кб.
9. Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1. Глава VIII. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 55кб.
10. В. Н. Ярхо. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
11. Лосев А. Ф. Гораций
Входимость: 1. Размер: 74кб.
12. В. Н. Ярхо. Софокл
Входимость: 1. Размер: 31кб.
13. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XII. Гомеровская Энеида
Входимость: 1. Размер: 112кб.
14. Творчесво Эврипида (480-406)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
15. Ковалева И. И. Сколько Муз у Гесиода и о чем они поют?
Входимость: 1. Размер: 31кб.
16. Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1. Глава V. Греческое общество и культура в V—IV вв. до н. э..
Входимость: 1. Размер: 49кб.
17. В.Н. Ярхо. Софокл и его трагедии
Входимость: 1. Размер: 45кб.
18. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Софокл
Входимость: 1. Размер: 31кб.
19. Стефанов О.: Духовный заряд древнегреческого искусства.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
20. Ярхо В.Н.: Античная драма: Технология мастерства. Глава 3. Еврипид. «Ифигения в Тавриде», «Ион»
Входимость: 1. Размер: 63кб.
21. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава IX. Кризис нормативного героя: «Ипполит» Еврипида.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
22. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Происхождение трагедии и организация театральных представлений
Входимость: 1. Размер: 19кб.
23. Античность как тип культуры (сборник статей). Вулих Η. В.: Героизация через культуру и проблема творческой индивидуальности в Риме в I в. до н. э.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
24. Йегер В.: Вершина и кризис аттического духа. Еврипид и его время
Входимость: 1. Размер: 68кб.
25. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. Творец Антигоны и Эдипа
Входимость: 1. Размер: 49кб.
26. Творчество Еврипида
Входимость: 1. Размер: 38кб.
27. Хаткина Н. В. Мировая литература от античности до Ренессанса. Звездное небо греческой мифологии
Входимость: 1. Размер: 76кб.
28. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава VIII. Происхождение драмы и театра.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
29. М.И. Никола. Еврипид
Входимость: 1. Размер: 14кб.
30. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. О мистериях и трагедиях в честь "виноградного бога"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
31. Гаспаров М.Л.: Поэт и поэзия в римской культуре
Входимость: 1. Размер: 90кб.
32. Происхождение драмы
Входимость: 1. Размер: 5кб.
33. СОФОКЛ
Входимость: 1. Размер: 41кб.
34. Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2. Глава XII. Гораций
Входимость: 1. Размер: 77кб.
35. Дилите Д.: Античная литература. Драма
Входимость: 1. Размер: 13кб.
36. Преображенский П.Ф.: В мире античных образов. 2. "Одиссея" и Гомер.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
37. В.Н.Ярхо. Трагический театр Софокла. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 17кб.
38. ЕВРИПИД (ОК. 480 Г. ДО Н.Э. - 406 Г.)
Входимость: 1. Размер: 10кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XII. Эврипид.
Входимость: 7. Размер: 89кб.
Часть текста: в 480 г. до н. э. на острове Саламине, куда выселились многие жители Афин на время нашествия персов. Однако такая датировка вызывает сомнение, так как свидетельствует о стремлении связать всех трех трагиков с Саламинской победой. Более достоверной кажется дата 484 г., отмеченная в «Паросской хронике». По словам «Жизнеописания», Эврипид был сыном простого лавочника Мнесарха, или Мнесархида, и торговки овощами Клито. Но эти сведения недостоверны, так как взяты из комедии. По другим, более надежным источникам, он происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное образование, был другом философов Анаксагора, Архелая, софистов Протагора и Продика и имел богатейшую по своему времени библиотеку, что подтверждается обилием ученых рассуждений в его трагедиях. Никакого участия в общественной жизни Эврипид, по-видимому, не принимал. Биография рисует его созерцателем, человеком мрачного характера, нелюдимым, женоненавистником. Типом такого созерцателя изображают его и сохранившиеся портреты. Однако это не мешало ему живо откликаться на острые вопросы современности — на отношения со спартанцами, на поход в Сицилию и т. д. Поддерживая близость с выдающимися умами своего времени, он отражал передовые течения общественной мысли, за что подвергался ожесточенным нападкам умеренно-демократических кругов, которые сделали выразительницей своих взглядов современную, так называемую «древнюю» аттическую комедию. Особенно нападал на Эврипида Аристофан, пародируя и высмеивая его трагедии, задевая и его личную жизнь. Так, в 411 г. в комедии «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофан представил заговор женщин, решившихся растерзать Эврипида за то, что он клевещет на женщин, выводя их в крайне отрицательном виде в своих трагедиях; в...
2. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XI. Софокл.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: по-видимому, к знатному и влиятельному роду. Софокл получил хорошее образование и рано начал писать трагедии. Первую победу (над Эсхилом) он одержал в 468 г. своей тетралогией, в состав которой входила трагедия «Триптолем». В ней он воспроизвел аттическое сказание о том, как богиня Деметра даровала местным жителям начала земледелия, — в этом заключалось патриотическое значение пьесы. В ранне годы Софокл был близок к Кимону, вождю аристократической партии. Но расцвет его деятельности совпадает со временем Перикла, к кругу которого он и примыкал. Софокл принимал деятельное участие в общественной жизни. Как богатый человек, он занимал в 443 г. ответственную должность председателя комиссии казначеев эллинской, т. е. союзной, казны, в обязанности которого входило распределение податей между союзными государствами, а в 441 г. в должности стратега участвовал вместе с Периклом в походе против острова Самоса. Избрание его в стратеги предание приписывало необыкновенному успеху трагедии «Антигона». Однако из этого рассказа мы можем принять только последовательность этих двух фактов и заключить, что, вероятно, «Антигона» была поставлена в 442 г. Избрание на должность казначея и стратега свидетельствует о материальной обеспеченности Софокла, так как на эти должности избирались только граждане высшего имущественного класса (пентакосиомедимны). Кроме того, очевидно, он пользовался большим влиянием среди граждан, поскольку избрание на высшие финансовые и военные...
3. Эврипид
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: доходов, которые государство извлекало из эксплоатации союзных общин и колоний, но агрессивная внешняя политика Афин неизбежно вела. к столкновению с другими полисами. Столкновение, наконец, произошло; оно вылилось в Пелопоннесскую войну (431 — 404 гг.), борьбу между Афинами и Спартой, и в орбиту войны была вовлечена почти вся Грещия. «Вся Эллада, — говорит современник и активный участник войны, афинский историк Фукидид, — была потрясена, потому что повсюду происходили раздоры между партиями демократической и олигархической, причем представители первой призывали афинян, представители второй — лакедемонян». Однако война лишь обнажила и обострила противоречия, которые нарастали уже в период расцвета афинской демократии и знаменовали наступающий распад полиса. «...с развитием торговли и промышленности происходило накопление и концентрация богатств в немногих руках, обнищание массы свободных граждан, которым только оставалось или, занявшись ремеслом, вступить в конкуренцию с рабским...
4. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: теории, к которым он проявлял несомненный интерес. Еврипид впервые выступил на состязаниях трагических поэтов в 455 г., но неудачно; первой награды он добился только в 441 г., да и в дальнейшем афинская публика не баловала его признанием: при жизни он одержал всего четыре победы; пятую ему принесла поставленная посмертно в 405 г. трилогия, от которой сохранились трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде». Они были написаны в Македонии, куда Еврипид в 408 г. переехал по приглашению царя Архелая; здесь он и умер полтора-два года спустя. Не оцененный при жизни, Еврипид уже в IV в., а затем в эпоху эллинизма и римского владычества стал наиболее популярным из трех классиков греческой трагедии; из написанных им 92 произведений еще на рубеже новой эры были известны 75 драм. До нас дошло 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множество фрагментов, зачастую довольно обширных, а также приписываемая Еврипиду трагедия «Рес», в действительности едва ли ему принадлежащая. Сохранившиеся драмы Еврипида относятся к периоду между 438 и 406 гг., близко совпадая, таким образом, по времени с известным нам периодом творчества Софокла; почти одновременно оба поэта ушли из жизни. И тем не менее трудно представить себе двух драматургов, более различных по мировоззрению и по пониманию стоявших перед ними художественных задач. Присущие афинской демократии противоречия, все с большей силой проявлявшиеся в годы Пелопоннесской войны, наложили неизгладимый отпечаток на все творчество Еврипида. В отличие от Софокла, Еврипид не принимал участия в общественной деятельности. Традиция рисует его мудрецом-созерцателем, любителем уединения и раздумий на лоне природы. При всем том его трагедия была очень чутка и восприимчива к проблемам, волновавшим его сограждан. Так, в первое десятилетие Пелопоннесской войны драматург выступает как убежденный патриот и пропагандист государственного строя Афин, в которых...
5. В. Н. Ярхо. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: Тот же Аристотель считал главным признаком трагического героя благородство, и в мировом театре найдется немного образов, способных поспорить в чистоте и благородстве с Ипполитом, в искренности самопожертвования - с Алькестой {Это имя, как и название трагедии, правильнее было бы передать по-русски "Алкестида", мы придерживаемся здесь формы "Алькеста", чтобы избежать разнобоя с переводом Ин. Анненского, избравшего последнее чтение.} или Ифигенией. В творениях Еврипида древнегреческая драма, несомненно, достигла вершины трагизма, глубочайшего пафоса и проникновеннейшей человечности. Поэтому, говоря о кризисе героической трагедии в драматургии Еврипида, мы не собираемся ставить это в вину великому афинскому поэту, как никому не придет в голову преуменьшать величие Рабле или Шекспира из-за того, что им довелось пережить и отразить в своем творчестве кризис ренессансного мировоззрения, - может быть, писатели, которые запечатлевают в своих произведениях сложность исторического пути человечества, как раз потому особенно дороги и близки их далеким потомкам. Еврипид, несомненно, находится в ряду таких творцов, но если мы хотим оценить его истинное значение для нас, мы должны понять, какое место он занимал в культуре своего времени, и в частности в развитии античной драмы, - тогда выяснится, почему конец античной героической трагедии оказался началом для многих линий не только античного, но и общеевропейского литературного процесса. 1 Год рождения Еврипида не известен достаточно достоверно. Античное предание, по которому он родился в день битвы при Саламине, представляет лишь искусственную...
6. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава XI Кризис мифологической традиции: «Андромаха», «Электра», «Орест» Еврипида.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: категории и определения. По аналогии с философией формулу «от мифа к логосу» нередко переносят и на художественное творчество древних афинян, видя в этой «рационализации» некий шаг вперед по сравнению с мифологической образностью. Между тем вплоть до середины V века до н. э. сама философия мыслит в достаточной степени образно,— к примерам, приведенным в первой главе, достаточно добавить парменидовскую Дику, открывающую философу сияющие врата царства знания, или эмпедокловские Вражду и Любовь, действующие подобно антропоморфным богам 1 . Что же касается древнегреческой трагедии, то несомненным фактом ее истории, уже известным нам из «Ипполита» и «Геракла», является потеря веры в богов — носителей разумного начала и мировой справедливости. Значит ли это, что, высвобождаясь из-под власти мифа как формы художественного осмысления «священной истории» своего народа, греческая трагедия делает шаг навстречу более рациональному объяснению мира? Уже упомянутые «Ипполит» и «Геракл» заставляют усомниться в правомерности положительного ответа на такой вопрос. Дальнейшие наблюдения над еврипидовской трагедией покажут нам, что разрушение мифа в качестве системы мировосприятия не компенсируется в ней ни созданием новой модели мира, ни углублением или большей достоверностью психологической характеристики персонажей. Лучше всего это видно из того, как изображаются в трагедиях Еврипида Троянская война и последующие события в доме Агамемнона. 1 Для Эсхила и сам поход под Трою, и гибель Агамемнона, и месть Ореста являлись отдельными проявлениями внутренне противоречивого мирового закона справедливого возмездия, который в конечном счете приводит к гармоническому единству противоположностей. Гибель ахейских воинов под Троей, как и разорение самого Илиона «ради одной женщины»,...
7. Дилите Д.: Античная литература. Вергилий. Гораций. Ливий. Овидий, др.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: из Северной Италии. Может быть, поэтому его биографы позднее упорно будут утверждать, что он родился на земле: когда его мать вместе с отцом возвращались из Мантуи, будущий поэт увидел этот свет в придорожной канаве (Don. Suet. 3). Рядом с некоторыми надушенными, завитыми, шуршащими шелковыми одеждами римскими интеллектуалами он всегда выглядел немного неуклюжим, стеснительным, деревенским. Вергилий не любил скопления людей, избегал славословия. Когда на приезжавшего иногда в Рим поэта почитатели начинали показывать пальцем или ходить за ним следом, он удирал в подворотню первого попавшегося дома (Don. Suet. 11), и обрадованные хозяева прятали его от любопытных. Закончив начальную школу в Мантуе, Вергилий дальше учился в Риме и Неаполе. Он принял умом и сердцем поэтические и прозаические сочинения греческих и римских авторов, но особенно любил науки: прекрасно изучил математику, понимал в медицине (Don. Suet. 15). Он очень интересовался философией и мечтал предаться ей, когда закончит "Энеиду". Как и все мужчины того времени, он изучал риторику и однажды взялся за адвокатскую деятельность, но выступил неудачно: говорил медленно, как если бы был не обучен (Don. Suet. 16). Больше он такой деятельностью не занимался и, как считается, не любил ораторских речей и вообще риторики [29, 272—290], но стихи читал прекрасно (Don. Suet. 27). Биографы подчеркивают честность поэта: он отказался принять конфискованное...
8. Дилите Д.: Античная литература. Еврипид (480—406 гг. до н. э.)
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: греческий трагик, видимо, не участвовал в общественной деятельности и не очень был ценим современниками. При жизни он только четыре раза в состязаниях трагиков получил первый приз (пятый раз первое место было ему присуждено сразу после его смерти), но через сто лет он стал любимейшим греческим поэтом и, как Эсхил и Софокл, классиком мировой литературы. Из 90 созданных им трагедий сохранилось 17: "Алкестида", "Медея", "Гераклиды", "Ипполит", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы", "Троянки", "Электра", "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена", "Андромаха", "Финикиянки", "Орест", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде". Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма "Киклоп". Драмы Еврипида отличаются от предшественников тем, что они полны разглагольствований, обсуждений, споров. Длинные монологи и диалоги вытесняют и заглушают песни хора. Однако главное свойство Еврипида — раскрытие чувств и страстей героев. Еврипид создает новый тип трагедии — трагедии страстей, скрывающихся в сердце человека. Он...
9. Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1. Глава VIII. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: он, художник огромного таланта, не только отразил целую эпоху в истории Афин, но и явил своим творчеством новую фазу в развитии самого жанра трагедии, перемены в ее проблематике, структуре и стиле. Аристотель назвал его «трагичнейшим из поэтов», имея в виду не только пафос его творчества, но и личную судьбу: не до конца оцененный, понятый современниками, он сделался любимцем потомков. Обратим при этом внимание на одну не до конца разгаданную закономерность истории литературы. Нередко оказывается, что почти одновременно творят два равновеликих по таланту художника слова, но очень разные по манере, творческой биографии. Таковы Гёте и Шиллер, Байрон и Шелли, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский, Блок и Брюсов, Фолкнер и Хемингуэй, Сартр и Камю. Перечень подобных литературных «пар» можно было бы продолжить. Еврипид был младшим современником и соперником великого Софокла. Но как различны их судьбы, проблематика, художественная манера, общая тональность творчества.  ВЕХИ БИОГРАФИИ. Жизнеописания Еврипида, как и многих других эллинов, страдают неполнотой. Окружены они и легендами, нередко фантастическими; в некоторых отразилось недоброжельное отношение к Еврипиду. Известно, что он родился в 480 г. до н. э. на острове Саламин, где...
10. В. Н. Ярхо. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: уединенную пещеру на берегу моря, где Еврипид любил проводить время, обдумывая свои произведения. Молва называла его учеником Анаксагора и Протагора и другом Сократа - таким путем старались объяснить содержащиеся в трагедиях Еврипида многочисленные отклики на современные ему философские учения и естественнонаучные теории, к которым он проявлял несомненный интерес. Еврипид впервые выступил на состязаниях трагических поэтов в 455 г., но неудачно; первой награды он добился только в 441 г., да и в дальнейшем афинская публика не баловала его признанием: при жизни он одержал всего четыре победы; пятую ему принесла поставленная посмертно в 405 г. трилогия, от которой сохранились трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде». Они были написаны в Македонии, куда Еврипид в 408 г. переехал по приглашению царя Архелая; здесь он и умер полтора-два года спустя. Не оцененный при жизни, Еврипид уже в IV в., а затем в эпоху эллинизма и римского владычества стал наиболее популярным из трех классиков греческой трагедии; из написанных им 92 произведений еще на рубеже новой эры были известны 75 драм. До нас дошло 17...