Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "DIKE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава I. Мировоззрение древнегреческой архаики и его преодоление
Входимость: 12. Размер: 62кб.
2. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава III. Формирование трагического героя.
Входимость: 2. Размер: 88кб.
3. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава VIII. «Царь Эдип» Софокла.
Входимость: 1. Размер: 95кб.
4. ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава VI. Итоги и перспективы.
Входимость: 1. Размер: 14кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава I. Мировоззрение древнегреческой архаики и его преодоление
Входимость: 12. Размер: 62кб.
Часть текста: для нас ранним творчеством Эсхила. Внутри обозначенной хронологической рамы оказываются, таким образом, героический и назидательный эпос (Гомер, не дошедшие до нас киклические поэмы, Гесиод), а также ранняя лирика. С обоими этими жанрами трагедия Эсхила находится в сложных отношениях: в его семи сохранившихся драмах мы обнаружим как завершение архаических традиций в области идеологии и художественного мышления, так и их преодоление и подчинение новым идейным задачам, возникавшим из общественного опыта афинской Демократии. Поэтому для понимания драматургии Эсхила, а затем и его преемников, нам важно выявить основные черты мировоззрения древнегреческой архаики, которое, кстати сказать, тоже претерпело существенную эволюцию на протяжении двух веков. Разумеется, из огромного материала, оставленного этой эпохой, мы выберем только то, что в наибольшей мере способно подвести нас к основной задаче — пониманию древнегреческой трагедии. 1* Родоначальником трагедии уже античные филологи считали Гомера. Платон называл его «величайшим представителем трагедии», «первым из творцов трагедии», «первым учителем и вождем» трагических поэтов 1 , хотя, как известно, неодобрительно относился и к эпосу, и к трагедии. Аристотель, не разделявший эстетических оценок своего учителя, тем не менее сходился с ним в признании той роли, которую сыграл...
2. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава III. Формирование трагического героя.
Входимость: 2. Размер: 88кб.
Часть текста: против Фив») и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.) с примыкающим к ней по времени «Прометеем прикованным». Конечно, деление это в значительной степени условно по ряду причин. Во-первых, подлинным ранним творчеством Эсхила надо было бы считать те несохранившиеся произведения, которые были созданы между 500 годом до и. о. — его первым выступлением на орхестре театра Диониса, и 484 годом до н. э., когда он впервые одержал победу в состязании трагических поэтов. Во-вторых, только для двух трагедий, относимых нами к первой группе, документально засвидетельствованы даты их постановки: «Персы» — в 472 году до н- э., «Семеро» — в 467-м. Что касается «Молящих», то опубликованный сравнительно недавно папирусный Фрагмент дидаскалии (античного сообщения о постановке пьесы на празднике Диониса) заставил многих Исследователей отнести эту трагедию к 463 году до н. э. Если принять указанную датировку (хотя вопрос и нельзя считать до конца решенным 1 ), то хронологический разрыв между «Молящими» и «Орестеей» составит всего пять лет,— достаточно ли этого, чтобы считать их ранней трагедией и противопоставлять их «Орестее»? Наконец, нет документальных данных и о времени создания «Прометея», и ученые колеблются между концом 70-х и серединой...
3. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава VIII. «Царь Эдип» Софокла.
Входимость: 1. Размер: 95кб.
Часть текста: ее образцовым представителем, носителем ее основных признаков и характерных особенностей. Философы и поэты, классицисты и романтики, литературоведы и психиатры — кто только не искал в софокловском «Эдипе» ответа на свои вопросы, подтверждения своих взглядов на движение всемирной истории, на способность постижения мира, на сущность человеческой природы! В результате вокруг «Царя Эдипа» накопилась масса предубеждений и произвольных оценок, не выдерживающих испытания текстом трагедии. К числу подобных суждений в первую очередь относится характеристика «Царя Эдипа» как «трагедии рока». Насколько незначительную роль играет в «Царе Эдипе» так называемый «рок», видно хотя бы по тому, что слово moira, о котором мы уже не раз говорили, употребляется в тексте трагедии вообще редко, а применительно к Эдипу и вовсе один раз, в самом конце трагедии (1458), когда все уже давно выяснилось. Но, даже отвлекаясь от чисто лексического критерия, легко показать, что драматическая ситуация в «Царе Эдипе» не имеет никакого отношения к осуществлению прорицаний, полученных некогда порознь Лаием и Эдипом. Эти предсказания стали действительностью тогда, когда Эдип убил повстречавшегося ему ...
4. ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: противоречиями. «Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах; его место заступает новое общество, организованное в государство, подразделениями которого служат уже не родовые, а территориальные объединения, — общество, в котором семейные отношения полностью подчинены отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей предыдущей писанной истории» (Энгельс). Проявляясь с разной силой в различных областях Греции в соответствии с их экономическим уровнем и расстановкой классовых сил, переворот охватил все стороны греческой жизни. Чрезвычайно расширилась территория, населенная греками. Расширение торговли и ухудшение условий жизни свободного крестьянства, страдавшего от хронического малоземелья, привели к организации колоний в широком масштабе. Густой сетью греческих колоний покрылась Сицилия и южная Италия (так называемая «Великая Греция»), ряд колоний был основан на севере Балканского полуострова, на берегах Мраморного и Черного морей, в западном Средиземноморье и в северной Африке. В связи с этим расширились и культурные связи греков с другими народами. Выдвигался новый общественный слой, зажиточные горожане — купцы и ремесленники — незнатного происхождения, ядро будущего рабовладельческого класса; в связи с этим слоем шло революционное движение закабаленного крестьянства (против родовой аристократии. Революция, охватившая все передовые области Греции, протекала в острых, даже ожесточенных формах и нередко приводила к временной «тирании», т. е. господству одного лица («тирана»), насильственно захватившего власть для борьбы с аристократической оппозицией. В результате революции уничтожались родовые привилегии, отменялась долговая кабала, устанавливались писаные законы взамен старинных родовых норм. «Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не...
5. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава VI. Итоги и перспективы.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: его характеристика олимпийских богов не перестает сохранять связь с их извечным антропоморфным обликом. Отсюда — так называемый «мифологизм» художественного мышления Эсхила: божественные силы, в его глазах, не безжизненные абстракции, а живые существа, способные гневаться и мстить. Чем ближе божественное возмездие к идеалу справедливого воздаяния, тем совершеннее само божество и тем разумнее мир, подчиняющийся неким высшим законам. Однако конечная целесообразность и закономерность мира раскрывается у Эсхила не в однозначном наказании смертных за бесспорное преступление, как на это надеялись Гесиод или Солон, а через выявление противоречий, присущих миру в его движении, причем источник этих противоречий находится в самом человеке, в его поведении, совмещающем в себе справедливость с «гордыней». К созданию такой картины мира Эсхил приходит не сразу: в трагедиях, предшествующих «Орестее», hybris достаточно однолинейно характеризует Ксеркса, или Египтиадов, преследующих Данаид, или семерых, одержимых кичливой дерзостью в походе против Фив. Вместе с тем уже Пеласгу приходится пройти длительный путь размышления, прежде чем ему удается...