Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "HERMES"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Стрельникова И. П.: Сатирико-бытовой роман. Петроний
Входимость: 7. Размер: 161кб.
2. Кузнецова Т. И.: Роман о Нине и другие папирусные отрывки греческого романа.
Входимость: 4. Размер: 65кб.
3. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава X. Ахилл: истоки образа
Входимость: 4. Размер: 85кб.
4. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XI. Книги «Илиады», прославляющие «Аргивян»
Входимость: 4. Размер: 87кб.
5. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XII. Гомеровская Энеида
Входимость: 3. Размер: 112кб.
6. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава VIII. «Ахейская» «Ахиллеида» — выделение и часть обрамляющая
Входимость: 3. Размер: 130кб.
7. Л.И. Шевченко. Стилистические особенности формы "Вавилонской повести" Ямвлиха
Входимость: 2. Размер: 15кб.
8. Дилите Д.: Античная литература. Квинт Гораций Флакк (64—8 до н. э.)
Входимость: 2. Размер: 40кб.
9. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава IV. «Данайский» компонент «Илиады»
Входимость: 2. Размер: 99кб.
10. Античность как тип культуры (сборник статей). Тахо-Годи A. A.: Гимнография Прокла и ее личностное начало.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
11. Стрельникова И. П.: "Метаморфозы" Апулея.
Входимость: 2. Размер: 89кб.
12. Античность как тип культуры (сборник статей). Гордезиани Р. В.: "Илиада" и "Одессея" - памятники письменности.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
13. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава VIII. «Царь Эдип» Софокла.
Входимость: 1. Размер: 95кб.
14. Беркова Е. А.: Греческий любовный роман. Ксенофонт Эфесский
Входимость: 1. Размер: 35кб.
15. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава IX. Кризис нормативного героя: «Ипполит» Еврипида.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
16. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава IX. «Ахейская» «Ахиллеида». 2. Аристия Ахилла?
Входимость: 1. Размер: 42кб.
17. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава IX. «Ахейская» «Ахиллеида». 3. Ахилл без доспехов
Входимость: 1. Размер: 64кб.
18. Кузнецова Т. И.: Любовно-фантастический роман. Антоний Диоген
Входимость: 1. Размер: 33кб.
19. Стрельникова И. П.: От греческого романа к римскому. Аристид. Варрон.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
20. Античность как тип культуры (сборник статей). Завьялова В. П.: Ученый поэт в контексте культуры эллинизма.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
21. Вяч. Вс. Иванов. Античное переосмысление архаических мифов
Входимость: 1. Размер: 44кб.
22. В. Н. Ярхо. Художественное мышление Эсхила: традиции и новаторство
Входимость: 1. Размер: 35кб.
23. Клейн. Анатомия "Илиады". Список сокращений
Входимость: 1. Размер: 7кб.
24. Клейн. Анатомия "Илиады". Введение. Гомеровский вопрос: методы и перспективы
Входимость: 1. Размер: 35кб.
25. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава X. Криис проблемы ответственности: «Геракл» Еврипида, «Эдип в Колоне» Софокла.
Входимость: 1. Размер: 31кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Стрельникова И. П.: Сатирико-бытовой роман. Петроний
Входимость: 7. Размер: 161кб.
Часть текста: проблемы авторства и хронологии, — проблема определения жанра произведения и его генезиса, проблема отражения в «Сатириконе» современной Петронию реальности, вопрос об идейной концепции автора, о его литературных взглядах, вопросы литературных аналогий, художественного мастерства писателя, вопросы языка и стиля. Исследователи не обошли своим вниманием ни одну из проблем. Несмотря на это, многие из них, в том числе самые основные проблемы хронологии и жанра, до сих пор остаются открытыми. Во всяком случае дискуссии по их поводу, начавшись почти три столетия назад, продолжаются. Решению многих вопросов препятствует и то, что от большого, по-видимому, произведения сохранилась лишь его часть: фрагменты из 15-й, 16-й и, может быть, 14-й книги 1 . Эти фрагменты дошли до нас вместе с отрывками из других авторов в рукописях, относящихся не ранее, чем к IX— X вв. н. э. 2 Первое издание фрагментов из Петрония (Codex Bernensis) увидело свет в Милане в конце XV в. Более полный текст, так называемая скалигеровская копия (Codex Leidensis), был издан в Лейдене в 1575 г. Самая полная...
2. Кузнецова Т. И.: Роман о Нине и другие папирусные отрывки греческого романа.
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Часть текста: расцвета второй софистики, как полагали исследователи, не знающие еще о находках, а к концу эллинистической эпохи, т. е. к I в. до н. э. Палеографические особенности и состояние папирусов дали возможность пересмотреть и радикально изменить концепцию Роде 2 относительно хронологии всего жанра романа и его отдельных образцов. Если, например, до открытия файумского и оксиринхского папирусов, принадлежащих II в. и. э. и содержащих отрывки из романа Харитона 3 , бесспорным считалось утверждение Роде о возникновении этого романа в IV в. н. э., то после опубликования фрагментов эта точка зрения была отвергнута как совершенно несостоятельная, и время рождения романа Харитона было отнесено к дософистическому периоду развития романа, т. е. к концу I—началу II в. и. э. Подобным же образом открытие фрагмента из романа Антония Диогена, который Роде считал самым древним романом, вернее, переходной формой от романов-путешествий к классическому любовному роману, показало, что роман «Невероятные приключения по ту сторону Фулы» относится к более поздней фазе развития романа и что он вовсе не был лишен любовной темы, еще до него представленной в анонимном романе о Нине, о найденных фрагментах которого Роде еще не мог знать. Далее, оксиринхские папирусные фрагменты из романа Ахилла Татия позволили ученым на основании палеографических данных отвергнуть еще одно ошибочное положение Роде — позднюю...
3. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава X. Ахилл: истоки образа
Входимость: 4. Размер: 85кб.
Часть текста: то, ни другое не подтверждается. В историчность Ахилла верили не только те, кто признавал достоверность сказания о Троянской войне 1 , но и кое-кто из тех, кто отвергал достоверность или вообще какую-либо реалистичность этого сказания 2 . Даже если бы сама Троянская война была реальной, нельзя представлять себе Ахилла реальным ее героем, исторической фигурой. Среди основных противников Ахилла в поэме нет ни одного с восточным именем или с именем, отраженным в хеттских источниках, кроме Александра, имя которого и впрямь восходит к имени исторического Александра, царя Вилусы. Стреле этого персонажа приписывается умерщвление Ахилла, но сам Ахилл никогда с ним в поэме не встречается. Стрелу направляет бог Аполлон, она попадает в пяту или щиколотку Ахилла (Star. Achill. I, 269-270 et Lactant. comment. in Achill.; Serv. Verg. Aen. VI, 57; Quint. Smyrn. III, 62), и от этого легкого ранения Ахилл сразу же умирает 3 . Почему? Да ведь это было единственное в его теле место, оставшееся незаколдованным, — то место, за которое мать держала его, когда ребенком окунала в воды Стикса (Stat. Achill. I, 269) или в кипяток (Schol. Apoll. Rod. Arg. IV, 816, schol. ...
4. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XI. Книги «Илиады», прославляющие «Аргивян»
Входимость: 4. Размер: 87кб.
Часть текста: 'аргосцы'. В самом эпосе, однако, этот этноним употреблялся расширительно — как обозначение героев, прибывших под стены Илиона со всех концов греческого мира. Город Аргос существовал с микенского времени, и узкое значение термина, вне сомнения, первично. Конечно, расширительное значение термина как-то связано с его узким значением, но лишь в удалении от Аргоса термин мог приобрести столь широкое значение. Однако почему именно этот термин, а не обозначение других столиц на греческом материке? Утверждение Геродота (или Клисфена), что у Гомера «почти всюду» прославляются аргосцы и Аргос, несколько преувеличивает истинную ситуацию. В «Илиаде» этноним «аргивяне» заметно выступает далеко не во всех книгах. Книги, рассмотренные выше, характеризовались предпочтением двух других этнонимов — «ахейцы» и «данаи». Теперь рассмотрим те книги, которые по заметному использованию третьего этнонима названы «аргивскими». Как было показано, «данайские» книги составляют прочный блок как по формальным основаниям, так и по содержанию, и именно их формирование как-то связано с Аргосом: там был центр исторической Династии Данаидов, там очаг неоднократно поминаемого в «данайских» книгах...
5. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XII. Гомеровская Энеида
Входимость: 3. Размер: 112кб.
Часть текста: — 56, Александра — 47, Гектора — 41, Ахилла — 38, Приама — 32, Патрокла — 23%. Энея не было среди женихов Елены (у Гесиода) 2 . его отца Анхиза нет в числе старейшин Приама (в «Обзоре со стены») 3 . Во многих книгах «Илиады», где по обстановке Эней мог бы быть среди героев (I, III, IV, VII, Χ, XV, XXIV), он отсутствует 4. Имя «Эней» (Αινείας) образовано от названия упоминаемого в «Илиаде» (IV, 520) города Эн (Αίνος) 5, причем не как эпоним (по которому назван город), а как производное от названия города. Город находился неподалеку от Троады — во Фракии, возле устья Герба — и получил название от реки Эний (Strab., VII, 51а) или от фракийского племени энеев (о нем — Hipponax. Fr. 41 Diehl), но у фракийцев раньше он назывался Полтиобрия (Strab., VI, VI. 1). Город был колонизован эолийцами из Кимы (Herod., VII, 57; Thukid., VII, 57; Strab., VII, 51). Эолийской была и та среда, на которую ориентировались певцы, избравшие Энея своим героем: имя Αινείας в отличие от имен других главных героев «Илиады» (Όδυσσεύς, Αχιλλεύς, Διομήδης и проч.) имеет эолийское грамматическое оформление 6. Большинство критиков обоих направлений — и аналитики, и унитарии сходятся на том, что Эней был включен в «Илиаду» потому, что певцы (или певец), создавшие ее, подвизались при дворе рода Энеадов, правившего из города Скепсиса всей Южной Троадой (царский род сей известен Деметрию Скепсийскому, автору I в. до н. э. — Strab., XIII, I, 52). Это вытекает из гомеровского пророчества ex eventu, вложенного в уста Посейдона (XX, 307-308), о том, что Энею и его...
6. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава VIII. «Ахейская» «Ахиллеида» — выделение и часть обрамляющая
Входимость: 3. Размер: 130кб.
Часть текста: и — еще глубже — процессы формирования эпоса. Что лежит в основе представленного здесь выделения «ахейской» «Ахиллеиды»? Сопоставление встречаемости синонимичных этнонимов — названий греков («ахейцы» — «данаи» — «аргивяне») позволило сгруппировать книги «Илиады» в три блока. Выявленная корреляция этого распределения с другими особенностями языка поэмы, а затем и с ее содержанием подкрепила полученную группировку и привела к дальнейшему членению. В нем группа с преимущественным употреблением этнонима «ахейцы» (условно называемая «ахейской») распалась на две: с участием Ахилла («ахилло-ахейская») и без него («сборно-ахейская»). Традиционные группировки песен, предлагавшиеся аналитиками, как правило, были основаны на анализе содержания — выявлении сюжетных связей, противоречий и т. п. Лишь во вторую очередь, как подспорье, привлекались особенности языка, а больше — стиля. Группировка же, предлагаемая здесь, основана главным образом на анализе формы, средств выражения. Насколько согласуемы выводы? Рассматриваемую здесь «ахилло-ахейскую» группу составляют, по...
7. Л.И. Шевченко. Стилистические особенности формы "Вавилонской повести" Ямвлиха
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: окрашенные влиянием софистики и рассчитанные на низового читателя (отрывки романа о Нине, роман о Метиохе и Парфенопе, "Повесть о любви Херея и Каллирои" Харитона, "История об Аполлонии, царе Тирском", "Повесть о Габрокоме и Антии" Ксенофонта Эфесского, "Удивительные приключения по ту сторону Фулы" Антония Диогена); 2) романы позднего периода, где влияние софистики весьма ощутимо и предполагается читатель из господствующего культурного слоя ("Эфиопика" Гелиодора, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Клитофонт" Ахилла Татия) [2]. "Вавилонской повести" Ямвлиха присущи прежде всего общие, родовые признаки всего жанра, а именно: 1) прием повторения или упоминания событий, ранее уже известных читателю; 2) различие между поэтическим стилем, затронутым влиянием риторики, и прозаическим, свободным от него; 3) своеобразие в употреблении эпитетов и сравнений. Рассмотрим последовательно наличие этих признаков у Ямвлиха. Сохранившиеся фрагменты "Вавилонской повести" не содержат ни одного случая повтора или же...
8. Дилите Д.: Античная литература. Квинт Гораций Флакк (64—8 до н. э.)
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Часть текста: уже занято. Оно досталось автору "Энеиды", выразившему римское мировоззрение, определившему понимание места и миссии римлян в мире и заслужившему у потомков имя народного римского поэта. Гораций не был так увенчан, однако, после его смерти, вскоре не осталось сомнений по поводу его права стоять немного ниже, но все-таки рядом с Вергилием.Гораций носил имя знатного рода, но это имя не принадлежало его предкам: поэт был сыном вольноотпущенника, следовательно, бывшего раба, получившего родовое имя хозяина. У отца были средства и здоровые амбиции: он очень хотел, чтобы сын выучился и, привезя мальчика из Апулии в Рим, отдал его не каким-нибудь, а самым лучшим учителям, обучавшим сыновей всадников и сенаторов. Потом Гораций, как и юноши знатного происхождения, прекрасно выучил греческий язык и даже писал по-гречески стихи, учился в Афинах. В Грецию в то время прибыли вожди убийц Цезаря Брут и Кассий, а также их сторонники. Формировалось войско для борьбы с цезарианцами. В Афинах как бы витал дух тираноубийц Гармодия и Аристогитона, статуи которых стояли в центре города, и Гораций с энтузиазмом вступил в ряды защитников демократии. В войске...
9. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава IV. «Данайский» компонент «Илиады»
Входимость: 2. Размер: 99кб.
Часть текста: "Илиады" Глава IV. «Данайский» компонент «Илиады» Глава IV «ДАНАЙСКИЙ» КОМПОНЕНТ «ИЛИАДЫ» 1. Апология Диомеда. Наиболее четко выделяемая частотным анализом группа книг «Илиады» характеризуется тем, что греки в ней чаще, чем в других книгах, именуются «данаями» (поэтому я назвал эту группу «данайской»), а осажденный город в ней почти всегда называется «Илионом», не «Троей». «Данаи» — этноним, на греческой почве имеющий корни только в Арголиде. Оба имени — и «Илион», и «данаи» — связаны с эпитетами от редкого слова πώλος 'жеребец', 'конь', тогда как обычно для значения 'конь' в эпосе используется слово ϊππος. Из синонимичных предлогов в «данайских» книгах древняя, сохранившаяся только в эпосе, форма προτί и производная от нее форма πρός, представленная в ионийском и восточно-эолийском диалектах, т. е. в основном малоазийская, заметно преобладают над материковой формой ποτί. Из синомичных частиц в «данайских» книгах молодая частица άτάρ не столь резко, как в других, уступает архаичной частице αυτάρ. Это может...
10. Античность как тип культуры (сборник статей). Тахо-Годи A. A.: Гимнография Прокла и ее личностное начало.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: отношением к божеству 3 . Эта противоречивость философской мысли и стиля Прокла побуждает нас исследовать не только эстетическую сторону «Комментариев» философа на платоновского «Тимея» 4 , но и поэтическое творчество одного из последних неоплатоников, учитывая именно личностное начало его гимнографии. До нашего времени дошло полностью семь гимнов Прокла 5 , небольших, изящных произведений, где тонкость философской мысли органично переплетается с патетикой провидца, проникающего в глубины космического и божественного бытия. В гимнической поэзии Прокла «ученая », изысканная манера, характерная вообще для его эпохи, неразрывна с «искренним» и «личным» чувством философа 6 . Правда, У. Виламовиц скептически относился к поэтическому дару Прокла, полагая, что «особенно широкой поэзии или хотя бы риторического искусства нельзя ожидать от болтливого (geschwätzigen) философа, равно как нельзя ожидать от его стихов развития его философских учений» 7 . Вот почему, считает Виламовиц, гимны Прокла обращали на себя мало внимания. Виламовиц, однако, особенно подчеркивает в гимнографии философа «выражение подлинного настроения» 8, но говорит об условности как личностного начала в его поэзии, так и той теологии, которую он исповедует. Тем не менее из рассуждений Виламовица следует, что эта условность была оправдана традицией самого гимнического жанра, складывавшегося в философских школах, когда совместные трапезы и празднества нуждались в культовой поэзии, чему служит примером известный гимн Зевсу стоика Клеанфа. Виламовиц высоко ценит тот род молитвенной поэзии, которую складывали и слушали ученики Аркесилая и Карнеада. В этом смысле он особенно выделяет VII гимн ...