Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "LIT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Античность как тип культуры (сборник статей). Гордезиани Р. В.: "Илиада" и "Одессея" - памятники письменности.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
2. Маньковская Е.: «Антигона»: расстановка персонажей у Жана Ануя и Софокла
Входимость: 1. Размер: 11кб.
3. Шайтанов И. Старые боги под новыми именами.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
4. Шайтанов И. Античная лирика.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
5. Машевский А. Уроки царя Эдипа
Входимость: 1. Размер: 30кб.
6. Свердлов М. Греческая драма
Входимость: 1. Размер: 33кб.
7. Шайтанов И. Из мифа в историю. Рождение эпоса.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
8. Шайтанов И. Что такое миф?
Входимость: 1. Размер: 80кб.
9. Шайтанов И. Из мифа в историю. У каждого героя свой путь
Входимость: 1. Размер: 25кб.
10. Развитие словесного искусства в Античности; автор и читатель в литературном процессе
Входимость: 1. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Античность как тип культуры (сборник статей). Гордезиани Р. В.: "Илиада" и "Одессея" - памятники письменности.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: Не столь значительна техническая сторона вопроса — кто, где и когда мог фиксировать поэмы письменно. Более важно выяснить, какой принцип лежит в основе поэмы — устный или письменный. Это означает установление критериев, согласно которым нам удается найти существенное различие между этими видами творчества — между литературными памятниками древности, созданными на разной основе. Как показывает дискуссия вокруг Гомера, в современной классической филологии такие критерии еще г:е найдены 1. Можно с уверенностью сказать, что и те, кто поддерживают теорию Пэрри — Лорда об устном Гомере, и те, которые не принимают эту точку зрения, оперируют в основном аргументами стилистико-языкового характера. М. Пэрри понимал, с какой осторожностью следует выставлять критерии для концепции устного Гомера. По его мнению, основным признаком может служить наличие в произведении большого количества эпических формул. Согласно М. Пэрри, формула это «выражение, регулярно употребляемое в одних и тех же метрических условиях для того, чтобы выразить некую существенную мысль» 2. Устными эпическими произведениями Пэрри предлагал считать те, которые используют множество подобных формул; письменными те, в которых формулы вообще отсутствуют. В этом теоретическом противопоставлении: много формул и ни одной формулы. Однако можно допустить, что использование формул более или менее характерно и для письменного эпоса. Но тогда перед нами встает вопрос: где же количественная грань, позволяющая говорить об устном или о письменном произведении. Но, как выяснилось, использование формул характерно для многих, явно письменных античных эпических произведений, и для большинства средневековых поэм, создание которых письменным путем не вызывает никаких сомнений 3 . Пока не найдена та грань, о которой мы только что говорили, интенсивность использования формул не может считаться...
2. Маньковская Е.: «Антигона»: расстановка персонажей у Жана Ануя и Софокла
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: сюжетам в XX веке довольно часты. Только на сюжет «Антигоны» написаны пьесы Б. Брехта (1948), словацкого драматурга Петера Карваша (1961); Любомиром Пипковым сочинена опера («Антигона–43»), Р. Вольфнартом снят фильм («Берлинская Антигона»), в 1942 году Жаном Ануем создана пьеса «Антигона», о которой здесь и пойдёт речь. Цель этой работы — проанализировать расстановку образов в драме Жана Ануя «Антигона» по сравнению с одноимённой трагедией Софокла. Основание для сравнения дают, прежде всего, название и основная линия сюжета: Антигона, нарушая приказ Креонта (у Ануя — Креона), хоронит своего брата Полиника и вешается в пещере, куда она заточена по приказу Креонта; узнав о её смерти, закалывается Гемон (её жених) и Эвридика, жена Креонта, мать Гемона. Приближают пьесу к Софоклу и основной список действующих лиц (имена и типажи), и попытки соблюсти античную форму: Пролог (правда, не только как название части пьесы, но и как действующее лицо); Хор, вестники и убийство за сценой; знание сюжета зрителями, которое вносит Пролог. Речь Пролога создаёт очень интересное впечатление “театра в театре” и “героя в герое”. Например, Антигона в момент речи на сцене уже не реальная актриса, играющая этим вечером в пьесе Жана Ануя, но ещё и не та Антигона, которая будет действовать в трагедии, она стремительно превращается в неё — “она думает, что вот сейчас станет Антигоной, что из худой, смуглой и замкнутой девушки <...> внезапно превратится в героиню”, и слова Пролога как будто вводят не только зрителей, но и героев в трагедию. Идея фатальности, непоправимости всего совершённого и того, что должно совершиться (как, например, в «Царе Эдипе» Софокла: как бы герой ни сопротивлялся,...
3. Шайтанов И. Старые боги под новыми именами.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: компьютерной версии. Если это книга, то все моменты текста, предполагающие акцент или укрупнение, выносятся на поля (в нашей газетной публикации это даётся лишь с пометой, единым текстом. — Ред.). Если это электронная версия, то соответствующие понятия выделяются в тексте и в ответ на “клик” раскрываются в отдельном окне. Имя величайшего греческого героя — Геракл, а каша его имени, которую мы едим по утрам, называется “геркулес”. Почему? По той же причине, почему в классической мифологии греков имя бога войны Арес, а богини любви Афродита. А где же Марс, Венера? Они ведь более известны. В их честь названы планеты нашей солнечной системы. Первые имена — греческие, вторые — римские. Античная классика — это греко-римский мир. В нём греки были первыми, но римляне, восприняв их культурное наследие, распространили его по всей Европе вместе со своим языком — латынью. И после падения Рима латынь более тысячи лет оставалась языком европейской науки, философии, дипломатии. Развитие римской культуры было стремительным именно потому, что у них были такие сильные предшественники и учителя. Греки рано начали селиться на территории Апеннинского полуострова, оказывая влияние на италийские племена. Так было и с мифологией. Иногда греческие имена переделывались на новый лад: Геракл стал Геркулесом, Геста — Вестой. Ещё чаще имена италийских богов приспосабливали к пантеону, заимствованному у греков. Зевса переименовали в Юпитера, Геру — в Юнону, Афину — в Минерву, Гермеса — в Меркурия, Посейдона — в Нептуна, Артемиду — в Диану, Аполлона — в Феба, Гефеста — в Вулкана, Диониса — в Вакха... Старых италийских богов почти не осталось. Самое заметное исключение составляет двуликий Янус . Сюжет на поля: Янус когда-то был едва ли не главным божеством римлян. Его двуликость —...
4. Шайтанов И. Античная лирика.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: принадлежат автору и издателю и охраняются. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200203907 Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад... Точнее будет сказать, что до нас дошли стихотворные тексты, возраст которых превышает сорок веков. Можем ли мы назвать их стихами, то есть поэзией, какую читаем в журналах и книгах? Первоначально слово было прикреплено не к листу бумаги, а к мелодии, к танцевальному ритму. Среди самых ранних текстов есть заклинания, заговоры и гимны, предполагающие не уединённое чтение, вслух или про себя, а обрядовое действо. Каждый народ славил своих богов и молил их, чтобы не пресёкся род, чтобы голод не истребил живущих. Египтяне приносили жертвы Амону, а также Осирису и Исиде. Жители ещё более древней цивилизации — Древнего Шумера воспевали Инанну, любящую пастуха Думузи. Инанна — богиня плодородия. Думузи — бог умирающий и воскресающий. Такое божество есть у всех народов. Подобно человеку, бог умирает, но, подобно...
5. Машевский А. Уроки царя Эдипа
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: Бывшая моя ученица, теперь уже сама преподающая в школе русский язык и литературу, дала шестиклассникам задание придумать сложные слова, начинающиеся с корня сам. Ну чего ожидает от одиннадцатилетних детей наше педагогическое сознание? Самоуверенность, самоутверждение, самообладание?.. Ничуть не бывало. — Вы догадываетесь, что они сразу все написали? — спрашивает меня, вздыхая. — Неужели самоотверженность? — Нет. Самоубийство! Одиннадцатилетние дети. Вот так. Иногда по фразе, сказанной на уроке ребёнком, по промелькнувшей оговорке в школьном сочинении узнаёшь больше о своём времени, чем из теленовостей или аналитических статей солидных газет. Никакие экономические, никакие политические реформы не двинутся с места до тех пор, пока господствующим настроением будет ощущение брошенности, обманутости, растворённости в каком-то липком хаосе серых будней, в бесперспективности любого честного начинания. И дело здесь не в правительственных решениях, не в чьей-то внешней злой воле, а в нас самих. В тотальном недоверии друг к другу, в неумении быть интеллектуально самостоятельными, в неспособности противостоять...
6. Свердлов М. Греческая драма
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: до н. э.), был создан гомеровский эпос. Период бурного развития городов-государств (VII–VI века до н. э.) ознаменовался торжеством лирики. V век, время расцвета полисного строя, стал золотым веком аттической драмы. Аттика, область в Средней Греции, и её столица, Афины, — родина античной драмы (поэтому её и принято называть аттической). Представьте себе Афины V века до н. э. во время одного из двух Дионисовых празднеств в году, зимой или весной. На склоне Акрополя уступами расположился театр Диониса, больше напоминающий современный стадион, трибуны с местами для зрителей. Почти все полноправные граждане Аттики присутствуют здесь. В течение четырёх дней им предстоит посмотреть пятнадцать драм, а судьям — выбрать лучшего из трёх трагиков и лучшего из трёх комиков (авторов трагедий и комедий). Зрителям не придётся платить за вход; напротив, им выплатят их дневной заработок. Ведь не только хористы, вступающие на круглую открытую площадку театра (орхестру), не только актёры, которые скоро выйдут из...
7. Шайтанов И. Из мифа в историю. Рождение эпоса.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: жертвы, и заклинание, и молитва. Обряд регулирует жизнь древнего племени, рода и отдельного человека. Рождается ли человек, достигает зрелости, женится, умирает — в каждом этом моменте ему должно сопутствовать благоволение высших сил. Когда есть повод наиболее подробно сказать о самом человеке, во имя которого совершается обряд? Разумеется, не при его рождении или когда он только лишь входит в зрелость, надеясь отличить себя славными делами. Человек виден целиком, когда его земной путь завершён. Для выражения горя, как и на всё другое, есть свои формулы. Обрядовый хор повторяет их. Но если умер или погиб великий герой, как-то его отличают, говорят ли о его деяниях? Сюжет на поля: Песня о героях Предполагают, что первые элементы рассказа о героях появляются во время похоронного плача. Запевала обрядового хора напоминал о том, кем был усопший. Одной-двумя строками оживлял память о совершённых им подвигах. Позже из этих кратких напоминаний разовьются песни о героях. Героические сказания есть у всех народов. Они по-разному называются. Иногда они бывают прозаическими, чаще — стихотворными, подобно русским былинам. Иногда на основе этих песен и сказаний возникают большие поэмы, носящие название эпических. Понятие: Слово “эпос” употребляется в нескольких значениях. Во-первых, это один из трёх родов словесного творчества наряду с лирикой и драмой. Эпос — повествовательный род. В нём преобладает рассказ о событии. Во-вторых, этим словом пользуются, говоря о всех формах словесного искусства, в которых живёт устная память народа: это и предания, и песни, и баллады. И в-третьих, чаще всего эпосом называют большие повествовательные произведения — эпические поэмы. Иногда их называют народным эпосом, имея в виду, что они созданы народом и отражают его представление о собственном прошлом. Иногда их называют героическим...
8. Шайтанов И. Что такое миф?
Входимость: 1. Размер: 80кб.
Часть текста: которые творили мифы. В миф безусловно верили. Этим он отличался от сказки. Сказка — ложь, вымысел. Миф — правда. Первоначально в мифе было заключено всё знание, каким обладал человек. Он вмещал в себя всё, что позже разовьётся в религию, искусство, науку, философию. В этом смысле миф синкретичен. Это слово нам уже встречалось, но по другому поводу. По какому? Когда мы говорили о древнем обряде, нераздельно соединившем в себе танец, музыку, слово (см. раздел предшествующей главы «Память жанра»). Миф тоже синкретичен, поскольку в нём все будущие формы сознания слиты и неразличимы. Понятие: Миф — первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф — это рассказ о богах и о героическом начале человеческой истории. В любом музее есть скульптуры, изображающие греческих богов и героев. Они могли быть созданы две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции или сто-двести лет назад в любой европейской стране. Образец красоты и совершенства, найденный в античности, по сей день называют классическим. Понятие: Слово “ античность ” восходит к латинскому “antiquitas”, означающему “древность, старина”. Говоря об античности, подразумевают Древнюю Грецию и Древний Рим — культурное прошлое, общее для всей Европы. Тот, кто хочет свободно чувствовать себя в европейском искусстве, не может обойтись без знания хотя бы основных событий и имён...
9. Шайтанов И. Из мифа в историю. У каждого героя свой путь
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: заботясь Жизни своей и возврате сопутников; тщетны Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы, Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога… Перевод — В. А. Жуковского. В нём несколько меньше, чем у Гнедича, устаревших слов — славянизмов. В целом стиль поэмы тот же — высокий, эпический, хотя повествует она о событиях не таких величественных, как «Илиада». Место битв здесь заняли странствия. “Многоопытный” муж — это Одиссей. Чаще всего его имя сопровождают другие устойчивые определения: “хитроумный” и “многострадальный”. Устойчивость определений — черта эпического стиля, склонного прибегать к повторяющимся формулам. Это характерно для поэзии, возникающей в устном творчестве и предназначенной для устного исполнения. Формулы — своего рода готовые блоки, удобные для запоминания и восприятия. В них нет ничего личного, но закреплено общее и неизменное. Так, движение времени в зримой смене дня и ночи отмечено десятки раз повторенной (с некоторыми вариациями) фразой: “Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос…” Цитата на поля: Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… Почему Гомер, сотни строк посвящающий описанию Ахиллесова щита, ни разу не дал хотя бы краткой картины утра, а ограничился повторением этой строки? У эпического поэта иное, чем у нас сегодня, ощущение природы. Для нас природа изменчива и неповторима. Для него она сродни вечности, а неповторимы чудесные творения богов и людей. Смена природных явлений — это лишь череда повторяющихся жестов того или иного божественного существа. Представьте себе...
10. Развитие словесного искусства в Античности; автор и читатель в литературном процессе
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: в. и было образовано от латинского «lit(t)era», что значит «буква». Следовательно, этимологически литература – это то, что написано с помощью букв. Н.А.Чистякова удачно сформулировала то представление о литературе, которое закрепилось в сознании современного человека: литература – это «письменно зафиксированное авторское словесное искусство, ориентированное на читателей и широко тиражированное для них» 11 . В Античности термина «литература» не существовало; все произведения словесного искусства принято было именовать «поэзией», а само словесное творчество – «поэтическим искусством». Ныне поэзией называются не все литературные произведения вообще, а только те, которые созданы в стихах. Это вполне согласуется с древней традицией, ведь понятие «поэзия» возникло в архаической Греции, то есть тогда, когда искусство слова пользовалось исключительно стихотворной речью, а прозаическая применялась лишь в прикладных областях – в делопроизводстве, для создания различных документов и т.п. Однако если мы вдумаемся в этимологию слова «поэзия», то поймем, что изначально для людей древности определяющим признаком этого понятия был вовсе не тот или иной тип художественной речи (стихи или проза). Слово «поэзия» (др.-греч. pуiesis) восходит к древнегреческому глаголу «poieo» – «делаю», «творю», «создаю», причем без дальнейшей конкретизации. Это напоминает нам о начальной стадии развития словесности, когда она еще была не самостоятельным видом искусства, а составной частью ритуально-мифологического комплекса (народно-обрядового синкретизма – А.В.Веселовский), который полностью определял бытие древнего человека в условиях первобытной общины и на ранней стадии классовых отношений, да и впоследствии, на более поздних этапах античной истории, оказывал заметное влияние на духовный микроклимат и уклад жизни общества. В рамках народно-обрядового синкретизма искусство слова было еще неотделимо от музыки, танца, пантомимы, следовательно, и не могло получить более точного,...