Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "MACHINA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XII. Эврипид.
Входимость: 9. Размер: 89кб.
2. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XI. Софокл.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
3. Дилите Д.: Античная литература. Еврипид (480—406 гг. до н. э.)
Входимость: 3. Размер: 16кб.
4. Эврипид
Входимость: 2. Размер: 54кб.
5. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
6. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XII. Гомеровская Энеида
Входимость: 2. Размер: 112кб.
7. В. Н. Ярхо. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии
Входимость: 2. Размер: 83кб.
8. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава XI Кризис мифологической традиции: «Андромаха», «Электра», «Орест» Еврипида.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
9. Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1. Глава VIII. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 55кб.
10. В. Н. Ярхо. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
11. Лосев А. Ф. Гораций
Входимость: 1. Размер: 74кб.
12. В. Н. Ярхо. Софокл
Входимость: 1. Размер: 31кб.
13. Творчесво Эврипида (480-406)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
14. Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1. Глава V. Греческое общество и культура в V—IV вв. до н. э..
Входимость: 1. Размер: 49кб.
15. В.Н. Ярхо. Софокл и его трагедии
Входимость: 1. Размер: 45кб.
16. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Софокл
Входимость: 1. Размер: 31кб.
17. Стефанов О.: Духовный заряд древнегреческого искусства.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
18. Ярхо В.Н.: Античная драма: Технология мастерства. Глава 3. Еврипид. «Ифигения в Тавриде», «Ион»
Входимость: 1. Размер: 63кб.
19. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава IX. Кризис нормативного героя: «Ипполит» Еврипида.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
20. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Происхождение трагедии и организация театральных представлений
Входимость: 1. Размер: 19кб.
21. Йегер В.: Вершина и кризис аттического духа. Еврипид и его время
Входимость: 1. Размер: 68кб.
22. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. Творец Антигоны и Эдипа
Входимость: 1. Размер: 49кб.
23. Творчество Еврипида
Входимость: 1. Размер: 38кб.
24. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава VIII. Происхождение драмы и театра.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
25. М.И. Никола. Еврипид
Входимость: 1. Размер: 14кб.
26. Распопин В.Н.: Литература Древней Греции. О мистериях и трагедиях в честь "виноградного бога"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
27. Боннар. А.: Греческая цивилизация. Глава XV. Возвращение к поэзии. Каллимах. "Аргонавтика" Аполлония Родосского.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
28. Происхождение драмы
Входимость: 1. Размер: 5кб.
29. СОФОКЛ
Входимость: 1. Размер: 41кб.
30. Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2. Глава XII. Гораций
Входимость: 1. Размер: 77кб.
31. Дилите Д.: Античная литература. Драма
Входимость: 1. Размер: 13кб.
32. Преображенский П.Ф.: В мире античных образов. 2. "Одиссея" и Гомер.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
33. В.Н.Ярхо. Трагический театр Софокла. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 17кб.
34. ЕВРИПИД (ОК. 480 Г. ДО Н.Э. - 406 Г.)
Входимость: 1. Размер: 10кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XII. Эврипид.
Входимость: 9. Размер: 89кб.
Часть текста: Глава XII. Эврипид. ГЛАВА XII ЭВРИПИД 1. Биография Эврипида. 2. Произведения Эврипида. 3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида. 4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида. 5. Общий характер творчества Эврипида, б. Образы трагедий Эврипида. 7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида. 8. Национальное и мировое значение Эврипида. 9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес». 1. БИОГРАФИЯ ЭВРИПИДА Эврипид — последний в ряду великих трагических поэтов Древней Греции. Эврипид родился, как утверждают его древние «Жизнеописания», в день Саламинской победы в 480 г. до н. э. на острове Саламине, куда выселились многие жители Афин на время нашествия персов. Однако такая датировка вызывает сомнение, так как свидетельствует о стремлении связать всех трех трагиков с Саламинской победой. Более достоверной кажется дата 484 г., отмеченная в «Паросской хронике». По словам «Жизнеописания», Эврипид был сыном простого лавочника Мнесарха, или Мнесархида, и торговки овощами Клито. Но эти сведения недостоверны, так как взяты из...
2. Радциг С. И.: История древнегреческой литературы. Глава XI. Софокл.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: является Софокл. Софокл, второй из знаменитых греческих драматургов, родился в 496 г. в аттическом деме Колоне, который прославлен им в замечательной песне хора в последнем его произведении — «Эдип в Колоне». Он был сыном богатого владельца оружейной мастерской Софилла и принадлежал, по-видимому, к знатному и влиятельному роду. Софокл получил хорошее образование и рано начал писать трагедии. Первую победу (над Эсхилом) он одержал в 468 г. своей тетралогией, в состав которой входила трагедия «Триптолем». В ней он воспроизвел аттическое сказание о том, как богиня Деметра даровала местным жителям начала земледелия, — в этом заключалось патриотическое значение пьесы. В ранне годы Софокл был близок к Кимону, вождю аристократической партии. Но расцвет его деятельности совпадает со временем Перикла, к кругу которого он и примыкал. Софокл принимал деятельное участие в общественной жизни. Как богатый человек, он занимал в 443 г. ответственную должность председателя комиссии казначеев эллинской, т. е. союзной, казны, в обязанности которого входило распределение податей между союзными...
3. Дилите Д.: Античная литература. Еврипид (480—406 гг. до н. э.)
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Часть текста: обсуждений, споров. Длинные монологи и диалоги вытесняют и заглушают песни хора. Однако главное свойство Еврипида — раскрытие чувств и страстей героев. Еврипид создает новый тип трагедии — трагедии страстей, скрывающихся в сердце человека. Он показывает, что начинающие бушевать страсти несут гибель, после их вихря остаются только руины человеческих судеб. К типу трагедии страстей относится и драма "Медея", написанная по мотивам мифа об аргонавтах. В ней поэт говорит о попранной верности, о неисполнении данного слова, о безумной страсти. В прологе драмы кормилица, поговорив с воспитателем детей, указывает, что трагедия зреет в сердце Медеи: Это облако стона сейчас Раскаленная злоба ее Подожжет. (Еврипид. Медея. Античная драма. М., 1970, с. 237. Здесь и далее пер. И. Анненского). Зрители слушат доносящиеся из дворца стоны и вздохи Медеи, ее проклятия Ясону и детям. Кормилицу мучает страшное предчувствие по поводу детей. Пришедшая Медея объявляет свои планы отомстить Ясону, Креонту и его дочери (262—264), потому что бросивший ее Ясон женился на царевне. Большинство исследователей Еврипида считает Ясона эгоистом и негодяем [9, 138; 17, 197; 27, 254—255 и т. д.]. Едва ли не один Ф. Зелинский оправдывает его, утверждая, что для него главное — не власть или богатство, а дети, что он — жертва [39, 347]. Медея этой трагедии — тоже сложный персонаж. Она может считаться как существом, ослепленным страстью, так и трезво размышляющей и хладнокровно действующей женщиной [19, 308—312]. Видимо, оба утверждения справедливы, так как Медея на самом деле весьма хладнокровно притворяется: она страдает настолько, насколько нужно страдать, желая смягчить сердце Креонта, чтобы тот разрешил ей еще на один день остаться в Коринфе, и плачет столько, сколько нужно плакать, желая пустить пыль в глаза Ясону, чтобы тот с детьми пошел просить Креонта и царевну не изгонять их. Однако она ведет себя так, потому что ослеплена местью, заглушающей в ней все, даже...
4. Эврипид
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: собой кризис и последующее разложение полисной системы. Рост рабовладельческой частной собственности имел своим последствием обнищание мелких производителей, не выдерживавших конкуренции рабского труда. Деклассированное население могло кормиться лишь за счет государственной помощи, а имущие слои стремились уменьшить долю расходов, которую им приходилось при этом нести. В период подъема афинской демократии противоречие это смягчалось обилием доходов, которые государство извлекало из эксплоатации союзных общин и колоний, но агрессивная внешняя политика Афин неизбежно вела. к столкновению с другими полисами. Столкновение, наконец, произошло; оно вылилось в Пелопоннесскую войну (431 — 404 гг.), борьбу между Афинами и Спартой, и в орбиту войны была вовлечена почти вся Грещия. «Вся Эллада, — говорит современник и активный участник войны, афинский историк Фукидид, — была потрясена, потому что повсюду происходили раздоры между партиями демократической и олигархической, причем представители первой призывали афинян, представители второй — лакедемонян». Однако война лишь обнажила и обострила противоречия, которые нарастали уже в период расцвета афинской демократии и знаменовали наступающий распад полиса. «...с развитием торговли и промышленности происходило накопление и концентрация богатств в немногих руках, обнищание массы свободных граждан, которым только оставалось или, занявшись ремеслом, вступить в конкуренцию с рабским трудом, что считалось постыдным, позорным занятием и не сулило к тому же большого успеха, или же превратиться в нищих. Они шли — при данных условиях неизбежно — по последнему пути, а так как они составляли массу, то тем самым привели к гибели и все афинское государство. Не демократия погубила Афины, как это утверждают европейские школьные учителя, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое ...
5. Ярхо В.Н.: Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.). Поэзия. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: о происхождении и семейной жизни поэта, обязанных своим появлением аттической комедии, для которой творчество и личность Еврипида служили предметом непрестанных нападок и насмешек. В действительности поэт, родившийся около 484 г., происходил из богатой и знатной семьи, имевшей поместье на острове Саламине. Здесь впоследствии показывали уединенную пещеру на берегу моря, где Еврипид любил проводить время, обдумывая свои произведения. Молва называла его учеником Анаксагора и Протагора и другом Сократа — таким путем старались объяснить содержащиеся в трагедиях Еврипида многочисленные отклики на современные ему философские учения и естественнонаучные теории, к которым он проявлял несомненный интерес. Еврипид впервые выступил на состязаниях трагических поэтов в 455 г., но неудачно; первой награды он добился только в 441 г., да и в дальнейшем афинская публика не баловала его признанием: при жизни он одержал всего четыре победы; пятую ему принесла поставленная посмертно в 405 г. трилогия, от которой сохранились трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде». Они были написаны в Македонии, куда Еврипид в 408 г. переехал по приглашению царя Архелая; здесь он и умер полтора-два года спустя. Не оцененный...
6. Клейн. Анатомия "Илиады". Глава XII. Гомеровская Энеида
Входимость: 2. Размер: 112кб.
Часть текста: . Аналитики с давних пор считают, что царь дарданов Эней позже других героев вошел в эпос. Как показано мною в главе II, связь Энея с дарданами вторична. Первоначально царь и «его» народ были приурочены к разным местностям в Троаде: дарданы — к северному побережью (где город Дардан, пролив Дарданеллы), Эней — к южным склонам Иды (куда он убегал от Ахилла). Дарданы — древний исторический народ, ко времени сложения песен столь же мифический, как Троя; Эней — фигура поздняя. Доля формул с постоянными эпитетами для этого имени от общего числа его упоминаний в «Илиаде» — 18%, тогда как для Елены 65%, для Одиссея — 56, Александра — 47, Гектора — 41, Ахилла — 38, Приама — 32, Патрокла — 23%. Энея не было среди женихов Елены (у Гесиода) 2 . его отца Анхиза нет в числе старейшин Приама (в «Обзоре со стены») 3 . Во многих книгах «Илиады», где по обстановке Эней мог бы быть среди героев (I, III, IV, VII, Χ, XV, XXIV), он отсутствует 4. Имя «Эней» (Αινείας) образовано от названия упоминаемого в «Илиаде» (IV, 520) города Эн (Αίνος) 5, причем не как эпоним (по которому назван город), а как производное от названия города. Город находился неподалеку от Троады — во Фракии, возле устья Герба — и получил название от реки Эний (Strab., VII, 51а) или от фракийского племени энеев (о нем — Hipponax. Fr. 41 Diehl), но у фракийцев раньше он назывался Полтиобрия (Strab., VI, VI. 1). Город был колонизован эолийцами из Кимы...
7. В. Н. Ярхо. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: считал главным признаком трагического героя благородство, и в мировом театре найдется немного образов, способных поспорить в чистоте и благородстве с Ипполитом, в искренности самопожертвования - с Алькестой {Это имя, как и название трагедии, правильнее было бы передать по-русски "Алкестида", мы придерживаемся здесь формы "Алькеста", чтобы избежать разнобоя с переводом Ин. Анненского, избравшего последнее чтение.} или Ифигенией. В творениях Еврипида древнегреческая драма, несомненно, достигла вершины трагизма, глубочайшего пафоса и проникновеннейшей человечности. Поэтому, говоря о кризисе героической трагедии в драматургии Еврипида, мы не собираемся ставить это в вину великому афинскому поэту, как никому не придет в голову преуменьшать величие Рабле или Шекспира из-за того, что им довелось пережить и отразить в своем творчестве кризис ренессансного мировоззрения, - может быть, писатели, которые запечатлевают в своих произведениях сложность исторического пути человечества, как раз потому особенно дороги и близки их далеким потомкам. Еврипид, несомненно, находится в ряду таких творцов, но если мы хотим оценить его истинное значение для нас, мы должны понять, какое место он занимал в культуре своего времени, и в частности в развитии античной драмы, - тогда выяснится, почему конец античной героической трагедии оказался началом для многих линий не только античного, но и общеевропейского литературного процесса. 1 Год рождения Еврипида не известен достаточно достоверно. Античное предание, по которому он родился в день битвы при Саламине, представляет лишь искусственную конструкцию, связывающую имя третьего великого трагика с именами его предшественников, - поскольку Эсхил в самом деле участвовал в Саламинском сражении, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей,...
8. Ярхо В.: Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. Глава XI Кризис мифологической традиции: «Андромаха», «Электра», «Орест» Еврипида.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: традиции: «Андромаха», «Электра», «Орест» Еврипида. ГЛАВА XI КРИЗИС МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: «АНДРОМАХА», «ЭЛЕКТРА», «ОРЕСТ» ЕВРИПИДА Среди исследователей античной философии широким распространением пользуется формула «от мифа к логосу», которой несколько десятилетий тому назад немецкий филолог В. Нестле обозначил путь, пройденный древнегреческой философией от первоначально нерасчлененной «космогонии» VIII—VII веков до н. э. к рациональному понятийному мышлению, сумевшему к IV веку до н. э. выработать отвлеченные категории и определения. По аналогии с философией формулу «от мифа к логосу» нередко переносят и на художественное творчество древних афинян, видя в этой «рационализации» некий шаг вперед по сравнению с мифологической образностью. Между тем вплоть до середины V века до н. э. сама философия мыслит в достаточной степени образно,— к примерам, приведенным в первой главе, достаточно добавить парменидовскую Дику, открывающую философу сияющие врата царства знания, или эмпедокловские Вражду и Любовь, действующие подобно антропоморфным богам 1 . Что же касается древнегреческой трагедии, то несомненным фактом ее истории, уже известным нам из «Ипполита» и «Геракла», является потеря веры в богов — носителей разумного начала и мировой справедливости. Значит ли это, что, высвобождаясь из-под власти мифа как формы художественного осмысления «священной истории» своего народа, греческая трагедия делает шаг навстречу более рациональному объяснению мира? Уже упомянутые...
9. Гиленсон Б.А.: Античная литература. Древняя Греция. Книга 1. Глава VIII. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: назвал его «трагичнейшим из поэтов», имея в виду не только пафос его творчества, но и личную судьбу: не до конца оцененный, понятый современниками, он сделался любимцем потомков. Обратим при этом внимание на одну не до конца разгаданную закономерность истории литературы. Нередко оказывается, что почти одновременно творят два равновеликих по таланту художника слова, но очень разные по манере, творческой биографии. Таковы Гёте и Шиллер, Байрон и Шелли, Диккенс и Теккерей, Толстой и Достоевский, Блок и Брюсов, Фолкнер и Хемингуэй, Сартр и Камю. Перечень подобных литературных «пар» можно было бы продолжить. Еврипид был младшим современником и соперником великого Софокла. Но как различны их судьбы, проблематика, художественная манера, общая тональность творчества.  ВЕХИ БИОГРАФИИ. Жизнеописания Еврипида, как и многих других эллинов, страдают неполнотой. Окружены они и легендами, нередко фантастическими; в некоторых отразилось недоброжельное отношение к Еврипиду. Известно, что он родился в 480 г. до н. э. на острове Саламин, где показывают пещеру, которую он позднее сделал своим кабинетом. Отец его – афинянин по имени Мнесарх; мать – Клито была, по-видимому, торговкой; будущий драматург получил хорошее образование, затем, как все афиняне, достигнув 18-летнего возраста, стал эфебом, т. е. прошел двухлетнюю школу воинского обучения. Еврипид был человеком не столько практического дела, сколько мысли, творческого горения. Он испытывал силы в музыке, живописи, неплохо рисовал. Одной из самых счастливых его черт была неутолимая, жадная тяга к знаниям, сохранявшаяся до конца жизни. Истинный сын «века Перикла», он много и жадно читал практически все, что можно было...
10. В. Н. Ярхо. Еврипид
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: поместье на острове Саламине. Здесь впоследствии показывали уединенную пещеру на берегу моря, где Еврипид любил проводить время, обдумывая свои произведения. Молва называла его учеником Анаксагора и Протагора и другом Сократа - таким путем старались объяснить содержащиеся в трагедиях Еврипида многочисленные отклики на современные ему философские учения и естественнонаучные теории, к которым он проявлял несомненный интерес. Еврипид впервые выступил на состязаниях трагических поэтов в 455 г., но неудачно; первой награды он добился только в 441 г., да и в дальнейшем афинская публика не баловала его признанием: при жизни он одержал всего четыре победы; пятую ему принесла поставленная посмертно в 405 г. трилогия, от которой сохранились трагедии «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде». Они были написаны в Македонии, куда Еврипид в 408 г. переехал по приглашению царя Архелая; здесь он и умер полтора-два года спустя. Не оцененный при жизни, Еврипид уже в IV в., а затем в эпоху эллинизма и римского владычества стал наиболее популярным из трех классиков греческой трагедии; из написанных им 92 произведений еще на рубеже новой эры были известны 75 драм. До нас дошло 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множество фрагментов, зачастую довольно обширных, а также приписываемая Еврипиду трагедия «Рес», в действительности едва ли ему принадлежащая. Сохранившиеся драмы Еврипида относятся к периоду между 438 и 406 гг., близко совпадая, таким образом, по времени с известным нам периодом творчества Софокла; почти одновременно оба поэта ушли из жизни. И тем не менее трудно представить себе двух драматургов, более различных по мировоззрению и по пониманию стоявших перед ними художественных задач. Присущие афинской демократии...